ЗАДАЧА 2.2. Тема «Логический квадрат». Заполните таблицу тремя своими примерами. Текст, написанный курсивом – образец.




  Отношения совместимости Отношения несовместимые
  Отношения подчинения СУБОРДИНАЦИЯ Отношения частичной совместимости СУБКОНТРАРНОСТЬ Отношения противоположности КОНТРАРНОСТЬ Отношения противоречия КОНТРАДИКТОРНОСТЬ
Символическое обозначение обоих суждений и их развернутые схемы. А) (SaP) Все S есть P. (SiP) Некоторые S есть P. Б) (SeP) Ни один S не есть P. (SоP) Некоторые S не есть P. (SiP) Некоторые S есть P. (SoP) Некоторые S не есть P. (SeP) Ни один S не есть P. (SaP) Все S есть P. А) (SeP) Ни один S не есть P. (SiP) Некоторые S есть P. Б) (SаP) Все S есть P. (SоP) Некоторые S не есть P.
Схемы отношений истинности и ложности между суждениями в логическом квадрате данного вида. A и I и Е и O и А л I? Е л O? I и A? O и Е? I л А л O л Е л I и O? O и I? I л O и O л I и A и Е л Е и A и А л Е? Е л А? A и Е л Е и A и А л Е и Е л А и
Пара суждений с одинаковой материей. Пример №1. Все студенты группы успешно сдали логику. Некоторые студенты группы успешно сдали логику. Некоторые студенты группы успешно сдали логику. Часть студентов группы не сдали логику успешно. Все студенты группы успешно сдали логику. Ни один студент группы не сдал успешно логику. Все студенты группы сдали логику успешно. Некоторые студенты группы не сдали логику успешно.
Пример 2.        

ЗАДАЧА 2.3. Тема «Логический квадрат». Придумайте пары суждений с «одинаковой материей», которые:

А) могут быть одновременно истинными, но не могут быть одновременно ложными.

Б) могут быть одновременно ложными, но не могут быть одновременно истинными;

В) не могут быть одновременно ложными, не могут быть одновременно истинными;

Г) из ложности первого должна проистекать истинность второго.

Укажите вид этих суждений и их отношения по логическому квадрату.

ЗАДАЧА 2.4. Тема «Модальность суждений». Дайте определение и придумайте примеры суждений к каждому виду модальности. Текст, написанный курсивом – образец.

№ вида Вид модальности Определение вида модальности (переписать из учебника) Подвиды Примеры суждений
  Алетическая модальность   Необходимость  
Возможность  
  Аксиологическая (оценочная) модальность   С помощью абсолютных понятий  
С помощью относительных понятий  
  Деонтическая (нормативная) модальность   Обязывание  
Запрещение  
Разрешение  
  Эпистемическая (познавательная) модальность   Достоверность Доказано, что Земля – круглая.
Проблематичность Опровергнуто, что Земля – плоская.

ЗАДАЧА 2.5.Тема «Виды сложных суждений». Заполните таблицу своими примерами. Текст, написанный курсивом – образец.

Вид сложного суждения Примеры Символическая запись
Соединительные суждения (конъюнкция) Деточкин воровал автомобили (А), но при этом не наживался на чужой беде (не-В). А ∩ не-В
Разделительные суждения (дизъюнкция) Строгая дизъюнкция    
Нестрогая дизъюнкция    
Полная дизъюнкция    
Неполная дизъюнкция    
Условные суждения (импликация)    
Равнозначные суждения (эквиваленция)    

Образец КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ№2 «ПРОСТЫЕ КАТЕГОРИЧЕСКИЕ СУЖДЕНИЯ».

ВАРИАНТ 1.


Задание 1. Определите, какое из нижеследующих предложений может быть истинным или ложным (т.е. является суждением), а какое нет, если нет, то почему.

А) Старый друг лучше новых двух.

Б) Тварь ли я дрожащая или право имею?

Задание 2. Определите вид суждения, приведите их символическую запись, укажите распределенность терминов, изобразите кругами их объемные соотношения.

а) Ни одна реклама не должна обманывать.

б) Все организационно-административные методы базируются на власти, дисциплине и ответственности.

в) Многие музыканты профессионально играют на двух и более инструментах.

Задание 3. Преобразуйте имеющиеся два суждения в суждения с «одинаковой материей». Определите вид каждого суждения и их отношения по логическому квадрату. Могут ли оба говорящие 1) ошибаться (оба суждения ложны); 2) быть правы (оба суждения истинны)?

1-й свидетель ДТП: Все пешеходы успели перейти дорогу.

2-й свидетель ДТП: Да нет же, никто и не начинал её переходить!

Задача 4. Придумайте пару суждений с «одинаковой материей», которые могут быть одновременно истинными, но не одновременно ложными. Укажите их вид этих суждений и отношения по логическому квадрату.


РАЗДЕЛ 3. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ

Задача 3.1. Определите вид суждения, приведите их символическую запись, изобразите кругами их объемные соотношения, задайте к каждому термину вопрос по его количественной характеристике и дайте на него ответ, в зависимости от своего ответа укажите распределенность термина. Если ответ - «все» (или «один»), то термин распределён и суждение относится к общим, если «некоторые», то термин не распределён и суждение является общим.

Пример 3.                
Пример 2.                
Пример 1. (образец убрать, вставить свои пример) Князь Владимир (S) сделал христианство на Руси государственной религией (P). Некоторые, все или один князь Владимир (S) сделал христианство на Руси государственной религией (P)? Один. Значит субъект «князь Владимир» является единичным понятием, объем его всегда неделим, стало быть, суждение общее, S – распределён. Все, один или некоторые сделавшие христианство на Руси государственной религией (S) являются князем Владимиром (P)? Один. Значит предикат «сделавший христианство на Руси гос.религией» - единичное понятие, объём которого всегда неделим, значит Р - распределён. Князь Владимир сделал христианство на Ру си государственной религией. Сделавший христианство на Руси государственной религией – князь Владимир S+ а P+ P+ а S+ Чистое обращение
  Исходное суждение Вопрос по количеству субъекта. Ответ по количеству субъекта. Вопрос по количеству предиката. Ответ по количеству предикат. Готовое обращение. Символическая запись обращения Вид обращения

Задача 3.2. «Непосредственные умозаключения. Превращение». Произведите превращение следующей посылки и сделайте символическую запись. Приведите три своих примера превращения.

Произведите превращение исходного суждения Изобразите структуру превращения Сделайте символическую запись превращения
Многие люди (S) бывают несдержанны в юности (P). Многие люди (S) не бывают сдержанными в юности (P). Все S есть не-P. Все S не есть P. S a не-P S е P
     
     
     

 

Задача 3.4. Тема «Структура простого категорического силлогизма». Обозначьте большую и меньшую посылки, заключение, субъект (S), предикат (P) и средний термин (M) в следующем силлогизме. Сделайте символическую запись силлогизма. Изобразите кругами соотношение объемов субъекта, предиката и среднего термина.

Все Зверки-шнырки что-нибудь коллекционируют.

Снусмумрик никогда ничего не коллекционирует.

Снусмумрик не является Зверком-шнырком.

Задача 3.5. Тема «Фигуры и модусы простого категорического силлогизма». Зарисуйте каждую фигуру в нужном столбике. Придумайте к каждой фигуре один пример категорического силлогизма. Укажите модус вашего умозаключения.

  Фигура 1. Фигура 2. Фигура 3. Фигура 4.
Рисунок        
Силлогизм        
Модус        

Задача 3.6. Тема «Сложносокращенные умозаключения». Приведите пример энтимемы. Восстановите данную энтимему до полного категорического силлогизма. Сделайте его символическую запись. Проверьте правильность вывода.

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: