Тема: ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ
- Цена - понятие, функции. Принципы ценообразования.
В соответствии с Законом о ценообразовании:
" цена – это денежная оценка стоимости единицы товара".
Субъектами ценообразования в Республике Беларусь могут выступать: юридические лица и предприниматели; республиканские органы государственного управления; областные и Минский городской исполнительные и распорядительные органы.
При расчете цены на продукцию (товар) преследуются следующие цели:
-соблюдение всех введенных государством ограничений (надбавки, нормативы рентабельности, уровни индикативных цен и т.п.);
-определение размера плановой прибыли (убытка) предприятия от проведения конкретной хозяйственной операции.
Функции цены:
1)измерительная (учетная) – отражает затраты труда, сырья, материалов и др. на изготовление и реализацию продукции;
2)информационная – несет сведения о наличии товара, его дефицитности, предоставляя тем самым информацию для принятия производственных решений о наиболее выгодных направлениях развития;
3)стимулирующая – экономическая заинтересованность предприятий в производстве продукции (или ее снятии с производства), в развитии инновационной деятельности, повышении качества продукции, снижении издержек производства, что поощряет или сдерживает производство различных товаров;
4) распределительная – заключается в перераспределении части валового дохода между предприятиями, бюджетом и внебюджетными фондами;
5) уравновешивающая (регулирующая) – уровень цены регулирует спрос на продукцию, т.е. рыночное равновесие между спросом и предложением, между потребителем и производством;
6)обеспечивающая доходность - средство рационального размещения производства – позволяет осуществлять перелив капиталов в производства с более высокой нормой прибыли.
Принципы ценообразования и ценообразующие факторы.
Основными принципами ценообразования являются:
- определение основ государственной политики в области ценообразования;
- сочетание свободных и регулируемых цен (тарифов);
- разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен (тарифов);
- установление регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли с учетом государственных дотаций и других мер государственной поддержки;
- государственный контроль за соблюдением действующего порядка ценообразования, установленных нормативов и регулируемых цен (тарифов).
Цены являются индикатором состояния экономики. В них отражаются экономические, социальные, политические, идеологические и другие факторы.
На уровень цен оказывают влияние следующие экономические факторы:
- факторы снижения цен – рост производства, НТП, рост производительности труда, снижение издержек, конкуренция, снижение налогов, развитие прямых связей;
- факторы роста цен – спад производства, монополизм предприятий, увеличение массы денег в обращении, нестабильность экономической ситуации, ажжиотажный спрос и др.
-дополнительные факторы – качество, новизна, надежность в эксплуатации, послепродажное обслуживание товара, редкость (ограниченность) используемых ресурсов, престижность фирмы и др.
Классификация цен
Признак | Виды цен |
По степени участия государства в регулировании цен | 1.Фиксированные – цены, назначаемые соответствующими государственными органами в твердо выраженной денежной величине. 2.Регулируемые – цены, по которым устанавливается государственными органами минимум (максимум), переходить который нельзя. 3.Свободные (рыночные) – цены, устанавливаемые хозяйствующим субъектом самостоятельно под воздействием коъюнктуры рынка, законов спроса и предложения. 4.Договорные – цены, определяемые предварительным согласованием между продавцом и покупателем. |
В зависимости от обслуживаемого оборота | 1.Отпускная цена предприятия – цена по которой предприятие реализует продукцию оптовым сбытовым и розничным торговым организациям, а также др. потребителям. Ц = С/ст полн.+ Ппл + Нкосв С/ст полн полная себестоимость, Ппл – планируемая прибыль, Нкосв- косвенные налоги 2.Оптовая цена – цена по которой оптово-сбытовые организации реализуют продукцию розничным торговым организациям и другим потребителям. Цопт = Цотп.предпр.+ Нопт Нопт - оптовая надбавка, вкл. затраты оптово-сбытовой организации, прибыль, налоги (до20% от отпускной цены). 3.Розничная цена – цена, по которой розничные торговые организации реализуют продукцию населению и другим потребителям. Црозн = Цопт.(отп.предпр.) + Нрозн Нрозн - розничная надбавка, вкл. затраты розничной торговой организации, прибыль и налоги (до 30% от отпускной цены). |
Состав рыночной цены на продукцию отечественного производства:
Плановая себестоимость | Цена производителя | Отпускная цена предприятия-изготовителя | Отпускная цена оптового предприятия | Розничная цена |
Прибыль | ||||
Налог на добавленную стоимость | ||||
Акциз | ||||
Налог на продажу автомобильного топлива | ||||
Налоги с оборота (косвенные) | ||||
Оптовая торговая наценка | ||||
Розничная торговая наценка | ||||
Налог на продажу |
Методы формирования цен.
Выбор метода формирования цены зависит от рыночной ситуации в которой действует предприятие и его ценовой политики.