Математическая предметно-развивающая и игровая среда




На ковре и на диване, в уголке конструктивных игр время от времени родителями могут моделироваться разнообразные ситуа­ции для математических игр с образными игрушками. Они созда­ют мотивацию к освоению детьми математических представлений и формирования соответствующих умений и навыков. Например, в отобразительных играх с математическим содержанием выделяют­ся следующие тематические сюжеты:

«Кукла Маша ходит» (большие и маленькие шаги), «Кот и мыши» (много и один), «Одень куклу Полину» (количество одежды), «Катаем машины по дорожке» (широкая и узкая дорожка), «Катаем в машине зверей» (много, мало, ни одного), «Курица и цыплята» (количество, величина), «Идем с куклами в лес по ягоды» (пространственная ориенти­ровка, временные представления).

Образные игрушки лучше подбирать разной величины и так, чтобы они отражали подлинные различия между животными, что позволяет формировать у детей представления об абсолютной и от­носительной величине.

Игрушки целесообразно располагать на удалении друг от друга, в разных местах комнаты: в одном месте можно устроить куколь­ную квартиру, где будут сосредоточены все необходимые предметы для игр «Дочки-матери», «Семья», в другом — гараж для машин, в третьем - дом (уголок) для животных, в четвертом - все для строи­тельства. Количество игрушек для каждой игры должно быть не менее двух, чтобы можно было проводить сравнение на одноимен­ном материале по величине, количеству, форме. Наличие опреде­ленного количества игрушек одного и того же наименования позво­ляет обучать и пространственной ориентировке (близко-далеко, рядом, около, между), формировать представления об относитель­ности и транзитивности величины.

Например, в кукольном уголке, который оформляется в виде мини-квартиры со всеми необходимыми для этого атрибутами, мо­гут быть сосредоточены различные предметы: посуда, одежда, ме­бель и т.п. Количество этих предметов ребенок и его друзья соотно­сят между собой в процессе игры, в соответствии с ее со;к ржанием. Так, тарелки, ложки, куклы, методом приложения, подб* 1 кугся друг к другу для выполнения основной игровой цели: наксн гь кукол


обедом. Для одевания куклы на прогулку, дети должны из множе­ства одежды (четыре варежки, две пары сапог, два пальто, три шар­фика, две шапочки) выбрать столько, сколько нужно для одной куклы. Очень удобно пересекать такие математические задания с заданиями на формирование наглядно-образного и образно-логи­ческого мышления в ходе конструирования. Для этого в комнате выставляются строительные материалы, конструкторы «Лего», те­матические конструкторы и наборы, с помощью которых у ребенка формируются геометрические, количественные, пространственные и величинные представления.

В ходе игр и игровых упражнений с ребенком по закреплению сформированных математических представлений, целесообразно использовать прямоугольные доски из пластика, фанеры и т.п. фор­матом листа А2. Такой лист-подкладка легко переносится на стол, может располагаться на полу, на коленях у ребенка и удобен для выполнения заданий, связанных со счетом, пространственной ори­ентировкой на листе бумаги. На стенах такого математического уголка можно развесить панно из ковролина, цветной клеенки и др. современного материала, к которому достаточно легко прикрепля­ются цифры, различные картинки (счетный материал), геометри­ческие фигуры и т.п. Весь этот материал выполнен на липкой осно­ве и хранится в специальном шкафу (полке). Там же хранится спе­циальный дидактический материал для математического развития. Это различные дидактические игрушки: матрешки, чашечки-вкла­дыши, пирамидки, счетные полоски, мелкий счетный материал. К нему относятся:

• грибки, елочки, кубики, шарики, овощи, фрукты, белочки,
птички и т.п.;

• наборы полосок, разных по длине, лент и полосок, разных по
ширине;

• объемные и плоскостные модели домов и елок различной ве­
личины;

• картинки с изображением времен года, частей суток;

• наборы цифр от 1 до 10;

• карточки с изображением разного количества предметов,

• наборы геометрических фигур;

 

• муляжи овощей и фруктов натурального размера из пласт­
массы или папье-маше, разновеликие плетеные и пластмас­
совые корзинки;

• мячи разных размеров и цветов, различные по тяжести;

• гирлянды и бусы разной величины и цвета (например, одной


формы, одинакового размера, но разного цвета или двух форм, разного размера и одного цвета и т.п.);

• коробки-вкладыши разных размеров, бочки-вкладыши, ко­
робки и ящики с отверстиями и соответствующими вклады­
шами геометрических форм;

• игрушки со съемными деталями, прищепки и основа для них
(контур елки, круг-солнце, основа для туловища бабочки, кор­
зинка и др.).

По мере ознакомления детей с этим материалом он предлагается ребенку для самостоятельных игр: «Цветные шары», «Цветные ку­бики», «Цвет и форма», «Шарики и воротики», «Чудесный мешо­чек», «Бабочки и цветы», «Листья и божьи коровки», «Домино», «Раз, два, три — сосчитай», «Помоги Оле», «Матрешки», «Где чей домик?», «Почтовый ящик», «На что похожа эта фигура?», «Времена года», «Изо дня в день», «Блоки Дьенеше», «Палочки Кюинзенера»идр. Кроме того, в комнате может быть выделен уголок для автодидакти­ческого материала М.Монтессори: «Розовая башня», «Коричневая лестница», «Красные штанги», «Блоки с цилиндрами-вкладыша­ми», «Цветные цилиндры», «Геометрический комод», «Конструктив­ные треугольники, «Геометрические тела», «Тяжелые таблички», «Металлические (пластмассовые вкладыши)». Эти материалы кон­структивной среды по мере того, как они осваиваются ребенком в совместной деятельности со взрослыми, «презентуются», по опре­делению М.Монтессори детям.

Закреплению математических представлений способствует ин­теграция элементов математической среды в другие развивающие среды группы и детского сада. Например, можно предложить ребя­там старшей группы «Встречу под часами»22.

Пусть они нарисуют циферблат. Далее каждый ребёнок получает таинственную записочку с указанной цифрой, обозначающей время назначенной встречи. Все разбирают записки и разбегаются с ними по комнате (если детей больше, одно и то же время может быть указано нескольким из них). Спустя несколько минут, воспитатель перевоплощается в Хранителя времени и сообщает, который сейчас час. А дети откликаются и выбегают к часам, показывающим их вре­мя. Встреча может порадовать и вопросом, и просто вниманием взрослого, и чем-то вкусненьким. Потом можно многократно ме­няться записками, встречаться снова и снова.

22 Описан прием из книги Бабушкиной Т. В. «Секретики» детства. - Киев, 2005 («Б-ка «Шюльного свпга»).


Приведем другой пример, связанный с использованием матема­тического оборудования на занятиях по ритмике или фитнесу: так, коврик с написанными на нем цифрами может быть использован для обыгрывания и запоминания движений ритмической гимнас­тики и аэробики. При этом, педагог, вместо инструкций, связан­ных с описанием движения, говорит детям последовательность ша­гов: «Один, два, три, четыре» и т.д.

Все это — примеры интеграции математической среды и среды для физического развития детей. Математическую и эстетическую среду удобно интегрировать через формирование у детей представ-лений о ритме и гармонии, их взаимосвязи с пространственно-вре­менными характеристиками объектов среды. Например, при рас­сматривании выставки портретов, можно обратить внимание детей на «вписанность» всей фигуры или композиции в те или иные гео­метрические формы и проанализировать, как это отражается на впечатлении от художественного произведения. Такие примеры мож­но подобрать из каждой методики обучения детей дошкольного воз­раста.

§3. Речевая предметно-развивающая и игровая среда23

Опыт подсказывает, что для моделирования развивающих ситу­аций, связанных с развитием речи ребенка, необходимо свободное место, достаточное для смены его положения: занятий сидя на полу или на ковре, движений в различных направлениях в ходе сюжет­ных подвижных игр, занятий за столами и т.п. Поэтому основное пространство речевой предметно-развивающей и игровой среды занимает мягкое покрытие, на котором размещаются мягкая ме­бель и мягкие модули, из которых конструируются игровые уголки для создания соответствующей игровой и коммуникативной ситу­ации, в процессе которых происходит развитие связной и образной речи. С этими же целями содержание кукольного уголка соответ­ствует ситуациям различных сюжетно-дидактическихигр, которые организует взрослый. Так, взрослый развертывает сюжетно-роле-вую игру — на этом же материале проводится обучение сюжетно-дидактической игре. Сюжетно-дидактическая игра предлагается после того, как ребенок освоит сюжетно-ролевую, а игровые дей­ствия станут для него понятными и доступными. Оборудование для

23 П араграф написан в соавторстве ск.п.н.,Ю.Н. Родионовой.


сюжетно-дидактических игр может храниться в доступных для ре­бенка местах: на специальных стеллажах, в ящиках, коробках с характерными символическими изображениями или в прозрачных саше на стенах комнаты. Это могут быть игры «Магазин игрушек», «Овощной магазин», «Веселый зоосад», «Аптека», «Почта», «Мага­зин школьных принадлежностей», «День рождения куклы» и др.

Кроме того, при работе с детьми младшего и среднего дошколь­ного возраста рекомендуется обращать большее внимание на ди­дактические материалы и пособия, связанные с развитием лекси­ческой стороны речи, формированием словаря и слоговой структу­ры речи.

Для этого используются комплекты

• игрушек (дидактические, образные, наборы игрушек),

• предметных картинок и открыток по основным лексическим
темам («Грибы», «Лекарственные растения» «Друзья детей»,
«Кто это?», «Домашние птицы», «Дикие животные», «Зверюш­
ки-музыканты», «Звери наших лесов», «Зима на носу», «В мире
животных», «Животные Севера», «Птицы вокруг нас», «Пти­
чьи следы» и др.),

• различного типа лото («Домашние животные и птицы», «Ди­
кие животные», «Ботаническое лото», «Зоологическое л ото»,
«Веселое л ото», «Лото на 4-х языках», «Звуковое лото» и др.),

• альбом О.С. Соловьёвой («Говори правильно»), картины для
упражнения детей в правильном звукопроизношении и т.д.

При этом взрослый должен освоить приемы, связанные с их обыг­рыванием. Например, можно воспользоваться методикой Э.Ф. Зам-бицявичене, которая опирается на использование принципов смыс­ловой группировки воспринимаемого материала24. Она включает 4 группы заданий:

1. Обучение дифференциации существенных признаков предметов и явлений от несущественных, а также увеличение запаса знаний.

Ребенок должен выбрать правильный ответ из предложенных, чтобы закончить фразу:

—«У сапога всегда есть...»(шнурок, пряжка, подошва, ремеш­
ки, пуговица);

—«В теплых краях обитает...» (медведь, олень, волк, верблюд,
тюлень);

—«В году...»(24, 3,12,4, 7 месяцев) и др.

24 В качестве подсказок ребенку предлагаются игрушки или предметные карточки.


2. Формирование операций обобщения и отвлечения, способности
выделить существенные признаки предметов и явлений.

Требуется объединить в одну группу и назвать для нее обобщаю­щее слово, исключив лишнее понятие:

—тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка;

—река, озеро, море, мост, болото;

—кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата и др.

3. Развитие способности устанавливать логические связи и отно­
шения между понятиями.

Ребенок должен по аналогии с образцом подобрать пару к пред­ложенному слову. Например:

—огурец — овощ, георгин —... (сорняк, роса, садик, цветок,
земля);

—учитель — ученик, врач —... (кочки, больные, палата, боль­
ной, термометр);

—огород — морковь, сад —... (забор, яблоня, колодец, скамейка,
цветы) и др.

4. Формирование умения обобщать.

Требуется назвать обобщающее слово к каждой паре понятий. Например,

—метла, лопата —...;

—окунь, карась —...;

—лето, зима —... и др.

Выполняя такие задания, ребенок может выкладывать карточки с ответами, выстраивая таким образом «дорогу» через лес, горы, моря, поля и т.д., что в дальнейшем можно будет обыграть с помо­щью мелких сюжетных игрушек и машинок. При этом можно ис­пользовать игры, направленные на формирование грамматических и синтаксических умений и навыков детей. Например, сюда могут входить такие известные дидактические игры, как «Кто где живет?», «Чьи следы?», «Кому что надо?», «Страны света», «Кем я буду?», «У кого какая профессия?», «Домики сказки», «Сказки-загадки» и др.

Это создает условия для перехода дидактической игры в режис­серскую или театрализованную. Поэтому в комнате необходимо предусмотреть место для режиссерских игр с пальчиковым театром, театра на рукавичках, театра шариков и кубиков, настольного те­атра, стендового театра, костюмов для игр-драматизаций. Для те­атрализованных игр подбираются различные куклы-бибабо, режис­серские куклы, плоскостные изображения кукол, деревьев, речки и т.п. Для разыгрывания сказки или игровой ситуации на плоскости используется ковролинограф или фланелеграф. Такого рода игры


влияют не только на формирование грамматического и лексичес­кого строя речи, но и на воспитание звуковой культуры речи, разви­тия ее мелодико-интонационной стороны.

В дополнение к ним, необходимо предусмотреть как при работе с детьми младшего, так и старшего дошкольного возраста дидакти­ческие игры и пособия, направленные на формирование умений составлять

• Рассказ с опорой на серию картин (2 — 3).

• Рассказ по серии сюжетных картин (4).

• Рассказ по сюжетной картине.

При организации такой работы необходимо обеспечить детям щадящий зрительный режим. Например, воспитателям можно ре­комендовать использовать прием смены зрительной рабочей дис­танции, суть которого заключается в регулярном изменении уда­ленности объекта восприятия. Наиболее традиционным в этом от­ношении является размещение демонстрационного материала на доске у воспитателя («дальнее зрение»), а раздаточного на столах у детей («ближнее зрение»), формирование тесной взаимосвязи и широкого взаимодействия всех анализаторных систем организма, создание условий для переключения со зрительного на слуховое и тактильное внимание. Для этого воспитателями могут быть разра­ботаны специальные дополнительные средства: наглядные и так­тильные опоры, двигательные и зрительные модели, разного вида схемы, упражнения и др.

Так, например, при формировании навыков монологической формы связной речи в процессе ознакомления дошкольников со структурой описательных, повествовательных рассказов и расска-зов-расссуждений, могут использоваться специальные наглядные схемы.

В частности, для усвоения детьми трехчастной композиционной модели рассказа-описания может быть применена следующая схе­ма: в центре стола (или магнитной доски) педагог выкладывает кар­тинку с изображением того предмета, который предстояло описы­вать. Этот этап выстраивания схемы, совпадает с 1 -ой частью ком­позиционной модели описания и наглядно показывает детям важ­ность и необходимость называния предмета для дальнейшего хода рассказывания. По мере перечисления его признаков (раскрытия микротем), педагог располагает вокруг изображения предмета эмб­лемы этих признаков, начиная с внешних. Это символизирует 2-ую часть трехчастной композиционной модели описания. Предложе­ние, завершающее рассказ-описание, в котором дается оценочное


суждение или отнесение данного предмета к соответствующей пред­метной группе, символизирует кольцо из картона. Оно накладыва­ется сверху на всю схему и внутри себя объединяет все ее элементы: картинку с изображением предмета и располагающиеся на одина­ковом расстоянии от нее эмблемы признаков.

Эта методика позволяет реализовать принципы научности, пер­спективной направленности и комплексного использования пред­метов среды на занятиях по развитию речи, формированием умений строить те кеты. Приведем теперь другой пример, связанный с пере­ходом на уровень предложений.

В работе над построением предложений могут использоваться крупноформатные (не менее 2 м) изображения, например, пейзажи. Главным требованием к такому изображению является композици­онное построение с четким выделением различных планов. При этом передний план должен быть максимально приближен к естествен­ным пропорциям, дальний план —иметь точку соприкосновения с горизонтом (например, дорога, уходящая за линию горизонта). В этом случае достигается эффект удаленной перспективы. Обыгры­вание такого изображения может проводиться в виде моделирова­ния, когда детям предлагается дополнить картину фигурами лю­дей, животных, различных построек и т.д. Кроме этого, использо­вание такого панно обеспечивает профилактику зрительного утом­ления, т.к. основывается на принципе формального равноудаления объектов.

В связи с этим, необходимо отметить, что характерным призна­ком предметно-развивающейся среды во всех дошкольных учреж­дениях, в особенности, компенсирующего вида, должна являться ее мобильность и изменчивость, быстрое реагирование на изменя­ющиеся и формирующиеся в коррекционном воспитательном про­цессе потребности и возможности ребенка с ограниченными воз­можностями. Поэтому здесь так важно уметь создавать особое пе­дагогическое пространство взаимоотношений ребенка и взрослого. В качестве примера такого пространства может быть:

—- уголок Книги, в котором будут храниться не только детские книги и хрестоматии произведений детской литературы, но и серии картинок для пересказов и составления рассказов;

— уголок литературного творчества, где будут храниться книги с рассказами и стихами, созданные руками родителей и детей. Он позволяет интегрировать развивающие потенциалы речевой и эсте­тической среды, такие образовательные области, как «Коммуника­ция», «Художественная литература» и «Художественное творчество».


Например, в таких уголках интегрированная литературная и ху­дожественная деятельность детей может быть даже... воображае­мой. Поясним это на примере такого приема, как «словесное рисо­вание».

Словесное рисование - один из приемов творческой работы де­тей по следам услышанного или прочитанного произведения. Его цель - приблизить к ребенку образы произведения, включить детс­кое воображение, сконструировать возникшие представления. Об­суждая воображаемую картину после прочтения произведения, взрослый обращает внимание детей на 3 вопроса:

1. Что будет нарисовано? (Содержание).

2. Как мы расположим объекты на картине, что на переднем пла­
не, что вдали, что слева, справа, что будет изображено в центре?
Какие позы выберем для людей? и t.tl (Композиция).

3. Какие краски используем для картины? (Цветовое решение).

Благодаря таким приемам, у детей развивается творческое мыш­ление и воображение. Однако нужно не забывать хвалить их. С этой целью на одной из стен комнаты вешают панно, на котором распо­лагаются работы ребенка, выполненные по сюжетам сказок, вы­полненные вместе со взрослыми, которые периодически меняются. Под ним — короткие сочинения-миниатюры ребенка.

Вопросы развития связной речи — одни из немногих, которые проверяются при диагностике подготовленности ребенка к обуче­нию в школе. Кроме того, их проверяют на предмет сформирован­ное™ предпосылок к усвоению грамоты. Поэтому, при работе с деть­ми старшего дошкольного возраста, особое внимание обращается, кроме того, на наличие пособий и демонстрационных материалов по подготовке детей к обучению грамоте. Это могут быть:

Классная подвижная азбука.

Азбука в картинках.

Дидактическая игра «Буква за буквой».

Дидактическая игра «33 богатыря».

Дидактическая игра «Умный телефон».

Таблицы по обучению грамоте с рисунками.

Звуковые линейки (№ 1,2).

Комплект наглядных пособий «Обучение грамоте» (автор

Н.В.Дурова).

Дидактический материал «Ступеньки грамоты» (авторы

Н.В. Дурова, Л.Н. Невская).

Наглядно-дидактическое пособие для детского сада «Звуча­щее слово» (автор Г.А. Тумакова) и др.


В последнее время стало популярным использование с этими целями дидактических материалов М. Монтессори, Н. Зайцева (ку­бики по обучению русскому и английскому языку), ГЛ. Выгодской («Град Златоустия»), компьютерных программ по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста («Видимая речь», «Мир за твоим окном» и др.) и др.

Вне группы детского сада тоже может быть смоделирована раз­вивающая речевая среда. Рассмотрим, как это сделали на базе ГОУ ЦРР-детского сада №2662 г. Москвы. В одной из рекреаций детс­кого сада здесь организовали познавательно-речевой модуль, ко­торый получил название «Библиотеки».

ПЛАН ГОУ ЦРР ДЕТСКИЙ САД № 2662 НА 2009-2010 УЧЕБНЫЙ ГОД ПО СОЗДАНИЮ БИБЛИОТЕКИ

 

Формы работы Срок Исполнители
  Изучение нормативныхдоку-ментов и опыт работы по со­зданию детской библиотеки сентябрь-октябрь ст. воспитатель
  Формирование творческой группы сентябрь-октябрь ст. воспитатель
  Разработка системы работы в библиотеке ноябрь ст. воспитатель
  Брендинг в течение года воспитатели групп
  Фандрайзинг в течение года заведующая ГОУ
  Заключение договора с биб­лиотекой ноябрь социальный педагог
  Создание условий для напол­нения библиотеки: приобретение стеллажей; подбор детской литерату­ры; подбор пособий; для фильмотеки; для аудиотеки; слайды, диафильмы; в течение года сентябрь-октябрь в течение года в течение года коллектив зам.завед.по АХЧ ст. вое питатель воспитатели групп воспитатели групп родители
  Работа с детьми в течение года  

no Формы работы Срок Исполнители
  • экскурсии в библиотеку; • экскурсии в библиотеку детского сада; • занятия различной тема­тики; ноябрь-декабрь декабрь-январь в течение года воспитатели групп, со ц. педагог воспитатели, ст.воспитатель воспитатели, ст.воспитатель
9 Работа с родителями: • привлечение к участию в создании библиотеки; • разработка памяток (раз­личной тематики). в течение года воспитатели ст.воспитатель соц. педагог

На базе данного предметно-средового модуля теперь проводятся экскурсии и беседы с детьми25.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: