Игровая среда для детей младенческого и раннего возраста




Предисловие

Среда является одним из компонентов образовательного процес­са, в частности, компонентом его внешней структуры. Поэтому по­иски путей повышения его эффективности и совершенствования всегда оказываются связанными с разработкой предметно-средо-вых моделей организации педагогического взаимодействия с деть­ми в условиях семьи и детского сада, находят отражение в комплек­сно-тематическом принципе планирования и контроля качества воспитательно-образовательной и коррекционно-развивающей ра­боте с дошкольниками. Сегодня это нашло отражение даже в Феде­ральных требованиях к структуре основой общеобразовательной программы дошкольного образования, в новом стандарте высшего профессионального образования, по которому будут готовить ба­калавров педагогики.

В частности, в стандарте ВПО по направлению 540600 — педаго­гика, указывается, что при изучении курса «Дошкольной педаго­гики» студенты должны познакомиться с педагогическими усло­виями и средствами развития ребенка в период дошкольного дет­ства, к которым относится предметно-развивающая среда дома и детского сада, а также особенностями проектирования данной сре­ды и решения педагогических задач, направленных на освоение ре­бенком позиции субъекта разных видов деятельности, развитие его творческой индивидуальности. При освоении «Теории и техноло­гий дошкольного образования» их подводят к пониманию диффе­ренциации и интеграции целей, задач и содержания работы по фи­зическому развитию, развитию речи ребенка и математических представлений, экологическому образованию и художественному развитию средствами разных видов искусств в условиях реализа­ции принципа интеграции образовательных областей и предметно-развивающих сред детского сада.

Все эти изменения в содержании профессиональной подготовки бакалавров педагогики соотносятся с новыми федеральными тре­бованиями к организации и содержанию развития, воспитания и обучения в детском саду, к реализации комплексно-тематической модели планирования образовательного процесса и проектирова­ния предметно-развивающей среды.


Между тем, не стоит забывать, что среда развития ребенка дош­кольного возраста — это не просто те условия, в которых протекает его жизнь в семье или дошкольном учреждении, а пространство его жизнедеятельности. Она включает социальную (окружающие ре­бенка общественные, материальные и духовные условия его суще­ствования и деятельности) и предметную (систему предметных сред, насыщенных играми, игрушками, пособиями, оборудованием и материалами для организации самостоятельной творческой деятель­ности детей) среды. Это означает, что кроме ее предметного напол­нения, родители и педагоги обязаны задумываться о познаватель­ных и эмоциональных смыслах совместной деятельности и спосо­бах действия, которые формируются у ребенка в процессе исследо­вания и освоения, трансформации данной среды. Это означает, что современная среда, в первую очередь, должна обладать качествами интерактивности и установления взаимосвязей между ее социаль­ной и предметной составляющими.

За обобщение своего опыта и умение сделать его интересным и научно обоснованным для сотрудников детского сада и читателей хочется поблагодарить практиков, которые принимали участие в создании данного учебного пособия: О. Н. Кудравец — воспитателя ГОУ детского сада № 112 г. Москвы, О.Н. Рыбкину — воспитателя по физической культуре ГОУ детского сада №2526 г. Москвы, А.Д.Барскую - педагога-психолога ГОУ детского сада №502 г. Мос­квы, Л.А. Абузярову — старшего воспитателя ГОУ детского сада №1505 г. Москвы, А.А. Мочалину — старшего воспитателя ГОУ ЦРР-детского сада №2662 г. Москвы, Л.В.Горину - заместителя заведующего по BMP детского сада № 184 «Жигуленок» г. Тольятти, Н.В.Позднякову— заведующую ГОУ детского сада №1917 г. Мос­квы, Е.Ю.Кукушкину - заведующую ГОУ детским садом № 1556 г. Москвы, Т.А. Серебрякову — заведующую ГОУ детским садом №2104, Н.Ф.Лагутину — заведующую ГОУ ЦРР-детским садом №2374 «Родничок» г.Москвы. Кроме того, особенная благодарность — студентам МГПИ и МПГУ, благодаря котором появились многие творческие идеи и разработки, вошедшие в содержание данного пособия: Ксении Пастуховой, Олесе Кибенко, Виктории Немчик, Валерии Скрипник, Татьяне Мокрогузовой, Наталье Прохорени, Екатерине Решетило.


---------------------- Раздел I.

Классический подход -к проектированию среды-

Глава!.

Домашняя предметно-развивающая и игровая среда

Игровая среда для детей младенческого и раннего возраста

При описании классического подхода к проектированию пред-1метно-развивающей и игровой среды семейного воспитания и до­машнего обучения мы не будем повторять известные истины и пе­реписывать учебные и методические пособия, посвященные дан­ной проблеме. Обычно проблемы заключаются не в том, что роди­тели не верят в развивающие потенциалы детских игрушек и не желают создавать и совершенствовать предметно-развивающую среду дома. Напротив, современные родители много читают и сле­дят за всеми новинками в интернет-магазинах, используют массу всевозможных пособий и интерактивных игр в общении с ребен­ком. Проблемы заключаются в несоответствии последних возрас­тным и индивидуальным особенностям детей, в своеобразном фор­сировании их развития на фоне обеднения эмоционального фона предметно-практического общения родителей с ребенком. Поэто­му основное содержание представленного ниже материала пост­роено как методические рекомендации специалистов — педагогов и психологов — для родителей, учитывающие их интересы и уста­новки на развитие и обучение ребенка, их затруднения и опыт «ма­леньких побед».

Первый вопрос, который волнует обычно родителей, которые ре­шили создать домашнюю игротеку: «Какие игрушки нужны ребен-


ку»? Специалисты, отвечая на этот вопрос, говорят об игрушках-самоделках, дидактических, настолько-печатных и настольных, об­разных, технических, конструктивных и спортивно-моторных иг­рушках.

Игрушки — забавы — род игрушек, которые представляют собой «веселые игрушки»: смешные фигурки людей и животных (клоун, кувыркающийся на вертикальной лестнице, бодающиеся козлики, мишка — «дергунчик» и др.). Особенность игрушек-забав — в дви­жении, сюрпризе, неожиданности, иногда парадоксальности, нео­бычности игровых эффектов.

Образные игрушки или сюжетные игрушки - род игрушек, кото­рые во многом определяют сюжет игры, развивают творчество, уточ­няют и расширяют кругозор ребенка, его социальный опыт. Это куклы и фигурки, изображающие людей и животных; транспорт­ные средства (автомашины, поезда, самолеты, тележки), посуда, мебель и др.

Строительные и конструктивные игрушки — род игрушек, ко­торые рассчитаны на детское конструирование, техническое изоб­ретательство. Начинаются они с различных наборов для игры в песке и в снегу (в которые входят каталки-песочницы, песочные наборы в ведре или сите, лопатки и грабельки, совочки и леечки, мельница, мини-санки и др.). Включают наборы строительных материалов, которые представляют собой комплекты деталей раз­ных форм для сооружений и построек. Конструкторы состоят из наборов деталей, крепежных элементов и инструментов для сбор­ки различных конструкций. Детям предлагают конструкторы с разными способами соединения деталей: наложение, приставле­ние, сочленение (с крепежными устройствами). Среди таких иг­рушек есть и «сборные модели». Например, набор «Моделист» (мо­дели парусников), «Звезда» (модели современных вертолетов, са­молетов, кораблей и т.д.).

Дидактические игрушки — род игрушек, который предназна­чен для умственного и сенсорного развития и обучения детей. Условия решения дидактической задачи заключены в конструк­ции игрушки.

К дидактическим игрушкам относятся мозаики, настольные и печатные игры, народные игрушки (матрешки, пирамиды, раз­ноцветные шары, бочонки, бирюльки и др.). Особый вид дидак­тических игрушек представляют собой настолько — печатные и настольные игры. Они предусматривают наличие правил дей­ствий с игрушками и правил взаимодействия между участника-


ми игры. Такие игры можно делать всей семьей (обычно по типу знаменитых игр— «ходилок») и играть целыми неделями. Такие игры сочетают досуговую и познавательную функции.

Игрушки — самоделки — род игрушек, которые изготовляются самими детьми, их родителями, воспитателями. Потребность в та­ких игрушках возникает во всех видах игр: для театрализованной игры дети мастерят фигурки «артистов», элементы декораций, мас­ки, для сюжетно-ролевой игры — «продукты», «тетрадки» и «книж­ки» и др.

В основе изготовления игрушек-самоделок л ежит художествен­ный труд, в ходе которого ребенок учится преобразовывать различ­ные материалы для достижения поставленной цели. Создавая иг­рушки, наблюдая, как это делает взрослый, посильно помогая ему, ребенок испытывает радость, стремление к созидательной деятель­ности.

Технические игрушки — род игрушек, которые вводят детей в мир техники; знакомят с внешним видом технических предметов (ма­шины, механизмы, транспортные средства), с характерными для них действиями. К этим игрушкам относятся игрушечные фотоап­параты, бинокли, подзорные трубы, летательные модели, калейдос­копы, детские швейные машины. Во многих технических игруш­ках используются заводные, инерционные двигатели, электромо­торчики, электронные устройства.

Спортивные игрушки — род игрушек, которые предназначены для реализации задач физического воспитания. Они способству­ют развитию ловкости движений, глазомера, крупной и мелкой моторики, таких качеств, как выдержка, организованность. Эти игрушки разнообразны. Одни направлены на укрепление мышц руки, предплечья, развитие координации движений (блошки, вол­чки, серсо, мячи, бильбоке, обручи). Другие содействуют разви­тию навыков бега, прыжков, укрепляют мышцы ног, туловища (ходунки, каталки, велосипеды, самокаты, коньки, ролики, ска­калки). Наконец, существуют спортивные игрушки, предназна­ченные для коллективных игр (настольные баскетбол, хоккей, пинг-понг).

Все игрушки должны быть педагогически целесообразными, ху­дожественно приемлемыми и отвечать возрастным интересам де­тей, быть безопасными и гигиеничными. Опираясь на эти требова­ния, попробуем дать рекомендации к оснащению игрового уголка для детей в домашних условиях (по материалам статей журнала «Мама и малыш»).




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: