Свт. Петр Александрийский




"...Очень поучителен для нас пример св. Петра, архиепископа Александрийского, и его отношения к еретику Арию, изобретателю вреднейшей для Церкви в древности ереси – арианства. Арий был ученым александрийским пресвитером. Под влиянием гностических взглядов он начал проповедовать учение, противное Евангелию, – что Христос не есть истинный Бог, не есть Сын Божий, совечный и собезначальный Отцу, но лишь некое наивысшее первое творение Божие, некое орудие, через которое Бог сотворил мир. Этим своим лжеучением Арий подрывал богооткровенную веру во Святую Троицу, авторитет Священного Писания и учения об искуплении, согласно которому только Иисус Христос как Бог и воплощенный Сын Божий мог искупить весь род человеческий от греха, проклятия и смерти. Поскольку тварь не может искупить тварь, или, как сказал Псалмопевец, человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него (Пс. 48, 8).

 

Св. архиепископ Петр заметил неправосмыслие Ария, многократно его укорял, вразумлял, обличал, увещевал, но напрасно. Арий упорствовал в своей ереси. Тогда праведный архиерей извергл его из сана и лишил общения с Церковью. В это время вспыхнуло гонение со стороны языческой власти против христиан. Жертвой гонения стал и архиепископ Петр.

 

Он был заключен в темницу. Арий тут же догадался, что это подходящий момент для его восстановления в сане. Его тайным намерением было после смерти архиепископа Петра занять Александрийский престол. Поэтому он послал двух пресвитеров, приближенных к Святителю, чтобы те ходатайствовали за него и засвидетельствовали, что он якобы раскаялся и отказался от своих ложных убеждений. В ту ночь св. Петр имел видение в темнице. Сам Христос явился ему и открыл, что Арий покаялся неискренно и что нельзя принимать его в общение с Церковью.

 

На другой день два пресвитера вошли в темницу архиепископа Петра и смиренно просили его простить Ария. Блаженный Петр со слезами на глазах им отвечал: «Возлюбленные, не знаете, о ком просите, – просите о том, кто терзает Церковь Христову. Вы знаете, что я люблю своих овец и не желал бы, чтобы какая-нибудь из них погибла. Больше всего я молю Бога, чтобы Он всем подал прощение грехов и спасение; только Ария я отвергаю, ибо он Самим Богом отвержен и от святой Церкви отлучен не столько моим судом, сколько Божиим, так как он не перед человеком, но перед Богом согрешил, хуля тайну Святой Троицы».

А после этого добавил: «Не думайте, что я несправедлив к Арию и жесток по отношению к согрешающим. Грех, соделанный по человеческой немощи, хотя был бы и наибольшим, намного меньше злобы Ария». После этого архиерей открыл им, как ему явился этой ночью Сам Христос, облеченный в разорванную ризу. Объятый благоговейным страхом, св. Петр спросил: «Спасителю, кто Тебе ризу раздрал?» Господь ответил ему: «Арий безумный! Он отделил от Меня людей, которых Я стяжал Своей Кровью. Но ты внимай! Остерегайся и не принимай его в церковное общение: он замышляет лукавое и враждебное против Меня и народа Моего. Не принимай в стадо волка, притворяющегося овцой" (Св. Димитрий Ростовский. Книга житий святых, месяц ноябрь, день 25).

 

Особенно поучительно для нас в этом видении Христово отношение к еретикам. Они определены как враги Божии. Если воплощенная Любовь не терпит еретиков и наставляет православного архиерея отлучить Ария от Церкви, то разве мы можем покровительствовать врагам Божественной истины и относиться к ним со снисходительным расположением? Они раздирают Христову Церковь. Поэтому должны быть отлучены от нее, если не покаются. Святитель Петр умер мученической смертью в 311 году, а Арий был осужден на Первом Вселенском Соборе в 325 году как нераскаявшийся еретик.

 

 

Случай с Александрийским архиепископом св. Петром поучителен и с других сторон. Православная Церковь в то время находилась в очень сложной обстановке. С одной стороны ее сильно истязали бури языческих гонений, а с другой – на нее наступала опасная ересь Ария, приобретающая все больше сторонников. Арий не был язычником, но христианским священником. Он был учителем веры в своей епархии, только ошибочно понимал тайну Христа.

«Что из того?», – сказали бы сегодня многие, не понимающие, что Церковь не есть земная организация, допускающая различные мнения по тому или иному вопросу. Она есть Божественный институт, основанный на абсолютной и непреложной богооткровенной истине, – что Иисус из Назарета есть Христос, Мессия, Сын Бога Живаго (см.: Мф. 16, 16). Земные организации имеют земное основание и могут оспаривать свое превосходство друг перед другом. А Церковь Христова – это единственный в своем роде Богочеловеческий организм без равносильных соперников. Она есть сокровищница откровенных от Бога тайн веры, возвестительница благой вести о спасении, раздаятельница благодати и путеводительница в небо. Она не является распространительницей человеческих учений, чтобы входить в компромиссные союзы с различными земными религиозными содружествами. Она имеет Бога Отца Законодателем (см.: Исх. 20, 1–17), Бога Сына – Учителем (см.: Мф. 23, 8) и Бога Духа Святаго – Освятителем (ср.: 1 Петр. 1, 2; 2 Сол. 2, 13). То, что открыто Богом, – только то она принимает. Еретические же мнения решительно отвергает, потому что они противоречат пути спасения.

 

Вот почему архиепископ Петр не мог пойти на компромисс с Арием. Последний был хитер и изворотлив. Он лукаво утверждал перед Архиереем, что хочет иметь мир с ним якобы во имя общецерковных интересов. Перед общим врагом – язычеством – он предлагал объединить неправомыслящих ариан с православными христианами. Он как будто говорил Святителю: «На наших глазах идет гонение. Вот, ты сам арестован. Многие из вверенной тебе паствы погибли мученически. Можно ли сейчас, когда мы поставлены перед такой судьбоносной опасностью для Церкви, ссориться между собой из-за наших разномыслий? Мы веруем во Христа, хотя один так, а другой – иначе. Но мы Его не отрицаем, как отрицают язычники. Я готов в чем-то уступить. Пойди и ты на компромисс, и мы объединимся. Хорошо ли будет, если язычество нас уничтожит? Если нас будет больше после объединения, то мы сможем успешнее ему противостоять и в итоге победим!» Но верный Христу архипастырь так не думал. Он ясно понимал, что объединение с ересью означает не прирост Церкви, а внутреннее ее разложение, ведущее к окончательной гибели. Потому что ересь – это диавольская бацила, которая разлагает, убивает, уничтожает"…

 

 

Свт. Никон Исповедник

"...Из жития святого Цареградского Патриарха Никона Исповедника известно, сколько вреда и бед принесла иконоборческая ересь Византийской Империи. Многим православным епископам пришлось претерпеть за истинную веру изгнание, голод и жажду. А паства их приняла чуждый еретический дух. Видел это св. Патриарх Никифор, который еще занимал свой первосвятительский престол, и со слезами непрестанно молил Господа спасти Церковь Свою и сохранить Свое словесное стадо от еретической проказы. Он увещевал и наставлял православных не соединяться и не иметь общения с еретиками, но беречься их закваски как змеиной отравы. Святитель призывал верующих не падать духом, мужественно претерпевать гонения и не бояться тех, которые могут убить тело, но не имеют власти над душою.

 

Если в ересь уклонятся даже и Цари, и все люди, если не останется совсем христиан, стоящих в истине, то и тогда чада Христовы не должны колебаться, но помнить, что Господь не обещал пребыть с большинством, – Он милостиво призирает на малое стадо, смиренное и трепещущее Его словес (см.: Ис. 66, 2). Таковые Ему дороже множества, не имеющих страха Божия. Для унывающих и объятых боязнью христиан Патриарх повторял слова Христовы: не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство (Лк. 12, 32). За верность Православию св. Никифор был низвергнут с Патриаршего престола и умер в заточении в 828 году (см.: Свт. Димитрий Ростовский. Книга житий святых на месяц июнь, день 2)"...

 

 

Свт. Марк Ефесский памятен не только тем, что он был великим богословом своего времени, не только тем, что он был православным подвижником и ученым, и не только тем, что он был православным епископом. В качестве епископа ему послужить, практически, не удалось: он был рукоположен перед самым Флорентийским собором, чтобы участвовать в нем в качестве епископа, а когда он после собора попытался вернуться на свою кафедру, его туда не допустили турки, которые к тому времени уже захватили Ефес, а не допустили потому, что император Византии принял унию, которую не признавал святой Марк, и сказал туркам, что святителя Марка принимать нельзя, потому что он, якобы, незаконный епископ. И поэтому в качестве епархиального епископа святитель и не служил. Кем же он был прежде всего?

Он был прежде всего исповедником Православия. Он ехал на Флорентийский собор как человек, которому доверяли очень и очень многие, прежде всего монашество, а монашеству доверял уже остальной народ; и на Флорентийском соборе в 1438—39 годах он вел себя непреклонно, он был одним из тех, кто все время в спорах с латинянами-католиками отстаивал православное учение. В какой-то момент он понял, что добиться от латинян признания их заблуждений не удастся, а уния все равно будет заключена; после этого он уже не вступал в споры, хотя оставался до конца собора, и когда уния была подписана, он ее, разумеется, не подписал. И что это означало — отсутствие его подписи под актом унии, хотя все епископы и другие лица, присутствовавшие на соборе, унию подписали? — Об этом лучше всего говорят слова папы Римского Евгения IV, который, получив рапорт о том, что уния с греками заключена, спросил, подписал ли ее Марк Евгеник (Евгеник — это фамилия святого Марка), и узнав, что не подписал, сказал: "Итак, мы ничего не сделали!"

 

Действительно, когда греческая делегация вернулась из Италии в Константинополь и народ узнал, что уния подписана, и только один святой Марк ее не подписал, епископов не хотели принимать в их епархиях. И подавляющее большинство епископов покаялись и вернулись в православие. А меньшинство осталось в унии, в том числе русский митрополит Исидор, который был назначен в Киев; однако, когда он прибыл в Россию, его здесь не приняли и посадили в тюрьму, откуда он убежал в Рим. А в Константинополе некоторое время были патриархи-униаты, признававшие католиков, но их почти никто не поминал, и последний патриарх-униат за три года до падения Константинополя сбежал в Рим, потому что его имя за богослужением возносилось только в одной его домовой церкви, а в самом Константинополе и в других местах Византии его отказывались поминать. Законного патриарха в Византии тогда не было, но были другие епископы, и Церковь могла существовать и без патриарха. Вот к чему привела такая твердая позиция святителя Марка Ефесского — к тому, что уния распалась, разбившись, фактически, об него одного.

 

И конечно, это для нас пример не только стояния в православии, но и того, что Православие всегда делается в одиночку — не всегда, конечно, так явно, как это было в случае Марка Ефесского, но по сути своей всегда, и внутренне по-другому быть просто не может. Это бывает тогда, когда внутренне мы постоянно делаем выбор, сами наедине с Богом и с той ситуацией, в которой мы оказались. И мы при этом не должны смотреть на то, что кто-то еще нас в этом выборе поддерживает. Действительно, очень часто бывает, что когда мы делаем выбор в сторону православия, то находятся и другие люди, для нас дорогие и авторитетные, которые тоже делают такой же выбор, поддерживают нас, и потому нам легче бывает сделать этот выбор. Конечно, это хорошо; но основные душевные плоды мы приносим не тогда, когда мы делаем правильный выбор и нам что-то облегчает этот процесс, а тогда, когда правильный выбор сделать труднее, — в ситуациях, подобных той, в которой оказался Марк Ефесский на Флорентийском соборе. И надо понимать, что как мы в душевной свой жизни должны все сами за себя решать (и здесь мы всегда будем одинокими; мы должны идти на это одиночество и добровольно его принимать), так и в жизни Истинной Церкви бывает аналогичное одиночество (хотя и не такое же, потому что Церковь — это совокупность людей): это все время гонимое меньшинство. Не всегда эти гонения явные, но они всегда готовы начаться, и все время чувствуется некоторое давление среды и большинства, которое не держится истинного Православия, а периодически эти гонения переходят в открытую форму".

 

 

Свт. Игнатий Брянчанинов:

"...Истинные христиане всех времен со всевозможным тщанием хранились от яда смертоноснаго ереси и прочих учений лжи. Они неотступно держались догматическаго и нравственнаго предания Церкви. Не только веровали православно в Святую Троицу, но и жизнь свою, и подвиги свои, и нравы направляли по преданию Церкви. Отличительною чертою всех святых Отцов было неуклонное руководство нравственным преданием Церкви, и они заповедали такого только духовнаго наставника считать истинным, который следует во всем учению Отцов Восточной Церкви и их писаниями свидетельствует и запечатлевает свое учение. Кто ж думает руководить ближних из начал премудрости земной, и из начал падшаго разума, как бы он ни был блестящ, тот сам находится в самообольщении и последователей своих приводит к самообольщению. Святые Отцы постановили непременным правилом для желающаго спастись – последование нравственному преданию Церкви. Для этого они заповедуют желающему жить благочестиво и благоугодно руководство наставлениями истиннаго учителя или руководство писаниями отеческими, соответствующими образу жизни каждаго"...

 

 

Свт. Григорий Палама. Омилия VIII. О вере.

"Да будет вам известно, братие, что дурные страсти и нечестивые учения взаимнотесно связаны, являясь источником друг другу и бывают причиной того, что Бог справедливо оставляет такого рода людей.

 

Тот факт, что многочисленный рой грехов происходит от нечестия, явил нам великий Павел, писав о эллинах: "Якоже не искусиша имети Бога в разуме, но разумевше Бога, не яко Бога прославиша или благодариша, предаде их Бог в неискусен ум, творити неподобная; исполненных всякия неправды, блужения, лихоимства и прочему" (Рим.1:28:21). А тот факт, что греховностью, в свою очередь, вводится нечестие, возможно представить на основании многих несчастным образом потерпевших это.

Так, Соломон оный, отдавшись плотским услаждениям, поскользнулся в идолопоклонничество. Так, Иеровоам, побежденный крайним любоначалием, принес жертвы золотым тельцам. Так, Иуда предатель, болезновав сребролюбием, впал в богоубийство.

 

Итак, и вера без дел мертва и призрачна, и дела без веры - напрасны и бесполезны. Поэтому благодать Духа соединила днесь, в это святое время Поста и упражнения в добродетели, как - восхваление правоучащих Слово Благочестия (т.е. Православное Вероисповедание), так и - публичное отвержение тех, которые учили неправославно, - дабы мы и в вере и в делах проявили тщательность: и веру чрез дела явили, и чрез веру приобрели пользу от трудов".

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: