Анализ системы управления муниципальным имуществом города Ярославля




 

На основании оценки эффективности использования объектов муниципальной недвижимости можно проводить планирование вариантов использования объектов недвижимости (продажа, сдача в аренду, передача в управление, передача в залог, внесение в качестве вклада в уставный капитал создаваемого общества).

Мэрия города Ярославля в 2015 году в своей муниципальной экономической политике по управлению муниципальным имуществом выбрала приоритетным направлением - продажу муниципального имущества.

Главной целью является максимизация доходов бюджета города Ярославля, получение разового дохода от продажи имущества по максимальной стоимости. Распродажа муниципальной собственности является одной из возможностей пополнить местную казну (как за счет поступлений от самой продажи, так и за счет снятия с местного бюджета нагрузки по дотированию малорентабельных предприятий). В то же время, используя полученные таким образом средства на погашение текущих затрат.

Можно отметить, что в дальнейшем данное направление в управлении муниципальным имуществом может привести город Ярославль к дефициту бюджета. Пополнение бюджета за счет неналоговых доходов будет минимальным, т.к. почти не будет муниципальной собственности.

Основными проблемами муниципального сектора экономики являются:

- значительный износ основных фондов, требующих финансовых вложений в ремонт и модернизацию;

- неэффективное использование имеющихся площадей и специализированного парка машин и оборудования;

- применение муниципальными предприятиями общеустановленной системы налогообложения значительно увеличивающей цену товаров, работ и услуг при участии в конкурсных процедурах по размещению муниципального заказа наравне с предприятиями малого бизнеса, цена на услуги которых значительно ниже благодаря упрощенной системе налогообложения;

- содержание бесхозяйных инженерных сетей и других объектов при отсутствии источника финансирования;

- наличие муниципальных унитарных предприятий, осуществляющих виды деятельности, не относящиеся к компетенции органов городского самоуправления.

Нами с целью выявления слабых и сильных сторон управления муниципальным имуществом выполнен анализ системы управления муниципальной собственности г. Ярославля в виде SWOT - анализа. Он позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны управления муниципальным имуществом, потенциальные возможности и угрозы системы управления муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля.

SWOT –анализ.

Сильные стороны.

1. Рост неналоговых доходов в собственных доходах г. Ярославля. За период 2013-2015 гг. значение этого показателя выросло с 10,1% до 30,1%.

2. Сформирован реестр муниципальной собственности в соответствии с фактическим наличием имущества.

3. Содействие развитию малого и среднего предпринимательства

- поддержание ставки арендной платы для субъектов малого и среднего предпринимательства, арендующих муниципальное имущество, ниже уровня коммерческой цены аренды, сформировавшейся на рынке недвижимости города Ярославля

- предоставление преимущественного права аренды и выкупа муниципального имущества города согласно сформированному перечню

- предоставление субсидий на развитие бизнеса

4. Повышение эффективности администрирования доходов городского бюджета, проведение мероприятий, направленных на увеличение собираемости платежей в бюджет города.

Слабые стороны.

1. Уменьшение объема поступлений в местный бюджет от аренды муниципальной собственности (см. Таблица 2).

Таблица 2

Управление муниципальным имуществом по договорам аренды в городе Ярославле за 2013 - 2016 гг[36].

Доходы Годы
      1 квартал 2016
Доходы от аренды муниципального имущества (млн. руб) 315,5 229,7 180,9  

 

Как видно, поступления в бюджет г. Ярославля от сдачи муниципального имущества в аренду понижались на протяжении всего анализируемого периода.

2. Растущая доля муниципальной недвижимости, не приносящей доход, в связи с низким уровнем сдачи площади в аренду, а так же арендной платы от использования площадей (см. Таблица 3).

Таблица 3

Показатели использования муниципальной собственности за 2013 г., 2014 г., 2015 г., 2016 г. в городе Ярославле [35]

Показатели       1 квартал 2016
Площадь сданная в аренду, тыс. кв. м 143,81 134,7 117,45  
Доходы от аренды муниципального имущества, млн. руб. 315,5 229,7 180,9  

 

Как видно, из года в год происходит снижение площади, сдаваемой в аренду. За период с 2013 по 2015 гг. она уменьшилась почти в 2 раза. При этом приватизация не является главной причиной такого процесса.

Заметно варьируется показатель собираемости арендной платы, в существенной мере такое положение отражает низкую эффективность функции контроля со стороны местных органов власти за использованием публичной собственности.

3. Рост поступлений от использования муниципальной собственности в местный бюджет имеет избирательную основу: положительная динамика достигнута только по доходам, полученным от ее приватизации, и арендным платежам. Отсутствует какой-либо прогресс в использовании муниципальной собственности, переданной в оперативное управление и хозяйственное ведение муниципальным унитарным предприятиям. Закономерно, в этой связи, что доля доходов от имущества, находящегося в муниципальной собственности, или от деятельности муниципальных предприятий, в общей сумме доходов муниципального образования уменьшилась.

4. Нестабильность финансового положения муниципальных предприятий практически всех отраслей муниципального сектора экономики (см. Таблица 4).

Таблица 4

Финансовые результаты муниципальных предприятий, млн. руб. (прибыль, - убыток) [33]

Отрасли Годы
      1 кв. 2016
Жилищное хозяйство 9,7   5,6 5,1
Коммунальное хозяйство -48,9 -69,8 -157,6 -78,4
Строительство 5,4 8,2 7,4 9,4
Транспорт и связь 57,3 110,1 -7,4 67,1
Торговля   1,8   1,5
Сфера потребительского рынка 0,7 -0,1 -0,6 0,2
Культура -0,5 -1,7 2,7 1,6
Прочие 1,3 1,3 1,5  

 

Как видно, все сектора муниципальной экономики отличаются заметной неустойчивостью своего финансового положения. Причем это проявляется не только в чередовании прибыли и убытков по годам, но и в заметных перепадах их показателей.

5. Высокий уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры и сетей.

6. Значительный моральный и физический износ оборудования и зданий ряда учреждений социального назначения.

7. Слабое внедрение новых ресурсосберегающих технологий в области ЖКХ.

8. Отсутствие системы переподготовки и повышения квалификации руководителей муниципальных предприятий, позволяющей формировать у них современные компетенции.

Угрозы.

1. Сохранение нынешнего уровня централизации финансовых ресурсов на верхних уровнях бюджетной системы страны, тем более, его повышение, будет означать относительное уменьшение доли собственных доходов бюджета муниципального образования.

2. Отсутствие достаточных внешних инвестиций для качественного обновления объектов, эксплуатируемых, предприятиями коммунального хозяйства, ЖКХ приведет к резкому возрастанию издержек, связанных с содержанием и текущим ремонтом водопроводных и тепловых сетей, очистных сооружений канализации и др.

3. Сокращение числа федеральных целевых программ, ориентированных на улучшение городской среды обитания, ограничит возможности финансирования затрат на расширенное воспроизводство определенных видов объектов муниципальной собственности.

4. Снижение уровня поступления собственных доходов в городской бюджет, рост размера муниципального долга.

Возможности развития.

1. Использование имеющегося в современном информационном пространстве научного и методического задела для разработки концепции развития муниципальной собственности и совершенствования системы управления ее использованием.

2. Использование современных образовательных технологий и креативных программ для формирования учебного центра переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов муниципального сектора экономики.

На основании проведенного SWOT-анализа можно сделать вывод, что в системе управления муниципальным имуществом города Ярославля в настоящее время присутствует больше слабых сторон, чем сильных. В связи с этим необходимо предпринять меры по устранению большинства слабых сторон путем совершенствования системы управления муниципальным имуществом. Наибольшее беспокойство представляет растущая доля муниципальной недвижимости, не приносящей доход, а также то, что рост поступлений от использования муниципальной собственности в местный бюджет имеет избирательную основу и высокий уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры и сетей. С другой стороны есть и позитивные моменты — содействие малому и среднему предпринимательству, путем поддержания ставки арендной платы муниципальных объектов недвижимости ниже рыночной, а также поддерживание контроля над собираемостью платежей в бюджет города.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: