Таким образом, в Казахстане завершился процесс формирования института президентской власти.




Вокруг статуса президента в Казахстане в 1993-1995 гг. в республике развернулись достаточно жесткие дискуссии. Конституция Казахстана 1995 г., закрепив президентскую форму правления, способствовала существенному перераспределению полномочий между различными органами государственной власти, при этом особо была усилена президентская власть. Подобные процессы, которые никак нельзя признать казахстанской спецификой, напротив, следуют общемировым тенденциям, верно охарактеризовал казахстанский ученый Б.А. Майлыбаев. В своей монографии он заключает: «Президентская власть необходима для организации и налаживания сложной системы общественных связей в экономической, социально-культурной, административно-политической сферах; созидательной, интегративной и охранительной деятельности. Другие ветви власти не в состоянии взять на себя данную совокупность функций в полном объеме, учитывая многообразие общественных отношений, обретающих особую динамику в переходный период» [2, с. 12].

С принятием Конституции 1995 г. в Республике Казахстан происходит становление самостоятельной президентской ветви власти. Президентская власть демонстрирует свой приоритет как над исполнительной властью, так и над остальными ветвями власти. Сохранение за Президентом центрального места в системе органов государственной власти Казахстана будет определять перспективы развития государственного механизма в стране.

Полагаем необходимым ответить на вопрос о том, в чем же заключаются основные достоинства и преимущества президентской системы? На наш взгляд, можно выделить следующие:

  • глава государства несет персональную ответственность за положение дел в стране;
  • президент без излишних проволочек и согласований может принимать оперативные меры для поддержания порядка в сложных ситуациях, обеспечивает проведение внутренней и внешней политики; отвечает за безопасность страны;
  • президент стоит во главе государственного аппарата, вносит определенность в его деятельность, направляет его работу;
  • возглавляет вооруженные силы страны, обеспечивая тем самым единство государственного и военного руководства:
  • имеет возможность координировать различные ветви власти, обеспечивая единство государственной деятельности [3].

Сущностью демократии является тот факт, что глава государства приходит к власти путем выборов. Срок, на который избирается глава государства, определяется периодичностью, с которой проводятся выборы. Реальный объем государственной власти и степень воздействия президента как главы государства на социальные процессы зависит не только от конституционно закрепленных полномочий, но и от избранной формы правления и особенностей политического режима. Большое значение имеют личные качества и способности главы государства – Президента РК как государственного деятеля.

Вспомним, что классическая теория разделения власти подразумевает три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Однако в последнее время в научной литературе все большую поддержку приобретает позиция, рассматривающая президентскую власть как самостоятельную в системе разделения властей, которая не относится в полной мере к исполнительной власти, а, исходя из конституционных полномочий, представляет собой самостоятельную ветвь власти.

Эта точка зрения отражена и в структуре действующей Конституции РК 1995 г. Так в разделе Конституции Казахстана 1995 г., посвященной государственному управлению выделяется большее число структурных институциональных компонентов государственной власти. В частности, группа конституционных норм, определяющих обособленные институты власти, посвящена не только трем «классическим» ветвям власти, но также Президенту Республики Казахстана как институту «президентской власти».

На наш взгляд, такая позиция вполне обоснована. Представление о «президентской власти» (Президенте Республики Казахстане как институте – «президентуре») в качестве особого институционального компонента государственной власти возникает в рамках институционально-функциональной теории государственной власти. Эта теория связывает государственную власть с определенными функциями государственного управления. При этом данное положение получает свое правовое оформление в виде структурного деления власти на ряд компонентов с конституционно закрепленной компетенцией. Тем самым, полагаем, что сегодня можно говорить о самостоятельной президентской власти в Республике Казахстан.

Президент Республики Казахстан Н. Назар­баев – Лидер Нации

Президент Республики Казахстан является лидером нации. С первых дней своей политической деятельности Н.А. Назарбаев взял курс на создание демократического фундамента нового государства, которое взяло курс на установление свободного, демократического взаимоотношения со всеми государствами мира на взаимовыгодных условиях. И именно такая политика лидера нашего народа и государства позволила установить дипломатические отношения с государствами, объединяемыми ООН.

История подтверждает, что на протяжении всего развития человечества в самые тупиковые ситуации в самых разных нациях вперед выдвигались свои, признанные народом истинные лидеры и предводители. В США – это Авраам Линкольн, Джордж Вашингтон, во Франции – Шарль де Голь, в Турции – Мустафа Кемаль Ататюрк, в Индии – Махатма Ганди. Они выходили на сцену в самые трудные и решающие моменты для нации. Таким образом, они становились зачинателями великих преобразований. Выводили свою нацию из тупиковой ситуации, ставили в ряд развитого человеческого общества. Лидер нации никогда не приходит на свет посредством назначения или выборов. Только те государственные руководители, которые вывели свою нацию из тяжелых испытаний суровой судьбы, могут считаться истинными и признанными лидерами нации.

Лидером нации может именоваться тот, кто берет на себя великую ответственность за судьбу нации в самые трудные моменты и успешно выполняющий свои задачи, способный совершить крутой поворот на пути развития человечества. Здесь очень важна вера нации своему лидеру. А лидер должен всячески оправдывать это доверие.

Н. Назарбаев – истинный лидер своего народа. Приведем примеры. Когда принимался закон о государственном языке, Н. Назарбаев настоял, чтобы казахский язык официально получил статус государственного языка.

Глава государства завоевывает авторитет в мировом сообществе своими жизнеспособными передовыми идеями и предложениями. Его предложение о сокращении оружия массового поражения, направление сэкономленных от этого средств в помощь голодающим и немощным всего мира, прозвучало с высокой трибуны Организации Объединенных Наций. Это предложение было поддержано представителями почти всех государств мира. Призыв глав мировых религий к согласию и взаимному уважению, найти общий язык – тоже принадлежит главе нашего государства.

Заключение

Известно, что в истории человечества было немало великих личностей. Но ни одна из них не собирала за круглым столом для рукопожатия представителей разных вероисповеданий: ислама и христианства или буддизма и иудаизма. И только в столице РК Астане три раза подряд собирались не только главы четырех главных вероисповеданий, но и всех традиционных религий всего человечества. При этом все единодушно заявили: «Мирное сосуществование возможно!».

Казахстан – эта страна с четкой целью на перспективу, страна, которая с уверенностью смотрит на свое будущее. Это находит отражение и в нашем стремлении влиться в ряды 50 конкурентоспособных стран мира. Для достижения этой высоты и служат непререкаемый авторитет нашего Президента – Лидера нации Нурсултана Абишевича Назарбаева, его богатый опыт и глубокие знания, международное признание. Президент Н.А. Назарбаев нарастающими темпами набирает международный авторитет и влияние как политик и лидер нации в процессе развития и становления демократического, сильного государства, которая обладает не только по объему земли (9 место в мире).

 

Литература

1. Сартаев С.С. Президентство целесообразно // Казахстанская правда. – 10 апреля. – 1990.

2. Майлыбаев Б.А. Становление и эволюция института Президента Республики Казахстан: проблемы, тенденции, перспективы (опыт политико-правового исследования). – Алматы: Арыс, 2001.

3. Мухамеджанов Б.А. Форма правления Республики Казахстан: конституционная модель и практика государственного управления. – М.: Наука, 2007. – 246 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: