В ПРОФИЛАКТИКЕ И КОНТРОЛЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВБИ




РОЛЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

В профилактике ВБИ в стационаре среднему и младшему медперсоналу отводится главная роль — роль организатора, от­ветственного исполнителя, а также контрольная функция. Ежед­невное, тщательное и неукоснительное соблюдение санитарно- гигиенических правил и противоэпидемического режима в ходе исполнения своих профессиональных обязанностей и составля­ет основу профилактики ВБИ.

Сознательное отношение и тщательное выполнение меди­цинским персоналом требований противоэпидемического режима предотвратит профессиональную заболеваемость сотрудников, что позволит в значительной мере снизить риск заболевания ВБИ и сохранить здоровье пациентам.

 

В вопросах профилактики ВБИ. в ЛПУ должны выполняться 3 важнейших требования:

1. сведение к минимуму возможности заноса инфекции;

2. исключение внутригоспитальных заражений;

3. исключение выноса инфекции за пределы ЛПУ.

 

Профилактика ВБИ включает архитектурно-планировочные мероприятия, санитарно-гигиенический и дезинфекционный режимы в ЛПУ.

Архитектурно-планировочные мероприятия направлены на обеспечение строгого разделения «гнойных» и «чистых» пото­ков больных. Для этого планируется достаточное количество по­мещений, их рациональное размещение.

В зданиях ЛПУ, как правило, предусматривается приточно­вытяжная вентиляция, которая должна исключать перетоки воз­духа из «грязных» зон (помещений) в «чистые». Отделения или группы помещений, между которыми не допускаются перетоки воздуха, изолируют шлюзами. Отделения или группы помеще­ний, имеющие один санитарно-гигиенический режим, обору­дуют, как правило, одной централизованной системой приточ- но-вытяжной вентиляции.

Большое значение в борьбе с ВБИ принадлежит санитарно- гигиеническим мероприятиям: соблюдению медицинским персо­налом, правил личной гигиены, тщательной обработке рук и дезинфекционному режиму.

В приемном отделении санитарно-гигиенический режим дол­жен исключать занос инфекции в стационар. После осмотра каж­дого поступающего пациента клеенку на кушетке следует про­тирать дезинфицирующим раствором, больного осматривают на педикулез, он проходит полную санитарную обработку (душ или ванна, при этом выдается обеззараженная мочалка). Поступаю­щий пациент переодевается в чистое больничное белье (по раз­решению врача может остаться в своем белье). Приемные отде­ления должны; иметь средства дезинфекции и дезинсекции, мыло, мочалки индивидуального пользования, посуду для хранения чистых и бывших в употреблении мочалок, наконечники для клизм и чистую посуду для их хранения.

В лечебных отделениях стационаров постельные принадлежнос­ти после выписки каждого пациента должны обрабатываться в де­зинфекционной камере. Гигиеническую ванну больные получают 1 раз в 7—10 дней со сменой белья с отметкой в истории болезни, а загрязненное белье метать незамедлительно; при смене постель­ного и нательного белья не трясти в воздухе и не бросать на пол, а убирать в клеенчатый мешок. Использованное белье может хра­ниться в специальном отделении не более 12 часов. Персонал, ра­ботающий с грязным бельем, должен быть обеспечен санитарной одеждой. После смены белья пол и предметы протирают дезинфи­цирующими растворами. Правильно удалять твердые и жидкие от­ходы из лечебного отделения; неукоснительно соблюдать требова­ния, предъявляемые к дезинфекции предметов ухода и изделий медицинского назначения, предстерилизационной очистке и сте­рилизации; соблюдать режим проветривания помещений с учетом температурных условий; осуществлять мытье полов (не реже 2 раз в день) и влажную уборку поверхностей (мебели, оборудования, аппаратуры) в соответствии с требованиями, используя дезинфи­цирующие средства. Контролировать организацию питания паци­ентов, соблюдать режимы мытья и обеззараживания посуды, хра­нения продуктовых передач. Все загрязненные кровью поверхнос­ти обрабатывают 3% раствором хлорамина. Использовать раздель­ный уборочный инвентарь для различных помещений.

Строго соблюдать требования действующих директивных до­кументов по профилактике ВБИ; в т. ч. строгое соблюдение требо­ваний приказа министра здравоохранения РФ—1995 г., № 280/88 «О предварительных и периодических медицинских осмотрах ра­ботников».

Халаты и другое больничное белье сотрудники должны ме­нять 2-3 раза в неделю; запрещается стирка халата на дому. Спец­одежду необходимо снимать в конце рабочего дня, выходя из клиники на перерыв.

Большое значение при переносе инфекции играют руки пер­сонала. По имеющимся данным в 40% случаев развитие инфек­ций, вызванных условно-патогенной микрофлорой, связано с наличием этих микроорганизмов на руках персонала, причем чаще энтеробактерий. В связи с этим в любом случае медицинс­кий персонал должен мыть руки до и после выполнения всех манипуляций с пациентами, выделенными в группу высокого риска развития ВБИ.

К сожалению, медики, спасая миллионы человеческих жиз­ней, стремясь предотвратить внутрибольничные инфекции у па­циентов, сами оказываются недостаточно защищенными, по­скольку проблеме ВБИ у медперсонала до сих пор не уделялось должного внимания. Таким образом, медицинские работники (особенно носители) сами играют немаловажную роль в рас­пространении инфекций. Причем среди профзаболеваний меди­цинских работников на федеральном уровне 66—70% составля­ют инфекции, и лидирует среди них туберкулез и ГВ.

 

Задачами профилактики ВБИ среди медперсонала:

1. Организация санитарно-эпидемиологического надзора за ВБИ медперсонала (учет и регистрация);

2. Разработка и внедрение профилактических и противо­эпидемических мер по защите медперсонала от ВБИ (пре­дупреждение артифициальных заражений):

• Широкое использование одноразовой медицинской одежды;

• Применение кожных антисептиков;

• Широкое применение средств индивидуальной защиты (очки, щитки, экраны, маски, перчатки и т. Д.);

• Организация специфической и экстренной профилак-1 тики медперсонала. Вакцинация — это стратегическое! Направление в борьбе с гв, дифтерией и столбняком.

 

Иммунизация — наилучшее средство защиты персонала.

Меры индивидуальной защиты медперсонала при инвазивных процедурах

 

Условия безопасности медицинской сестры на рабочем месте.

1. Специальная одежда, защищающая медицинскую сестру от возможного попадания крови и других выделений при выполнении манипуляций:

- медицинская шапочка (косынка);

- одноразовые резиновые перчатки;

- маска марлевая 4-слойная или респиратор;

- очки;

- влагонепроницаемый фартук или халат.

2. Средства забора и доставки лабораторного материала:

- одноразовые шприцы и иглы;

- специальные емкости для сбора биологического ма­териала;

- контейнеры для транспортировки.

3. Контейнеры для пред стерилизационной очистки и де­зинфекции.

4. Контейнеры для утилизации.

5. Дезинфицирующие и антисептические средства.

 

Правила безопасности сестры на рабочем месте:

- мыть руки до и после контакта с пациентом;

- рассматривать кровь и выделения пациента как потенци­ально инфицированные и работать с ними только в пер­чатках;

- сразу после применения помещать использованные шпри­цы и катетеры в специальный контейнер для утилизации острых предметов, никогда не снимать со шприцев игло­держатели с иглами и не производить никаких манипуля­ций с использованными иглами;

- пользоваться средствами защиты глаз и масками для пре­дотвращения возможного попадания брызг или жидких выделений в лицо (во время хирургических операций, манипуляций, катетеризаций и лечебных процедур в по­лости рта);

- рассматривать все образцы лабораторных анализов как потенциально инфицированные;

- рассматривать все белье, запачканное кровью или жидки­ми выделениями, как потенциально инфицированное;

- если целостность кожных покровов нарушена, перед на­чалом манипуляции их следует закрыть лейкопластырем или смазать клеем БФ;

- необходимо строго соблюдать правила снятия перчаток и мытья рук (жидкое мыло и одноразовые полотенца).

 

ОСНОВНЫЕ ПРИКАЗЫ

ПО САНИТАРНО­ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКОМУ РЕЖИМУ ЛПУ. РЕКОМЕНДАЦИИ

В настоящее время для выполнения санитарно-противоэпи­демического режима ЛПУ действуют следующие документы:

1. Санитарные правила устройства, оборудования и эксп­луатации больниц, роддомов, др. лечебных стационаров (САН ПиН 5 179-90 г. М3, М., 1990 г.), определяющие санитарное содержание различных помещений стацио­нара, оборудования, инвентаря, личную гигиену паци­ентов и обслуживающего персонала.

Отраслевой стандарт 42-21-2-85, определяющий мето­ды, средства и режим дезинфекции и стерилизации; из­делий медицинского

2. Приказ № 916 от 04.08.83 г. «Об утверждении инструк­ции по санитарно-противоэпидемическому режиму и охране труда персонала инфекционных больниц».

3. Методические указания по дезинфекции, предстерили- зационной очистке и стерилизации предметов медицин­ского назначения, утвержденные М3 России 30 декабря 1998 г. № МУ - 287-113.

4. Инструкция № 154.021.98 ИП по применению «Ин­дикаторов стерилизации одноразового применения ИС-120, ИС-132, ИС-160, ИС-180» для контроля па­раметров режимов работы паровых и воздушных сте­рилизаторов.

5. Руководство Р 3.1.683-98 по «Использованию ультрафи­олетового бактерицидного излучения для обеззаражива­ния воздуха и поверхностей в помещениях». М3 России, Москва, 1998 и др.

6. Правила сбора, хранения и удаления отходов (Сан ПиН 2.1.7. 728 —99), утвержденные постановлением №2 Глав­ного гос. сан. управления РФ от 22.01.99.

За невыполнения данных приказов, инструкций и рекомен­даций медперсонал несет юридическую ответственность по ста­тьям уголовного кодекса.

 

Организация обращения с отходами в ЛПУ

Контаминированные болезнетворными микроорганизмами и вирусами отходы медицинских учреждений представляют опас­ность в эпидемическом и экологическом плане. Отсутствие в на­стоящее время в большинстве ЛПУ организационной системы сбора, транспортировки и удаления медицинских отходов не исключает возможности обсеменения пациентов, персонала, функциональных помещений клинико-диагностических отделе­ний стационара патогенными микроорганизмами, что может спо­собствовать распространению ВБИ и выносу инфекции за пре­делы медицинских учреждений.

Отходы, образующиеся в ЛПУ, имеют различную степень эпидемиологической и экологической опасности в зависимости от их состава и степени контаминации биологическими агента­ми. Классификация отходов по этим признакам имеет принци­пиальное значение, поскольку выделяемые таким образом группы в различных подразделениях ЛПУ требуют конкретных условий сбора, временного хранения, транспортировки. В соответствии с проектом санитарной очистки от отходов система сбора, вре­менного хранения, транспортировки и обезвреживания отходов на территории ЛПУ должна состоять из:

- сбора отходов внутри медицинского отделения;

- транспортировки и перегрузки отходов в (меж) корпусные контейнеры;

- временного хранения отходов на территории ЛПУ;

- транспортировки (меж)корпусных контейнеров к месту обезвреживания отходов;

- обезвреживания отходов в специальных установках.

 

Класс опасности Характеристика морфологического состава
Класс А (эпидемиологически безопасные отходы, по составу приближенные к ТБО) Отходы, не имеющие контакта с биологическими жидкостями пациентов, инфекционными больными. Канцелярские принадлежности, упаковка, мебель, инвентарь, потерявшие потребительские свойства. Пищевые отходы центральных пищеблоков, а также всех подразделений организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, кроме инфекционных, в том числе фтизиатрических.
Класс Б (эпидемиологически опасные отходы) Инфицированные и потенциально инфицированные отходы. Материалы и инструменты, предметы, загрязненные кровью и/или другими биологическими жидкостями. Патологоанатомические отходы. Органические операционные отходы (органы, ткани и так далее). Пищевые отходы из инфекционных отделений. Отходы из микробиологических, клинико-диагностических лабораторий, фармацевтических, иммунобиологических производств, работающих с микроорганизмами 3 - 4 групп патогенности. Биологические отходы вивариев. Живые вакцины, непригодные к использованию.
Класс В (чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы) Материалы, контактировавшие с больными инфекционными болезнями, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и требуют проведения мероприятий по санитарной охране территории. Отходы лабораторий, фармацевтических и иммунобиологических производств, работающих с микроорганизмами 1 - 2 групп патогенности.
  Отходы лечебно-диагностических подразделений фтизиатрических стационаров (диспансеров), загрязненные мокротой пациентов, отходы микробиологических лабораторий, осуществляющих работы с возбудителями туберкулеза.
Класс Г (токсикологически опасные отходы 1 - 4 <*> классов опасности) Лекарственные (в том числе цитостатики), диагностические, дезинфицирующие средства, не подлежащие использованию. Ртутьсодержащие предметы, приборы и оборудование. Отходы сырья и продукции фармацевтических производств. Отходы от эксплуатации оборудования, транспорта, систем освещения и другие.
Класс Д Радиоактивные отходы Все виды отходов, в любом агрегатном состоянии, в которых содержание радионуклидов превышает допустимые уровни, установленные нормами радиационной безопасности.

 

--------------------------------

*В соответствии с СП 2.1.7.1386-03 "Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления" (зарегистрированы Минюстом России 19.06.2003, регистрационный номер 4755, с изменениями, зарегистрированными Минюстом России 12.02.2010, регистрационный номер 16389).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: