Конституция Республики Беларусь как основной источник регулирования отношений по труду




 

Среди источников регулирования трудовых и связанных с ними отношений в пункте 1 части первой ст. 7 ТК на первое место не случайно поставлена Конституция, поскольку она является законодательным актом высшей юридической силы. Ни один из других нормативных правовых актов (включая кодексы и другие законы, декреты и указы Президента Республики Беларусь) не может противоречить ей.

Конституция Республики Беларусь включает не только направления формирования законодательства, включая трудовое, но и содержит ряд статей, непосредственно устанавливающих нормы, регулирующие труд граждан. В частности, ст. 41 - 43 предусматривают правила о праве на труд, отдых, охрану здоровья, социальное обеспечение, установление рабочей недели, не превышающей 40 часов.

В ст. 41 Конституции определено, что труд выступает в качестве наиболее достойного способа самоутверждения человека. Подобная формулировка в сочетании с другими нормами Конституции означает и право не заниматься трудовой деятельностью. Так, незанятость гражданина, не может служить основанием для привлечения его к какой-либо юридической ответственности (административной, уголовной, иной). По существу, мы можем говорить о свободе труда. А следовательно, о развитии этой свободы более полно сказано в законодательных и иных нормативных правовых актах. К тому же в целях реализации указанной нормы Конституции, наряду с ТК Республики Беларусь, вопросы, касающиеся занятости граждан получили закрепление в Законе Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. № 125 – З «О занятости населения Республики Беларусь» [45]. При этом необходимо учитывать, что указанный закон направлен на обеспечение правовых, экономических и организационных основ государственной политики в области содействия занятости населения, гарантий государства по реализации конституционных прав граждан Республики Беларусь на труд и социальную защиту от безработицы.

Конституционное право на труд включает право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учётом общественных потребностей. Подобная формулировка означает, что, во-первых, человек может реализовать свои способности к труду не только в порядке найма (например, путём заключения трудового договора), но и в качестве индивидуального предпринимателя, фермера, ремесленника, лица, выполняющего работу по договору гражданско – правового характера и т.п. Так, в целях создания благоприятных условий для осуществления физическими лицами ремесленной деятельности принят и действует Указ Президента Республики Беларусь от 16 мая 2005 г. № 225 «О некоторых вопросах осуществления физическими лицами ремесленной деятельности» [52]. В этом указе установлено, что под ремесленной деятельностью понимается не являющаяся предпринимательской деятельность физических лиц по изготовлению и реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг с применением ручного труда и инструмента, в том числе электрического, осуществляемая самостоятельно, без привлечения иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам и направленная на удовлетворение бытовых потребностей граждан. Также следует иметь ввиду, что конституционные положения, определяющие право на труд дают возможность гражданам в полной мере реализовать себя и посредством заключения гражданско – правовых договоров, направленных на выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности. Условия заключения, изменения и расторжения таких договоров регулируются согласно нормам Гражданского кодекса Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г., № 218 – З [13]. Кроме того, в целях обеспечения своевременного расчёта с гражданами за выполненную работу, оказанную услугу и созданный объект интеллектуальной собственности по гражданско-правовым договорам и защиты их отдельных социально - трудовых прав принят и действует Указ Президента Республики Беларусь от 6 июля 2005 г. № 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско – правовым и трудовым договорам» [54]. Существуют также и определённые особенности в части регулирования трудовых отношений у лиц, имеющих статус индивидуального предпринимателя. Так, Указом Президента Республики Беларусь от 18 июня 2005 г. № 285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности» определено, что для занятия предпринимательской деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя гражданин вправе привлекать не более трёх физических лиц по трудовым и (или) гражданско - правовым договорам, в том числе заключаемым с юридическими лицами [53]. Вместе с тем, Указом Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2006 г. № 760 «О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 18 июня 2005 г. № 285» установлено, что с 1 января 2008 г. деятельность индивидуального предпринимателя может осуществляться только с привлечением членов семьи и близких родственников (супруг (супруга), родители, дети, усыновители, усыновлённые (удочерённые), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки) [37]; во-вторых, эти способности можно реализовать с учётом общественных потребностей, отсутствие их может привести к тому, что в том или ином регионе, а возможно, что и в целом в рамках государства, будут лица незанятые (безработные) в силу того, что рынок труда удовлетворён, достаточно обеспечен теми или иными специалистами.

Основной Закон нашего государства определяет право гражданам на защиту своих экономических и социальных интересов, включая право на объединение в профессиональные союзы, заключение коллективных договоров, соглашений и право на забастовку. При этом следует учитывать, что согласно Закону Республики Беларусь от 22 апреля 1992 г. № 1605-XII «О профессиональных союзах» (в редакции Закона от 14 января 2000 г. № 371 – З) право на объединение в профсоюзы имеют все граждане, без какого - либо различия, в том числе и лица, которые обучаются в высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях. Все профсоюзы пользуются равными правами [56].

Принадлежность или непринадлежность к профессиональным союзам не влечёт за собой каких-либо ограничений трудовых, социально-экономических, политических, личных прав и свобод граждан, гарантируемых законодательством. Запрещается обуславливать приём на работу, продвижение по работе, а также увольнение принадлежностью к определенному профсоюзу, вступлением или выходом из него

Профсоюзы наделяются широкими правами по защите трудовых и иных прав работников. Так, согласно Указу Президента Республики Беларусь от 6 мая 2010 г. № 240 «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами» [34] утверждено Положение о порядке осуществления общественного контроля профессиональными союзами, их организационными структурами, объединениями таких союзов и их организационными структурами в форме проведения проверок [73]. Названный Указ Президента Республики Беларусь принят в целях совершенствования правового регулирования отношений в сфере осуществления общественного контроля профессиональными союзами, их организационными структурами, объединениями таких союзов и их организационными структурами, а также защиты трудовых и социально-экономических прав граждан. Положением, утверждённым этим Указом определяются порядок осуществления в Республике Беларусь общественного контроля профессиональными союзами, их организационными структурами, объединениями таких союзов и их организационными структурами, за исключением первичных профсоюзных организаций, в форме проведения проверок, а также права, обязанности правовых и технических инспекторов труда профсоюзов, выступающих в качестве проверяющих и контролируемых субъектов - организаций, их обособленных подразделений, имеющих учетный номер плательщика, где работают члены соответствующего профсоюза и создана в установленном порядке его первичная профсоюзная организация, если иное не установлено законодательными актами, представительств иностранных организаций, где работают члены соответствующего профсоюза и создана в установленном порядке его первичная профсоюзная организация, медицинских пунктов, объектов торговли и общественного питания, расположенных на территории данных организаций (обособленных подразделений, представительств иностранных организаций), а также созданных ими учреждений дошкольного образования и оздоровительных организаций.

Во исполнение Указа Президента Республики Беларусь № 240, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июня 2010 г. № 981 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 6 мая 2010 г. № 240» утверждено Положение о порядке привлечения эксперта профессиональными союзами при осуществлении ими общественного контроля в форме проведения проверок за соблюдением законодательства об охране труда, выплаты и размерах сумм, подлежащих выплате эксперту, и возмещения затрат, связанных с проведением экспертизы [55; 74].

Разрешение споров между сторонами коллективных трудовых отношений по поводу установления, изменения социально-экономических условий труда и быта работников, заключения, изменения, исполнения либо прекращения коллективных договоров, соглашений, а также порядок реализации права на забастовку регулируются Трудовым кодексом. В указанном кодексе предусмотрены порядок и условия проведения забастовки.

Забастовкой является временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора. Забастовка может проводиться не позднее трёх месяцев после отклонения предложений примирительной комиссии, а если стороны обращались к посреднику или (и) в трудовой арбитраж - после отклонения предложений посредника или (и) несогласия с решением трудового арбитража, за исключением случая, если оно имеет для сторон обязательную силу. Законом могут быть установлены ограничения реализации права на забастовку в той мере, в какой это необходимо в интересах национальной безопасности, общественного порядка, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

Конституция устанавливает запрет на принудительный труд, кроме работы или службы, определяемой приговором суда, или в соответствии с законом о чрезвычайном и военном положении. На данный момент вопросы, касающиеся установления режима чрезвычайного положения получили закрепление в Законе Республики Беларусь от 24 июня 2002 г. № 117 – З «О чрезвычайном положении» [67].

С учётом данного конституционного положения, а также содержания ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого на основании резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г. № 2200 (XXI) и вступившего для Республики Беларусь в силу 23 марта 1976 г., нельзя оценивать как неконституционные положения уголовного или административного законодательства о применении такой меры наказания, как исправительные работы [27].

Необходимо также учитывать, что согласно Конвенции Международной организации труда (МОТ) 1930 г. № 29 «О принудительном или обязательном труде» принудительным трудом является любая работа или служба, выполнение которой требуют от любого человека под угрозой наказания и которую данное лицо не осуществляет добровольно [23]. Данная Конвенция была рассмотрена четырнадцатой сессией Генеральной конференции МОТ, собравшейся 10 июня 1930 года в Женеве и принята 28 июня 1930 г. Положения Конвенции обязывают упразднить применение принудительного труда или обязательного труда во всех его формах. Данную конвенцию Республика Беларусь ратифицировала 30 июня 1956 г. Конвенция № 29 вступила в силу 1 мая 1932 года. Для Республики Беларусь указанная Конвенция вступила в силу – 21 августа 1956 года. Нормы указанной Конвенции получили развитие как в актах законодательства Республики Беларусь о труде, так и в нормативных правовых актах уголовного, уголовно – исполнительного и других отраслей права.

В Конституции Республики Беларусь (ст. 42) предусмотрено, что лицам, работающим по найму, гарантируется справедливая доля вознаграждения в экономических результатах труда в соответствии с его количеством, качеством и общественным значением, но не ниже уровня, обеспечивающего им и их семьям свободное и достойное существование. Женщины и мужчины, взрослые и несовершеннолетние имеют право на равное вознаграждение за труд равной ценности.

Хотелось бы обратить внимание на то, что совокупность вознаграждений, исчисляемых в денежных единицах или (и) натуральной форме, которые наниматель обязан выплатить работнику за фактически выполненную работу, а также за периоды, включаемые в рабочее время, является заработной платой.

Исходя из минимального потребительского бюджета Правительством Республики Беларусь устанавливается размер минимальной заработной платы. В тоже время с 1 января 2011 г. в Республике Беларусь согласно постановлению Совета Министров от 20 декабря 2010 г. № 1844 «Об установлении размера минимальной заработной платы» установлены: месячная минимальная заработная плата в размере 460000 рублей и часовая минимальная заработная плата в размере 2710 рублей [35]. В коллективных договорах (соглашениях, кроме тех, стороной которых является организация, финансируемая из бюджета и пользующаяся государственными дотациями) может предусматриваться более высокий размер минимальной заработной платы.

ТК предусмотрены формы, системы и размеры оплаты труда работников. Особой защите подлежат несовершеннолетние. Заработная плата работникам моложе восемнадцати лет при сокращённой продолжительности ежедневной работы выплачивается в таком же размере, как работникам соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы [ ].

Труд работников моложе восемнадцати лет, допущенных к сдельным работам, оплачивается по сдельным расценкам, установленным для взрослых работников, с доплатой по тарифной ставке за время, на которое продолжительность их ежедневной работы сокращается по сравнению с продолжительностью ежедневной работы взрослых работников.

Оплата труда учащихся общеобразовательных, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений, работающих в свободное от учёбы время, производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки. Нанимателями могут устанавливаться учащимся доплаты к заработной плате.

В ТК вместе с тем указано, что заработная плата выплачивается в денежных единицах Республики Беларусь. Замена денежной оплаты полностью или частично натуральной оплатой (смешанная форма оплаты) возможна только с согласия работника. При этом натуральная оплата взамен денежной должна быть подходящей для личного потребления и выгодной для работника и его семьи. Натуральная оплата не может производиться товарами, перечень которых утверждается Правительством Республики Беларусь.

Выплата заработной платы работникам производится, как правило, по месту выполнения ими работы. Если работник в день выплаты заработной платы выполняет поручение нанимателя вне места работы (в организации заказчика, служебной командировке, на курсах повышения квалификации и т.д.), то по просьбе работника наниматель должен за свой счет выслать ему причитающуюся заработную плату. По желанию работника заработная плата полностью или частично перечисляется на счет в банке.

Трудовым законодательством предусматривается необходимость формирования резервного фонда заработной платы. Так, наниматели обязаны создавать резервный фонд заработной платы для обеспечения выплаты причитающейся работникам заработной платы, а также предусмотренных законодательством, коллективным и трудовым договорами гарантийных и компенсационных выплат в случае экономической несостоятельности (банкротства) нанимателя, ликвидации организации, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя и в других предусмотренных законодательством случаях. Размер резервного фонда, основания, порядок его создания и использования определяются Правительством Республики Беларусь (ст. 76 ТК).

При увольнении работника все выплаты, причитающиеся ему от нанимателя, производятся в день увольнения. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие выплаты должны быть произведены не позднее следующего дня после предъявления им требования о расчете. В случае спора о размерах выплат, причитающихся работнику при увольнении, наниматель обязан в указанный в части первой ст. 77 ТК срок выплатить не оспариваемую им сумму.

Заработная плата, не полученная ко дню смерти работника, выдается членам его семьи или лицам, находившимся на иждивении умершего на день его смерти.

В случае невыплаты по вине нанимателя причитающихся при увольнении сумм работник имеет право взыскать с нанимателя средний заработок за каждый день просрочки.

В развитие ст. 43 Конституции, устанавливающей право трудящихся на отдых в актах законодательства о труде сконцентрировано ряд норм, посвященных правовому регулированию времени отдыха трудящихся. Время отдыха включает перерыв для отдыха и питания в период рабочего дня, выходные дни, еженедельный непрерывный отдых, праздничные дни, ежегодные оплачиваемые отпуска и отпуска без сохранения заработной платы.

Временем отдыха по трудовому законодательству считается время, в течение которого работник освобожден от выполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.

В ТК Республики Беларусь весьма подробно регламентируется предоставление работникам времени для отдыха. Так, согласно ст. 134 работникам в течение рабочего дня предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не менее 20 минут и не более двух часов, который используется работником по своему усмотрению и в рабочее время не включается.

На отдельных видах работ, наряду с перерывом для отдыха и питания, предоставляются дополнительные специальные перерывы в течение рабочего дня, включаемые в рабочее время (перерывы для кормления ребенка, перерывы для обогревания, перерывы для отдыха на погрузочно-разгрузочных работах и др.). Виды этих работ, продолжительность и порядок предоставления таких перерывов определяются правилами внутреннего трудового распорядка. При этом необходимо иметь ввиду, что правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР) конкретных организаций и иных нанимателей формируются в соответствии Типовыми правилами внутреннего трудового распорядка, утверждёнными постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 5 апреля 2000 г. № 46 [80].

Всем работникам предоставляются выходные дни (еженедельный непрерывный отдых). При пятидневной рабочей неделе предоставляются два выходных дня каждую календарную неделю, кроме тех недель, когда в одну из суббот графиком предусмотрено возмещение недоработки до недельной нормы рабочего времени. В такую неделю предоставляется один выходной день. При шестидневной рабочей неделе предоставляется один выходной день. Общим выходным днем является воскресенье. В исключительных случаях воскресенье может быть объявлено рабочим днем Президентом Республики Беларусь. Второй выходной день при пятидневной рабочей неделе устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка или графиком работ (сменности), если иное не определено по соглашению сторон. Оба выходных дня предоставляются, как правило, подряд.

Перенос нанимателем выходного дня, предусмотренного правилами внутреннего трудового распорядка или графиком работ (сменности), на другую календарную неделю признается их изменением и допускается в порядке, установленном ст.ст. 142 и 143 ТК. Выходные дни предоставляются не позднее чем за шесть рабочих дней подряд.

Согласно ст. 138 ТК продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 часов.

Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха исчисляется согласно правилам внутреннего трудового распорядка или графику работ (сменности) с момента окончания рабочего дня (смены) накануне выходного (выходных) дня и до момента его начала в первый после выходного (выходных) дня рабочий день.

При многосменном режиме работы, а также суммированном учете рабочего времени минимальная продолжительность еженедельного отдыха может исчисляться в среднем за учетный период.

Работа не производится в государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные Президентом Республики Беларусь нерабочими. Вместе с тем, работа в названные дни регулируется в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 26 марта 1998 г. № 157 «О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь» [42].

В государственные праздники и праздничные дни допускаются работы, приостановка которых невозможна по производственно-технологическим условиям (непрерывно действующие организации), работы, вызванные необходимостью постоянного непрерывного обслуживания населения, организаций, а также неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы.

Работы, приостановка которых невозможна по производственно-технологическим условиям, и работы, вызываемые необходимостью постоянного непрерывного обслуживания населения, организаций, планируются заранее в графике работ (сменности) в счет месячной нормы рабочего времени.

Неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы могут выполняться в государственные праздники и праздничные дни в соответствии с утвержденным графиком или по распоряжению нанимателя, если их нельзя было заранее предусмотреть.

Работники имеют право на трудовые и социальные отпуска при наличии оснований, предусмотренных ТК.

Под отпуском понимается освобождение от работы по трудовому договору на определенный период для отдыха и иных социальных целей с сохранением прежней работы и заработной платы в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом.

Работникам предоставляются следующие виды отпусков:

1) трудовые отпуска: основной отпуск; дополнительные отпуска;

2) социальные отпуска: по беременности и родам; по уходу за детьми; в связи с обучением; в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС; по уважительным причинам личного и семейного характера.

Согласно Конституции и ТК несовершеннолетние (лица, не достигшие восемнадцати лет) в трудовых правоотношениях приравниваются в правах к совершеннолетним, а в области охраны труда, рабочего времени, отпусков и некоторых других условий труда пользуются гарантиями, установленными Трудовым кодексом, иными актами законодательства, коллективными договорами, соглашениями.

Запрещается привлекать работников моложе 18 лет к ночным и сверхурочным работам, работам в государственные праздники и праздничные дни (часть первая ст. 147 ТК), работам в выходные дни.

Трудовые отпуска работникам моложе 18 лет предоставляются в летнее время или, по их желанию, в любое другое время года.

Для работников моложе 18 лет нормы выработки устанавливаются исходя из норм выработки для взрослых работников пропорционально сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренного законодательством для данной категории работников.

Для работников, принимаемых на работу по окончании общеобразовательных, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений, курсов, прошедших обучение непосредственно на производстве, могут устанавливаться пониженные нормы выработки. Размеры пониженных норм и сроки их действия определяются в коллективном договоре.

Следует обратить внимание и на то, что в соответствии со ст. 47 Конституции гражданам Республики Беларусь гарантируется право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом. Государство проявляет особую заботу о ветеранах войны и труда, а также о лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов.

Исходя из сказанного можно сделать вывод о том, что в Конституции Республики Беларусь как основном законе государства и источнике регулирования трудовых и связанных с ними отношений предусмотрены основные права и гарантии гражданам в области труда и занятости. Вместе с тем их дальнейшее воплощение должно осуществляться в иных нормативных правовых актах различной юридической силы, которые не должны противоречить Конституции. В тоже время следует учитывать, что согласно части первой ст. 137 Конституции, она обладает высшей юридической силой. Законы, декреты, указы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: