Игры с конструктором имеют важное значение для физического развития малышей. В них развивается координация движений, глазомер, мелкая моторика руки.
Знакомство с конструктором нужно начинать с нескольких кубиков и кирпичиков разного цвета. Сидя на полу, малыш манипулирует с ними, осваивая новый материал. Вначале он строит наугад, пытается соединить детали, подбирая один под другой, находя устойчивые сочетания, но вскоре начинает замечать, что постройка, в которой маленький кубик находится на большом'— устойчивая, а если наоборот — шаткая. Поэтому особое внимание следует уделить выбору конструктора. Первые строительные наборы должны быть легкими, устойчивыми и соразмерными руке ребенка. Де-
тям предлагаются кубики, кирпичики, призмы, цилиндры и т.д. Шаг за шагом пространственные представления ребенка становятся более совершенными.
К трем годам, когда возможности пространственного воображения ребенка расширяются, маленький строитель приступает к реализации построек в трехмерном пространстве. Однако, к сожалению, зачастую результат оказывается далек от представлений малыша. Это связано с тем, что в процессе игры ребенок дает волю своему воображению, а необходимость принимать в расчет физические свойства элементов может внести изменения в намеченный план. Взрослый может поддержать его интерес и прийти на помощь, разделив с ним игру и поведя его за собой: предлагает вместе рассмотреть детали конструктора, показывает последовательность действий, учит аккуратно ставить кубики, поощряет малыша и радуется его успехам. Постепенно ребенок овладевает необходимыми навыками, и в 4-5 лет он способен отражать в строительной игре впечатления об окружающем мире. Для обыгрывания конструкций используется комплект фигурок животных и людей. В старшем возрасте учат делать постройки из кубиков, кирпичиков, пластин разной величины.
Под руководством взрослого ребенок выбирает тему, отбирает необходимый материал, определяет последовательность возведения постройки, намечает варианты ее обыгрывания, изменения и дополнения. В возрасте 5-6 лет ребенка следует обучать предварительному планированию строительных игр, возведению построек не только по наглядному образцу, но и по схемам, рисункам, фотографиям. Для настольных игр рекомендуется использовать конструктор мелкого размера, а дня игры на полу — среднего и крупного. Предпочтение стоит отдавать устойчивому конструктору из древесины32. Показывая ребенку сложные конструкции, взрослый обращает внимание на общий вид постройки, раскрывает соответствие архитектурных особенностей их назначению, учит выделять отдельные части, видеть симметрию, контрасты. Такой анализ позволяет детям глубже понять особенности постройки, а затем использовать его как основу для строительства.
Так постепенно развиваются две взаимосвязанные стороны конструктивной деятельности: строительство для игры и конструиро-
32 Пластмассовый строительный материал очень легок, скользит в руках, малоустойчив, поэтому постройки быстрее разрушаются, что вызывает огорчение детей.
вание-изображение (А.Н. Давидчук). Виды конструирования, которые при этом могут использоваться родителями:
• конструирование из строительного материала;
• конструирование из деталей конструкторов;
• компьютерное конструирование;
• конструирование из крупногабаритных модулей и др.
Осваивая их, дети овладевают сущностью конструирования как
деятельности. Она заключается в том, что конструирование представляет собой деятельность по моделированию реальных предметов, т.е. их воспроизведение в форме наглядных моделей из строительных деталей. В процессе конструирования решаются какие-либо конструктивно-технические задачи, предполагающие создание построек, приведение в определенное взаимное расположение предметов, их частей и элементов, учет способов их соединения в соответствии с определенной логикой. Именно поэтому мы посвятили один из интегрированных форумов Родительской академии и Педагогического интернет-клуба данной теме. Оказалось, что родители и педагоги не только понимают развивающие потенциалы детского конструирования, но и способны к разработке собственных методических приемов обучения творческому конструированию детей дошкольного возраста. Итак, предоставим слово родителям и педагогам.
• Конструирование — один из видов деятельности, развиваю
щий у детей память, мышление, внимание, логику, мелкую мо
торику. Предлагаем поделиться опытом: какой из конструкто
ров более удобен, практичен и интересен для детей? Ваше мне
ние?
• Моё мнение по этим конструкторам следующее: Veva Brico
предполагает создание очень интересных и актуальных моделей,
т.к. дети любят строить домики для своих игрушек. Veva Gringo
интересна тем, что позволяет детям строить модели животных из
окружающего мира, задвижные крепления удобны тем, что пре
дают прочность модели. MATADOR — более сложный, т.к. пред
назначен для творчества детей более старшего возраста или со
вместного с родителями творчества. Из своего опыта могу ска
зать, что более используемым из конструкторов является LEGO,
т.к. имеется большой выбор моделей «мультяшных» героев. Де
тям нравится этот конструктор потому, что красочный, удобный
в применении, безопасный. «Из конструкторов LEGO дети ни
когда не вырастают».
• Мое личное мнение, что вообще глупо спорить о том, какой
конструктор лучше. Главное, чтобы у ребенка он вообще был, и
не важно какой. Такие хорошие конструкторы, которые предло
жены к рассмотрению, далеко не каждый родитель может ку
пить, а развиваться дети должны одинаково. Так что вполне за
мечательно, что у ребенка есть всего лишь обычный «лего».
• Мне очень понравилась мысль о том, что у ребёнка должен
быть конструктор, а дальше — и желание появится и возмож
ность его заменить более современным. У нас в детском саду есть
простой конструктор, дети к нему не проявляли интереса, стоило
обыграть ситуацию, и сразу появились города, гаражи пусть ба
нально, но это начало. Я считаю, что в нашей современной сетке
занятий очень мало отводится времени на конструирование, а
ведь его можно использовать и при обучении счету, восприятию
цвета, развитию речи и ориентировки в пространстве, воображе
ния, театрализованной деятельности — в общем, «кладезь». Толь
ко учтите: для малышей нужно предлагать более крупные дета
ли, т.к. руки у них еще не развиты. С возрастом можно и «умель
чать» детальки.
• Присоединяемся к теме обсуждения. Мыв этом году органи
зовывали методическое объединение по конструированию, на
чиная с группы раннего возраста, а ко Дню космонавтики с
детьми подготовительной группы строили городок для космо
навтов и космодром, объединив несколько видов конструкто
ров. Детям очень нравится: развивается воображение, творчес
кие способности, фантазия. Мы тоже считаем, что конструк
тор может быть любым — главное — желание взрослых заинте
ресовать и научить детей в него играть и поддерживать их инте
рес строить.
• Добрый день! Я работаю в детском саду, являюсь специалис
том по Лего-педагогике. Лего-конструирование — это вид моде
лирующей творческо-продуктивной деятельности. Диапазон ис
пользования Лето с точки зрения конструктивно-игрового сред
ства довольно широк. Я выделяю следующее:
—использование Лего непосредственно для конструктивно-иг
ровых цел ей;
—созданные постройки из Лего можно использовать в играх-
театрализациях;
—использование Лего в дидактических играх и упражнениях;
—использование Лего при ознакомлении с окружающим ми
ром;
—использование Лего в развитии речи.
Однако я считаю, что, применяя Лего в коррекционно-развива-ющем и образовательном процессах, необходимо помнить о том, что оно будет являться дополнением к имеющимся в педагогике методическим и наглядным пособиям.
• Добрый день! На наш взгляд — хорошо, когда конструктор ка
чественный, разнообразный и соответствующий возрасту, но, мо
жет быть, мы переоцениваем его значимость? В конце концов глав
ное - это то, как и во что дети в него играют, как они используют
полученные способы конструирования в своей повседневной дея
тельности. Мне кажется, что если ребенок «развил» мышление,
только в игре с конструктором, а в остальных видах деятельности
мышление «не развито», то конструктор теряет свою ценность,
свою значимость.
• А каково мнение родителей на этот счет?
• Спасибо! Посмотрела предложенные модели конструктора,
понравились все! Но все же ближе конструктор из дерева, энер
гетики в нём больше что ли, подумаю и своему сыну наверно
приобрету что-нибудь. Так же нашла сайт ЭЛТИ-КУД ИЦ —- тоже
неплохие игрушки — посмотрите!
• А как же металлический конструктор с мелкими детаадми?
Неужели никто им не пользуется? А еще есть замечательные кон
структоры-замки — уж с их помощью можно развить что угодно
(мелкую моторику рук, мышление, фантазию, воображение, речь
ит.д. ит.п.). У этих конструкторов есть как крупные, таки мелкие
детали, а еще в нем присутствуют маленькие герои (куклы —- прин
цессы, рыцари, стражники, животные). Кстати, в этот конструк
тор с удовольствием играют и девочки, и мальчики.
• Здравствуйте! А мы в подготовительной группе используем
конструктор фирмы «Механо» (производитель Франция). В его
состав входит много мелких деталей и электроника. К констру
ированию из этого конструктора мы подключаем родителей (пап),
параллельно развиваем взаимоотношения со взрослыми, речь детей, мышление и память. Часто дети на выходные берут готовые поделки домой для игр (мы разрешаем делать это детям из неполных семей, где нет папы). Результаты такой работы поразительны. Дети более внимательно относятся к старшему поколению, к готовым поделкам. Дети, у которых нет папы, восполняют эту утрату в детском саду, приобщаясь к занятию с чужим родителем.
Кроме проблемы выбора конструктора, на форуме Родительской академии очень активно обсуждаются темы разнообразия содержания работы с детьми и использования разных форм и методов работы с ними в условиях домашнего обучения и в детском саду.
«У меня двое сыновей: 10 лет и 4,5 года. У нас есть конструктор типа Briko (но только отечественный). При конструировании у детей развивается моторика и мышление — я очень довольна этим конструктором. Дети от него в восторге: когда они начинают что-то строить, то у них находятся общие интересы, темы для общения даже при такой разнице в возрасте.
• Вот у Наташи — сыновья разного возраста: есть ли какие-то
игровые задания, которые они смогут выполнять как общие в
процессе выполнения одной деятельности, с одним конструкто
ром? Какие есть конкретные приемы, задания, чтобы появился
развивающий эффект?
• Возьмем самую простую ситуацию: попросите детей (тех, ко
торые разновозрастные) построить Город своей мечты. В процес
се постройки они буду г общаться, согласовывая свои действия,
что существенно повлияет на развитие диапогической речи, атак
же поможет воспитать в детках умение работать в коллективе.
Дети обязательно будут обдумывать каждый свой шаг («это у
меня лестница, а это крыша дома» и т.д.), что будет способство
вать развитию мышления и логики. И, конечно же, в процессе
игры будет развиваться память, т.к. дети строят по представле
нию и должны активизировать в памяти изображения построй
ки. Самое интересное, что в эту игру можно играть не один день:
на следующий день дети что-то придумают новое и достроят или
поменяют Самое главное (на мой взгляд) же заключается в том,
что дети воплотят свою мечту в реальность, пусть игрушечную,
но реальность, которую можно потрогать, посмотреть и во взрослой жизни воплотить в жизнь.
• А какие задания по конструированию вы посоветуете для ма
лышей 3—4 лет? Чтобы с ними можно было заниматься дома?
• Хочу предложить еще несколько занимательных игр по кон
струированию, которые можно использовать не только на заня
тиях в детском саду, но и в домашних условиях. В начале — озна
комление с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треуголь
ник) — родители могут предложить ребенку их обвести и повто
рить в процессе рисования — «мяч круглый, крыша треугольная,
окно — квадрат». Затем можно предложить выкладывание кар
тинок, для этого задания можно закрепить и название цветов,
геометрических фигур. Можно использовать и палочки — обыч
ные, счётные — для создания разнообразных построек, начиная
с простого — треугольник, квадрат, дом, дом с забором, затем —-
по собственному замыслу. Потом можно перейти к моделирова
нию с использованием цветной бумаги, когда с помощью заго
товок из геометрических фигур, нужно складывать различные
изображения (домик, елка, гриб). Можно научить использовать
и фломастеры — обводить это всё. Возраст — младший дошколь
ный.
• Хочу поделиться опытом работы с Л его-конструктором с деть
ми 2 младшей группы. Я разработана последовательность заня
тий на год. Последовательное проведение занятий по Лего-кон-
струированию дало возможность научить детей сооружать но
вые постройки; использовать ранее полученные умения; подби
рать для постройки детали нужного цвета; побуждать детей к
созданию вариантов конструкций, добавляя другие детали; из
менять постройки, заменяя одни детали другими; надстраивать
постройки в высоту и длину; подводить детей к простейшему ана
лизу созданных построек. Эти занятия так же научили детей обыг
рывать постройки. Привожу пример двух занятий. «Флажок»:
закрепить умение строить башенку из двух кирпичиков «два на
два», ставя сверху кирпичик «два на четыре»; учить детей скреп
лять детали кубик с кирпичиком; учить детей располагать кир
пичики по цветам. «Карусель»: продолжать учить детей состав
лять предметы из разных деталей (кубики, кирпичики). Состав
лять постройку «флажок» и соединять три «флажка» углами.
Классифицировать детали по цвету и форме. Все мои занятия систематизированы, идут в определённой последовательности. Дети накапливают умения и навыки, у них начинает развиваться фантазия. Дети свои знания используют в свободной деятельности.
• Посоветуйте какие-нибудь игры с Лего-конструктором для
детей 5—7 лет.
• Хочу привести пример и гры с Лего-конструктором «Волшеб
ный Лего-мешочек». Детям дается задание достать из мешочка
заданные детали по цвету, форме, не заглядывая в мешочек, на
ощупь. Только руководствуясь заданием. Например: я предла
гаю ребёнку достать красную деталь и говорю, что «красная де
таль — самая крупная» или «достань синюю деталь «два на два»»
(это такое у нас название определённой детали). Варианты игры
различные. С помощью этой игры дети запоминают цвет, форму,
лучше ориентируются в пространстве. Если кто заинтересовал
ся играми — обращайтесь.
• Я во время проведения занятий включаю детям музыку, идет
лучше! Еще люблю во время занятий вести работу по сюжету —
куклы гуляют, устали — построим им стулья, а потом стол, чтоб
чай попить.. Твоя идея по поводу Л его-мешочка хороша — завт
ра попробую.
• И еще: с помощью Лего трудные учебные задачи можно ре
шить посредством увлекательной созидательной игры. Приведу
пример: 12 апреля — День космонавтики. Мыс детьми подошли
к этому празднику творчески.
1 —дети рассматривали, изучали разные космические корабли;
2 — были подключены родители. Они вместе с детьми нашли
и принесли в сад фотоматериал, вырезки из газет, значки —
всё, что касается космонавтики;
3 — на занятии по изобразительной деятельности так же про
работали тему космоса;
4 — на Лего-занятиях мы с детьми конструировали разные
летательные аппараты.
Я считаю, что такие мини-проекты позволяют детям лучше и глубже усвоить материал, но мой опыт показывает, что воспитанники могут проявлять творчество и фантазию только тогда,
когда у них накоплен достаточный опыт.
• Галочка, очень приятно, что такой педагог работает с детьми.
Что посоветуешь в данной ситуации: конец года, уже все, что
можно, переделали по конструированию, темы исчерпаны, мо
жет, подбросишь идею? Возраст — средняя группа.
• Спасибо за твой отзыв. Предлагаю тебе тему для средней группы:
«Птицы». Я конструировала с детьми данной группы птиц, и каж
дый ребёнок сконструировал свою птичку. По методу Т.В. Л усе я
учу детей множеству способов крепления деталей, Если взять две
детали 2x4, то можно насчитать около 25 видов их скре! тения. По
этому птички у нас получились все разные. Детям давалась уста
новка сконструировать свою птичку — и у них это получилось.
Если честно, то книга Т.В. Лусс «Формирование навыков конст
руктивно-игровой деятельности у детей с помощью Л ЕГО» очень
проста для детей обычной группы. Она больше подходит для рабо
ты с детьми с ЗПР. А как я ставлю перед детьми развивающую цель
— это очень просто. Сначала, я их должна научить, на! фимер (млад
шая гр.) построить башенку. Я им объясняю, что надо взять два
кирпичика 2X2 и поставить их друг на друга. Когда дети этому на
учились, им можно предложить построить башенку, чтобы нижний
кирпичик был синий, а кирпичик верхний красный. Вариантов
множество. С детьми старшей группы конструировала скворечни
ки. Оченьхорошо получилось. Мы с детьми рассматривали скво
речник, из чего он состоит, а потом дети сами фантазировали. У
скворечника есть и стены, крыша, вход для птички.
• А занимался ли кто из вас каркасным конструированием? Что
бы узнать, что это, предлагаю рассмотреть книгу «Теория и мето
дика творческого конструирования в детском саду» Л.А. Пара
моновой, содержащую много методических рекомендаций к ис
пользованию конструкторов, но, чтобы их применить, напри
мер, в Лекотеке, необходимо придумать, как поставить перед
ребенком развивающую, коррекционную цель. Возьмите за ос
нову книгу Т.В.Лусс «Формирование навыков конструктивно-
игровой деятельности у детей с помощью Л ЕГО» и по аналогии
попытайтесь составить подобные рекомендации для использо
вания других видов конструкторов и конструирования.
• Вчера с методистом своего сада ездили смотреть показатель
ное занятие по конструированию, но не совсем обычному: кон-
струирование — НИТКОПЛЕТЕНИЕ. Мне понравилось, и мы решили со следующего года ввести. По одному занятию в неделю, потому что должна быть система. Но есть один минус. Для тех кто не любит много готовиться перед занятием, это не пойдёт! Требуется большая подготовка. Занятия ведутся аж с младшей группы! Стены садика оформлены детскими работами, так по-домашнему и уютно. Хочу взять на вооружение! Кто хочет, могу книгу посоветовать: Гусарова «Нитеплетение»!
Глава III.