РОЛЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ
В профилактике ВБИ в стационаре среднему и младшему медперсоналу отводится главная роль — роль организатора, ответственного исполнителя, а также контрольная функция. Ежедневное, тщательное и неукоснительное соблюдение санитарно- гигиенических правил и противоэпидемического режима в ходе исполнения своих профессиональных обязанностей и составляет основу профилактики ВБИ.
Сознательное отношение и тщательное выполнение медицинским персоналом требований противоэпидемического режима предотвратит профессиональную заболеваемость сотрудников, что позволит в значительной мере снизить риск заболевания ВБИ и сохранить здоровье пациентам.
В вопросах профилактики ВБИ. в ЛПУ должны выполняться 3 важнейших требования:
1. сведение к минимуму возможности заноса инфекции;
2. исключение внутригоспитальных заражений;
3. исключение выноса инфекции за пределы ЛПУ.
Профилактика ВБИ включает архитектурно-планировочные мероприятия, санитарно-гигиенический и дезинфекционный режимы в ЛПУ.
Архитектурно-планировочные мероприятия направлены на обеспечение строгого разделения «гнойных» и «чистых» потоков больных. Для этого планируется достаточное количество помещений, их рациональное размещение.
В зданиях ЛПУ, как правило, предусматривается приточновытяжная вентиляция, которая должна исключать перетоки воздуха из «грязных» зон (помещений) в «чистые». Отделения или группы помещений, между которыми не допускаются перетоки воздуха, изолируют шлюзами. Отделения или группы помещений, имеющие один санитарно-гигиенический режим, оборудуют, как правило, одной централизованной системой приточ- но-вытяжной вентиляции.
Большое значение в борьбе с ВБИ принадлежит санитарно- гигиеническим мероприятиям: соблюдению медицинским персоналом, правил личной гигиены, тщательной обработке рук и дезинфекционному режиму.
В приемном отделении санитарно-гигиенический режим должен исключать занос инфекции в стационар. После осмотра каждого поступающего пациента клеенку на кушетке следует протирать дезинфицирующим раствором, больного осматривают на педикулез, он проходит полную санитарную обработку (душ или ванна, при этом выдается обеззараженная мочалка). Поступающий пациент переодевается в чистое больничное белье (по разрешению врача может остаться в своем белье). Приемные отделения должны; иметь средства дезинфекции и дезинсекции, мыло, мочалки индивидуального пользования, посуду для хранения чистых и бывших в употреблении мочалок, наконечники для клизм и чистую посуду для их хранения.
В лечебных отделениях стационаров постельные принадлежности после выписки каждого пациента должны обрабатываться в дезинфекционной камере. Гигиеническую ванну больные получают 1 раз в 7—10 дней со сменой белья с отметкой в истории болезни, а загрязненное белье метать незамедлительно; при смене постельного и нательного белья не трясти в воздухе и не бросать на пол, а убирать в клеенчатый мешок. Использованное белье может храниться в специальном отделении не более 12 часов. Персонал, работающий с грязным бельем, должен быть обеспечен санитарной одеждой. После смены белья пол и предметы протирают дезинфицирующими растворами. Правильно удалять твердые и жидкие отходы из лечебного отделения; неукоснительно соблюдать требования, предъявляемые к дезинфекции предметов ухода и изделий медицинского назначения, предстерилизационной очистке и стерилизации; соблюдать режим проветривания помещений с учетом температурных условий; осуществлять мытье полов (не реже 2 раз в день) и влажную уборку поверхностей (мебели, оборудования, аппаратуры) в соответствии с требованиями, используя дезинфицирующие средства. Контролировать организацию питания пациентов, соблюдать режимы мытья и обеззараживания посуды, хранения продуктовых передач. Все загрязненные кровью поверхности обрабатывают 3% раствором хлорамина. Использовать раздельный уборочный инвентарь для различных помещений.
Строго соблюдать требования действующих директивных документов по профилактике ВБИ; в т. ч. строгое соблюдение требований приказа министра здравоохранения РФ—1995 г., № 280/88 «О предварительных и периодических медицинских осмотрах работников».
Халаты и другое больничное белье сотрудники должны менять 2-3 раза в неделю; запрещается стирка халата на дому. Спецодежду необходимо снимать в конце рабочего дня, выходя из клиники на перерыв.
Большое значение при переносе инфекции играют руки персонала. По имеющимся данным в 40% случаев развитие инфекций, вызванных условно-патогенной микрофлорой, связано с наличием этих микроорганизмов на руках персонала, причем чаще энтеробактерий. В связи с этим в любом случае медицинский персонал должен мыть руки до и после выполнения всех манипуляций с пациентами, выделенными в группу высокого риска развития ВБИ.
К сожалению, медики, спасая миллионы человеческих жизней, стремясь предотвратить внутрибольничные инфекции у пациентов, сами оказываются недостаточно защищенными, поскольку проблеме ВБИ у медперсонала до сих пор не уделялось должного внимания. Таким образом, медицинские работники (особенно носители) сами играют немаловажную роль в распространении инфекций. Причем среди профзаболеваний медицинских работников на федеральном уровне 66—70% составляют инфекции, и лидирует среди них туберкулез и ГВ.
Задачами профилактики ВБИ среди медперсонала:
1. Организация санитарно-эпидемиологического надзора за ВБИ медперсонала (учет и регистрация);
2. Разработка и внедрение профилактических и противоэпидемических мер по защите медперсонала от ВБИ (предупреждение артифициальных заражений):
• Широкое использование одноразовой медицинской одежды;
• Применение кожных антисептиков;
• Широкое применение средств индивидуальной защиты (очки, щитки, экраны, маски, перчатки и т. Д.);
• Организация специфической и экстренной профилак-1 тики медперсонала. Вакцинация — это стратегическое! Направление в борьбе с гв, дифтерией и столбняком.
Иммунизация — наилучшее средство защиты персонала.
Меры индивидуальной защиты медперсонала при инвазивных процедурах
Условия безопасности медицинской сестры на рабочем месте.
1. Специальная одежда, защищающая медицинскую сестру от возможного попадания крови и других выделений при выполнении манипуляций:
- медицинская шапочка (косынка);
- одноразовые резиновые перчатки;
- маска марлевая 4-слойная или респиратор;
- очки;
- влагонепроницаемый фартук или халат.
2. Средства забора и доставки лабораторного материала:
- одноразовые шприцы и иглы;
- специальные емкости для сбора биологического материала;
- контейнеры для транспортировки.
3. Контейнеры для пред стерилизационной очистки и дезинфекции.
4. Контейнеры для утилизации.
5. Дезинфицирующие и антисептические средства.
Правила безопасности сестры на рабочем месте:
- мыть руки до и после контакта с пациентом;
- рассматривать кровь и выделения пациента как потенциально инфицированные и работать с ними только в перчатках;
- сразу после применения помещать использованные шприцы и катетеры в специальный контейнер для утилизации острых предметов, никогда не снимать со шприцев иглодержатели с иглами и не производить никаких манипуляций с использованными иглами;
- пользоваться средствами защиты глаз и масками для предотвращения возможного попадания брызг или жидких выделений в лицо (во время хирургических операций, манипуляций, катетеризаций и лечебных процедур в полости рта);
- рассматривать все образцы лабораторных анализов как потенциально инфицированные;
- рассматривать все белье, запачканное кровью или жидкими выделениями, как потенциально инфицированное;
- если целостность кожных покровов нарушена, перед началом манипуляции их следует закрыть лейкопластырем или смазать клеем БФ;
- необходимо строго соблюдать правила снятия перчаток и мытья рук (жидкое мыло и одноразовые полотенца).
ОСНОВНЫЕ ПРИКАЗЫ
ПО САНИТАРНОПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКОМУ РЕЖИМУ ЛПУ. РЕКОМЕНДАЦИИ
В настоящее время для выполнения санитарно-противоэпидемического режима ЛПУ действуют следующие документы:
1. Санитарные правила устройства, оборудования и эксплуатации больниц, роддомов, др. лечебных стационаров (САН ПиН 5 179-90 г. М3, М., 1990 г.), определяющие санитарное содержание различных помещений стационара, оборудования, инвентаря, личную гигиену пациентов и обслуживающего персонала.
Отраслевой стандарт 42-21-2-85, определяющий методы, средства и режим дезинфекции и стерилизации; изделий медицинского
2. Приказ № 916 от 04.08.83 г. «Об утверждении инструкции по санитарно-противоэпидемическому режиму и охране труда персонала инфекционных больниц».
3. Методические указания по дезинфекции, предстерили- зационной очистке и стерилизации предметов медицинского назначения, утвержденные М3 России 30 декабря 1998 г. № МУ - 287-113.
4. Инструкция № 154.021.98 ИП по применению «Индикаторов стерилизации одноразового применения ИС-120, ИС-132, ИС-160, ИС-180» для контроля параметров режимов работы паровых и воздушных стерилизаторов.
5. Руководство Р 3.1.683-98 по «Использованию ультрафиолетового бактерицидного излучения для обеззараживания воздуха и поверхностей в помещениях». М3 России, Москва, 1998 и др.
6. Правила сбора, хранения и удаления отходов (Сан ПиН 2.1.7. 728 —99), утвержденные постановлением №2 Главного гос. сан. управления РФ от 22.01.99.
За невыполнения данных приказов, инструкций и рекомендаций медперсонал несет юридическую ответственность по статьям уголовного кодекса.
Организация обращения с отходами в ЛПУ
Контаминированные болезнетворными микроорганизмами и вирусами отходы медицинских учреждений представляют опасность в эпидемическом и экологическом плане. Отсутствие в настоящее время в большинстве ЛПУ организационной системы сбора, транспортировки и удаления медицинских отходов не исключает возможности обсеменения пациентов, персонала, функциональных помещений клинико-диагностических отделений стационара патогенными микроорганизмами, что может способствовать распространению ВБИ и выносу инфекции за пределы медицинских учреждений.
Отходы, образующиеся в ЛПУ, имеют различную степень эпидемиологической и экологической опасности в зависимости от их состава и степени контаминации биологическими агентами. Классификация отходов по этим признакам имеет принципиальное значение, поскольку выделяемые таким образом группы в различных подразделениях ЛПУ требуют конкретных условий сбора, временного хранения, транспортировки. В соответствии с проектом санитарной очистки от отходов система сбора, временного хранения, транспортировки и обезвреживания отходов на территории ЛПУ должна состоять из:
- сбора отходов внутри медицинского отделения;
- транспортировки и перегрузки отходов в (меж) корпусные контейнеры;
- временного хранения отходов на территории ЛПУ;
- транспортировки (меж)корпусных контейнеров к месту обезвреживания отходов;
- обезвреживания отходов в специальных установках.
Класс опасности | Характеристика морфологического состава |
Класс А (эпидемиологически безопасные отходы, по составу приближенные к ТБО) | Отходы, не имеющие контакта с биологическими жидкостями пациентов, инфекционными больными. Канцелярские принадлежности, упаковка, мебель, инвентарь, потерявшие потребительские свойства. Пищевые отходы центральных пищеблоков, а также всех подразделений организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, кроме инфекционных, в том числе фтизиатрических. |
Класс Б (эпидемиологически опасные отходы) | Инфицированные и потенциально инфицированные отходы. Материалы и инструменты, предметы, загрязненные кровью и/или другими биологическими жидкостями. Патологоанатомические отходы. Органические операционные отходы (органы, ткани и так далее). Пищевые отходы из инфекционных отделений. Отходы из микробиологических, клинико-диагностических лабораторий, фармацевтических, иммунобиологических производств, работающих с микроорганизмами 3 - 4 групп патогенности. Биологические отходы вивариев. Живые вакцины, непригодные к использованию. |
Класс В (чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы) | Материалы, контактировавшие с больными инфекционными болезнями, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и требуют проведения мероприятий по санитарной охране территории. Отходы лабораторий, фармацевтических и иммунобиологических производств, работающих с микроорганизмами 1 - 2 групп патогенности. |
Отходы лечебно-диагностических подразделений фтизиатрических стационаров (диспансеров), загрязненные мокротой пациентов, отходы микробиологических лабораторий, осуществляющих работы с возбудителями туберкулеза. | |
Класс Г (токсикологически опасные отходы 1 - 4 <*> классов опасности) | Лекарственные (в том числе цитостатики), диагностические, дезинфицирующие средства, не подлежащие использованию. Ртутьсодержащие предметы, приборы и оборудование. Отходы сырья и продукции фармацевтических производств. Отходы от эксплуатации оборудования, транспорта, систем освещения и другие. |
Класс Д Радиоактивные отходы | Все виды отходов, в любом агрегатном состоянии, в которых содержание радионуклидов превышает допустимые уровни, установленные нормами радиационной безопасности. |
--------------------------------
*В соответствии с СП 2.1.7.1386-03 "Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления" (зарегистрированы Минюстом России 19.06.2003, регистрационный номер 4755, с изменениями, зарегистрированными Минюстом России 12.02.2010, регистрационный номер 16389).