Описание и организация педагогического эксперимента




 

В основу методики тренировок для подготовки детей и юношей в смешанных единоборствах вошли две части:

- содержательная - разработанная нами программа тренировок как модуль для подготовительной программы по смешанным единоборствам для старших групп в экспериментальном группе;

- организационная – методическая схема проведения тренировок в младших группах.

Цель программы: создание условий для формирования технико-тактических навыков у детей и юношей в смешанных единоборствах и развитие у них мотивации к смешанным единоборствам

Задачи программы:

· способствовать закреплению учебного материала по смешанным единоборствам;

· развивать жизненно важные двигательные навыки и умения, учить применению их в различных по сложности условиях;

· формирование мотивации к занятиям смешанными единоборствами.

Как было отмечено во второй главе данной работы, апробация эффективности разработанной методики технико-тактической подготовки спортсменов-рукопашников осуществлялась в рамках последовательного педагогического эксперимента.

Педагогический эксперимент проводился с целью апробации эффективности разработанной методики технико-тактической подготовки спортсменов-рукопашников в ДЮСШ. Суть основного педагогического эксперимента заключалась в сравнении показателей эффективности соревновательной деятельности учащихся контрольной и экспериментальной групп. Эти показатели являлись, по сути, ведущим внешним критерием.

Мы разделили содержание обучения на этапе начальной подготовки учащихся в ДЮСШ на три больших этапа, каждый из которых заканчивается контрольными тестами и соревнованиями различного уровня.

Начальное обучение технике рукопашного боя в экспериментальной группе совершалось в 3 этапа:

На I (подготовительном) этапе происходило ознакомление с базовыми техническими действиями в стойке и партере, с играми и игровыми заданиями, изучались и совершенствовались подготовительные и подводящие упражнения, создавалось представление об особенностях смешанных единоборств. Н. Б. Стамбулова (1999) указывает, что на этапе начального обучения игровой метод имеет особое значение, т.к. в игре наиболее полно мобилизуются все психические силы детей, они получают полную свободу самовыражения и проходят «школу индивидуальности».

На II (основном) этапе расширялись границы применения изученной техники, происходило ее детализирование. Основными задачами II этапа являлись: освоение ранее изученных технических действий на уровне двигательного навыка; изучение и отработка контратак; изучение и отработка комбинаций; отработка комбинаций ударов и бросков с последующим переходом на болевой прием.

Ко II этапу обучения учениками был накоплен достаточный двигательный опыт, обусловленный изученными на I этапе базовыми движениями, их сочетаниями, базовыми ударами и бросками, базовыми разминочным и технико-силовым комплексами, базовыми играми. Поэтому выполнение новых технических действий воспринималось не как нечто совершенно новое, а как уже знакомое, но с уточнениями и детализированием некоторых элементов. Техника действий уточнялась по ее пространственным, временным и динамическим характеристикам в соответствии с индивидуальными особенностями обучаемых, совершенствовались ритм действий и слитность выполнения движений, углублялось понимание закономерностей движений изучаемых приемов.

Ha III (заключительном) этапе изученные технико-тактические действия закреплялись в виде навыка и вместе с тем приспосабливались к различным изменениям внешних условий, к «сбивающим» факторам. Внимание учеников на III этапе было сосредоточено на своевременности действий, взаиморасположении бойцов в схватке и нахождении путей решения тактических задач как способов применения изученных технических действий.

На III этапе обучения производилась адаптация изученных технических действий к ситуациям и взаимодействиям, свойственным реальной схватке. С этой целью предлагалось отрабатывать каждое действие в различных динамических ситуациях поединка (обусловленный спарринг). Мы использовали при обучении главную идею проблемного обучения - не предлагать знаний и решений в готовом виде, а, поставив задачу, побуждать учеников к самостоятельному их поиску. Предпосылкой этому являются особенности спортивных единоборств, которые заключаются в том, что технические действия проводят в условиях активного противодействия соперника, а техника приемов и тактика тесно взаимосвязаны, техника выступает как способ выполнения приемов, комбинаций, а тактика определяет способы применения технических действий.

Рассматривая 3 этапа формирования двигательного навыка, Н.Б. Стамбулова (1999) говорит об изменении программы действия, представленной на I этапе нерасчлененным, преимущественно зрительным образом, к детализированному зрительно-двигательному образу на II этапе и созданию обобщенного, преимущественно двигательного образа - «образа, который переливается в мышцы» - на III этапе обучения.

С этой точки зрения предлагаемая нами методика соответствует общепринятым в спорте этапам формирования двигательного навыка. При этом, мы придерживаемся мнения Е.П. Ильина (1983) о том, что, став навыком, действие не перестает быть умением, а лишь приобретает новые признаки и, что навык - это сформированное в соответствии с требуемым эталоном умение, а автоматизация - лишь один из возможных способов управления, выученным действием (умением).

Реализация принципа сознательности и активности предполагает создание тренером условий для возможно более полного понимания спортсменом того, что он делает, как и почему. Поэтому на каждом этапе обучения:

• демонстрировался эффект от выполненного того или иного действия и объяснялась причина этого эффекта;

• объяснялся принцип произведения этого действия;

• акцентировалось внимание на наиболее существенных компонентах двигательного действия;

• спортсмены побуждались к самоанализу выполнения упражнения, разбору ошибок, поиску путей их устранения.

Критерием спортивного мастерства, в конечном итоге, в представленной работе, является повышение ключевых для бойца смешанных единоборств, показателей физической подготовленности, таких как силы ударов, выносливость, степ тест, и силовой показатель в одном из многосуставных силовых упражнений, а именно в жиме лежа.

Таблица 1

План проведения

основных форм изучения смешанных единоборств.

  Формы изучения Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
Часы
Бокс, ударная техника рук        
Тайский бокс, ударная техника ног        
Грэпплинг        
Общая физическая подготовка, cross fit        
Статика        
Игровые виды(футбол, баскетбол)        
Итого        
               

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: