Согласно Уставу города Ярославля экономическую основу городского самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства бюджета города, а также имущественные права города.
В состав собственности города входит:
1) имущество, определенное федеральным законом и предназначенное для решения вопросов местного значения;
2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам городского самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами Ярославской области;
3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов городского самоуправления и должностных лиц городского самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами муниципалитета города;
4) имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения.
Особенности возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности, а также порядок учета муниципального имущества устанавливаются федеральным законом[35,C.12].
Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля (далее Комитет) является структурным подразделением мэрии города Ярославля, осуществляющим полномочия мэрии города Ярославля по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом города Ярославля (за исключением земельных участков).
Основной задачей Комитета является эффективное управление и распоряжение муниципальным имуществом в интересах города Ярославля.
Комитет в своей деятельности руководствуется так же следующими документами:
-Устав города Ярославля;
- Решение муниципалитета города Ярославля от 14 ноября 2005 г. № 151 «О порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом города Ярославля» (в ред. Решений муниципалитета г. Ярославля от 12.11.2013 № 224, от 04.03.2014 № 278);
- Закон Ярославской области от 2 июня 2003 г. № 26-з «О приватизации государственного имущества, находящегося в собственности Ярославской области»;
- Постановление Правительства Ярославской области от 26.08.2013 № 888-п «Об утверждении Порядка разработки прогнозного плана (программы) приватизации государственного имущества, находящегося в собственности Ярославской области»;
- Прогнозный план (программа) приватизации государственного имущества, находящегося в собственности Ярославской области на 2016 год (в ред. Закона ЯО от 07.11.2015 № 38-з).
- Положение о комитете по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля;
-Положение о порядке управления муниципальным имуществом;
- Положение об организации продажи;
-ФЗ № 178 от 21 декабря 2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества»;
- ФЗ № 161 от 14 ноября 2002 г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»;
- ФЗ № 7 от 12 января 1996 г.«О некоммерческих организациях»;
- Решение муниципалитета г. Ярославля от 14 ноября 2005 г. N 151
«О порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом города Ярославля» (принято муниципалитетом города Ярославля 2 ноября 2005 г.);
- Стратегия социально-экономического развития города Ярославля до 2020 года. и др.
В структуре комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля были упразднены следующие отделы: отдел правовой работы и приватизации; отдел управления имуществом; отдел регистрации недвижимости; отдел аренды имущества; общий отдел; отдел бухгалтерского учета.
Вместо данных отделов были созданы следующие отделы с переданными им следующих функций:
- отдел правового обеспечения, передав ему часть функций упраздняемого отдела правовой работы и приватизации;
- отдел организации и проведения торгов, передав ему часть функций упраздняемого отдела правовой работы и приватизации;
- отдел учета имущества казны, передав ему часть функций упраздняемых отдела управления имуществом и отдела регистрации недвижимости;
- отдел по работе с юридическими лицами и учета муниципального имущества, передав ему часть функций упраздняемого отдела управления имуществом;
- отдел аренды недвижимого имущества, передав ему часть функций упраздняемого отдела аренды имущества;
- отдел анализа и проверок использования муниципального имущества, передав ему часть функций упраздняемого отдела аренды имущества;
- организационно-кадровый отдел, передав ему функции упраздняемого общего отдела;
- отдел бухгалтерского учета и отчетности, передав ему функции упраздняемого отдела бухгалтерского учета.
На данный момент структура Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля представлена следующими основными отделами:
- Отдел аренды недвижимого имущества;
- Отдел учета имущества казны;
- Отдел организации и проведения торгов;
- Отдел по работе с юридическими лицами и учета муниципального имущества;
- Организационно кадровый отдел;
- Отдел правового обеспечения;
- Отдел бухгалтерского учета и отчетности;
- Отдел анализа и проверок использования муниципального имущества[34].
На 1 января 2015 года в городе Ярославле функционировало 32 организации в 10 отраслях: 16 муниципальных унитарных предприятий, 1 муниципальное казенное предприятие, 12 открытых акционерных общества, сто процентов акций которых находится в муниципальной собственности, и 3 муниципальных автономных учреждения.
Имущество муниципальных унитарных предприятий в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации принадлежит им на праве хозяйственного ведения, имущество муниципальных казенных предприятий и муниципальных автономных учреждений закреплено за ними на праве оперативного управления. Имущество открытых акционерных обществ принадлежит им на праве собственности.
Структура муниципального сектора экономики по отраслям экономики в 2014 году была представлена следующим образом:
1. Отрасль «Жилищное хозяйство» – 4 организации:
- 1 муниципальное унитарное предприятие «Информационно-расчетный центр»;
- 3 акционерных общества: ОАО «Ярославльлифт», ОАО «РЭУ 7», ОАО «РЭУ 26»;
2. Отрасль «Коммунальное хозяйство» – 9 организаций:
- 5 муниципальных унитарных предприятия: «Яргорэнергосбыт», «Спецавтохозяйство по уборке города», «Волна», «Горзеленхозстрой», «Ремонт и обслуживание гидросистем»;
- 1 муниципальное казенное предприятие: «Специализированная служба по вопросам похоронного дела»;
- 3 акционерных общества: «Ярославльводоканал», «Городское дорожное управление» и «Яргортеплоэнерго»;
3. Отрасль «Строительство» – 2 организации: ОАО «Горстройзаказчик» и ОАО «Ярославльзаказчик»;
4. Отрасль «Транспорт и связь» – 4 организации:
- 3 муниципальных унитарных предприятия: «ПАТП-1» и «Яргортранс», «Яргорэлектротранс»;
- 1 акционерное общество: «Ярославльтелесеть»;
5. Отрасль «Торговля» – 4 организации:
- 1 акционерное общество: «Возрождение»;
- 3 муниципальных унитарных предприятия: «Старый город», «Центральный рынок» и «Брагино»;
6. Отрасль «Культура» – МУП «Городской парк культуры и отдыха»;
7. Отрасль «Физическая культура и спорт» - муниципальное автономное учреждение «Дирекция спортивных сооружений»;
8. Отрасль «Здравоохранение» - 2 организации:
- 1 муниципальное предприятие «Автотранспорт скорой медицинской помощи»;
- 1 акционерное общество «Фарм - Вектор»;
9. Отрасль «Прочие предприятия» представлена:
- 2 муниципальными унитарными предприятиями: «Агентство по приватизации жилья» и «Ярославское предприятие по геодезии и землеустройству»;
- 1 муниципальным казенным предприятием «Редакция газеты «Городские новости».
С целью повышения эффективности использования муниципальной собственности и оптимизации работы муниципального сектора экономики, выполнения требований Федерального закона от 08.05.2014г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» в 2015 году было проведено частичное изменение структуры муниципального сектора экономики путем:
- преобразования МУП «Яргорэлектротранс» в открытое акционерное общество со стопроцентным пакетом акций, находящихся в муниципальной собственности;
- продажи 100% пакета акций, находящихся в муниципальной собственности, открытых акционерных обществ: ОАО «Новинка», ОАО «Фарм-Вектор»; РЭУ № 26;
- преобразования муниципального автономного учреждения «Специализированная служба по вопросам похоронного дела города Ярославля» в муниципальное казенное предприятие;
- передачи муниципального предприятия «Автотранспорт скорой медицинской помощи» в ведение департамента здравоохранения и фармации Ярославской области (в связи с передачей полномочий на уровень субъекта Российской Федерации);
- преобразования в конце 2015 года 19-ти бюджетных учреждений в муниципальные автономные учреждения.
В итоге по состоянию на 31 декабря 2015 года в городе Ярославле функционировало 13 муниципальных унитарных предприятий, 3 муниципальных казенных предприятия, 10 открытых акционерных обществ, сто процентов акций которых находится в муниципальной собственности города Ярославля, 21 муниципальное автономное учреждение.
Структура муниципального сектора экономики по отраслям экономики в 2015 году была представлена следующим образом:
1. Отрасль «Жилищное хозяйство» – 3 организации: МКП «Информационно-расчетный центр», ОАО «Ярославльлифт», ОАО «РЭУ 7»;
2. Отрасль «Коммунальное хозяйство» – 9 организаций:
- 4 муниципальных унитарных предприятия: «Яргорэнергосбыт», «Спецавтохозяйство по уборке города», «Волна», «Горзеленхозстрой»;
- 2 муниципальных казенных предприятия: «Специализированная служба по вопросам похоронного дела», «Ремонт и обслуживание гидросистем»;
- 3 акционерных общества: «Ярославльводоканал», «Городское дорожное управление» и «Яргортеплоэнерго»;
3. Отрасль «Строительство» – 2 организации: ОАО «Горстройзаказчик» и ОАО «Ярославльзаказчик»;
4. Отрасль «Транспорт и связь» – 4 организации:
- 2 муниципальных унитарных предприятия: «ПАТП-1» и «Яргортранс»;
- 2 акционерных общества: «Ярославльтелесеть» и «Яргорэлектротранс»;
5. Отрасль «Торговля» – 4 организации:
- 1 акционерное общество: «Возрождение»;
- 3 муниципальных унитарных предприятия: «Старый город», «Центральный рынок» и «Брагино»;
6. Отрасль «Культура» – МУП «Городской парк культуры и отдыха»;
7. Отрасль «Прочие предприятия» представлена:
- 2 муниципальными унитарными предприятиями: «Агентство по приватизации жилья» и «Ярославское предприятие по геодезии и землеустройству»;
- 1 муниципальным казенным предприятием «Редакция газеты «Городские новости».
Чтобы лучше проследить динамику изменения количества организаций муниципального сектора по отраслям в 2014-2015гг, мы представили имеющиеся данные в виде диаграммы.
Рис. 1. Диаграмма количества организаций муниципального сектора по отраслям экономики за 2014-2015 гг.[33]
С целью повышения эффективности использования муниципальной собственности и оптимизации работы муниципального сектора экономики в 2015 году в соответствии с Прогнозным планом приватизации муниципального имущества планировались следующие изменения в структуре муниципального сектора экономики:
- преобразование в ОАО муниципальное унитарное предприятие «ПАТП – 1».
- продажа акций 18 открытых акционерных обществ, находящиеся в муниципальной собственности.
В итоге по состоянию на 1 квартал 2016 г. в муниципальном секторе города Ярославля функционирует: 10 - открытых акционерных обществ со 100% акций, находящихся в муниципальной собственности; 16 — муниципальных предприятий (в том числе жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, торговли, культуры и прочих) 431 - муниципальное учреждение (в том числе образования, культуры, здравоохранения, спорта, соц. обслуживания, соц. обслуживания подростков и молодежи, жилищно-коммунального хозяйства, органов исполнительной власти и прочих); 711 — зданий муниципальных учреждений (в том числе имеющих износ более 71%).
Также одним из аспектов управления муниципальным имуществом является отчуждение муниципального имущества, его передача в безвозмездное пользование, залог и доверительное управление.
Имеющиеся данные позволяют нам проследить динамику приема и отчуждения муниципальной собственности за 2014г., 2015 г., 2016 г. (см. Таблица 1)
Таблица 1
Динамика приема и отчуждения муниципальной собственности за 2014 г., 2015г., 2016 г [36].
Наименование показателей | За 2014 год | За 2015 год | За 1 квартал 2016 год |
Принято объектов недвижимости | - | ||
Отчуждено объектов недвижимости | |||
в т.ч. продано | |||
передано в федеральную собственность и собственность Ярославской области |
Заметно резкое уменьшение количества отчуждения муниципальной собственности из собственности г. Ярославля.
В рамках осуществления различных видов учетной и регистрационной деятельности Комитета ведутся следующие реестры:
- реестр открытых акционерных обществ, имеющих долю города Ярославля в уставном капитале;
- реестр имущества, находящемся в муниципальной собственности городского округа города Ярославля;
- реестр общей стоимости движимого имущества (без акций), находящегося в муниципальной собственности городского округа города Ярославля;
- реестр общей стоимости недвижимого имущества (без земельных участков), находящегося в муниципальной собственности городского округа города Ярославля;
- реестр общей площади и стоимости земельных участков, находящемся в муниципальной собственности городского округа города Ярославля;
- реестр муниципальных предприятий города Ярославля;
- реестр муниципальных учреждений.
Анализ состояния муниципального сектора экономики города Ярославля позволяет сделать выводы о незначительной роли муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений в доходной части бюджете города, из которых большая часть объектов считается высокозатратной и бездоходной. Вместе с тем подчеркивается особая социальная значимость данного сектора экономики и данных предприятий и организаций для обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований.