Цель: научить ребенка определять на слух и воспроизводить самостоятельно контрастный характер звучания дудочки (длительность — краткость).
Оборудование: игрушки — мишка, зайка; 2 дудочки, ширма.
«Сегодня зайка и мишка решили пойти вместе гулять. Мишка обычно ходит медленно, никуда не спешит. А зайка всегда бежит, торопится, прыгает туда-сюда: прыг-скок, прыг-скок. (Продемонстрировать ребенку, как двигается каждая игрушка.) Чтобы не потеряться и всегда знать, где искать друг друга, они решили, что каждому из них надо взять на прогулку по дудочке. Звук ее можно услышать издалека: так друзья очень легко найдут друг друга».
Взрослый берет в руки игрушечного мишку и одну дудочку, другую дудочку в ходе игры он даст в руки ребенку.
«Сначала попробовал дуть в дудочку мишка. Он глубоко вдохнул и сильно выдохнул: Ду-у-у-у-у!» — долго-долго звучала его дудочка. Попробуй подуть так же!»
Несколько раз повторить, как звучит дудочка у мишки. «Затем зайка захотел научиться играть на дудочке. У него дудочка зазвучала совсем по-другому — коротко и быстро — «ду!»* Попробуй подуть, как зайка!»
Несколько раз повторить, как звучит дудочка у зайки.
Затем проводится игра «Угадай, кто играет на дудочке». «А теперь зайка и мишка спрячутся за ширмой. Угадай, кто из них сейчас будет играть на дудочке». Взрослый тоже наклоняется за ширму и дудит (долго или коротко). Ребенок должен угадать (правильно показать или назвать) игрушку, которая только что «играла» на дудочке. Правильное угадывание поощряется аплодисментами. Если ребенок ошибся, «обиженная» игрушка плачет.
В заключение проводится игра «Ду-ду-ду — поиграй в свою дуду». Распределяются роли: кто будет «мишкой», а кто «зайкой». Каждый берет в руки свою игрушку. Ребенок и взрослый становятся друг против друга на расстоянии 2—3 м. По команде, произнесенной взрослым («Сейчас на своей дудочке играет зайка»), игрок подносит трубочку к губам и дует в нее так, как «умеет» его персонаж.
С маленьким ребенком очень важно соблюдать очередность выполнения действий, чтобы он научился, во-первых, ждать команды для своего игрушечного персонажа, а во-вторых, не путал длительность звучания своего инструмента. Чем младше ребенок, тем чаще он совершает следующую ошибку: играет на дудочке так, как только что звучал инструмент взрослого, а не так, как «положено» его герою.
Дополнительные задания. Показать ребенку два изображения «Дудочка большая и дудочка маленькая». Сравнить их между собой. Подумать вместе, на какой дудочке будет удобно играть «зайке», а на какой «мишке».
СТРОИМ БАШНЮ
Цель: проверить сформированность понимания ребенком слов «один», «еще один», «большой», «маленький», «сверху», «внизу», «рядом».
Оборудование: деревянные кубики и резиновые мячики, положенные вместе в картонную коробку.
Взрослый просит ребенка взять один большой кубик и поставить его на стол. Затем взять еще один большой кубик и поставить его сверху (взрослый указывает на уже поставленный кубик). Инструкция повторяется несколько раз, чтобы ребенок построил башню из
С теми детьми, которым сложно овладеть навыком длительного дутья, в этой игре можно тренировать только дутье в дудочку «за зайку», а «за мишку» пока будет дуть взрослый.
4—5 больших кубиков. Затем пусть ребенок возьмет тот кубик, который находится внизу башни. Вся башня падает.
Аналогично строится, а затем ломается башня из маленьких кубиков.
Затем взрослый сам строит башню (из больших или маленьких кубиков, которые он просит ребенка подавать ему из коробки) и просит малыша взять кубик сверху. Башня остается на месте*.
Покажите ребенку, как можно разрушить башню с помощью большого резинового мяча, который подкатится к ее основанию и толкнет внизу только один кубик. Потренируйте ребенка катать мячи к башне с небольшого расстояния, чтобы один из мячей обязательно попадал в ее основание и разрушал. В этом задании используются только большие мячи.
После предложите ребенку построить рядом две башни из кубиков: одну — из больших, башню рядом — из маленьких кубиков. Попросите ребенка показать, где башня большая, а где маленькая**. Попросить ребенка взять маленький кубик сверху и положить его в коробку, затем взять большой кубик сверху и положить его в коробку: так поочередно обе башни разбираются до самого основания.
Дополнительные задания. Показать ребенку два рисунка: большая башня — маленькая башня. Сравнить рисунки между собой.
УЧИМ «ноты»
Цель: формировать соотнесение слуховых, зрительных и тактильных стимулов.
Оборудование: дудочка, бумага, ножницы, стол, стулья, бумажные полоски.
На этом занятии играет на дудочке только взрослый. Ребенка учат во время звучания дудочки гладить слева направо длинную бумажную полоску.
Внимание! Правильное направление движения пальца показывается ребенку, но слова «слева», «направо» не называются!
Дополнительные задания. Показать ребенку рисунок со «звучащей» дудочкой (из широкого отверстия вылетают ноты). Дудочка расположена так, чтобы было удобно показывать распространение звука слева направо.