Блок. Совершенствование предметной части среды




— Задания на придумывание максимального количества вариан­
тову'потребления
той или иной вещи. Игрушки. В основе их лежит
гест дивергентных способностей компании Gestalt and Jackson's, в
котором испытуемому предлагается найти максимальное количе­
ство вариантов использования обычных предметов, например, кир­
пича, квадратного куска картона со стороной 30 см, ведра, веревки,
картонного ящика или полотенца.

—Упражнение «Чудо-вещь», которое помогает взглянуть твор­
чески (по-новому) на обыденные вещи и элементы предметно-раз­
вивающей среды. Для этого воспитанникам и их родителям пред­
лагается выбрать любую заурядную вещь из обозреваемого окру­
жающего пространства, например, стул. В обыденной жизни он
является приспособлением для сидения. Педагог, уходя от такого
«привычного» способа его использования, предлагает выяснить, во
что может превратиться «чудо-стул» с помощью нашего воображе­
ния? Например, в вышку, с которой можно обозревать окрестности,
я крышу домика, в барабанную установку, в полку для книг или
вешалку для вещей, в чудо-животное и во многое другое. Главное:
не стесняться генерировать идеи.


— Задание «Необычные способы у потребления» (картонные ко­робки) — модификация широко известного теста Дж. Гилфорда. В этом задании нужно придумать как можно больше интересных и необычных способов употребления картонных коробок. Испы­туемым бывает трудно преодолеть ригидность мышления — уйти от тривиальных ответов. Ригидность проявляется в том, что ребе­нок фиксируется лишь на одном способе действия, например, предлагает использовать коробки только в обычной функции: как емкости, в которые можно складывать предметы.

Приведем пример.

Волшебные превращения обычной коробки14

«Сколько интересного таит в себе обычная картонная коробка! Горстка крупы, несколько ниточек, немного фантазии — и получает­ся волшебная лужайка перед домом или целый подводный мир.

Наша игра с детьми в «сказочный мир» началось с нескольких резиновых фигурок домашних животных. Хотелось красиво их пре­поднести детям, расположить кого у колодца, кого на дорожке, кого натравке. И мы начали придумывать. Как основание, взяли короб­ку из-под конфете откидывающейся крышкой. Также понадоби­лись краски гуашевые, клей, шерстяные нитки, спички, пласти­лин, мелкие камушки и несколько видов круп. Хотим заметить, что фантазия приходит во время творчества!

Сначала нужно распланировать области: пруд, песок, трава, до­рожки и раскрасить коробку гуашью. Затем приступаем к изготов­лению выпуклых тактильных областей. Травку можно изготовить из мелко нарезанных зеленых шерстяных ниток или бумажной салфет­ки: намазать нужную область на картоне клеем, затем посыпать на­резанные нитки или обрезки салфетки, дать высохнуть. Озеро мож­но покрасить синим цветом, а можно наклеить кусочек фольги, или блестящей упаковки для цветов, или вклеить зеркало, Потом можно украсить наше озеро камышами из пластилина и спичек, Важно за­метить, что все это вы можете делать вместе с детьми — на уроках труда или просто в дружественной обстановке. Дети при изготовле­нии таких игр получают не меньшее удовольствие, чем вы сами.

Самым интересным для нас оказалось изготовление дорожек. Нужно намазать выбранную область клеем и обсыпать крупой. Хорошо подходит пшено, гречка, горох и даже крупная фасоль, луч­ше только взять резиновый клей. Также можно поступить и с ка-

14Сценарий развивающего взаимодействия разработан К.Ю. Пастуховш.


мушками, приклеить их куда вам понравится, а потом покрыть про­зрачным лаком.

Из пластилина и спичек можно также сделать колодец с водой и кормушки для животных. Солнце можно сделать в виде апплика­ции из желтых шерстяных ниток. Далее наклеим на крышку короб­ки домик из цветной бумаги, животных — наклейки, и, в заключе­нии, расставим наши фигурки животных, как нам нравится.

Также несложно мы сделали модель подводного мира с дельфи­нами и китами, акулами и морскими звездами, морским котиком и моржом, и даже краб попался в сеть!

Для изготовления этой игры нужно взять коробку поглубже. По вашему усмотрению загнуть края и зафиксировать с помощью степ-лера. Далее, раскрасить задний фон гуашью. Рыболовную сеть сде­лаем из материи с дырочками, также прикрепим ее степлером к кра­ям коробки.

Для наших северных обитателей сделаем льдину из куска пено­пласта или мятой белой бумаги. Из мятой бумаги сделаем и пещеру для осьминога, только покрасим бумагу несколькими тонами ко­ричневого цвета. Сзади можно сделать отверстие для фонарика, тог­да ваша пещера будет еще и светиться! Животных и рыб будем кре­пить на проволоку: проделаем в картоне два отверстия шилом и сде­лаем петельки, в которых и закрепим животных. Пещеру можно украсить, приклеив настоящие ракушки и морские камушки. На­рисуем на горизонте парусник.

И вот наша маленькая модель мира готова — играйте на здо­ровье!»

—Дизайнерские задания. Например, педагог задает детям серию вопросов, ориентированных на их мотивированный ответ и рассуж­дение: «Почему нож, топор имеют такую форму? Чем продиктована форма иголки? Почему ножницы имеют именно такую форму, а не фугую? Что было бы, если бы изменилась их форма?»15

Затем взрослый предлагает разработать свой проект супер-нож­ниц. Для этого детей просят:

— рассказать, как они видят саму будущую конструкцию (изде­
лие);

-- изобразить ее для прочтения другими (чертеж, рисунок);

— подобрать материалы (проволока, картон и т.д.) и сделать ма­
кет изделия.

Приведем пример включения такого задания в конспект занятия с

Источник: https://www.bestreferat.ru/referat-50840.html.


детьми.

Занятие «Пластилиновая квартира»16

(для детей старшего дошкольного возраста)

Программное содержание. Развитие способностей к моделиро­ванию и конструированию, дизайнерского мышления. Закрепить умения пользоваться знакомыми приемами лепки, такими как рас­катывания, скатывание, оттягивание (мордочка), вдавливание; учить детей пользоваться стекой; учить детей вдавливать детали в пластилин.

Материалы. Пластилин, доски, игрушка ежика, стеки, семечки подсолнуха.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: