На ковре и на диване, в уголке конструктивных игр время от времени родителями могут моделироваться разнообразные ситуации для математических игр с образными игрушками. Они создают мотивацию к освоению детьми математических представлений и формирования соответствующих умений и навыков. Например, в отобразительных играх с математическим содержанием выделяются следующие тематические сюжеты:
«Кукла Маша ходит» (большие и маленькие шаги), «Кот и мыши» (много и один), «Одень куклу Полину» (количество одежды), «Катаем машины по дорожке» (широкая и узкая дорожка), «Катаем в машине зверей» (много, мало, ни одного), «Курица и цыплята» (количество, величина), «Идем с куклами в лес по ягоды» (пространственная ориентировка, временные представления).
Образные игрушки лучше подбирать разной величины и так, чтобы они отражали подлинные различия между животными, что позволяет формировать у детей представления об абсолютной и относительной величине.
Игрушки целесообразно располагать на удалении друг от друга, в разных местах комнаты: в одном месте можно устроить кукольную квартиру, где будут сосредоточены все необходимые предметы для игр «Дочки-матери», «Семья», в другом — гараж для машин, в третьем - дом (уголок) для животных, в четвертом - все для строительства. Количество игрушек для каждой игры должно быть не менее двух, чтобы можно было проводить сравнение на одноименном материале по величине, количеству, форме. Наличие определенного количества игрушек одного и того же наименования позволяет обучать и пространственной ориентировке (близко-далеко, рядом, около, между), формировать представления об относительности и транзитивности величины.
Например, в кукольном уголке, который оформляется в виде мини-квартиры со всеми необходимыми для этого атрибутами, могут быть сосредоточены различные предметы: посуда, одежда, мебель и т.п. Количество этих предметов ребенок и его друзья соотносят между собой в процессе игры, в соответствии с ее со;к ржанием. Так, тарелки, ложки, куклы, методом приложения, подб* 1 кугся друг к другу для выполнения основной игровой цели: наксн гь кукол
обедом. Для одевания куклы на прогулку, дети должны из множества одежды (четыре варежки, две пары сапог, два пальто, три шарфика, две шапочки) выбрать столько, сколько нужно для одной куклы. Очень удобно пересекать такие математические задания с заданиями на формирование наглядно-образного и образно-логического мышления в ходе конструирования. Для этого в комнате выставляются строительные материалы, конструкторы «Лего», тематические конструкторы и наборы, с помощью которых у ребенка формируются геометрические, количественные, пространственные и величинные представления.
В ходе игр и игровых упражнений с ребенком по закреплению сформированных математических представлений, целесообразно использовать прямоугольные доски из пластика, фанеры и т.п. форматом листа А2. Такой лист-подкладка легко переносится на стол, может располагаться на полу, на коленях у ребенка и удобен для выполнения заданий, связанных со счетом, пространственной ориентировкой на листе бумаги. На стенах такого математического уголка можно развесить панно из ковролина, цветной клеенки и др. современного материала, к которому достаточно легко прикрепляются цифры, различные картинки (счетный материал), геометрические фигуры и т.п. Весь этот материал выполнен на липкой основе и хранится в специальном шкафу (полке). Там же хранится специальный дидактический материал для математического развития. Это различные дидактические игрушки: матрешки, чашечки-вкладыши, пирамидки, счетные полоски, мелкий счетный материал. К нему относятся:
• грибки, елочки, кубики, шарики, овощи, фрукты, белочки,
птички и т.п.;
• наборы полосок, разных по длине, лент и полосок, разных по
ширине;
• объемные и плоскостные модели домов и елок различной ве
личины;
• картинки с изображением времен года, частей суток;
• наборы цифр от 1 до 10;
• карточки с изображением разного количества предметов,
• наборы геометрических фигур;
• муляжи овощей и фруктов натурального размера из пласт
массы или папье-маше, разновеликие плетеные и пластмас
совые корзинки;
• мячи разных размеров и цветов, различные по тяжести;
• гирлянды и бусы разной величины и цвета (например, одной
формы, одинакового размера, но разного цвета или двух форм, разного размера и одного цвета и т.п.);
• коробки-вкладыши разных размеров, бочки-вкладыши, ко
робки и ящики с отверстиями и соответствующими вклады
шами геометрических форм;
• игрушки со съемными деталями, прищепки и основа для них
(контур елки, круг-солнце, основа для туловища бабочки, кор
зинка и др.).
По мере ознакомления детей с этим материалом он предлагается ребенку для самостоятельных игр: «Цветные шары», «Цветные кубики», «Цвет и форма», «Шарики и воротики», «Чудесный мешочек», «Бабочки и цветы», «Листья и божьи коровки», «Домино», «Раз, два, три — сосчитай», «Помоги Оле», «Матрешки», «Где чей домик?», «Почтовый ящик», «На что похожа эта фигура?», «Времена года», «Изо дня в день», «Блоки Дьенеше», «Палочки Кюинзенера»идр. Кроме того, в комнате может быть выделен уголок для автодидактического материала М.Монтессори: «Розовая башня», «Коричневая лестница», «Красные штанги», «Блоки с цилиндрами-вкладышами», «Цветные цилиндры», «Геометрический комод», «Конструктивные треугольники, «Геометрические тела», «Тяжелые таблички», «Металлические (пластмассовые вкладыши)». Эти материалы конструктивной среды по мере того, как они осваиваются ребенком в совместной деятельности со взрослыми, «презентуются», по определению М.Монтессори детям.
Закреплению математических представлений способствует интеграция элементов математической среды в другие развивающие среды группы и детского сада. Например, можно предложить ребятам старшей группы «Встречу под часами»22.
Пусть они нарисуют циферблат. Далее каждый ребёнок получает таинственную записочку с указанной цифрой, обозначающей время назначенной встречи. Все разбирают записки и разбегаются с ними по комнате (если детей больше, одно и то же время может быть указано нескольким из них). Спустя несколько минут, воспитатель перевоплощается в Хранителя времени и сообщает, который сейчас час. А дети откликаются и выбегают к часам, показывающим их время. Встреча может порадовать и вопросом, и просто вниманием взрослого, и чем-то вкусненьким. Потом можно многократно меняться записками, встречаться снова и снова.
22 Описан прием из книги Бабушкиной Т. В. «Секретики» детства. - Киев, 2005 («Б-ка «Шюльного свпга»).
Приведем другой пример, связанный с использованием математического оборудования на занятиях по ритмике или фитнесу: так, коврик с написанными на нем цифрами может быть использован для обыгрывания и запоминания движений ритмической гимнастики и аэробики. При этом, педагог, вместо инструкций, связанных с описанием движения, говорит детям последовательность шагов: «Один, два, три, четыре» и т.д.
Все это — примеры интеграции математической среды и среды для физического развития детей. Математическую и эстетическую среду удобно интегрировать через формирование у детей представ-лений о ритме и гармонии, их взаимосвязи с пространственно-временными характеристиками объектов среды. Например, при рассматривании выставки портретов, можно обратить внимание детей на «вписанность» всей фигуры или композиции в те или иные геометрические формы и проанализировать, как это отражается на впечатлении от художественного произведения. Такие примеры можно подобрать из каждой методики обучения детей дошкольного возраста.
§3. Речевая предметно-развивающая и игровая среда23
Опыт подсказывает, что для моделирования развивающих ситуаций, связанных с развитием речи ребенка, необходимо свободное место, достаточное для смены его положения: занятий сидя на полу или на ковре, движений в различных направлениях в ходе сюжетных подвижных игр, занятий за столами и т.п. Поэтому основное пространство речевой предметно-развивающей и игровой среды занимает мягкое покрытие, на котором размещаются мягкая мебель и мягкие модули, из которых конструируются игровые уголки для создания соответствующей игровой и коммуникативной ситуации, в процессе которых происходит развитие связной и образной речи. С этими же целями содержание кукольного уголка соответствует ситуациям различных сюжетно-дидактическихигр, которые организует взрослый. Так, взрослый развертывает сюжетно-роле-вую игру — на этом же материале проводится обучение сюжетно-дидактической игре. Сюжетно-дидактическая игра предлагается после того, как ребенок освоит сюжетно-ролевую, а игровые действия станут для него понятными и доступными. Оборудование для
23 П араграф написан в соавторстве ск.п.н.,Ю.Н. Родионовой.
сюжетно-дидактических игр может храниться в доступных для ребенка местах: на специальных стеллажах, в ящиках, коробках с характерными символическими изображениями или в прозрачных саше на стенах комнаты. Это могут быть игры «Магазин игрушек», «Овощной магазин», «Веселый зоосад», «Аптека», «Почта», «Магазин школьных принадлежностей», «День рождения куклы» и др.
Кроме того, при работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста рекомендуется обращать большее внимание на дидактические материалы и пособия, связанные с развитием лексической стороны речи, формированием словаря и слоговой структуры речи.
Для этого используются комплекты
• игрушек (дидактические, образные, наборы игрушек),
• предметных картинок и открыток по основным лексическим
темам («Грибы», «Лекарственные растения» «Друзья детей»,
«Кто это?», «Домашние птицы», «Дикие животные», «Зверюш
ки-музыканты», «Звери наших лесов», «Зима на носу», «В мире
животных», «Животные Севера», «Птицы вокруг нас», «Пти
чьи следы» и др.),
• различного типа лото («Домашние животные и птицы», «Ди
кие животные», «Ботаническое лото», «Зоологическое л ото»,
«Веселое л ото», «Лото на 4-х языках», «Звуковое лото» и др.),
• альбом О.С. Соловьёвой («Говори правильно»), картины для
упражнения детей в правильном звукопроизношении и т.д.
При этом взрослый должен освоить приемы, связанные с их обыгрыванием. Например, можно воспользоваться методикой Э.Ф. Зам-бицявичене, которая опирается на использование принципов смысловой группировки воспринимаемого материала24. Она включает 4 группы заданий:
1. Обучение дифференциации существенных признаков предметов и явлений от несущественных, а также увеличение запаса знаний.
Ребенок должен выбрать правильный ответ из предложенных, чтобы закончить фразу:
—«У сапога всегда есть...»(шнурок, пряжка, подошва, ремеш
ки, пуговица);
—«В теплых краях обитает...» (медведь, олень, волк, верблюд,
тюлень);
—«В году...»(24, 3,12,4, 7 месяцев) и др.
24 В качестве подсказок ребенку предлагаются игрушки или предметные карточки.
2. Формирование операций обобщения и отвлечения, способности
выделить существенные признаки предметов и явлений.
Требуется объединить в одну группу и назвать для нее обобщающее слово, исключив лишнее понятие:
—тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка;
—река, озеро, море, мост, болото;
—кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата и др.
3. Развитие способности устанавливать логические связи и отно
шения между понятиями.
Ребенок должен по аналогии с образцом подобрать пару к предложенному слову. Например:
—огурец — овощ, георгин —... (сорняк, роса, садик, цветок,
земля);
—учитель — ученик, врач —... (кочки, больные, палата, боль
ной, термометр);
—огород — морковь, сад —... (забор, яблоня, колодец, скамейка,
цветы) и др.
4. Формирование умения обобщать.
Требуется назвать обобщающее слово к каждой паре понятий. Например,
—метла, лопата —...;
—окунь, карась —...;
—лето, зима —... и др.
Выполняя такие задания, ребенок может выкладывать карточки с ответами, выстраивая таким образом «дорогу» через лес, горы, моря, поля и т.д., что в дальнейшем можно будет обыграть с помощью мелких сюжетных игрушек и машинок. При этом можно использовать игры, направленные на формирование грамматических и синтаксических умений и навыков детей. Например, сюда могут входить такие известные дидактические игры, как «Кто где живет?», «Чьи следы?», «Кому что надо?», «Страны света», «Кем я буду?», «У кого какая профессия?», «Домики сказки», «Сказки-загадки» и др.
Это создает условия для перехода дидактической игры в режиссерскую или театрализованную. Поэтому в комнате необходимо предусмотреть место для режиссерских игр с пальчиковым театром, театра на рукавичках, театра шариков и кубиков, настольного театра, стендового театра, костюмов для игр-драматизаций. Для театрализованных игр подбираются различные куклы-бибабо, режиссерские куклы, плоскостные изображения кукол, деревьев, речки и т.п. Для разыгрывания сказки или игровой ситуации на плоскости используется ковролинограф или фланелеграф. Такого рода игры
влияют не только на формирование грамматического и лексического строя речи, но и на воспитание звуковой культуры речи, развития ее мелодико-интонационной стороны.
В дополнение к ним, необходимо предусмотреть как при работе с детьми младшего, так и старшего дошкольного возраста дидактические игры и пособия, направленные на формирование умений составлять
• Рассказ с опорой на серию картин (2 — 3).
• Рассказ по серии сюжетных картин (4).
• Рассказ по сюжетной картине.
При организации такой работы необходимо обеспечить детям щадящий зрительный режим. Например, воспитателям можно рекомендовать использовать прием смены зрительной рабочей дистанции, суть которого заключается в регулярном изменении удаленности объекта восприятия. Наиболее традиционным в этом отношении является размещение демонстрационного материала на доске у воспитателя («дальнее зрение»), а раздаточного на столах у детей («ближнее зрение»), формирование тесной взаимосвязи и широкого взаимодействия всех анализаторных систем организма, создание условий для переключения со зрительного на слуховое и тактильное внимание. Для этого воспитателями могут быть разработаны специальные дополнительные средства: наглядные и тактильные опоры, двигательные и зрительные модели, разного вида схемы, упражнения и др.
Так, например, при формировании навыков монологической формы связной речи в процессе ознакомления дошкольников со структурой описательных, повествовательных рассказов и расска-зов-расссуждений, могут использоваться специальные наглядные схемы.
В частности, для усвоения детьми трехчастной композиционной модели рассказа-описания может быть применена следующая схема: в центре стола (или магнитной доски) педагог выкладывает картинку с изображением того предмета, который предстояло описывать. Этот этап выстраивания схемы, совпадает с 1 -ой частью композиционной модели описания и наглядно показывает детям важность и необходимость называния предмета для дальнейшего хода рассказывания. По мере перечисления его признаков (раскрытия микротем), педагог располагает вокруг изображения предмета эмблемы этих признаков, начиная с внешних. Это символизирует 2-ую часть трехчастной композиционной модели описания. Предложение, завершающее рассказ-описание, в котором дается оценочное
суждение или отнесение данного предмета к соответствующей предметной группе, символизирует кольцо из картона. Оно накладывается сверху на всю схему и внутри себя объединяет все ее элементы: картинку с изображением предмета и располагающиеся на одинаковом расстоянии от нее эмблемы признаков.
Эта методика позволяет реализовать принципы научности, перспективной направленности и комплексного использования предметов среды на занятиях по развитию речи, формированием умений строить те кеты. Приведем теперь другой пример, связанный с переходом на уровень предложений.
В работе над построением предложений могут использоваться крупноформатные (не менее 2 м) изображения, например, пейзажи. Главным требованием к такому изображению является композиционное построение с четким выделением различных планов. При этом передний план должен быть максимально приближен к естественным пропорциям, дальний план —иметь точку соприкосновения с горизонтом (например, дорога, уходящая за линию горизонта). В этом случае достигается эффект удаленной перспективы. Обыгрывание такого изображения может проводиться в виде моделирования, когда детям предлагается дополнить картину фигурами людей, животных, различных построек и т.д. Кроме этого, использование такого панно обеспечивает профилактику зрительного утомления, т.к. основывается на принципе формального равноудаления объектов.
В связи с этим, необходимо отметить, что характерным признаком предметно-развивающейся среды во всех дошкольных учреждениях, в особенности, компенсирующего вида, должна являться ее мобильность и изменчивость, быстрое реагирование на изменяющиеся и формирующиеся в коррекционном воспитательном процессе потребности и возможности ребенка с ограниченными возможностями. Поэтому здесь так важно уметь создавать особое педагогическое пространство взаимоотношений ребенка и взрослого. В качестве примера такого пространства может быть:
—- уголок Книги, в котором будут храниться не только детские книги и хрестоматии произведений детской литературы, но и серии картинок для пересказов и составления рассказов;
— уголок литературного творчества, где будут храниться книги с рассказами и стихами, созданные руками родителей и детей. Он позволяет интегрировать развивающие потенциалы речевой и эстетической среды, такие образовательные области, как «Коммуникация», «Художественная литература» и «Художественное творчество».
Например, в таких уголках интегрированная литературная и художественная деятельность детей может быть даже... воображаемой. Поясним это на примере такого приема, как «словесное рисование».
Словесное рисование - один из приемов творческой работы детей по следам услышанного или прочитанного произведения. Его цель - приблизить к ребенку образы произведения, включить детское воображение, сконструировать возникшие представления. Обсуждая воображаемую картину после прочтения произведения, взрослый обращает внимание детей на 3 вопроса:
1. Что будет нарисовано? (Содержание).
2. Как мы расположим объекты на картине, что на переднем пла
не, что вдали, что слева, справа, что будет изображено в центре?
Какие позы выберем для людей? и t.tl (Композиция).
3. Какие краски используем для картины? (Цветовое решение).
Благодаря таким приемам, у детей развивается творческое мышление и воображение. Однако нужно не забывать хвалить их. С этой целью на одной из стен комнаты вешают панно, на котором располагаются работы ребенка, выполненные по сюжетам сказок, выполненные вместе со взрослыми, которые периодически меняются. Под ним — короткие сочинения-миниатюры ребенка.
Вопросы развития связной речи — одни из немногих, которые проверяются при диагностике подготовленности ребенка к обучению в школе. Кроме того, их проверяют на предмет сформированное™ предпосылок к усвоению грамоты. Поэтому, при работе с детьми старшего дошкольного возраста, особое внимание обращается, кроме того, на наличие пособий и демонстрационных материалов по подготовке детей к обучению грамоте. Это могут быть:
Классная подвижная азбука.
Азбука в картинках.
Дидактическая игра «Буква за буквой».
Дидактическая игра «33 богатыря».
Дидактическая игра «Умный телефон».
Таблицы по обучению грамоте с рисунками.
Звуковые линейки (№ 1,2).
Комплект наглядных пособий «Обучение грамоте» (автор
Н.В.Дурова).
Дидактический материал «Ступеньки грамоты» (авторы
Н.В. Дурова, Л.Н. Невская).
Наглядно-дидактическое пособие для детского сада «Звучащее слово» (автор Г.А. Тумакова) и др.
В последнее время стало популярным использование с этими целями дидактических материалов М. Монтессори, Н. Зайцева (кубики по обучению русскому и английскому языку), ГЛ. Выгодской («Град Златоустия»), компьютерных программ по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста («Видимая речь», «Мир за твоим окном» и др.) и др.
Вне группы детского сада тоже может быть смоделирована развивающая речевая среда. Рассмотрим, как это сделали на базе ГОУ ЦРР-детского сада №2662 г. Москвы. В одной из рекреаций детского сада здесь организовали познавательно-речевой модуль, который получил название «Библиотеки».
ПЛАН ГОУ ЦРР ДЕТСКИЙ САД № 2662 НА 2009-2010 УЧЕБНЫЙ ГОД ПО СОЗДАНИЮ БИБЛИОТЕКИ
№ | Формы работы | Срок | Исполнители |
Изучение нормативныхдоку-ментов и опыт работы по созданию детской библиотеки | сентябрь-октябрь | ст. воспитатель | |
Формирование творческой группы | сентябрь-октябрь | ст. воспитатель | |
Разработка системы работы в библиотеке | ноябрь | ст. воспитатель | |
Брендинг | в течение года | воспитатели групп | |
Фандрайзинг | в течение года | заведующая ГОУ | |
Заключение договора с библиотекой | ноябрь | социальный педагог | |
Создание условий для наполнения библиотеки: приобретение стеллажей; подбор детской литературы; подбор пособий; для фильмотеки; для аудиотеки; слайды, диафильмы; | в течение года сентябрь-октябрь в течение года в течение года | коллектив зам.завед.по АХЧ ст. вое питатель воспитатели групп воспитатели групп родители | |
Работа с детьми | в течение года |
no | Формы работы | Срок | Исполнители |
• экскурсии в библиотеку; • экскурсии в библиотеку детского сада; • занятия различной тематики; | ноябрь-декабрь декабрь-январь в течение года | воспитатели групп, со ц. педагог воспитатели, ст.воспитатель воспитатели, ст.воспитатель | |
9 | Работа с родителями: • привлечение к участию в создании библиотеки; • разработка памяток (различной тематики). | в течение года | воспитатели ст.воспитатель соц. педагог |
На базе данного предметно-средового модуля теперь проводятся экскурсии и беседы с детьми25.