Предметная и игровая среда для творчеекого конструировании




Игры с конструктором имеют важное значение для физического развития малышей. В них развивается координация движений, гла­зомер, мелкая моторика руки.

Знакомство с конструктором нужно начинать с нескольких ку­биков и кирпичиков разного цвета. Сидя на полу, малыш манипу­лирует с ними, осваивая новый материал. Вначале он строит на­угад, пытается соединить детали, подбирая один под другой, находя устойчивые сочетания, но вскоре начинает замечать, что построй­ка, в которой маленький кубик находится на большом'— устойчи­вая, а если наоборот — шаткая. Поэтому особое внимание следует уделить выбору конструктора. Первые строительные наборы долж­ны быть легкими, устойчивыми и соразмерными руке ребенка. Де-


тям предлагаются кубики, кирпичики, призмы, цилиндры и т.д. Шаг за шагом пространственные представления ребенка становят­ся более совершенными.

К трем годам, когда возможности пространственного воображе­ния ребенка расширяются, маленький строитель приступает к реа­лизации построек в трехмерном пространстве. Однако, к сожале­нию, зачастую результат оказывается далек от представлений ма­лыша. Это связано с тем, что в процессе игры ребенок дает волю своему воображению, а необходимость принимать в расчет физи­ческие свойства элементов может внести изменения в намеченный план. Взрослый может поддержать его интерес и прийти на помощь, разделив с ним игру и поведя его за собой: предлагает вместе рас­смотреть детали конструктора, показывает последовательность дей­ствий, учит аккуратно ставить кубики, поощряет малыша и раду­ется его успехам. Постепенно ребенок овладевает необходимыми навыками, и в 4-5 лет он способен отражать в строительной игре впечатления об окружающем мире. Для обыгрывания конструкций используется комплект фигурок животных и людей. В старшем возрасте учат делать постройки из кубиков, кирпичиков, пластин разной величины.

Под руководством взрослого ребенок выбирает тему, отбирает необходимый материал, определяет последовательность возведения постройки, намечает варианты ее обыгрывания, изменения и до­полнения. В возрасте 5-6 лет ребенка следует обучать предваритель­ному планированию строительных игр, возведению построек не толь­ко по наглядному образцу, но и по схемам, рисункам, фотографиям. Для настольных игр рекомендуется использовать конструктор мел­кого размера, а дня игры на полу — среднего и крупного. Предпочте­ние стоит отдавать устойчивому конструктору из древесины32. По­казывая ребенку сложные конструкции, взрослый обращает вни­мание на общий вид постройки, раскрывает соответствие архитек­турных особенностей их назначению, учит выделять отдельные ча­сти, видеть симметрию, контрасты. Такой анализ позволяет детям глубже понять особенности постройки, а затем использовать его как основу для строительства.

Так постепенно развиваются две взаимосвязанные стороны кон­структивной деятельности: строительство для игры и конструиро-

32 Пластмассовый строительный материал очень легок, скользит в руках, малоустойчив, поэтому постройки быстрее разрушаются, что вызывает огорчение детей.


вание-изображение (А.Н. Давидчук). Виды конструирования, ко­торые при этом могут использоваться родителями:

• конструирование из строительного материала;

• конструирование из деталей конструкторов;

• компьютерное конструирование;

• конструирование из крупногабаритных модулей и др.
Осваивая их, дети овладевают сущностью конструирования как

деятельности. Она заключается в том, что конструирование пред­ставляет собой деятельность по моделированию реальных предме­тов, т.е. их воспроизведение в форме наглядных моделей из строи­тельных деталей. В процессе конструирования решаются какие-либо конструктивно-технические задачи, предполагающие создание по­строек, приведение в определенное взаимное расположение предме­тов, их частей и элементов, учет способов их соединения в соответ­ствии с определенной логикой. Именно поэтому мы посвятили один из интегрированных форумов Родительской академии и Педагоги­ческого интернет-клуба данной теме. Оказалось, что родители и пе­дагоги не только понимают развивающие потенциалы детского кон­струирования, но и способны к разработке собственных методичес­ких приемов обучения творческому конструированию детей дошколь­ного возраста. Итак, предоставим слово родителям и педагогам.

• Конструирование — один из видов деятельности, развиваю­
щий у детей память, мышление, внимание, логику, мелкую мо­
торику. Предлагаем поделиться опытом: какой из конструкто­
ров более удобен, практичен и интересен для детей? Ваше мне­
ние?

• Моё мнение по этим конструкторам следующее: Veva Brico
предполагает создание очень интересных и актуальных моделей,
т.к. дети любят строить домики для своих игрушек. Veva Gringo
интересна тем, что позволяет детям строить модели животных из
окружающего мира, задвижные крепления удобны тем, что пре­
дают прочность модели. MATADOR — более сложный, т.к. пред­
назначен для творчества детей более старшего возраста или со­
вместного с родителями творчества. Из своего опыта могу ска­
зать, что более используемым из конструкторов является LEGO,
т.к. имеется большой выбор моделей «мультяшных» героев. Де­
тям нравится этот конструктор потому, что красочный, удобный
в применении, безопасный. «Из конструкторов LEGO дети ни­
когда не вырастают».


• Мое личное мнение, что вообще глупо спорить о том, какой
конструктор лучше. Главное, чтобы у ребенка он вообще был, и
не важно какой. Такие хорошие конструкторы, которые предло­
жены к рассмотрению, далеко не каждый родитель может ку­
пить, а развиваться дети должны одинаково. Так что вполне за­
мечательно, что у ребенка есть всего лишь обычный «лего».

• Мне очень понравилась мысль о том, что у ребёнка должен
быть конструктор, а дальше — и желание появится и возмож­
ность его заменить более современным. У нас в детском саду есть
простой конструктор, дети к нему не проявляли интереса, стоило
обыграть ситуацию, и сразу появились города, гаражи пусть ба­
нально, но это начало. Я считаю, что в нашей современной сетке
занятий очень мало отводится времени на конструирование, а
ведь его можно использовать и при обучении счету, восприятию
цвета, развитию речи и ориентировки в пространстве, воображе­
ния, театрализованной деятельности — в общем, «кладезь». Толь­
ко учтите: для малышей нужно предлагать более крупные дета­
ли, т.к. руки у них еще не развиты. С возрастом можно и «умель­
чать» детальки.

• Присоединяемся к теме обсуждения. Мыв этом году органи­
зовывали методическое объединение по конструированию, на­
чиная с группы раннего возраста, а ко Дню космонавтики с
детьми подготовительной группы строили городок для космо­
навтов и космодром, объединив несколько видов конструкто­
ров. Детям очень нравится: развивается воображение, творчес­
кие способности, фантазия. Мы тоже считаем, что конструк­
тор может быть любым — главное — желание взрослых заинте­
ресовать и научить детей в него играть и поддерживать их инте­
рес строить.

• Добрый день! Я работаю в детском саду, являюсь специалис­
том по Лего-педагогике. Лего-конструирование — это вид моде­
лирующей творческо-продуктивной деятельности. Диапазон ис­
пользования Лето с точки зрения конструктивно-игрового сред­
ства довольно широк. Я выделяю следующее:

 

—использование Лего непосредственно для конструктивно-иг­
ровых цел ей;

—созданные постройки из Лего можно использовать в играх-


театрализациях;

—использование Лего в дидактических играх и упражнениях;

—использование Лего при ознакомлении с окружающим ми­
ром;

—использование Лего в развитии речи.

Однако я считаю, что, применяя Лего в коррекционно-развива-ющем и образовательном процессах, необходимо помнить о том, что оно будет являться дополнением к имеющимся в педагогике методическим и наглядным пособиям.

• Добрый день! На наш взгляд — хорошо, когда конструктор ка­
чественный, разнообразный и соответствующий возрасту, но, мо­
жет быть, мы переоцениваем его значимость? В конце концов глав­
ное - это то, как и во что дети в него играют, как они используют
полученные способы конструирования в своей повседневной дея­
тельности. Мне кажется, что если ребенок «развил» мышление,
только в игре с конструктором, а в остальных видах деятельности
мышление «не развито», то конструктор теряет свою ценность,
свою значимость.

• А каково мнение родителей на этот счет?

• Спасибо! Посмотрела предложенные модели конструктора,
понравились все! Но все же ближе конструктор из дерева, энер­
гетики в нём больше что ли, подумаю и своему сыну наверно
приобрету что-нибудь. Так же нашла сайт ЭЛТИ-КУД ИЦ —- тоже
неплохие игрушки — посмотрите!

• А как же металлический конструктор с мелкими детаадми?
Неужели никто им не пользуется? А еще есть замечательные кон­
структоры-замки — уж с их помощью можно развить что угодно
(мелкую моторику рук, мышление, фантазию, воображение, речь
ит.д. ит.п.). У этих конструкторов есть как крупные, таки мелкие
детали, а еще в нем присутствуют маленькие герои (куклы —- прин­
цессы, рыцари, стражники, животные). Кстати, в этот конструк­
тор с удовольствием играют и девочки, и мальчики.

• Здравствуйте! А мы в подготовительной группе используем
конструктор фирмы «Механо» (производитель Франция). В его
состав входит много мелких деталей и электроника. К констру­
ированию из этого конструктора мы подключаем родителей (пап),


параллельно развиваем взаимоотношения со взрослыми, речь де­тей, мышление и память. Часто дети на выходные берут готовые поделки домой для игр (мы разрешаем делать это детям из непол­ных семей, где нет папы). Результаты такой работы поразитель­ны. Дети более внимательно относятся к старшему поколению, к готовым поделкам. Дети, у которых нет папы, восполняют эту утрату в детском саду, приобщаясь к занятию с чужим родите­лем.

Кроме проблемы выбора конструктора, на форуме Родительс­кой академии очень активно обсуждаются темы разнообразия со­держания работы с детьми и использования разных форм и методов работы с ними в условиях домашнего обучения и в детском саду.

«У меня двое сыновей: 10 лет и 4,5 года. У нас есть конструктор типа Briko (но только отечественный). При конструировании у детей развивается моторика и мышление — я очень довольна этим конструктором. Дети от него в восторге: когда они начинают что-то строить, то у них находятся общие интересы, темы для обще­ния даже при такой разнице в возрасте.

• Вот у Наташи — сыновья разного возраста: есть ли какие-то
игровые задания, которые они смогут выполнять как общие в
процессе выполнения одной деятельности, с одним конструкто­
ром? Какие есть конкретные приемы, задания, чтобы появился
развивающий эффект?

• Возьмем самую простую ситуацию: попросите детей (тех, ко­
торые разновозрастные) построить Город своей мечты. В процес­
се постройки они буду г общаться, согласовывая свои действия,
что существенно повлияет на развитие диапогической речи, атак
же поможет воспитать в детках умение работать в коллективе.
Дети обязательно будут обдумывать каждый свой шаг («это у
меня лестница, а это крыша дома» и т.д.), что будет способство­
вать развитию мышления и логики. И, конечно же, в процессе
игры будет развиваться память, т.к. дети строят по представле­
нию и должны активизировать в памяти изображения построй­
ки. Самое интересное, что в эту игру можно играть не один день:
на следующий день дети что-то придумают новое и достроят или
поменяют Самое главное (на мой взгляд) же заключается в том,
что дети воплотят свою мечту в реальность, пусть игрушечную,


но реальность, которую можно потрогать, посмотреть и во взрос­лой жизни воплотить в жизнь.

• А какие задания по конструированию вы посоветуете для ма­
лышей 3—4 лет? Чтобы с ними можно было заниматься дома?

• Хочу предложить еще несколько занимательных игр по кон­
струированию, которые можно использовать не только на заня­
тиях в детском саду, но и в домашних условиях. В начале — озна­
комление с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треуголь­
ник) — родители могут предложить ребенку их обвести и повто­
рить в процессе рисования — «мяч круглый, крыша треугольная,
окно — квадрат». Затем можно предложить выкладывание кар­
тинок, для этого задания можно закрепить и название цветов,
геометрических фигур. Можно использовать и палочки — обыч­
ные, счётные — для создания разнообразных построек, начиная
с простого — треугольник, квадрат, дом, дом с забором, затем —-
по собственному замыслу. Потом можно перейти к моделирова­
нию с использованием цветной бумаги, когда с помощью заго­
товок из геометрических фигур, нужно складывать различные
изображения (домик, елка, гриб). Можно научить использовать
и фломастеры — обводить это всё. Возраст — младший дошколь­
ный.

• Хочу поделиться опытом работы с Л его-конструктором с деть­
ми 2 младшей группы. Я разработана последовательность заня­
тий на год. Последовательное проведение занятий по Лего-кон-
струированию дало возможность научить детей сооружать но­
вые постройки; использовать ранее полученные умения; подби­
рать для постройки детали нужного цвета; побуждать детей к
созданию вариантов конструкций, добавляя другие детали; из­
менять постройки, заменяя одни детали другими; надстраивать
постройки в высоту и длину; подводить детей к простейшему ана­
лизу созданных построек. Эти занятия так же научили детей обыг­
рывать постройки. Привожу пример двух занятий. «Флажок»:
закрепить умение строить башенку из двух кирпичиков «два на
два», ставя сверху кирпичик «два на четыре»; учить детей скреп­
лять детали кубик с кирпичиком; учить детей располагать кир­
пичики по цветам. «Карусель»: продолжать учить детей состав­
лять предметы из разных деталей (кубики, кирпичики). Состав­
лять постройку «флажок» и соединять три «флажка» углами.


Классифицировать детали по цвету и форме. Все мои занятия систематизированы, идут в определённой последовательности. Дети накапливают умения и навыки, у них начинает развивать­ся фантазия. Дети свои знания используют в свободной деятель­ности.

• Посоветуйте какие-нибудь игры с Лего-конструктором для
детей 5—7 лет.

• Хочу привести пример и гры с Лего-конструктором «Волшеб­
ный Лего-мешочек». Детям дается задание достать из мешочка
заданные детали по цвету, форме, не заглядывая в мешочек, на
ощупь. Только руководствуясь заданием. Например: я предла­
гаю ребёнку достать красную деталь и говорю, что «красная де­
таль — самая крупная» или «достань синюю деталь «два на два»»
(это такое у нас название определённой детали). Варианты игры
различные. С помощью этой игры дети запоминают цвет, форму,
лучше ориентируются в пространстве. Если кто заинтересовал­
ся играми — обращайтесь.

• Я во время проведения занятий включаю детям музыку, идет
лучше! Еще люблю во время занятий вести работу по сюжету —
куклы гуляют, устали — построим им стулья, а потом стол, чтоб
чай попить.. Твоя идея по поводу Л его-мешочка хороша — завт­
ра попробую.

• И еще: с помощью Лего трудные учебные задачи можно ре­
шить посредством увлекательной созидательной игры. Приведу
пример: 12 апреля — День космонавтики. Мыс детьми подошли
к этому празднику творчески.

 

1 —дети рассматривали, изучали разные космические корабли;

2 — были подключены родители. Они вместе с детьми нашли
и принесли в сад фотоматериал, вырезки из газет, значки —
всё, что касается космонавтики;

3 — на занятии по изобразительной деятельности так же про­
работали тему космоса;

4 — на Лего-занятиях мы с детьми конструировали разные
летательные аппараты.

Я считаю, что такие мини-проекты позволяют детям лучше и глубже усвоить материал, но мой опыт показывает, что воспи­танники могут проявлять творчество и фантазию только тогда,


когда у них накоплен достаточный опыт.

• Галочка, очень приятно, что такой педагог работает с детьми.
Что посоветуешь в данной ситуации: конец года, уже все, что
можно, переделали по конструированию, темы исчерпаны, мо­
жет, подбросишь идею? Возраст — средняя группа.

• Спасибо за твой отзыв. Предлагаю тебе тему для средней группы:
«Птицы». Я конструировала с детьми данной группы птиц, и каж­
дый ребёнок сконструировал свою птичку. По методу Т.В. Л усе я
учу детей множеству способов крепления деталей, Если взять две
детали 2x4, то можно насчитать около 25 видов их скре! тения. По­
этому птички у нас получились все разные. Детям давалась уста­
новка сконструировать свою птичку — и у них это получилось.
Если честно, то книга Т.В. Лусс «Формирование навыков конст­
руктивно-игровой деятельности у детей с помощью Л ЕГО» очень
проста для детей обычной группы. Она больше подходит для рабо­
ты с детьми с ЗПР. А как я ставлю перед детьми развивающую цель
— это очень просто. Сначала, я их должна научить, на! фимер (млад­
шая гр.) построить башенку. Я им объясняю, что надо взять два
кирпичика 2X2 и поставить их друг на друга. Когда дети этому на­
учились, им можно предложить построить башенку, чтобы нижний
кирпичик был синий, а кирпичик верхний красный. Вариантов
множество. С детьми старшей группы конструировала скворечни­
ки. Оченьхорошо получилось. Мы с детьми рассматривали скво­
речник, из чего он состоит, а потом дети сами фантазировали. У
скворечника есть и стены, крыша, вход для птички.

• А занимался ли кто из вас каркасным конструированием? Что­
бы узнать, что это, предлагаю рассмотреть книгу «Теория и мето­
дика творческого конструирования в детском саду» Л.А. Пара­
моновой, содержащую много методических рекомендаций к ис­
пользованию конструкторов, но, чтобы их применить, напри­
мер, в Лекотеке, необходимо придумать, как поставить перед
ребенком развивающую, коррекционную цель. Возьмите за ос­
нову книгу Т.В.Лусс «Формирование навыков конструктивно-
игровой деятельности у детей с помощью Л ЕГО» и по аналогии
попытайтесь составить подобные рекомендации для использо­
вания других видов конструкторов и конструирования.

• Вчера с методистом своего сада ездили смотреть показатель­
ное занятие по конструированию, но не совсем обычному: кон-


струирование — НИТКОПЛЕТЕНИЕ. Мне понравилось, и мы решили со следующего года ввести. По одному занятию в неде­лю, потому что должна быть система. Но есть один минус. Для тех кто не любит много готовиться перед занятием, это не пойдёт! Требуется большая подготовка. Занятия ведутся аж с младшей группы! Стены садика оформлены детскими работами, так по-домашнему и уютно. Хочу взять на вооружение! Кто хочет, могу книгу посоветовать: Гусарова «Нитеплетение»!

Глава III.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: