Предметно-развивающей и игровой среды




Детского сада в соответствии с новыми

Федеральными требованиями

Общие требования

Предметно-игровая среда группы, как уже было сказано, явля-• гея частью предметно-пространственной среды детского сада.

Предметно-пространственная среда развития воспитанников i стского сада — организация пространства и использование детс­кой мебели, игрушек и предметов, физкультурного оборудования и


другого оснащения групп и детского сада в соответствии с целями безопасности и психологического благополучия каждого ребенка, амплификации (обогащения) условий его развития, что предпола­гает гибкое и вариантное использование пространства, уход от ус­таревшего подхода, связанного с жесткой функциональной закреп­ленностью зон и уголков внутри помещений и участков. Это озна­чает, что организация среды должна служить удовлетворению по­требностей и интересов самого ребенка, давать ему возможность постоянно чувствовать себя полноценным владельцем игрушек, достаточно свободно перемещаться по детскому саду, иметь сво­бодный доступ к средствам изобразительной, игровой, конструк­тивной и другой деятельности.

За рубежом эти проблемы решаются следующим образом.

1) Наличие соответствующего помещения (11-17 квадратных мет­ров на ребенка) и безопасного оборудования', мебели и оборудования, в т.ч. для физических упражнений и тренировок. Например, амери­канский исследователь и педагог К.Беннет рекомендует оценку предметно-развивающей и игровой среды группы и детского сада, исходя изтого, сможетли воспитатель моделировать в ней различ­ные игровые ситуации, необходимые для физического развития и воспитания детей. Перечислим их.

Ситуации-имитации связаны с тем, что педагог выполняет те или иные движения, а дети имитируют их как можно точнее. При этом учитывается принцип индивидуального подхода. Например, кому-то воспитатель предлагает повторить просто прыжки, кому-то — прыжки со скакалкой и другими приспособлениями, прыжки на батуте.

Ситуация свободного выбора моделируется на открытой спортивной площадке, оснащенной специальным инвентарем. Воспитатель предоставляет детям возможность играть в подвиж­ные игры одним или в компании своих друзей. При этом они могут исследовать с помощью движений окружающее пространство или произвольно поЕлгорять двигательные действия друг друга. В Фин­ляндии к серии таких занятий-игр относится «развлекательное ориентирование».

Проблемно-контролируемые ситуации позволяют воспитателю смоделировать двигательную проблему, познавая особенности дви­жения в пространстве, и поощрить в детях желание найти ее реше­ние. В частности, это может касаться освоения способов безопас­ного движения и жизнедеятельности. При этом детям предлагается использовать упражнения на равновесие, лазанье, кувырки, пере-


нос веса с одной части тела на другую и т.д., используя простейший инвентарь: деревянные скамейки, кубы, маты и др.

Творческие ситуации предлагаются детям тогда, когда нужно ре­шить сложную двигательную задачу, выражая в движении или ки­нетической мелодии то или иное понятие. Например, чувство гнева, радости, удивления и т.д. Так, можно предложить перекатывать мяч, передавая друг другу какое-то настроение и изменяя его. Более слож­ный вариант — сделать то же самое посредством танца, когда дети учатся придавать движениям интерпретирующий, выразительный и коммуникативный характер. Пособия, которые при этом исполь­зуются, тоже носят социально-ориентированный характер: это сим­волы, маски, перчаточные куклы и т.д.

Кроме того, особое внимание обращается на наличие в группе необходимых для ребенка вещей и игрушек, разнообразие игровых занятий и материала для них. Например, в программе «Step by step» (США) выделяются следующие виды центров и оборудования для них:

центр сюжетно-ролевой игры — здесь содержатся разные кук­
лы: бумажные плоскостные, куклы-мешки, марионетки, мас­
ки, куклы из носков и варежек, пенопласта и глины и др.;

открытая площадка — имеет игровые области: зона лазанья,
игр с песком и водой, зона транспорта, зона тишины, столяр­
ная зона, садовый участок;

центр строительства;

центр литературы — зона с мягким ковром, подушками, удоб­
ными стульями и столом для письма и рисования, полки с
книгами, переплетный уголок;

центр искусствазон а экспериментирования с различными
материалами.-цветными
мелками, смываемыми маркерами,
глиной, пластилином, материалом для коллажей, ножница­
ми для правой и левой рук, клеем, плотной бумагой и др.;
оборудованием для использования различных техник живопи­
си:
пальцевой живописи, живописи картофельным крахма­
лом, мыльными хлопьями, печатания губкой, обливной пе­
чатью, кляксовой живописью, печатания веревкой, воско­
вой живописью;

центрманипулятивных (настольных) игр и игрушек: картинки,
игры-головоломки, игры с фишками, лото, домино, цветные
бусы, магнитные картинки и др. Все игры должны иметь по­
метки, указывающие на разный уровень сложности дидакти­
ческого материала.


-—музыкальный центр: предметы, связанные с музицированием (фабричные и самодельные: погремушки (коробки с крыш­ками, наполненные рисом, фасолью, песком, пуговицами, семечками; алюминиевые банки из-под крышек), щипковые инструменты (тесемки, проволока, нити разной толщины), ударные инструменты (кубики, пустые банки), духовые (пла­стиковые бутылки, трубки, дудочки, свистульки).

2) Возможность выбора вида активности, регулярное чередова­ние активных игр и занятий с отдыхом;умение воспитателей заин­тересовать, вовлечь детей в различные игры и занятия, умение поощ­рять детей.

Как видно из приведенных требований, педагоги в первую оче­редь обращают внимание на формирование мотивационной осно­вы к той или иной деятельности у ребенка. Для этого взрослыми разрабатывается система ситуационных задач, направленных на диагностику интересов детей и их развитие.

Например, на диагностику и развитие практических интере­сов детей в Финляндии во всех дошкольных учреждениях, начи­ная с 3 лет, направлено создание центров детской активности, в которых дети осваивают разные художественные и ремесленные техники: шелкография, роспись по ткани, разные виды печати, изготовление и крашение бумаги разными способами, типограф­ские и разные переплетные работы, плетение и аппликации из всевозможных природных и искусственных материалов; работа с деревом, кожей, мехом, металлической фольгой и проволокой, бросовым материалом и разнообразными сортами бумаги (от кар­тонных яшиков, газетной и писчей до гофрированной, липкой, шелковой).

На собственно операционные навыки детей педагоги почти не обращают внимание.

Умение работать с разными материалами развиваете детях по­знавательную активность, обогащает знаниями о мире. В то же время, высококачественный результат труда ставит детей как бы «вровень с взрослыми», позволяя использовать сделанное соб­ственными руками.

В России такой подход не очень «прижился». Зато у нас очень активно в последнее время используется принцип интеграции об™ разовательных областей, посредством предметно-развивающей сре­ды групп и детского сада в целом, способствующий формированию единой предметно-пространственной среды.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: