Сюжетно-ролевая игра «Магазин»




Цель: Ознакомление с трудом взрослых в продуктовом, овощ­ном, книжном магазине и т.п. Развитие интереса в игре, обогаще­ние игрового опыта, формирование положительных взаимоотноше­ний между детьми в игре.

Примерный перечень тем игр: магазин одежды, игрушек, продук­товый, овощной, булочная и т.п.

Предварительная работа:

1. Экскурсия в ближайший магазин, наблюдение за работой про­
давца, кассира, грузчика.

2. Рассматривание последовательных картинок по ознакомле­
нию с трудом продавца, кассира.

3. Дидактические игры на классификацию, выделение лишнего
и т. п. (посуда, одежда, продукты, игрушки и т.д.).

4. Чтение художественной литературы: С. Михалков «Андрю-
ша», чтение стихотворений о продавцах, отрывок из книги Б.
Житкова «Что я видел?».

Атрибуты для игры:

Строительный материал, игрушки, витрина, касса, муляжи ово­щей и фруктов, халат, кошельки, одежда для кукол.

Игровые роли:

Продавец, кассир, покупатель, заведующая магазином, шофер, грузчик, охранник.

План-сценарий игры: «Продуктовый магазин».

1. Открытие магазина заведующей.

2. Охранник принимает дежурство (смотрит за порядком, конт­
ролирует ситуацию).

3. Продавец раскладывает продукты на прилавок, отпускает то­
вар покупателям, обновляет ассортимент (перекрестные дей­
ствия).


4. Покупатель в магазине выбирает товар, оплачивает его. Об­
щается с охранником (перекрестные действия).

5. Шофер доставляет продукты с базы в магазин.

6. Грузчик разгружает продукты с машины, шофер ему помогает
(перекрестные действия).

7. Охранник закрывает магазин на обед, продавцы пьют чай (пе­
рекрестные действия).

В такой игре все чаще появляются перекрестные действия де­тей. При этом важно, чтобы совместные действия детей не разру­шались из-за использования в игре предметов и образных игрушек. Важным условием для этого является их объединение в единый те­матический комплекс по теме, обеспечивающей отражение опреде­ленных жизненных событий детей и их увлеченность сюжетом.

Поэтому для детей с нарушением зрения обязательно проведе­ние специальных занятий по включению игрушек в сюжетно-роле-вую игру, в задачу которых входят формирование совместных дей­ствий с предметами и игрушками, специальные наблюдения за де­ятельностью взрослых, тренировочные задания по принятию роли, проигрыванию отдельных ролевых ситуаций и объединение их в единый сюжет, преодоление вербализма и обогащение чувственной, эмоциональной стороны игры.

Приведем примеры таких занятий с детьми.

Сюжетно-ролсвая игра «Доктор»

Цель: Ознакомление детей с деятельностью доктора, закрепле­ние названий медицинских инструментов. Обучение детей реали­зации игрового замысла и удерживанию роли в игре.

Примерный перечень тем для игры: «Вызов врача на дом», «Наша кукла заболела», «На приеме у врача в зоопарке», «Медсестра дела­ет прививки в детском саду».

Предварительная работа:

1. Экскурсия в медицинский кабинет, прогулки к поликлинике.

2. Игры занятия «Лесная больница», «Кукла заболела», «Посе­
щение врача в поликлинике».

3. Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Айболит»,
А. Кандрашова«Наш доктор», В. Маяковский «Кем быть?».

4. Занятия по конструктивной деятельности, ручному труду
Атрибуты для игры:

Шапочка, халат, чемоданчик доктора, медицинские инструмен­ты (набор), бланки рецептов, куклы, игрушки-животные, строитель­ные материалы.


Игровые роли: Врач, медсестра, мама, папа.

План-сценарий игры:«Доктор»

1. Неожиданно заболела дочка, у нее поднялась высокая темпе­
ратура — мама вызвала врача на дом (перекрестные действия).

2. Врач приходит к больному ребенку, моет руки, осматривает
его.

3. Врач выписывает рецепт, рассказывает маме и папе, как ле­
чить дочку, они внимательно выслушивают рекомендации док­
тора (перекрестные действия).

4. Папа провожает врача, а затем отправляется в аптеку за ле­
карствами.

5. Родители ухаживают за больным ребенком (перекрестные дей­
ствия).

При этом приемы руководства игрой дошкольников могут быть прямыми и косвенными. В обучении детей с патологией зрения пре­обладают первые.

Прямое руководство предполагает непосредственное вмеша­тельство взрослого в игру детей. Оно может выражаться в ролевом участии в игре, в участии в сговоре детей, в разъяснении, в оказа­нии помощи, совете по ходу игры. Являясь участником игры, взрослый, в зависимости от создавшейся ситуации, всегда имеет возможность уточнить желания детей, их индивидуальные склон­ности, показать различные способы организации игры, решить спорные вопросы.

Косвенное руководство игрой особенно плодотворно в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения и имеет большое коррекционное значение при правильной организа­ции этой работы. В каждом случае педагог должен учитывать инди­видуальные особенности детей, их качества. Свои суждения в про­цессе игры с детьми воспитатель выражает исключительно в виде советов. При этом важно, чтобы воспитатели заботились об услож­нении, видоизменении сюжетов и содержания игры, чтобы игра раз­вивалась по линии усложнения содержания и нравственно-этичес­кого уровня.

Приведем примеры таких игр.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: