Эстетическая развивающая предметная и игровая среда




Методы и приемы обыгрывания эстетической развивающей среды и развития творческих способностей

Детей

В компоненты эстетической развивающей среды входят моль­берты, принадлежности для рисования, лепки и аппликации в рас­ширенном ассортименте. При этом она делится:

• на зону экспериментирования с различными материалами:
цветными мелками, смываемыми маркерами, глиной, пластилином,
материалом для коллажей, ножницами для правой и левой рук, кле­
ем, плотной бумагой и др.;

• на зону освоения различных техник живописи: пальцевой
живописи, живописи картофельным крахмалом, мыльными хло­
пьями, печатания губкой, обливной печатью, кляксовой живопи­
сью, печатания веревкой, восковой живописью. Эти техники могут1
быть традиционными и нетрадиционными.

«Как взрослый может начать освоение данной среды с ребен­ком?» — этот вопрос часто задают взрослые, посещающие первый раз Родительскую академию. Самый простой ответ, который могут дать педагоги — пригласить родителей на открытое занятие с их ре­бенком в Центре ранней социализации г. Зеленограда — экспери­ментальной площадки Московского гуманитарного педагогичес­кого института по созданию Родительской академии, как иннова­ционной формы сотрудничества с родителями детей, не посещаю-


щихДОУ.

«При помощи кисти и красок художник может изобразить всё, что он видит», — так может начать свой рассказ взрослый28. — «И ты сам можешь убедиться в этом. Обмакни кисть в зелёную краску, приложи её к бумаге всем ворсом. На бумаге останется мазок — след, похожий на листочек.

Обмакни кисточку в красную краску и приложи её к бумаге. Получится огонёк или лепесток аленького цветочка. Ты, конеч­но, тут же дорисуешь и весь цветочек. Обмакни кисточку в си­нюю краску и проведи ею по бумаге. Получилась широкая яр­кая линия. Может быть, она похожа на реку? Ажёлтая - на что? На дорожку... Прикасаясь к бумаге только кончиком кисти, усыпь его ягодами чёрной или красной смородины. Не забудь: надо ополаскивать кисточку в воде после каждой крас­ки, и твоя картинка будет всегда красивой и светлой. Возьми в руку кисточку, обмакни её в жёлтую краску и преврати листок бумаги в жёлтый песок.

Положи на палитру рядом с жёлтой краской немного красной. Возьми кисточку и покрась свой жёлтый листок красной крас­кой. Какой цвет получиться? Оранжевый.

Так, смешивая красную и жёлтую краску, можно нарисовать много интересного: апельсин, морковку, солнышко, лисицу, экзотичес­кий цветок, пламя костра или ещё что-нибудь оранжевое... Ты можешь не только смешивать разные краски, но и разводить их водой - тогда у тебя получатся нежные оттенки того или ино­го цвета или даже новые цвета. Начинай экспериментировать — и ты сам научишься получать нужный тебе оттенок цвета. И пе­ред тобой откроется целый мир!»

Так может начать мама, приступая к циклу занятий с ребенком. Однако, чтобы научиться проводить такие развивающие занятия, нужно усвоить их алгоритм и доступные для ребенка техники рисо­вания. В этом отношении очень популярным среди родителей явля­ется использование «нетрадиционныхтехник» рисования.

При работе с детьми младшего и среднего дошкольного возрас­та (от 3 до 5 лет) «нетрадиционность» применяемых техник касает­ся, в основном, средств изображения (восковыми мелками, углем, кусочками поролона и т.д.), реже - способов (печатание, рваная техника изображения и т.д.). Это связано с недостаточно совершен-

28 Описание сценария взаимодействия ребенка и взрослого разработано сту­денткой факультета педагогики и методики дошкольного образования МГПИ, О.И. Кибенко.


ными зрительно-двигательными, графо-моторными и изобразитель­ными умениями и навыками воспитанников. Приведем примеры.

Живопись пальцевая. Изображения создаются без помощи спе­циальных инструментов (кисточки, стеки и т.д.), одними пальца­ми. Для этого обмакивают каждый пальчик руки ребенка в свой цвет (в жидкую гуашь или смоченную водой акварель) и рисуют на бумаге, проводя различные линии, или делая точки, мазки с помо­щью отпечатков кончиков пальцев, фаланг, ладоней. Данный при­ем активно используется в артпедагогике и арттерапии, так как позволяет снять у детей страх перед совершением ошибки и неуда­чей. Обычно интегрированные занятия подобного рода проводятся сразу двумя педагогами: воспитателем и педагогом-психологом. Возможен и другой способ пальцевой живописи. При этом пласти­линовые колбаски накладывают на карандашный рисунок и, если необходимо, размазывают пластилин по поверхности. Можно сде­лать коллаж из пластилина, если добавить в изображение бусины, камешки и прочий мелкий материал. «Пластилиновое рисование» используется тогда, когда необходимо отвлечь детей от грустных мыслей, депрессии. Оно отвлекает внимание детей на процесс «дей-ствования», моделирования новой, более конструктивной картины мира. С другой стороны, оно дает возможность в социально прием­лемой форме «выплеснуть» агрессивные эмоции, сплющивая и раз­мазывая гТластилин по картону Первый способ является более про­стым для детей, поэтому применяется в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, второй — со старшими дошколь­никами.

Печатание — техника изображения с помощью печатей. В ран­нем возрасте на занятиях по ознакомлению с окружающим и деко­ративно-прикладному рисованию предлагается печатание листья­ми. Настоящий лист дерева, растения намазывают краской и отпе­чатывают на бумаге. Так создаются декоративные композиции. На занятиях по формированию элементарных математических пред­ставлений дети печатают геометрические фигуры с помощью форм из деревянного конструктора, надетых на карандаш. В.А. Козлова рекомендует использовать данный прием не только на занятиях, но и на прогулке детей, печатая изображения квадратов и ромбов, пря­моугольников и других геометрических фигур прямо на асфальте («основание печати» при этом натирается мелом).

Отпечатывание — нетрадиционная техника изображения с по­мощью отпечатков. В отличие от техники печатания, она не дает возможности создавать стереотипные изображения, штампы. В


младшем дошкольном возраста детям показывают разные способы отпечатывай™. Для этого на любую поверхность наносят цветовое пятно, затем накладывают чистый лист бумаги. Получается отпе­чаток. Подрисовывая детали, ребенок придает ему определенный образ. Можно использовать отпечатки тюля, мешковины, на кус­ках бумаги, даже газетной, с наложенными на ней трафаретами. Интересными являются изображения, созданные с помощью окра­шенной нити. Для этого шерстяную или любую толстую нить нама­зывают краской или тушью, кладут между сложенными пополам листами, прижимают и вытягивают нитку за кончик. Лист раскры­вают и дорисовывают к отпечаткам какие-либо элементы, созда­вая сказочные образы. Данная техника очень часто используется на комбинированных занятиях по рисованию и развитию речи. Она позволяет решать задачи развития образной и связной речи, совер­шенствуя умения и навыки творческого рассказывания. В качестве примера такого совмещения задач художественного и познаватель­ного развития, приведем конспект занятия с использованием тех­ник живописи по-сырому и монотипии в Группе кратковременного пребывания «Вместе с мамой», созданной для детей, ранее не посе­щающих детский сад.

Монотипия «Морское дно»

Материалы и инструменты: 2 л иста из альбома для рисования; акварельные краски; силуэты морских обитателей из цветной бумаги; 2 кисточки; губка. Алгоритм совместных действий ребенка и взрослого:

1. Обмакните кисточку в синюю краску и нанесите краску на
бумагу. Губкой, смоченной водой, проведите по белой бумаге. На­
несите краску на влажную бумагу. Обратите внимание ребенка
на то, что одна и та же краска по — разному выглядит на сухой и
влажной бумаге. Спросите, как лучше рисовать морское дно -
«по мокрому» или «по сухому»? Выслушайте объяснение ребенка
и только потом приступайте к сотворчеству!

2. Нанесите жидкой краской мазки по всему листу. Обсудите с
ребенком, где должны располагаться более темные, а где - более
светлые краски: «Где темнее: на дне или у поверхности воды? По­
чему?» Покажите, как можно поверх фиолетовой и синей красок
наносить легкими резкими мазками белую краску. Объясните,
что краски в итоге смешаются, как теплая вода смешивается с
холодной в морских глубинах. Как можно отразить солнечные
блики на воде? Будут ли они «лежать» на воде или «стоять» в воде?»


Проведите опыт с непрозрачной емкостью, наполненной водой, посветив фонариком вдоль поверхности воды и в глубину сосу­да. Посмотрите на получившийся рисунок. Спросите у ребенка, нужно ли в нем что — либо изменить.

3. Теперь предложите ребенку игру — соревнование: каждый из
вас сможет сделать свой рисунок и рассказать про него волшеб­
ную историю! Для этого требуется наложить на изображение,
которое еще не просохло, другой лист и аккуратно разъединить
их. Получилось два морских дна! Спросите у ребенка, чем они
похожи. Теперь нужно придумать, чем они будут отличаться, что­
бы все посмотрели на ваши рисунки — и поняли, что их рисовали
разные люди: мама (папа) и дочь (сын). Где будет рисунок мамин
(папин), а где - дочери (сына)?

4. Дальше действуйте по аналогии: выбираете силуэт из цветной
бумаги одного из обитателей морского дна и объясняете свой вы­
бор: «Я возьму желтую бумагу. Это будет... медуза. А ты что
возьмешь? Кто (что) это будет?». «Давай их украсим? Можно
нанести кисточкой линии или точки. Посмотри, как». «Отгадай,
теперь что я хочу взять для своего рисунка? Они находятся на
дне». «А если я загадала про камни (водоросли)? Спроси меня
так, чтобы я сама тебе ответила» — «Они лежат на дне или...?
Они твердые или...?». Таким образом вы обсуждаете с ребенком
все содержание рисунка.

5. Теперь рисунок подсох - можно приступать к наклеиванию
силуэтов. Можно использовать прием комментированного на­
клеивания: «Я наклею морс кую звезду справа. А ты как?» Мож­
но обыграть этот процесс: «Осьминожки играли в прятки. Жел­
тая осьминожка спряталась за водоросли. Но там ее никто не
заметил, поэтому она сама высунулась откуда? Из — за чего?
Правильно, из — за водорослей и закричала: «А вот и я!» А твоя
осьминожка где спрятаться хотела? Что она сказала? А если они
спрятались бы в одном месте?» и т.д.

6. Когда рисунок будет готов, попросите ребенка рассказать о
том, что ему понравилось больше всего, пока он рисовал и кле­
ил. Предложите поиграть вместе в «Морское дно» («Море волну­
ется - раз, море волнуется - два...»). Похвалите ребенка за то,
что он похоже изображает обитателей морских глубин, попроси­
те изобразить что-нибудь «очень трудное», например, «самолет».
Затем спросите, «плавает» ли он и нужно ли его изображать «в
море». Поиграйте в игру «плавает — не плавает». Дайте ребенку
возможность ввести вас в заблуждение и посмейтесь вместе с


ним. Покажите, что вам приятно общаться и играть с ним неза­висимо оттого, что у вас получились или нет. Такие консультации и практикумы могут проводиться для ро­дителей и в рамках работы Родительского клуба при дошколь­ном образовательном учреждении. Например, такая традиция су­ществует в ГОУ детском саду №2374 «Родничок» ЮОУО г. Мос­квы.

В старшем дошкольном возрасте арсенал применяемых нетради­ционных техник изображения расширяется. Интересно, что при этом значительное место занимают игровые и эвристические методы и приемы работы с детьми. Приведем примеры.

Рисование кусочками поролона. Во время рисования можно сна­чала смочить поролоном с водой лист бумаги - тогда изобра­жения получатся таинственными, расплывчатыми, с мягкими очертаниями. В акварели, перед началом «живописи по— сы­рому», бумагу равномерно смачивают водой. Когда вода впи­тается в бумагу и немного просохнет (через 2—3 минуты), тогда начинают писать. Мазки краски, ложась на влажную поверх­ность, расплываются, сливаются друг с другом, создают плав­ные переходы. Так можно добиться мягкости в передаче очер­таний предметов, воздушности и пространственности изобра­жения.

Рисование мылом. Для этого с помощью кусочка мыла дети на­носят контурное изображение (как во время рисования простым карандашом). Затем сверху широкой кисточкой или губкой, ку­сочком поролона наносят краску (краски). Воспитатель при этом должен следить, чтобы ребенок не прижимал сильно кисточку к изображению, иначе след от мыла исчезнет. Можно создавать рисунки, выложив пену из мыльных пузырей на бумагу, и акку­ратно окрашивая отдельные пузыри с помощью кисточки в раз­ные цвета. Когда пузыри лопнут, то дети обнаружат на бумаге невероятные, сказочные изображения, которые можно дорисо­вать фломастерами, когда они высохнут.

Рисование щеткой. Рисование осуществляется через постукива­ние щеткой или пробкой по намазанному краской листу. Можно сочетать с техникой набрызга. Для этого на бумагу кладут тра­фареты, смачивают в краске зубную щетку и, проводя ею по ка­рандашу, направляют цветные брызги на бумагу. Рисование свечой. Тупым концом свечи на рисунок наносятся линии и штрихи. Капли с горящей свечи становятся пятнами и точками. При этом получается «Волшебный рисунок», которого


сначала не видно, но стоит нанести на него тушь, чернила или краску, как он проступает на цветном фоне. При создании одной работы также могут сочетаться несколько техник. Кроме того, старшие дошкольники способны к созда­нию коллективного произведения. Например, в рамках созда­ния творческого детского или детско-родительского проекта. В этом отношении великолепно смотрятся на стенах любой квар­тиры и детского сада коллажи, созданные ребятами и их родите­лями.

Коллаж (фр. collag — приклеивание, наклейка) — прием в изоб­разительном искусстве, заключающийся в наклеивании на ка­кую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре. Для создания коллажа можно использовать любой ма­териал (коробки, нитки, шпагат, вату, поролон и др.). Коллаж в исполнении детей старшего дошкольного возраста — сочетание аппликации, рисования, конструирования из бумаги. Научить взрослых технике изготовления коллажей специалисту довольно просто. Сложнее показать родителям возможности фор­мирования интереса у детей к совместной продуктивной деятельно­сти со взрослым и ее влияние на развитие интеллекта и творческих способностей дошкольников. Поэтому в рамках работы Родитель­ской академии ежегодно проводятся мастер-классы и творческие мастерские для родителей воспитанников: на базе ГОУ детских са­дов №456 и №1917 комбинированного вида, ГОУ детских садов №2526 и №2527 СОУО. Приведем пример такой формы работы с родителями.

Мастер-класс «Зайчик на пальчик»29

Каждый из нас оказывался в такой ситуации, когда кажется, что поведение детей выходит из-под контроля: они шумят, играют, не замечая ничего вокруг, носятся, как угорелые, и не могут усидеть на месте. Ведь гиперактивность — один из самых распространен­ных диагнозов у детей дошкольного и младшего школьного возра­ста. Непоседы всегда на виду. Это хорошо знакомо и их родителям, и воспитателям детского сада, где в группе много детишек, неуём­ную энергию которых необходимо направить в благое русло. Ваше­му вниманию предлагается отличный способ их успокоения. Чем же можно занять детей, при этом одновременно успокоить, да еще

29 Статью написали студентки факультета педагогики и методики дошколь­ного образования МГПИ, Немчик Виктория и Валерия Скрипник.


сделать это занятие интересным? Вот об этом мы сейчас и расска­жем!

Все знают, что больше всего на свете дети любят играть. Еще приятнее, когда свою игрушку ты сделал сам. Замечательная иг­рушка «Пасхальный Зайчик» делается очень легко, быстро, а самое главное — ребенок успокаивается и вот уже ничего его не интересу­ет, кроме милого мягкого зайчика. Игра с зайкой на пальце разви­вает координацию, чувство ритма, подарит радость общения и по­ложительные эмоции! Ну и конечно, Ваш непоседа утихомирится на время и полностью погрузится в мир сказки.

С незапамятных времён зайчика на пальчик делали детям, чтобы с ними всегда был друг. Эту игрушку—оберег родители делали сво­им малышам, когда уходили из дома, ведь её изготовление занимает совсем мало времени, материал требуется простой, ведь в любой се­мье найдется небольшой квадратный кусок приятной ткани, вата и нитки. Ну а радость детям доставит огромную.

Во время изготовления игрушки помните, что ребёнок, если и не делает её самостоятельно, то может Вам помогать. Ведь каково ощу­щать ребенку, что игрушку он сделал сам, своими собственными ручками, которые еще 5 минут назад не давали покоя родителям.

10 минут — и игрушка готова! Осталось только её приукрасить, и тут дайте волю фантазии и украсьте своего зайчика как душе угод­но! Подойдут и различные бусинки, бисер, цветные ниточки и лос­кутки. Преобразили своего зайку? Теперь можно играть! Вариаций игры огромное множество, и они зависят исключительно от Вашего воображения! Конечно, нужно учитывать возраст малыша - чем старше он, тем более сюжетной может становиться ваша совмест­ная игра.

А для совсем маленьких детей (до 3 лет) мы предлагаем один из вариантов игры. Например, пока взрослый говорит: «Скачет зайка маленький Около заваленки. Быстро скачет зайка Ты его поймай-ка!»

— зайка «гуляет» на руке взрослого из стороны в сторону, а на последней фразе ребёнок должен словить «зайчишку-шалунишку».

С детьми дошкольного возраста (3-7 лет) можно сделать не­сколько разноцветных зайцев, придумывать сказки и различные истории, где главными героями будут зайки-попрыгайки, и разыг­рывать их вместе детьми.

Наподобие таких заек можно сделать и других зверьков, напри-


мер, кошечку или собачку. А еще можно сделать игрушку с «двой­ным лицом»: зайка будет улыбаться, положительно оценивая дей­ствия ребенка, и одновременно печалиться, если Ваш малыш набе­докурил. В общем, импровизируйте, фантазируйте и играйте со сво­ими малышами!

В данном случае результат детско-родительского творчества от­ражает не только опыт эмоциональных переживаний ребенка и взрослого, но и его воплощение в выразительном движении, в со­вместной игре.

Одним из способов этого добиться выступает технология кар­касного моделирования. Она предполагает, что в уголке для творче­ства есть коробка с катушками ниток и достаточно тонкой прово­локи (для садовых цветов), ножницы, пачки белых и цветных сал­феток, рулон туалетной бумаги. С помощью этого «богатства» взрос­лый может показать ребенку, как:

—глядя на картинку, сделать из проволоки («скрутить») силуэт
человечка или животного;

—нарезать полоски салфеток или туалетной бумаги, сделать из
них бахрому;

—аккуратно обмотать полосками с бахромой каркас фигуры,
закрепляя концы полосок с помощью узелков из ниток,

—поправить каркас и распушить бахрому, наклеить глазки на
мордочку и подобрать другие средства украшения готовой
фигуры.

Практика показывает, что дети при этом не только легко усваи­вают схему движения человека или животного, но и очень радуются результату такого творчества, стремятся его обы грать. Поэтому тех­нологию каркасного моделирования удобно использовать, напри­мер, при изготовлении атрибутов для спектаклей, в частности, Рож­дественского вертепа. Для изготовления самодельных подарков для друзей и родственников. Например, очень удачными у детей полу­чаются фигурки ангелов, птиц (особенно, лебедей и жар-птиц), со­бак и кошек.

Самое сложное в дальнейшем — добиться такой же способно­сти передавать движение через рисунок. Традиционно обучение детей изображению движения начинается во втором полугодии старшей группы. Е.Ю. Андросова, исходя из опыта своей рабо­ты, предлагает ставить эту задачу перед детьми шестилетнего возраста, но методику обучения передаче движения строит с опо­рой на взаимосвязь слова и изображения. Вначале педагог обра­щается к литературным произведениям и иллюстрациям по ним.


Дети соотносят события, описываемые в тексте с конкретными иллюстрациями, объясняют свой выбор. Взрослый старается под­вести детей к пониманию того, что изображение действия, дви­жения, позы помогают нам определить, к какому именно отрыв­ку относится рисунок.

В последующем детям предлагается определить характер дви­жения только по рисунку, без опоры на те кет: «Что делает герой?», «Почему художник нарисовал его таким?», «Что герой хочет сде­лать? Почему ты так думаешь?». Внимание детей обращается на позу, жесты, телодвижения, на их связь с мимикой; подчеркивается, что эта взаимосвязь помогает передать характер или настроение героев рисунка. Данная подготовительная работа вызывает желание детей научиться рисовать людей и животных в движении. При этом ак­тивно используются игры с конструктивными человечками и жи­вотными, сделанными из проволоки или тонкой фанеры. Им можно придавать разные позы, соответствующие описываемой ситуации, накладывать на ватман и обводить, отрабатывая основные формо­образующие движения руки, необходимые для создания «движу­щегося» изображения.

Потом усвоенные знания и умения по пониманию и передаче мимики и движения дети переносят на процесс создания собствен­ных изображений. В беседе с детьми, в процессе работы над замыс­лом собственного рисунка педагог подводит воспитанников к вы­делению главного момента в содержании работы и помогает опре­делить его место в композиции рисунка.

В ходе обсуждения замысла будущей работы дети учатся форму-лировать свои мысли и впечатления в словесной форме, отбирать необходимые средства выразительности и обосновывать свой вы­бор, планировать работу над рисунком, составлять словесные опи­сания изображения. Особенное внимание при этом обращается на образность детской речи. Для ее усиления используются следую­щие методы и приемы:

• показ и объяснение различных технических приемов рисова­
ния, принципов композиционного построения рисунка;

• моделирование эмоциональных проявлений и движений;

• беседа по картине, литературному тексту рассказ;

• словесные дидактические игры и упражнения;

• рисование по предложенному тексту.

Однако, по мнению Е. А. Флериной, чтобы судить о вырази­тельности образа мира, созданного ребенком-художником, всего этого недостаточно: комментариями и игровыми действиями ребе-


нок выявляет иногда такие нюансы замысла, которые существенно изменяют восприятие взрослых и оценку готового результата. По­этому опытными педагогами активно используется прием коммен­тированного рисования.

Комментированное рисование подразумевает поощрение ребен­ка к речевым высказываниям, комментированию происходящего на рисунке и вне его, за пределами пространства листа. При этом детей просят давать эмоциональную оценку того, что они изобра­жают, и что они испытывают при этом. Можно использовать при­ем совместно-сопряженной речи, когда взрослый комментирует изображение сам, но своими вопросами вовлекает в «вербализа­цию» происходящего и ребенка: «Я вижу горящий дом, людей, вы­бегающих из дома; бурого медведя, приближающегося к нему. Ин­тересно, что эти люди думают... чувствуют... Медведь думает... чув­ствует.. Интересно, что произойдет с домом... людьми, медве­дем...».30

Интеграция продуктивных форм, методов и приемов работы по развитию речи и изобразительного творчества детей может осуще­ствляться в процессе проведения любых видов занятий и свободное от них время. Она дает возможность координации действий на од­ном практическом материале педагога дополнительного образова­ния и воспитателей ДОУ с приоритетом художественно-эстетичес­кого развития и воспитания детей и, следовательно, может высту­пать одним из условий оптимизации его работы.

В качестве остальных психолого-педагогических условий мож­но выделить следующее (Л. Пантелеев, Е. Каменов, М. Станоевич-Кастори):

1. Использование предметно-развивающей среды и продуктив­
ных методов и приемов в развитии детского художествен i юго твор­
чества как психолого-педагогической основы для формирования
базиса личностной культуры дошкольника.

2. Использование изобразительной деятельности в качестве сред­
ства формирования целостного и гармоничного Образа себя и кар­
тины мира.

3. Формирование основных способов творческих действий.
Согласно НА. Ветлугиной, к ним относятся:

• дополнения, изменения, вариации, преобразования уже зна­
комого материала;

• создание новой комбинации из усвоенных, старых элемен-

30Д. Аллан «Ландшафт детской души».


тов;

• применение известного в новых ситуациях;

• самостоятельные поиски, пробы наилучшего решения зада­
ния;

• нахождение новых приемов решения, когда старых уже недо­
статочно, самостоятельность и инициатива в их применении;

• быстрота реакции, находчивость в действиях, хорошая ориен­
тировка в новых условиях; подражание образцу, но примене­
ние его при воплощении новых образов;

• нахождение своих оригинальных приемов решения творчес­
ких заданий.

Перечисленные способы творческих действий формируются у детей не сразу, а постепенно и только тогда, когда для этого созданы все психолого-педагогические условия. Например, та­кие, как:

—игровая ситуация и мотивация художественной деятельности;

—обеспечение наглядности;

—использование художественного слова и музыкальное сопро­
вождение;

—показ и объяснение способов изображения;

—знакомство с новыми методами и приемами изображения;

—руководство самостоятельной деятельностью детей с помо­
щью пояснений и указаний;

—обыгрывание детских работ.

Кроме того, в процессе организации эстетической развивающей предметной и игровой среды используются специальные методы и приемы активизации творческих художественных способностей каждого ребенка.

Спецификой организации подобных занятий выступают:

—проблемная ситуация в формировании творческого замыс­
ла;

—мотивированная необходимость соединения нескольких спо­
собов или видов изобразительной деятельности, знакомых де­
тям, для того, чтобы создать творческую работу;

—выяснение личностного отношения к процессу и результатам
своей творческой деятельности в конце занятия.

Созданные таким образом работы являются уникальными, ав­торскими и выступают одним из самых сильных стимулов к фор­мированию мотивации достижения и творчества у детей дошколь­ного возоаста.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: