Анализ деятельности Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля




 

Согласно Уставу города Ярославля экономическую основу городского самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства бюджета города, а также имущественные права города.

В состав собственности города входит:

1) имущество, определенное федеральным законом и предназначенное для решения вопросов местного значения;

2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам городского самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами Ярославской области;

3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов городского самоуправления и должностных лиц городского самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами муниципалитета города;

4) имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения.

Особенности возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности, а также порядок учета муниципального имущества устанавливаются федеральным законом[35,C.12].

Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля (далее Комитет) является структурным подразделением мэрии города Ярославля, осуществляющим полномочия мэрии города Ярославля по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом города Ярославля (за исключением земельных участков).

Основной задачей Комитета является эффективное управление и распоряжение муниципальным имуществом в интересах города Ярославля.

Комитет в своей деятельности руководствуется так же следующими документами:

-Устав города Ярославля;

- Решение муниципалитета города Ярославля от 14 ноября 2005 г. № 151 «О порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом города Ярославля» (в ред. Решений муниципалитета г. Ярославля от 12.11.2013 № 224, от 04.03.2014 № 278);

- Закон Ярославской области от 2 июня 2003 г. № 26-з «О приватизации государственного имущества, находящегося в собственности Ярославской области»;

- Постановление Правительства Ярославской области от 26.08.2013 № 888-п «Об утверждении Порядка разработки прогнозного плана (программы) приватизации государственного имущества, находящегося в собственности Ярославской области»;

- Прогнозный план (программа) приватизации государственного имущества, находящегося в собственности Ярославской области на 2016 год (в ред. Закона ЯО от 07.11.2015 № 38-з).

- Положение о комитете по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля;

-Положение о порядке управления муниципальным имуществом;

- Положение об организации продажи;

-ФЗ № 178 от 21 декабря 2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества»;

- ФЗ № 161 от 14 ноября 2002 г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»;

- ФЗ № 7 от 12 января 1996 г.«О некоммерческих организациях»;

- Решение муниципалитета г. Ярославля от 14 ноября 2005 г. N 151

«О порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом города Ярославля» (принято муниципалитетом города Ярославля 2 ноября 2005 г.);

- Стратегия социально-экономического развития города Ярославля до 2020 года. и др.

В структуре комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля были упразднены следующие отделы: отдел правовой работы и приватизации; отдел управления имуществом; отдел регистрации недвижимости; отдел аренды имущества; общий отдел; отдел бухгалтерского учета.

Вместо данных отделов были созданы следующие отделы с переданными им следующих функций:

- отдел правового обеспечения, передав ему часть функций упраздняемого отдела правовой работы и приватизации;

- отдел организации и проведения торгов, передав ему часть функций упраздняемого отдела правовой работы и приватизации;

- отдел учета имущества казны, передав ему часть функций упраздняемых отдела управления имуществом и отдела регистрации недвижимости;

- отдел по работе с юридическими лицами и учета муниципального имущества, передав ему часть функций упраздняемого отдела управления имуществом;

- отдел аренды недвижимого имущества, передав ему часть функций упраздняемого отдела аренды имущества;

- отдел анализа и проверок использования муниципального имущества, передав ему часть функций упраздняемого отдела аренды имущества;

- организационно-кадровый отдел, передав ему функции упраздняемого общего отдела;

- отдел бухгалтерского учета и отчетности, передав ему функции упраздняемого отдела бухгалтерского учета.

На данный момент структура Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля представлена следующими основными отделами:

- Отдел аренды недвижимого имущества;

- Отдел учета имущества казны;

- Отдел организации и проведения торгов;

- Отдел по работе с юридическими лицами и учета муниципального имущества;

- Организационно кадровый отдел;

- Отдел правового обеспечения;

- Отдел бухгалтерского учета и отчетности;

- Отдел анализа и проверок использования муниципального имущества[34].

На 1 января 2015 года в городе Ярославле функционировало 32 организации в 10 отраслях: 16 муниципальных унитарных предприятий, 1 муниципальное казенное предприятие, 12 открытых акционерных общества, сто процентов акций которых находится в муниципальной собственности, и 3 муниципальных автономных учреждения.

Имущество муниципальных унитарных предприятий в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации принадлежит им на праве хозяйственного ведения, имущество муниципальных казенных предприятий и муниципальных автономных учреждений закреплено за ними на праве оперативного управления. Имущество открытых акционерных обществ принадлежит им на праве собственности.

Структура муниципального сектора экономики по отраслям экономики в 2014 году была представлена следующим образом:

1. Отрасль «Жилищное хозяйство» – 4 организации:

- 1 муниципальное унитарное предприятие «Информационно-расчетный центр»;

- 3 акционерных общества: ОАО «Ярославльлифт», ОАО «РЭУ 7», ОАО «РЭУ 26»;

2. Отрасль «Коммунальное хозяйство» – 9 организаций:

- 5 муниципальных унитарных предприятия: «Яргорэнергосбыт», «Спецавтохозяйство по уборке города», «Волна», «Горзеленхозстрой», «Ремонт и обслуживание гидросистем»;

- 1 муниципальное казенное предприятие: «Специализированная служба по вопросам похоронного дела»;

- 3 акционерных общества: «Ярославльводоканал», «Городское дорожное управление» и «Яргортеплоэнерго»;

3. Отрасль «Строительство» – 2 организации: ОАО «Горстройзаказчик» и ОАО «Ярославльзаказчик»;

4. Отрасль «Транспорт и связь» – 4 организации:

- 3 муниципальных унитарных предприятия: «ПАТП-1» и «Яргортранс», «Яргорэлектротранс»;

- 1 акционерное общество: «Ярославльтелесеть»;

5. Отрасль «Торговля» – 4 организации:

- 1 акционерное общество: «Возрождение»;

- 3 муниципальных унитарных предприятия: «Старый город», «Центральный рынок» и «Брагино»;

6. Отрасль «Культура» – МУП «Городской парк культуры и отдыха»;

7. Отрасль «Физическая культура и спорт» - муниципальное автономное учреждение «Дирекция спортивных сооружений»;

8. Отрасль «Здравоохранение» - 2 организации:

- 1 муниципальное предприятие «Автотранспорт скорой медицинской помощи»;

- 1 акционерное общество «Фарм - Вектор»;

9. Отрасль «Прочие предприятия» представлена:

- 2 муниципальными унитарными предприятиями: «Агентство по приватизации жилья» и «Ярославское предприятие по геодезии и землеустройству»;

- 1 муниципальным казенным предприятием «Редакция газеты «Городские новости».

С целью повышения эффективности использования муниципальной собственности и оптимизации работы муниципального сектора экономики, выполнения требований Федерального закона от 08.05.2014г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» в 2015 году было проведено частичное изменение структуры муниципального сектора экономики путем:

- преобразования МУП «Яргорэлектротранс» в открытое акционерное общество со стопроцентным пакетом акций, находящихся в муниципальной собственности;

- продажи 100% пакета акций, находящихся в муниципальной собственности, открытых акционерных обществ: ОАО «Новинка», ОАО «Фарм-Вектор»; РЭУ № 26;

- преобразования муниципального автономного учреждения «Специализированная служба по вопросам похоронного дела города Ярославля» в муниципальное казенное предприятие;

- передачи муниципального предприятия «Автотранспорт скорой медицинской помощи» в ведение департамента здравоохранения и фармации Ярославской области (в связи с передачей полномочий на уровень субъекта Российской Федерации);

- преобразования в конце 2015 года 19-ти бюджетных учреждений в муниципальные автономные учреждения.

В итоге по состоянию на 31 декабря 2015 года в городе Ярославле функционировало 13 муниципальных унитарных предприятий, 3 муниципальных казенных предприятия, 10 открытых акционерных обществ, сто процентов акций которых находится в муниципальной собственности города Ярославля, 21 муниципальное автономное учреждение.

Структура муниципального сектора экономики по отраслям экономики в 2015 году была представлена следующим образом:

1. Отрасль «Жилищное хозяйство» – 3 организации: МКП «Информационно-расчетный центр», ОАО «Ярославльлифт», ОАО «РЭУ 7»;

2. Отрасль «Коммунальное хозяйство» – 9 организаций:

- 4 муниципальных унитарных предприятия: «Яргорэнергосбыт», «Спецавтохозяйство по уборке города», «Волна», «Горзеленхозстрой»;

- 2 муниципальных казенных предприятия: «Специализированная служба по вопросам похоронного дела», «Ремонт и обслуживание гидросистем»;

- 3 акционерных общества: «Ярославльводоканал», «Городское дорожное управление» и «Яргортеплоэнерго»;

3. Отрасль «Строительство» – 2 организации: ОАО «Горстройзаказчик» и ОАО «Ярославльзаказчик»;

4. Отрасль «Транспорт и связь» – 4 организации:

- 2 муниципальных унитарных предприятия: «ПАТП-1» и «Яргортранс»;

- 2 акционерных общества: «Ярославльтелесеть» и «Яргорэлектротранс»;

5. Отрасль «Торговля» – 4 организации:

- 1 акционерное общество: «Возрождение»;

- 3 муниципальных унитарных предприятия: «Старый город», «Центральный рынок» и «Брагино»;

6. Отрасль «Культура» – МУП «Городской парк культуры и отдыха»;

7. Отрасль «Прочие предприятия» представлена:

- 2 муниципальными унитарными предприятиями: «Агентство по приватизации жилья» и «Ярославское предприятие по геодезии и землеустройству»;

- 1 муниципальным казенным предприятием «Редакция газеты «Городские новости».

Чтобы лучше проследить динамику изменения количества организаций муниципального сектора по отраслям в 2014-2015гг, мы представили имеющиеся данные в виде диаграммы.

 

 

Рис. 1. Диаграмма количества организаций муниципального сектора по отраслям экономики за 2014-2015 гг.[33]

С целью повышения эффективности использования муниципальной собственности и оптимизации работы муниципального сектора экономики в 2015 году в соответствии с Прогнозным планом приватизации муниципального имущества планировались следующие изменения в структуре муниципального сектора экономики:

- преобразование в ОАО муниципальное унитарное предприятие «ПАТП – 1».

- продажа акций 18 открытых акционерных обществ, находящиеся в муниципальной собственности.

В итоге по состоянию на 1 квартал 2016 г. в муниципальном секторе города Ярославля функционирует: 10 - открытых акционерных обществ со 100% акций, находящихся в муниципальной собственности; 16 — муниципальных предприятий (в том числе жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, торговли, культуры и прочих) 431 - муниципальное учреждение (в том числе образования, культуры, здравоохранения, спорта, соц. обслуживания, соц. обслуживания подростков и молодежи, жилищно-коммунального хозяйства, органов исполнительной власти и прочих); 711 — зданий муниципальных учреждений (в том числе имеющих износ более 71%).

Также одним из аспектов управления муниципальным имуществом является отчуждение муниципального имущества, его передача в безвозмездное пользование, залог и доверительное управление.

Имеющиеся данные позволяют нам проследить динамику приема и отчуждения муниципальной собственности за 2014г., 2015 г., 2016 г. (см. Таблица 1)

Таблица 1

Динамика приема и отчуждения муниципальной собственности за 2014 г., 2015г., 2016 г [36].

Наименование показателей За 2014 год За 2015 год За 1 квартал 2016 год
Принято объектов недвижимости     -
Отчуждено объектов недвижимости      
в т.ч. продано      
передано в федеральную собственность и собственность Ярославской области      

 

Заметно резкое уменьшение количества отчуждения муниципальной собственности из собственности г. Ярославля.

В рамках осуществления различных видов учетной и регистрационной деятельности Комитета ведутся следующие реестры:

- реестр открытых акционерных обществ, имеющих долю города Ярославля в уставном капитале;

- реестр имущества, находящемся в муниципальной собственности городского округа города Ярославля;

- реестр общей стоимости движимого имущества (без акций), находящегося в муниципальной собственности городского округа города Ярославля;

- реестр общей стоимости недвижимого имущества (без земельных участков), находящегося в муниципальной собственности городского округа города Ярославля;

- реестр общей площади и стоимости земельных участков, находящемся в муниципальной собственности городского округа города Ярославля;

- реестр муниципальных предприятий города Ярославля;

- реестр муниципальных учреждений.

Анализ состояния муниципального сектора экономики города Ярославля позволяет сделать выводы о незначительной роли муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений в доходной части бюджете города, из которых большая часть объектов считается высокозатратной и бездоходной. Вместе с тем подчеркивается особая социальная значимость данного сектора экономики и данных предприятий и организаций для обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: