Цель: продолжать формировать соотношение между зрительным, слуховым и тактильным восприятием количества.
Оборудование: деревянный (или картонный) ящик с несколькими круглыми отверстиями в верхней крышке, 2 набора китайских музыкальных шариков.
Взрослый и ребенок вместе играют в такую игру. Взрослый (ведущий) говорит «дзинь», а ребенок (игрок) опускает один шарик в отверстие. Взрослый говорит «дзинь-дзинь», а ребенок опускает два шарика: каждый шарик к свое отверстие. Затем взрослый забирает наборы с музыкальными шариками у ребенка и ждет его «команды».
Малыш (ведущий) может произнести «дзинь» несколько раз (не более четырех), а взрослый (игрок) выполнит его «команду»: опустит нужное количество шариков в отверстия ящика. Если ребенок начнет «частить» и произнесет «дзинь» много раз, взрослый говорит ему: «У меня нет столько шариков!» — и просит ребенка повторить команду еще раз.
Взрослый и ребенок в ходе игры несколько раз меняются ролями.
Дополнительные задания. Показать ребенку рисунок с чередующимися кругами и квадратами. Попросить ребенка помочь зайке найти все квадраты и круги.
МАЛЕНЬКИЙ РЫБОЛОВ
Цель: формировать у ребенка умение выполнять речевую инструкцию со словами «один», «еще один», «все», «ни одного», «больше нет» и понимание слов «тонуть», «плавать».
Оборудование: черпачок с отверстиями для слива воды или сачок, миска или тазик, наполовину заполненный водой, речные камешки, набор плавающих игрушек для ванны (например, уточки).
Взрослый просит ребенка бросить один камешек в воду, затем — еще один и наконец, все камешки.
Прокомментируйте действия ребенка: «Ты бросил все камешки в воду. У меня в руке не осталось ни одного камешка». Спросите у ребенка: «А у тебя есть камешки или нет?». (Нет.)
Вариант вопроса: «У меня камешков больше нет! А у тебя?». Желательно, чтобы ребенок повторил за взрослым выражение «больше нет» или воспользовался соответствующим выразительным жестом.
Посмотрите внимательно в воду и спросите у ребенка: «А где же все камешки?». (Ребенок может ответить, используя указательный жест и любое короткое слова типа «там», «вот».) Прокомментируйте: «Камешки тяжелые, они утонули. Камешки не плавают в воде, камешки тонут, они тяжелые».
Затем попросите ребенка опустить в воду уточек (одну, еще одну, всех уточек). Спросите, где уточки (там, вот, в воде). Уточните: «Плавают все уточки или одна уточка? А у меня в руках есть уточка или в руках уточек больше нет?». Прокомментируйте: «Уточки не тонут, они плавают в воде. А камешки утонули. Камешки не плавают в воде, камешки тонут».
Покажите ребенку, как можно поймать плавающую в воде уточку сачком и попросите его повторить это действие с другой уточкой. «Я поймал одну уточку сачком. А теперь ты поймай еще одну уточку. Молодец! Поймай всех уточек! В тазике остались еще уточки или уточек больше нет?»
«Попробуем достать камешки из воды? Трудно! Давай выльем воду из тазика. Вот так! Теперь дай мне один камешек. Дай еще один. Дай все камешки! В тазике камешков больше нет. А где камешки?»
В конце занятия повторите ребенку: «Уточки не тонут, они плавают в воде. А камешки тонут в воде. Камешки не плавают в воде, камешки тонут».
Дополнительные задания. Познакомить ребенка с изображением: «Уточка плывет по воде, на дне много камешков». Объяснить, что уточка нарисована одна, а камешков — много.
БУМАЖНЫЕ ПОЛОСКИ
Цель: познакомить ребенка с новыми способами действий с бумажным материалом и использованием речевых инструкций, включающих слова «много», «мало», «один».
Оборудование: ножницы, белая и цветная бумага (красного или синего цвета), картонная коробка с крышкой, стол, стульчики.
Возьмите лист белой бумаги и нарежьте его на 5—6 полосок (шириной 1—1,5 см, длиной 5 см). Покажите ребенку, как можно рукой отрывать маленькие кусочки бумаги от полоски (полоску бумаги взрослый держит так, чтобы ребенку было удобно отрывать от нее кусочки).
Речевая инструкция. «Оторви один кусочек бумаги. Оторви еще один кусочек... Посмотри, как много кусочков ты оторвал. А полосок осталось мало... Осталась всего одна полоска. Давай не будем ее рвать, а положим в сторону. На столе кусочков бумаги очень много, а полоска бумаги — только одна».
Взрослый берет указательным и большим пальцем одной руки полоску бумаги (за один конец), а в другую руку — кусочек бумаги (он практически скрыт между пальцами, виден только небольшой конец): «Я дую на полоску бумаги. Фу... Полоска сгибается. Я дую на кусочек бумаги. Фу...».
«Подуй на полоску. А теперь подуй на кусочек бумаги. Видишь, как полоска сгибается. А кусочек бумаги очень маленький, его почти не видно. Я чувствую, как ты дуешь, но кусочек бумаги почти не сгибается. Подуй сильнее! Все равно не сгибается!»
«Давай сделаем иначе. Покажи мне свою ладошку. (Взрослый показывает ребенку, как надо показать ладошку.) Я положу на твою ладошку полоску бумаги и подую на нее. Фу... Чувствуешь, как я дую на полоску? Но я не могу сдуть полоску, она очень большая. Полоска только немного сдвинулась. А теперь я положу на твою ладошку кусочек бумаги. Я дую на бумагу. Фу... Кусочек бумаги улетел!»
«Теперь положи на мою ладошку много кусочков бумаги. Подуй на ладошку — они летят!»
Затем ребенку предлагается порвать на кусочки 1—2 полоски цветной бумаги и также сдуть ее кусочки со своей ладони.
В заключение занятия взрослый просит ребенка помочь ему собрать все кусочки цветной бумаги в крышку от картонной коробки, а все белые кусочки в саму картонную коробку. Он просит ребенка показать, где мало кусочков бумаги, а где много. Если ребенок затрудняется сделать это самостоятельно, взрослый объясняет ему, а спустя какое-то время после занятия проверяет, правильно ли ребенок определяет «мало — много».
Понятия «много — мало» хорошо закрепляются после занятия при сборе или подметании бумажного мусора, когда можно неоднократно спросить у ребенка, в какой куче много мусора, а в какой — мало.
Дополнительные задания. Познакомить ребенка с двумя рисунками и сравнить их, используя слова «мало», «много». Мальчик подметает веником много мусора, а девочка — мало.
СВЕЧА ГОРЕЛА...
Цели: упражнять детей в установлении сходства и различия между двумя одинаковыми по названию предметами; познакомить с практическим способом сравнения размеров реальных предметов между собой (прикладывание).
Оборудование: два набора свечей разного цвета (каждый набор состоит из двух свечей одинакового размера), вырезанное из бумаги изображение свечи.
Взяв две одинаковые свечи одного цвета, покажите их ребенку. Скажите, что каждую свечу можно зажечь, и она будет гореть. Покажите изображение свечи, потренируйте ребенка, как дуть на нее. Изображение свечи надо держать перед ребенком так же, как полоску белой бумаги на занятии «Бумажные полоски». (На занятии в детском саду ребенку демонстрируются только негорящие свечи, что соответствует мерам пожарной безопасности в дошкольных учреждениях.)
Дайте ребенку домой одну свечку и попросите родителей зажечь ее так, чтобы она сгорела наполовину. Принести наполовину сгоревшую свечку на занятие.
На следующий день покажите ребенку одновременно две свечки одного цвета: сгоревшую и целую. Положите их на стол рядом друг с другом (их нижние концы должны находиться на одном уровне) или установите их в одинаковых подсвечниках, чтобы размеры были легко сопоставимы между собой. Спросите ребенка, показав на каждую свечку в отдельности: «Это свеча. Эта свечка горела? Да или нет?».
Попросите ребенка показать большую свечку. Прокомментируйте: «Это свечка большая. Она еще не горела».
Попросите ребенка показать маленькую свечку. Прокомментируйте: «Это свечка маленькая. Она уже горела».
Предъявите ребенку другой набор свечей. Предварительно (до занятия) одну из свечей во втором наборе зажгите, чтобы она сгорела наполовину. Попросите ребенка показать, какая из этих свечей горела.
Речевая инструкция. «Положи свечи рядом. Сравни их. Покажи, какая из этих свечей горела?»
В заключение занятия можно продемонстрировать ребенку, как уменьшить размер нарисованной свечи наполовину, согнув ее изображение пополам. (Взрослый сам сгибает свечку, соединяя концы ее изображения между собой.) Попросите ребенка помочь, прогладив линию сгиба пальчиком так, как продемонстрировал взрослый.
Речевая инструкция. «Эта свеча маленькая. А теперь она опять большая». Разрешите ребенку показать «фокус» с изображением свечи другим людям.
Дополнительно: учите с помощью взрослого сгибать пополам полоски бумаги — ребенок пальцем проглаживает линию сгиба несколько раз, а затем показывает «фокус» с увеличением-уменьшением размера полоски.
Дополнительные задания. Сжечь при ребенке небольшую свечку. Познакомить его с рисунком: изображение свечи в трех состояниях (горит — сгорела наполовину — сгорела полностью, погасла).
ДУЕТ ВЕТЕР
Цель: закрепить понимание слов «много — мало» при выполнении ребенком игровых действий (дуть в трубочку).
Оборудование: трубочка для коктейлей, бумажные конфетти в картонной коробке.
Попросить ребенка взять губами трубочку и подуть в коробку с конфетти. Конфетти взлетает из коробки, и некоторая его часть перелетает через края коробки и попадает на стол. Конфетти, вылетевшие из коробки, взрослый собирает рукой в небольшую кучку рядом с коробкой: «В коробке много конфетти, а на столе — мало». Взрослый протягивает ребенку две руки ладонями вверх и просит его: «Положи мне на эту ладонь конфетти со стола. Спасибо! А на другую ладонь положи конфетти из коробки. Покажи, на какой ладони конфетти много! Правильно! А где конфетти мало? Покажи!».
«Возьми трубочку и подуй туда (на ту ладонь), где конфетти мало! Молодец!»
В заключение можно поиграть с ребенком в игру «Ветерок». Ребенок по просьбе взрослого раскладывает все конфетти из коробки на его ладони: на одну ладонь — много конфетти, на другую — мало. Потом он берет губами трубочку и сдувает конфетти по команде с обеих рук. (Дуть надо до тех пор, пока все бумажки не слетят с ладоней.) Игра снова повторяется. В ходе игры взрослый несколько раз произвольно меняет задание, чтобы не просить ребенка класть много конфетти все время в одну и ту же руку.
Дополнительные задания. Показать ребенку, как можно выдуть один мыльный пузырь — много мыльных пузырей. Показать на рисунке, как клоун выдул много пузырей, а обезьяна мало.