Ценообразующие факторы: понятие и виды




В условиях рыночной экономики на формирование цен влияют факторы, получившие название ценообразуюших.

Под ценообразующими факторами понимается совокупность различных переменных аргументов (условий), которые влияют на формирование уровня, структуры и динамики цен, определяя их повышательную или понижательную тенденцию.

Условно ценообразующие факторы можно подразделить на внутренние и внешние.

Внутренние ценообразующие факторы

К внутренним относятся факторы, на которые фирма способна воздействовать. Рассмотрим основные факторы, входящие в систему внутренних факторов.

Во-первых, это мероприятия, связанные с управлением затратами. Для возобновления процесса производства следует постоянно возмещать все затраты предприятия, которые в результате процесса воспроизводства должны снова и снова обращаться в материально- производственные ресурсы (возобновление средств производства и предметов труда) и оплату труда (возобновление рабочей силы). Именно в таком кругообороте и формируются затраты предприятия (себестоимость).

Для эффективного функционирования на каждом конкретном предприятии необходимо управлять всеми элементами затрат: материальными; трудовыми; амортизацией и прочими. Целью такого управления на конкретной фирме является создание условий для снижения (или стабилизации) затрат. Так, увеличение объемов производства может способствовать снижению общих затрат, а сокращение — их росту. Рост производительности труда, опережающий темпы роста оплаты труда, также приводит к снижению затрат за счет уменьшения доли в себестоимости заработной платы. Улучшение системы нормирования материальных ресурсов способствует сокращению затрат на них.

Во-вторых, это формирование оптимальной номенклатуры фирмы. Как правило, предприятия выпускают несколько видов продукции, которые имеют различный уровень рентабельности. Предприятию выгодно производить изделия с высокой рентабельностью. Поэтому оно может изменять ассортиментную структуру производства в пользу высокорентабельной продукции.

В-третьих, это совершенствование маркетинговых исследований рынка, что предполагает более глубокое изучение конкурентной среды, рекламной деятельности, повышение имиджа фирмы и др.

В-четвертых, это привлечение финансовых ресурсов и их эффективное использование. Оптимальное соотношение между собственными и заемными финансовыми ресурсами может способствовать снижению или стабилизации цен. Это связано с возможностями расширения производства. Привлечение заемных средств (к примеру, банковского кредита) требует не только их возврата, но и определенной платы в виде процента. За использование собственных финансовых ресурсов платить не приходится. Но в рыночной экономике развита система использования заемных средств. Соотношение между величиной собственных и заемных средств влияет на темпы развития фирмы, на систему финансовых рисков, в конечном счете и на цены. Следует отметить, что имеется определенная зависимость между эффективностью (рентабельностью) функционирования фирмы и условиями, на которых предоставляются заемные финансовые ресурсы. Привлечение кредитов целесообразно, если рентабельность производства выше процента за кредит, а деловая активность (оборачиваемость) находится на высоком уровне. В этом случае использование кредитов может создать условия для снижения цен. Если же рентабельность производства ниже процента за кредит, а кроме того низка деловая активность, то привлечение заемных средств не целесообразно. так как покрытие кредита потребует повышения цен на продукцию фирмы.

В-пятых, это обоснованное формирование и использование ценовой политики фирмы. От того, какую ценовую политику использует фирма, формируются цены на конкретные группы товаров, которые могут преследовать различные цели: завоевание сегмента рынка (низкие цены); формирование у потенциальных потребителей спроса на продукцию фирмы (низкие цены); использование высокого имиджа фирмы (высокие цены); получение сверхприбыли (высокие цены) и т.д.

В-шестых, это совершенствование организационного механизма предприятия. К нему можно отнести совершенствование работы с поставщиками и потребителями, выбор системы оплаты продукции и материальных ресурсов, оптимизация организациопной структуры и др.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: