Как работать с развивающей стеной – выбор педагога




Педагог сам выбирает, каким образом он будет осуществлять работу с развивающей стеной. В каждой группе она индивидуальна.

В младших группах, в силу возрастных особенностей воспитанников, задания даются на один день. В старших группах они могут быть рассчитаны на неделю или месяц.

Например, в подготовительной группе «Морячки» работа с развивающей стеной рассчитана на неделю. Каждый понедельник в гости к детям приходит какой-либо сказочный герой с проблемной ситуацией и предлагает разрешить ее в течение недели.

Однажды в группу пришел Буратино и рассказал, что лиса Алиса и кот Базилио украли у него ключик, который случайно разломился на пять частей. «Воришки» согласились вернуть ключик по частям при условии, что дети выполнят задания. Каждый день воспитанники получали конверт с заданиями, соответствующими дню недели: в понедельник – задания по ФЭМП, во вторник – по развитию речи и т. д.

Дошкольники выполняли задания в течение дня поочередно, в ходе самостоятельной деятельности. Как правило, у стены собирались по пять человек, в то время когда остальные дети были заняты свободной игровой, продуктивной деятельностью. Вечером они получали одну часть золотого ключика. В пятницу воспитанники собирали весь пазл с изображением золотого ключика. Таким образом проблемная ситуация разрешалась.

Пока дети выполняют задания, педагог наблюдает за ними. Он ведет тетрадь наблюдений, отмечая, как дошкольники справились с заданием. Как правило, воспитанники легко выполняют их, поскольку они связаны с пройденными темами.

Если ребенок испытывает затруднения, педагог работает с ним индивидуально. Рекомендуется проводить эту работу не сразу и не около развивающей стены. Такой подход оградит воспитанника от чувства неуверенности в собственных силах, негативного отношения к самостоятельной деятельности и дидактическому материалу. После индивидуальной работы педагог готовит подобное задание, кладет его в конверт, рядом с которым помещает фотографию ребенка. Дети, увидев свои фотографии, понимают, что конверты предназначены для них и с удовольствием выполняют задания.

Работа с развивающей стеной в подготовительной группе «Солнышко» рассчитана на месяц. В начале месяца воспитатель готовит задания и раскладывает их в цветные конверты: в красные – по ФЭМП, желтые – по развитию речи и т. д. К развивающей стене педагог каждый день крепит полотно с названием дня недели. В этом полотне есть кармашки, в которые он помещает конверты с заданиями.

В основе работы с развивающей стеной – интерактивное обучение, которое предусматривает:

· равные права для всех участников деятельности;

· работу в микрогруппах из 4–6 человек;

· определение лидеров.

Педагог не должен делить детей на микрогруппы по своему усмотрению. Целесообразнее использовать другие способы: объединить воспитанников по геометрическим фигурам, цвету, элементам одежды, симпатиям лидера и т. д. Состав команды не меняется в течение месяца, а лидера дети выбирают каждый день.

В первую неделю одна из команд может выбрать, например, желтый конверт. Конверт этого же цвета они выбирают и во вторник. Однако на второй неделе они не могут взять в понедельник желтый конверт, т. к. уже выполняли это задание. Педагог контролирует, чтобы команда выбирала другие конверты. При правильной организации члены команды в течение месяца успевают поработать со всеми конвертами.

В следующем месяце педагог готовит и раскладывает новые задания, формирует новые команды. Важно, чтобы каждый ребенок мог поработать в группе со всеми сверстниками и побывать в роли лидера. В результате не взрослый управляет деятельностью детей, а содержание задания (или игры) «диктует», что им делать.

Таким образом, развивающая стена выполняет функцию путеводителя по образовательным маршрутам, которые ребенок выбирает самостоятельно. При систематической организации самостоятельной детской деятельности на развивающей стене педагоги увидят положительную динамику развития самостоятельности у воспитанников. Кроме того, изменится тип взаимодействия с детьми, способы их мотивации. Влияние, которое оказывает развивающая стена на детей и педагогов, представлено в приложении.

Как правильно организовать самостоятельную деятельность детей на развивающей стене? • Не руководить ребенком, а уважать его интересы и индивидуальные особенности развития. • Наблюдать, а не вмешиваться в деятельность ребенка даже с целью поощрения. • Не навязывать темп выполнения задания, не предлагать способов решения, не оценивать шаги к его выполнению. • Не регламентировать деятельность ребенка. • Не подталкивать к правильному решению, не предлагать его в случае затруднения.

 

Приложение



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: