Свобода выбора как условие активизации




«-» 1П

предметно-игровой среды группы детского сада1

Предметно-игровая среда детского сада не может существовать сама по себе, без детей и взрослых, которые меняют ее в соответ­ствии со своими потребностями, интересами, целями и задачами взаимодействия. При этом большое значение в эффективности орга­низации и активизации предметно-игровой среды группы детского сада имеет анализ имеющихся условий, способствующих реализа­ции воспитанниками права на свободу выбора.

Рассмотрим, как такой анализ проводился в ГОУ детском саду № 1505 г. Москвы под руководством Л. А. Абузяровой.

Анализ проводился в двух группах младшего возраста, средних, старшей и подготовительной к школе группах.

Для анализа и оценки предметно -игровой среды были разрабо­таны критерии, опирающиеся на результаты исследований О.Р. Радионовой: ^

1. Насыщенность развивающей предметно-игровой среды (РПС).

По данному параметру были проверены на соответствие: наглядные пособия, детская художественная литература, физкуль­турное оборудование, материалы и оборудование для ручного труда, трудовой и изобразительной деятельности, для экспериментироиа-

0 Параграф написан к,п.н., доцентом Н.В. Микляевой и Л.А.Абузяровой.


ния, для конструктивной деятельности. Отдельно анализировалось оборудование и атрибуты игр (настолько-печатные игры, в том числе дидактические игры, сюжетно-ролевые, строительные, музыкаль­ные, и др. игры и игрушки).

2. Соответствие требованиям:

• возрастным (соответствие возрасту детей);

• эстетическим (качества, которые делают данный объект при­
влекательным для ребёнка);

• доступность расположения для детей (возможность самостоя­
тельно находить, подбирать, доставать нужные ему объекты
РПС).

На основе анализа данных критериев было выявлено, что в боль­шинстве групп отсутствуют материалы и оборудование для изобра­зительной деятельности и ручного труда, оборудование для конст­руктивной и экспериментальной деятельности. Это выражается в отсутствии ножниц, бумаги, клея, кистей, пластилина, глины, кра­сок, бросового материала. Для трудовой деятельности игр с водой, экспериментирования, нет тряпок, щёток, леек, оборудования для проведения экспериментов. Из музыкальных игрушек, в основном, только бубны и гармошки.

Беседа с воспитателями поданной проблеме позволила выявить причины, которыми аргументируют воспитатели отсутствие дан­ного материала. Вот наиболее распространённые из них: «дети ра­ботают с этим материалом на занятии — этого достаточно»; «техни­ка безопасности не позволяет»; «дети не умеют аккуратно пользо­ваться данным оборудованием». Основываясь на этих данных, мы можем утверждать, что свобода выбора деятельности, способов и средств её осуществления у детей ограничивается из-за недоста­точной оснащенности оборудования и не желания тратить допол­нительное время и силы на организацию детской деятельности.

С другой стороны, рассматривая созданную в группах среду с точки зрения соответствия её выделенным ранее требованиям, мы выделили следующие тенденции.

1. Возрастные нормы соблюдаются в отношении подбора детс­
кой литературы, физкультурного оборудования, игр и игрушек, од­
нако наблюдения показывают, что игрушки, чаще всего, «растут»
вместе с детьми, почти не изменяются от группы к группе. Так, в
старшей группе используется игровые комплексы «Супермаркет»,
«Кухня», которые были куплены детям ещё в младшую группу. Их
содержание не меняется.

2. В плане эстетичности мы также можем говорить, что многие игры,


i юсобия, ифушки не всегда привлекательны для ребёнка с эстетичес­кой точки зрения. В группах встречаются потрёпанные книги, старьте; i грушки. Коробки от настольно-печатных игр также часто находятся и плохом состоянии. Воспитатели объясняют это тем, чтодетичастов них играют, «а ремонтировать за ними мы не успеваем».

3. Очень часто нарушаются требования в отношении доступное-inn расположения. Об этом свидетельствуют высказывания детей о i ом, что в отсутствие воспитателя они берут те игрушки, которые им орать не разрешается, а с другой стороны, очень частые просьбы клей такого рода: «Можно взять мозаику?», «Можно поиграть с Ьарби?», «Дайте мне, пожалуйста, вон ту машинку!»

Недоступность игрушек иллюстрирует факт ограничения сво-ооды выбора воспитанников. Исходя из этого, мы можем говорить ') i ом, что воспитатели должны не только научиться создавать раз-i u i вающую предметную среду, но и научить детей жить в этой среде,

• >ощаться с ней, чувствовать себя в ней хозяевами.

В целом, тематический контроль в группах детского сада позво-111 л выявить следующие особенности в работе воспитателей:

1. Большинство воспитателей считают необходимым предостав-
i я i ь детям свободу выбора, но на практике эта свобода предостав-
шется далеко не всегда. Степень свободы детей напрямую зависит

г стиля взаимодействия воспитателя с детьми. Именно воспитате-ш с демократическими тенденциями в общении предоставляют де-; я м свободу выбора в реальной обстановке, в повседневной жизни. •i i тчит, мы можем говорить о том, что для того, чтобы воспитатели использовали ситуации выбора в работе с детьми, их необходимо переориентировать на демократическое взаимодействие с детьми, i юмочь им овладеть демократическим стилем общения.

2. Часть воспитателей не предоставляют детям свободы выбора в
снязи с тем, что не уверены в том, что дети могут самостоятельно
i кпюлнитьсвоё свободное время интересной и полезной деятельно-

гыо. Мы полагаем, что такая установка у воспитателей сложилась

•отому, что они не владеют в достаточной степени проектировочны-

ми и конструкторскими умениями, позволяющими организовать

.(мостоятельную индивидуальную и коллективную деятельность

!стей. На наш взгляд, для того, чтобы дети могли наполнить своё

. юбодное время интересной и разнообразной деятельностью, необ-

одимо, чтобы они владели разными видами деятельности и умели

(слать выбор, а затем и реализовывать его. В русле методической

i лботы можно помочь воспитателям овладеть методикой, развииа-

- >] ней у детей эти умения, позволяющей осуществлять выбор i ie тол ь-


ко способов деятельности, но и способов общения со взрослыми и свщстниками.

Зу Воспитатели не используют предметно-игровую среду для удовлетворения потребности детей в самостоятельной индивидуаль­ной и коллективной деятельности. Предметно-игровая среда в груп­пах такова, что она часто не соответствует интересам детей и не ини­циирует их самостоятельный свободный выбор и вступление в от­ношения и совместную деятельность. Исходя из этого, мы полага­ем, что нужно говорить воспитателям о необходимости создания эффективной предметно-игровой среды. Воспитатели должны на­учиться не только создавать её, но и научить детей использовать её в соответствии со своими потребностями и интересами, своим вы­бором, т.е. сделать её доступной, «открытой» для использования и преобразования, функциональной.

С целью исправить данную ситуацию был организован семинар — практикум для сотрудников детского сада на тему: «Предметно-развивающая среда как средство, обеспечивающее ребёнку свобо­ду выбора».

Перед проведением семинара-практикума, воспитателям было предложено самостоятельно познакомиться с литературой по дан­ному вопросу:

1. Анохина Т. Как организовать современную предметно-разви­
вающую среду//Дошкольное воспитание.— 1999.—№5.

2. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: её роль в
развитии личности//Дошкольное воспитание.— 1995.—№4.

3. Новосёлова С.П. Развивающая предметная среда.— М., 1995

4. Петровский В.А. и др. Построение развивающей среды в дош­
кольном учреждении. — М., 2001.

Изучение данной литературы не вызвало у воспитателей особого энтузиазма. Многие считали, что они уже прекрасно знают, какая обстановка нужна детям, т.к. работают не первый год, «да и сред­ства не позволяют что-то радикально менять». В процессе изучения литературы мнение воспитателей изменилось: они сделали для себя интересные открытия об использовании бросового материала, о насыщении среды недорогими, но интересными для детей играми и пособиями (рисовальные доски, игры — вкладыши, материалы для опытов и экспериментирования). Наибольший интерес вызвала у воспитателей статья Т. Анохиной, т. к. содержала практический материал из опыта работы.

Затем был организован семинар-практикум. Он был построен по методике интерактивного обучения и рассчитан на 3 занятия.


СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРА - ПРАКТИКУМА

 

 

 

 

 

Структура занятия Занятие № 1 Занятие №2 Стадия оперативного контроля и оррекции Занятие №3
Наименование (тема) занятия Роль предметно-игровой среды в развитии ребенка. Принципы ее организации Методы повышения эф-ти предметно-игровой среды Технологическая фаза деятельности, перенос усвоенных теоретических зна­ний и умений в практическую дея­тельность (проведе­ния мероприятий с родителями) Методика проведения «Общего круга»
Цели и задачи Сформировать мотивацию к обсуждению проблемы раз­вития личности ребенка средствами его включения в предметно-развивающую среду Сформировать представ­ление о способах актива­ции детей и «обживания» ими предметно-игровой среды Подготовить воспитате­лей к овладению методи­кой формирования уме­ний осуществлять сво­бодный выбор деятельно­сти и реализовать его
Форма Лекции— дискуссия Работа в творческих груп­пах Круглый стол
Содержание 1.Доклад старшего воспита­теля о роли среды в разви­тии ребенка. 2. Обсуждение принципов организации предметно-иг­ровой среды в соответствии с возрастом детей (открытая дискуссия). 3. Домашнее задание 1. Постановка проблем­ных вопросов и анализ проблемных ситуаций. 2. Работа в творческих группах. 3. Вынесение решения 1. Обсуждения результа­тов собственных наблю­дений и опыта работы с детьми. 2 Лекция -беседа с ана­лизом проблемных ситу­аций. 3. Деловая игра. 4.Домашнее задание
Методы и при­емы работы с педагогами «Мозговой штурм», состав­ление таблиц обеспечения предметно-игровой среды Анализ проблемных ситу­аций, беседа, обобщение опыта работы Наблюдение, анализ и обобщение собственного опыта, метод аналогии, метод игрового моделиро­вания

В ходе семинара — практикума воспитатели проявили живой интерес к проблеме, она стала для многих актуальной. Однако воп­рос о требованиях к предметно-игровой среде и принципах её орга­низации не вызвал у педагогов ни трудностей, ни вопросов, ни спо­ров. Очень много споров было вокруг вопроса о насыщении среды такими материалами, которые воспитатели до этого не использова­ли (глина, песок, пластилин, ножницы, рисовальная доска с ме­лом, оборудование для игр с водой и т. д.) В ходе дискуссии воспи­тателям было предложено выполнить практическое задание: соста­вить перечень предметов и оборудования для группы на новый учеб­ный год. Анализ итогов задания показал, что часть воспитателей принимала необходимость использования этих материалов, а дру­гая часть -игнорировала их.

На семинаре был также затронут вопрос о том, что дети не всегда используют то, что для них собрано в группе. Отвечая на этот зап­рос педагогов, мы обратили их внимание на то, что дети должны принимать активное участие в создании среды, должны быть в кур­се всех изменений и дополнений, вносимых в неё. Должны знать, какие игры, пособия, материалы есть и для чего они нужны.

По итогам проведения этой части семинара - практикума было принято решение:

1. сделать детей активными участниками преобразования и ис­
пользования среды в группе;

2. привлечь к этой работе родителей.

Таким образом воспитатели были ориентированы на то, чтобы родительские собрания в группах включили эти вопросы для рас­смотрения.

Посещение первых родительских собраний показало, что воспи­татели, обращая внимание родителей на приобретение игрушек для группы, указывали на необходимость приобретения рисовальных маркерных досок, оборудования для опытов и экспериментирова­ния, игр с водой, которое было решено разместить в умывальной комнате. Родители также были вовлечены в сбор природного и бро­сового материала для игр и творчества детей. Некоторые родители отозвались на призыв воспитателей о помощи в создании различ­ных макетов, пособий, оборудования для коррекционной работы (коврик со следами, коврик с пуговицами для коррекции плоско­стопия и косолапия).

Наблюдения также показали, что внесение приобретаемых и из­готовляемых пособий проходило в форме презентации и восприни­малось детьми как праздник: родители или воспитатель показыва­ли данное пособие, показывали способы обращения с ним, а затем


11 редлагали попробовать самим детям, иногда используя даже вклю-чение их в соревновательные ситуации. Например: «Кто красивее 11 ройдёт по дорожке и не замочит при этом ножки». Данная работа с i юсобствовала обогащению представлений детей о новых пособи-я х и способах их использования.

Для того, чтобы дети почувствовали себя хозяевами группы, в старшей группе было решено провести для родителей мероприятие «Моя группа». Оно проходило в декабре месяце. Инициатива его 11 поведения принадлежала воспитателю старшей группы Ольге Пет-ровне. При этом дети рассказали своим родителям о том, чем они снимаются в свободное время, показали свои любимые игры и иг­рушки, поиграли вместе с родителями. Это мероприятие вызвало • юльшой интерес у родителей и других педагогов. Было решено про-иести такие мероприятия ещё в трёх группах. Это продемонстриро­вало нам наличие положительных изменений во взглядах воспита-i слей: динамику от равнодушия к заинтересованности и проявле­нию собственной инициативы.

Как следствие, воспитатели изменили своё отношение к созда­нию предметно-развивающей среды, стали привлекать детей и ро~ i ителей к её созданию. Всё это помогло детям получить представле-11 ия о том, что есть в их группе и как этим пользоваться. Такая рабо-га способствовала тому, что свободная деятельность детей стала бо-!ее разнообразна и возможность выбора детьми самостоятельной [еятельности и способов организации своего поведения увеличи­лась. Это позволило перейти к реализации следующей задачи на­шей работы: подготовить воспитателей к овладению методикой формирования у детей умения осуществлять свободный выбор дея­тельности и реализовывать его.

Обучение было организовано в форме круглого стола. ^

В качестве средства обучения было выбрано проведение «ббщего круга» (элемента педагогики М. Монтессори) как ежедневного ри-гуала. Отметим, что по данному поводу воспитателями были выс­казаны противоречивые мнения, в частности: «Мы и на зарядку их собрать не можем, а тут — утренние беседы»; «Итак целыми днями учим — пусть сами позанимаются»; «Опять свободное время у де­тей отнимать?»;

Для того, чтобы заинтересовать воспитателей и показать им не­обходимость владения данной методикой, мы предложили им в те­чение рабочего дня (утренняя и вечерняя смена) понаблюдать за деть­ми и особеннортями организации своей деятельности и отметить: в чем конкретно они предоставили возможность выбора детям, а в


каких ситуациях, не предоставляя свободы выбора, строго регла­ментировали их деятельность. Предложили подумать над причина­ми такого поведения.

По нашим наблюдениям, сначала воспитатели подошли к вы­полнению задания формально. Многие педагоги вообще не приня­ли участие в самонаблюдении и рефлексии, ответы других часто были похожи как близнецы, что говорит о коллективном обсужде­нии задания.

Проанализировав ответы воспитателей, мы увидели, что наибо­лее часто они регламентируют деятельность детей в следующих слу­чаях: «Когда ребёнок бесцельно «мотается» по группе в поисках за­нятия для себя»; «Когда один ребёнок мешает всем остальным спо­койно заниматься своими делами»; «В ситуации конфликта между детьми».

Перед проведением круглого стола мы обсудили данные ситуа­ции с воспитателями, отметив, что их число может значительно со­кратиться, если воспитатели помогут детям научиться заполнять своё время самостоятельной, интересной для них деятельностью.

В ходе круглого стола воспитатели познакомились с методикой проведения «Общего круга», на конкретных примерах разобрали её эффективность. Затем воспитатели участвовали в проведении «Об­щего круга» самостоятельно. Им было предложено войти в игровую ситуацию и провести «Общий круг», утренний или вечерний, пред­ставив, что остальные педагоги и есть—- его группа детей.

После проведения данного мероприятия воспитателям было пред­ложено провести данную работу в своей группе в течение недели, а потом рассказать о её результатах.

Следующая встреча показала, что отношение к методике «Об­щего крута» изменилось у воспитателей средней, старшей и под­готовительной группы (это воспитатели с преобладанием демок­ратических тенденций в общении). Они отметили, что дети с удо­вольствием приняли данную ситуацию общения, и, более того, в четверг и пятницу, сами напоминали воспитателям о том, что «надо бы поговорить всем вместе», «кого-нибудь похвалить». Эти же вос­питатели вынесли на обсуждение педагогического коллектива предложения детей, которые они выделили при проведении «Об­щего круга».

Приведем примеры: «Очень хочу построить большую башню, но чтобы мне никто не мешал. Я хочу сделать это один»; «Я угостил всех печеньем. А вот Егор — плохой. Он не поделился со мной кон­фетой»: «У мамы сегодня день рождения. Хочу сделать маме пода-


i " >i, no не знаю, что»; «Я хочу полить цветы (цветы уже политы)»;

м,1мл сегодня придёт за мной поздно. Она уехала со Стасиком < i i, 11.111 и м братом) в больницу. Меня опять заберут позже всех».

Воспитатели старшей и подготовительной групп отметили, что и i" падение «Общего круга» способствует тому, что дети учатся пла-м 111 х шать свою деятельность, начинают более уважительно относить-

м желаниям других, находить для себя интересные занятия. Как 11" i., i {ал и рассказы детей, дальнейшие наблюдения и рассказы вое-щи, 11 елей, многое из задуманного, дети стали реализовывать в про-i к -I (-с самостоятельной деятельности, стали испытывать гордость

i» юланное, желание поделиться своими самостоятельными успе-

i м 11 с воспитателем, другими детьми, родителями.

И результате такой работы нами был замечен ряд позитивных || 1\к*нений:

• Создание в группах разнообразной предметной среды, обес-
|| i и i дающей возможность ребёнку осуществлять выбор деятельно-

• и и соответствии с его интересами.

• Принятие воспитателями детей как активных создателей и
п.. 11, ювателей предметной среды.

• Использование методики «Общего круга» как средства обес-
м'-чения психолого-педагогической помощи ребёнку в осуществ-
i • • 1111 и его права на свободный выбор деятельности и отношений.

• Переход воспитателей на демократический стиль общения,
in наиболее эффективный в плане соблюдения права ребёнка на

поГюдный выбор.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: