Методика обыгрывания антиигрушек




Работа в данном направлении может осуществляться с помощью методики, которая была разработана на основе методик морально­го воспитания С.Г. Якобсон и методики «нравственной лесенки» Л,П. Стрелковой2.

Сначала с помощью «моральных пьесок» необходимо сформи­ровать у ребенка личное противоположное отношения к соблюде­нию и нарушению норм морали.

Правильные моральные знания часто расходятся с личным отношением ребенка к соблюдению и нарушению норм морали и их оценкой. Это зависит от разных субъективных моментов и нередко приводит к тому, что дети одобряют нарушение норм и остаются равнодушными к их соблюдению. Суть предлагаемой методики состоит в том, что формирование личного эмоционального отноше­ния осуществляется путем чтения и показа построенных по опреде­ленной схеме сценок. В них фигурируют три основных персонажа: жертва (страдает вследствие нарушения различных норм от­носительно нее); обидчик (тот, от кого страдает жертва); помощник (вмешивается в ситуацию и помогает жертве).

Сценки можно показывать группе в целом, нескольким детям, одному-единственному ребенку. Делать это следует в том случае, если воспитатель чувствует, что может показать их достаточно эмо­ционально.

Общие цели. Вызывать у детей сочувствие жертвам неблаговид­ных поступков, возмущение действиями обидчиков и одобрение тех, кто восстанавливает справедливость.

Ожидаемые переживания и поведение детей. Появление эмоцио­нального отношения к хорош им и плохим поступкам персонажей; самостоятельное разыгрывание моральных ситуаций.

39Стрелкова, Л.П. Уроки сказки. - М.: Педагогика, 1989.


Сценарий работы

1. Короткие пьески с участием игрушек и антиигрушек (кото­
рые будут выступать в роли антигероя) — один обижает другого, а
третий персонаж защищает и помогает жертве.

2. Важно, что персонажи пьесок, плоскостные изображения кото­
рых изготавливаются кем-либо из родителей или воспитателей, после
показа пьесок помещаются в такое место, где дети могут взять их и
самостоятельно разыгрывать разные сценки по своему желанию.

3. После просмотра и разыгрывания пьесок вместо обычной бесе­
ды, имеющей своей целью выяснить, насколько освоено детьми нрав­
ственное содержание истории, в которой участвовали игрушки, пе­
дагог применяет прием «нравственной лесенки» Л.П. Стрелковой.
Выполнение данного задания должно проводиться с каждым ребён­
ком индивидуально. Из плотной бумаги вырезается контур лесенки
из семи ступенек. Ребёнок должен расположить картинки с изобра­
жением игрушек в следующем порядке: на самых высоких ступень­
ках — самых лучших, добрых, тех, кто ему нравиться больше всех,
потом — менее добрых, затем нейтральных, еще ниже — не таких уж
хороших и, наконец, на самой последней ступеньке — самого злого,
того, кто больше всех не нравиться. За расположением картинок на­
блюдают образные игрушки нравственно полярные, например Чебу­
рашка и Шапокляк. Взрослый сам говорит за них их «голосами».
Реплики по содержанию должны быть следующими: положитель­
ный персонаж одобряет все соответствующие перестановки по ле­
сенке, но ведёт себя очень скромно, почти не вмешивается; отрица­
тельный персонаж все время мешает, дает «советы», в которых «реко­
мендует» на высшие ступени помещать отрицательных героев. Такая
помеха должна показать, насколько ребёнок сможет отстаивать своё
мнение и не поддаваться напору антигероя.

Затем воспитатель должен добавить еще одну ступеньку и доба­вить одну картинку, которая будет обозначать самого ребенка. Те­перь ребёнок должен снова разложить всех героев на ступеньки ле­сенки включая и новую картинку, т.е. себя.

Приём «нравственной лесенки» no-мнению Л.П. Стрелковой яв­ляется более точным показателем эмоционального отношения детей к персонажам по сравнению с ответами на вопросы взрослого.

Поэтапное проведение такой работы обеспечивает постепенность сближения детей с персонажами, и они начинают видеть то, что они не замечали или не хотели замечать прежде.

Сближение с персонажами, превращение персонажей из «зна­комых незнакомцев» (В.Г. Белинский) в хорошо знакомых детям


друзей или недругов, предпочтение в ситуации свободного выбора и, наконец, ролевое изображение самих персонажей - вот те спосо­бы и приёмы, которые использует педагог для глубокого понима­ния детьми нравственных установок, которые несёт в себе образная игрушка.

Работу в данном направлении так же необходимо проводить с семьями воспитанников. Это может быть анкетирование родителей поданной проблеме.

Работа с родителями

Анкетирование родителей

Анкетирование родителей с целью изучения отношения к игруш­кам и использования их в условиях семьи включает следующие воп­росы:

1. Как часто Вы приобретаете для своих детей игрушки?

2. Что является для Вас мотивом для покупки детских игрушек?

3. Какие игрушки Вы приобретали для своего ребенка в течение

последних 6 месяцев?

4. Чем Вы руководствуетесь при покупке игрушки ребенку?

5. Сколько игрушек должно быть у ребенка?

6. Какая Ваша любимая игрушка была в детстве?

7. Какие народные игрушки Вы знаете?

8. С какими народными игрушками Вы играли в детстве?

9. Есть ли у Ваших детей народные игрушки дома?

10.После просмотра мультфильма (рекламы), Ваш ребенок про­сит купить игрушку-героя этого мультфильма (рекламы), как Вы будете действовать?

11. Существуют ли, по Вашему мнению, антиигрушки и как Вы к
ним относитесь?

12. Может ли игрушка, на Ваш взгляд, нанести вред психическо­
му развитию ребенка?

13.Мастерите ли Вы какие-нибудь игрушки сами или вместе со
своими детьми? Если да, то какие? Если нет, то почему?

14.Какая любимая игрушка Вашего ребенка?

15. По Вашему мнению, испытывает ли Ваш ребенок трудности в
общении со сверстниками? Как это проявляется?

16.Поможет ли игрушка ребенку в преодолении трудностей, ко­
торые он испытывает в общении со сверстниками?

В результате анкетирования часто выявляется, что большинство (около 80%) родителей отмечают негативное влияние антиигрушек,


относятся к ним отрицательно, противопоставляя народным игруш­кам, однако покупают, исходя из желания ребёнка. При этом мож­но выявить две дифференцированные группы родителей: родители «популярных (в том числе, принятых и адаптированных в группе)» и «непопулярных (непринятых и изолированных)» дошкольников, отличающиеся отношением к игрушкам:

1 группа (около 60%) родителей — родители популярных детей —
отмечают, что мотивы для покупки игрушек связаны с желаниями
и интересами ребёнка, циклом годовых праздников и финансовы­
ми проблемами или обеспеченностью семьи.

Наряду с развивающими игрушками они покупают игрушки, позволяющие ребёнку самостоятельно моделировать ситуации об­щения со сверстниками, выступая в качестве режиссера в данных играх (радиоуправляемые игрушки, конструкторы, технические игрушки). Основное внимание при этом уделяется качеству игруш­ки и желанию ребёнка. Последнее учитывается при определении их количества (вопрос: «Сколько игрушек должно быть у ребёнка?» —-ответ: «В достаточном количестве, что бы мог себя занять»). Так же отмечается потребность в совместном изготовлении игрушек. Ро­дители готовы мастерить вместе с ребёнком игрушки из пластили­на, ниток и т.д. Это свидетельствует о положительных навыках об­щения детей в процессе организации игрового взаимодействия. Поэтому их дети быстро адаптируются в группе сверстников и име­ют достаточно высокие шансы самоутвердиться в коллективе.

2 группа (около 40%) родителей - родители непопулярных дош­
кольников — покупают игрушки, чтобы порадовать ребёнка. Хотя
отмечают, что достаточно редко покупают игрушки после просмот­
ра понравившихся детям мультфильмов. Отвечая на вопросы анке­
ты, они отмечают достаточно большое разнообразие игрушек, ко­
торые покупаются детям. Однако часто среди любимых игрушек
называются только мягкие игрушки или конструктивные. Первые
свидетельствуют о потребности детей в эмоциональном общении со
взрослыми и сверстниками, вторые о некоторой интроверсирован-
ности детей, их неумении организовывать сюжетные игры. Чаще
всего родители не замечают проблемы игрового общения сына или
дочери со сверстниками («Иногда, в большом коллективе, где она
одна из всех»). Однако, практически всегда на вопрос: «Поможет
ли игрушка ребенку в преодолении трудностей, которые он испы­
тывает в общении со сверстниками?» — отвечают: «Да». При этом
они считают, что игрушек должно быть не очень много или «люби­
мых 1 -2, а остальных — неважно, сколько». Поэтому они страдают


двумя крайностями: считают, что антиигрушка серьезно не может повлиять на развитие ребенка. Другая часть родителей относятся к ней резко отрицательно — просто отвергают ее, не обращая внима­ние на интерес и протесты ребенка.

Так или иначе, с обеими группами родителей и детей необходимо проводить специальную работу по формированию положительного опыта влияния игр и игрушки на социально-психологический кли­мат группы. В качестве примера приведем сценарий нетрадицион­ного родительского собрания.

Сценарий родительского собрания «Детская игровая субкультура против шипи игрушки»™

Предварительная работа: Пересказать детям сказку Джани Ро-дари «Путешествие Голубой Стрелы», чтение сказки «Плюшевый заяц, или Как игрушки становятся настоящими» Марджери Уиль­яме, изготовить совместно с детьми бейджики игрушек-пассажи­ров поезда «Голубая Стрела»

Ход собрания

Я рада видеть всех вас!

Ведущая: Давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повер­нусь к тому, кто сидит справа от меня, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть. Он повернется к своему соседу справа, и сде­лает то же самое, и так до тех пор, пока каждый из вас не попривет­ствует своего соседа...

Действие

Ведущая: Ребята, помните, мы познакомились с «Голубой стре­лой» и с ее пассажирами? Узнали, как игрушки становятся настоя­щими? Давайте сегодня вместе с родителями совершим предново­годнее сказочное путешествие?

Но до того как мы отправимся, дети превратятся в игрушки из магазина Феи. Сами игрушки вас выберут. А родители будут деть­ми, к которым и поспешат игрушки

Под музыку воспитатель раздает бейджики тем детям, которых она описала, например: «а эта игрушка захотела «подаритъся» ребен­ку, у которого синяя футболка», а «эта— кто сегодня помог воспита­телю полить цветы» и т.д. Бейджик выдается тому, кто изобразил игрушку в которую он превратился.

В ряд установленные стульчики превращаются в поезд. Родите-

40 Сценарий проводится перед Новым годом, в качестве нетрадиционной формы родительского собрания в старшей или подготовительной к школе группе (вместе с психологом),


ли усаживаются полукругом и воспитатель торжественно объявля­ет о скором отправлении экспресса «Голубая Стрела» и о том, что одна игрушка (антиигрушка) так и не выбрала себе ребенка.

Ведущая: Нам пора! Милые игрушки, ведь вас ждут дети, но сна­чала необходимо отыскать ребенка, для этой игрушки (ведущая по­казывает антиигрушку)

Перевоплощенные игрушки садятся на свои дорожные места. Фоном звучит минусовка «Голубой вагон». Детям можно предло­жить игру «Паровоз гудит» Спросите детей: как гудит паровоз). Предложите им показать это, протягивая звук долго, насколько возможно: «ту-ту-ууууу». Чередуйтесь с ребенком, как бы сравни­вая, «чей паровоз дольше гудит». Поясните, что маленькие парово­зы могут гудеть «высоким голосом», а большие — «низким голо­сом». Попутно задайте вопросы по поводу того, что они видят рядом и вдали, попросите участвовать родителей, пусть они изобразят дви­жение ветра в окне.

Остановка

Игрушки выходят из вагонов чтобы немного размяться, но мо­роз на улице крепчал и игрушки стали дрожать от холода (звучит в аудиозаписи «Вьюга», дети пантомимно изображают дрожь).

Ведущая: Игрушкам нужны горячие алые сердца! Давайте по­просим родителей их сделать? (пока родители рисуют на бумажеч­ках сердца, воспитатель собирает детей в круг, чтобы им не было так холодно, и спрашивает антиигрушку: «Где выбранный тобой ре­бенок, ты его нашла?»

За игрушку отвечает сама ведущая: Да, только эта девочка вы­росла, поэтому я не узнал её сразу. Он показывает на психолога. У неё очень доброе сердце, и мне хочется стать настоящей. Я знаю, что если ребенок полюбит игрушку, полюбит по-настоящему, то она становится настоящей. Только я опоздал, она не ребенок.

Ведущая: Не расстраивайся, ведь мы в сказке, а в сказке все возможно. Сейчас наши игрушки получат сердца и помогут совер­шить чудо. Детям прикрепляют сердечки и они вместе с ведущей про­говаривают волшебные слова, ведущая просит всех закрыть на время глаза, тем временем психолог надевает себе приготовленный ободок к косичками и бантом. Превращение произошло и все открывают гла­за. После этого антиигрушку отдают психологу.

Воспитатель объявляет об отправлении поезда (дети и психолог садятся в вагоны) и о наступлении ночи.

А ночью всем нужно спать. Звучит колыбельная. Все «засыпают» на 1-2мин.

' 160


Ведущая чуть прозвонив в колокольчик сказала: «Просыпайтесь. До Нового года осталось не так много времени. Нам еще нужно многое успеть» Но тут психолог взволнованно начинает рассказы­вать историю, что с ней приключилось. Как она чуть сама не превра­тилась в антиигрушку, потому что «заразилась» от неё. Поэтому она не смогла сделать игрушку настоящей.

Ведущая: Кажется, я поняла, в чем тут дело. Дорогие игрушки и дети, нужна ваша помощь.(тихим, таинственным голосом продол­жает говорить ведущая) Эту игрушку заколдовала злая колдунья. Она наслала проклятье на неё, и у игрушки зло поселилось внутри. Как же её расколдовать? Давайте вместе придумаем?

Все совещаются, лучший вариант применяется, а может и все предложенное для большего эффекта.

Ведущая: Ура! У нас получилось! И как в каждой хорошей сказке спасенный герой преображается: глаза его светятся от счастья, улыбка не сходит с лица. Наша игрушка тоже счастлива, но чего-то ей не хватает. Да, у неё не праздничный внешний вид. Мы мо­жем и это исправить. У меня есть волшебные радужные краски, которыми мы сейчас раскрасим игрушке одежду, и тогда, будет все в полном порядке (рисунок антиигрушки двухслойный, воспита­тель снимает раскрашенный слой и остается нижний не раскра­шенный). По очереди дети подходят к антиигрушке, которую веду­щая закрепила на мольберте, и раскрашивают ей костюм. В конце, по договорённости с ведущей, один из родителей (лучше, чтобы это был мужчина) делает алое сердце для антиигрушки и закрепляет его на нём.

Психолог (снимая с мольберта новый рисунок антиигрушки): Те­перь я смогу превратиться в такую игрушку. Психолог изображает превращение и приглашает всех детей дальше отправиться в путеше­ствие на «Голубой стреле». Постепенно поезд прибывает к главной праздничной Новогодней станции. Специально таинственно, взрос­лые закрывают глаза и уши. Дети спрыгивают со своих мест, выст­раиваются у паровоза и, по договоренности с воспитателем, превра­щаются в большие округлые часы. Через мгновение раздается бой ку­рантов. Взрослые встречают детей из дальнего путешествия. Иг­рушки «подарившись»родителям, моментально, как и в сказке, ожи­вают, под вариацию феи Сирени из балета П. И. Чайковского «Спя­щая красавица».

Звучит музыка и психолог напоминает детям об их путешествии, о том, как игрушки могут оживать и о том, что может сделать закол­дованная игрушка с ребенком, который захочет с ней поиграть.


Ведущая: Не беспокойтесь, ребята теперь знают, что такие иг­рушки можно расколдовать, полюбив их по-настоящему и не пус­кая зло в свое сердце.

А теперь пора пить чай. Всех приглашаем к столу.

Контрольные вопросы и задания

1. Подумайте, как оказалась в свое время отражена в разработках Фребеля идея интеграции образовательных областей при проек­тировании предметно-игровой среды взаимодействия ребенка и взрослого. Чем можно объяснить такое «предвидение» Фребеля?

Ф.Фребель с самого раннего детства предлагал детям шесть «да­ров». Первым даром являлись мячи небольшого размера, свя­занные из шерсти и окрашенные в разные цвета. Каждый шар держался на нитке, поэтому, покачивая его можно было знако­мить детей с понятиями «вперед — назад», «вверх — вниз», «впра­во — влево» или прятать его с целью знакомства с утверждени­ем и отрицанием. Вторым даром выступали небольшие дере­вянные шары, кубики и цилиндры, сравнивая которые ребе­нок познавал форму. Шар при этом означал движение, а кубик являлся символом покоя. Цилиндр совмещал свойства шара и кубика. Третьим даром являлся куб, разделенный на восемь кубиков. Ребенок получал представление о целом и составля­ющих его частях, экспериментируя с этим материалом. Чет­вертый дар — тех же размеров кубик, но разделенный на восемь плиток. Пятый дар — кубик, разделенный на двадцать семь маленьких кубиков, причем девять из них были разделены на более мелкие части. Шестой дар — кубик, разделенный на двад­цать семь кубиков, многие из которых разделены еще на плит­ки, по диагонали и пр. Из последних двух даров можно было создавать разнообразные постройки.

Определите значение этих даров и возможность их использо­вания при проектировании предметно-игровой среды в дош­кольном учреждении. Почему в системе Ф.Фребеля система за­нятий по продуктивной деятельности включает в себя работу, в основном, с природным материалом (лепка из глины, плетение и вышивание шерстяными нитками и т.д.), а основными «да­рами» являются шар и кубики? Попробуйте найти обоснова­ние, исходя из философских принципов данной системы. Со­отнесите принцип изготовления кубиков Ф.Фребеля с совре­менными конструкторами? Определите их значение для разви­тия пространственного мышления.


2. Подготовьтесь к дискуссии на тему: «Классификации детских
игр и игрушек: проблема согласования с принципом интегра­
ции образовательных областей».

3. К каждой игре составьте схему оснащения и обогащения пред-

метно-развивающей и игровой среды группы. Соотнесите те­матику игр с содержанием образовательных областей и воз­можностью интеграции предметно-развивающих сред.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"


Тематика


Цели


Содержание


 


Супермар­кет


Побуждать детей более широ­ко использовать в играх знания об окружающей жизни, согла­совывать собственный игровой замысел с замыслами сверст­ников, менять роли по ходу игры


приход в супермаркет, покупка необходимых товаров, консультации менеджеров, объявления о распродажах, оплата покупок, решение конфликтных ситуа­ций с директором супермарке­та


 


Строитель


Отображать в игре знания об ок­ружающей жизни, использовать атрибуты в соответствии с сю­жетом, конструкторы, строи­тельные материалы, справедли­во решать споры, действовать в соответствии с планом игры


выбор объекта строительства выбор строительного материа­ла, способов его доставки на строительную площадку, строительство, дизайн постройки, сдача объекта


 


Поликли­ника

Больница Скорая по­мощь


Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость меди­цины. Воспитывать уважение к труду медицинских работни­ков, закреплять правила пове­дения в общественных местах


приход в поликлинику, регис­тратура, прием у врача, выписка лекарства, вызов «скорой помощи», госпитализация, размещение в палате,

назначение лечения, обследования, посещения больных, выписка.


1 Материалы предоставлены зав. ГОУ детским садом №1917, Н.В.Поздня­ковой. Разработаны под руководством к.п.н., профессора Н.А.Виноградо­вой.


Продолжение таблицы

 

Тематика Цели Содержание
Телевиде- Закреплять представления де- Выбор программы, составление
ние тей о средствах массовой ин- программы редакторами,
  формации, о роли телевидения составление текстов для ново-
  в жизни людей, закреплять ро- стей, различных телевизион-
  ле вые действия работников те- ных программ,
  левидения, показать, что их подготовка ведущих, зрителей,
  труд — коллективный, от ка- оформление студии,
  чества работы одного зависит работа осветителей и звукоопе-
  результат всего коллектива. раторов,
    показ программы.
Водители Воспитание интереса и уваже- Диспетчер выдает путевые ли-
Гараж ния к труду транспортников, сты водителям,
  пробуждение желания работать водитель отправляется в рейс,
  добросовестно, ответственно, проверяет готовность машины,
  заботиться о сохранности тех- заправляет машину,
  ники, закреплять знания до- при необходимости производить
  рожных знаков, отражать вза- ремонтные работы,
  имоотношения между играю- оказывает необходимую по-
  щими. мощь товарищу,
    доставляет груз по назначению,
    приводит машину в порядок,
    возвращается в гараж.
Ателье Воспитывать уважение к тру- Выбор и обсуждение модели с
  ду швеи, модельера, закрой- модельером, подбор материала,
  щика, расширять представле- закройщики снимают мерки,
  ния о том, что их труд коллек- делают выкройку,
  тивный, что от добросовестной приемщица оформляет заказ,
  работы одного человека зави- определяет сроки выполнения
  сит качество труда другого. заказа,
  Развивать умения применять в швея выполняет заказ, прово-
  игре знания о способах изме- дит примерку изделия,
  рения. заведующая ателье следит за
    выполнением заказа, решает
    конфликтные ситуации при их
    возникновении,
    кассир получает деньги за вы-
    полненный заказ,
    может действовать служба дос-
    тавки.
ГИБДД Воспитание уважения к труду Определение место работы ин-

Продолжение таблицы


Тематика


Цели


Содержание


 


работников инспекции безопас­ности движения, их значения ддя жизни города, условиях тру­да и взаимоотношений инспек­тор - водитель, инспектор - пе­шеход. Развивать дружеское от­ношение друг к другу, умение распределять роли и действовать.


спекторов, работа с планами, инспектор — водитель, инспектор — пешеход, оформление документов на ма­шину,

отчет инспекторов начальнику ГИБДД.


 


Моряки Водолазы Подводная лодка


Отображать в игре знания детей об окружающей жизни, учить самостоятельно распределять роли и действовать в соответ­ствии с ними, самостоятельно делать необходимые постройки, формировать навыки позитив­ного общения детей и доброже­лательного отношения в группе.


Постройка корабля, подводной

лодки,

подготовка к плаванию, выбор

маршрута,

плавание, выполнение ролевых

действий,

ремонт судна,

работа водолазов,

подъем флага на корабле,

возвращение в порт (док).


 


Пираты


Отображать в игре впечатления от прочитанной литературы, просмотренных мультфильмов, фильмов. Формировать умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюже­том и по окончании заданного игрового действия снова объеди­няться в единый коллектив. Учить создавать необходимые постройки, пользоваться пред­метами-заместителями, пони­мать игровую ситуацию и дей­ствовать в соответствии с ней.


Постройка корабля, постройка пиратского корабля, поиски сокровища, встреча двух судов, разрешение конфликта.


 


Модельное агентство


Отображать в игре явления об­щественной жизни, учить рас­пределять роли и действовать в соответствии с ними, учить моделировать ролевой диалог, воспитывать дружеское отно­шение друг к другу, определять характеры героев, оценивать


Поступление в модельное аген­тство,

обучение: сценическая речь, сценодвижение и др., выбор моделей для показа, работа с модельерами, работа с фотографами, составление «портфолио»,



Продолжение таблицы

 

Тематика Цели Содержание
  их поступки. показ мод.
Школа Расширять сферу социальной активности ребенка и его пред­ставления о жизни школы, пре­доставив ему возможность зани­мать различные позиции взрос­лых и детей (учитель — ученик —директор школы). Поступление в школу, подготовка к школе, приобре­тение необходимых школьных принадлежностей, 1 сентября, торжественная ли­нейка, урок, перемена, уход домой.
Цирк Закреплять представления де­тей об учреждениях культуры, правилах поведения в обще­ственных местах. Закреплять знания о цирке и его работни­ках, учить распределять роли и действовать в соответствии с принятой на себя ролью, вос­питывать дружеское отноше­ние друг к другу. Изготовление билетов, про­граммок циркового представле­ния, подготовка костюмов покупка билетов, приход в цирк покупка атрибутов, подготовка артистов к представ­лению, составление программы цирковое представление с ант­рактом, фотографирование.
Театр Закреплять представления детей об учреждениях культуры, их со­циальной значимости. Закреп­лять знания детей о театре, о труппе театра, работниках теат­ра, показать коллективный ха­рактер работы в театре, учить действовать детей в соответствии с принятой на себя ролью, фор­мировать доброжелательное от­ношение между детьми. Выбор театра, изготовление афиши, билетов, приход в театр зрителей, подготовка к спектаклю акте­ров, подготовка сцены к представ­лению работниками театра, спектакль с антрактом.
Исследова­тель Закреплять знания детей о на­учных работниках, об их инте­ресном и нелегком труде, спе­цифических условиях труда. Учить моделировать игровой диалог. Выбор объекта исследований, создание лаборатории, проведение опытной работы, фотографирование, съемки промежуточных резуль­татов, занесение результатов исследо­ваний в журнал,

Продолжение таблицы

 

Тематика Цели Содержание
    научный совет, подведение итогов исследова­ний.
Почта Углублённое ознакомление с трудом работников связи, фор­мирование уважительного отношения к работникам почты, учить отражать в игре труд взрослых, передавать отноше­ния между людьми, практичес­кое применение знаний о коли­честве и счете, развитие умения действовать с предметами и без предметов, рассказывать о вы­полняемых действиях. Оформление почтового отделе­ния с различными отделами, работа отдела доставки, работа отдела связи, работа отдела почтовых пере­водов и посылок, бандеролей, телеграф.
Редакция газеты, журнала Закреплять знания детей о средствах массовой информа­ции, о роли газет и журналов в нашей жизни, закреплять ро­левые действия работников ре­дакции, показать, что их труд — коллективный, от качества работы одного зависит резуль­тат всего коллектива. Редакционная коллегия, изготовление макета газеты, журнала, распределение заданий и их выполнение, фотографирова­ние, написание статей, исполь­зование рисунков, придумыва­ние заголовков, составление газеты (журнала).
Корпора­ция «Би­лайн» Отражать в игре явления соци­альной действительности, зак­реплять правила поведения в общественных местах, корпо­ративную этику, формирование навыков речевого этикета, учить включаться в групповую работу и самостоятельно нахо­дить в ней привлекательные для себя моменты, учить оценивать качество выполнения задания, формировать навыки сотрудни­чества. Работа операторов связи, работа менеджеров по прода­жам телефонов и других средств связи, ремонтная мастерская, оплата услуг, справочная служба.
Зоопарк Расширять представления де­тей о гуманной направленное - Приобретение билетов в зоо­парк,

Продолжение таблицы


Тематика


Цели


Содержание


 


ти труда работников зоопарка, об основных профессиях: ди­ректор зоопарка, рабочие, врач, проводник, работник кухни, эк­скурсовод и др., об основных трудовых процессах по обслу­живанию животных.


изучение плана зоопарка, вы­бор маршрута,

площадка молодняка, работа проводников с молодняком, экскурсия по зоопарку, наблю­дение кормления животных, уборки вольеров, площадка отдыха.


 


Служба спасения


Расширять представления де­тей о гуманной направленнос­ти работы службы спасения, ее необходимости, мобильно­сти в чрезвычайных ситуаци­ях. Создавать условия и поощ­рять социальное творчество, формировать умение разде­ляться на подгруппы в соответ­ствии с игровым сюжетом и по окончании заданного игрового действия с нова объединяться в единый коллектив.


Вызов по тревоге, осмотр места происшествия, ориентировка на местности, распределение районов для спасательных работ между раз­ными группами, использование техники специ­ального назначения, спасение пострадавших, оказание первой медицинской помощи,

доставка необходимых предме­тов в район происшествия, возвращение на базу.


 


Библиотека


Отображать в игре знания об ок­ружающей жизни, показать со­циальную значимость библио­тек. Расширять представления о работниках библиотеки, зак­реплять правила поведения в общественном месте. Согласо­вывать собственный игровой замысел с замыслом сверстни­ков, менять роли по ходу игры.


Оформление формуляров чи­тателей,

прием заявок библиотекарем, работа с картотекой (исполь­зование компьютера), выдача книг,

поиск необходимых книг в ар­хиве, читальный зал.


 


Кафе, Пиццерия, Макдо­нальдс


Побуждать детей более широ­ко использовать в играх знания об окружающей жизни, учить самостоятельно распределять роли и действовать в соответ­ствии с ролью, учить самосто­ятельно создавать необходи­мые постройки, формировать


Выбор столика, знакомство с меню, прием заказа, приготовление заказа, прием пищи,

работа с менеджером при воз­никновении необходимости (жалоба, благодарность),



Продолжение таблицы

 

Тематика Цели Содержание
  навыки доброжелательного от­ношения детей. оплата заказа, уборка столика, мойка посуды.
Агентство недвижи­мости Расширять сферу социальной активности детей и его представ­ления об окружающем, закреп­лять знания о работе агентств по продаже недвижимости, предо­ставлять ребенку возможность занимать различные позиции взрослых (директор агентства — менеджер по продажам — работ­ник рекламной службы — поку­патель). Знакомство с рекламными про­спектами, выбор недвижимости, знакомство с особенностями планировки, оформления, местона­хождения недвижимости, оформление сделки, оплата покупки, оформление документов.
Исследо­ватели космоса Закреплять знания детей об ис­следованиях в области космо­са, о специфических условиях труда исследователей, учить моделировать игровой диапог, использовать различные конст­рукторы, строительные мате­риалы, предметы — заместите­ли. Выбор объекта исследования (планета, звезда, грунт с дру­гой планеты и т. д.), создание лаборатории, работа в обсерватории, проведение опытной работы, изучение фотографий, ви­деосъемки из космоса, использование космических научных станций, ученый совет, подведение итогов исследова­ний.
Банк Отражать в игре явления соци­альной действительности, зак­реплять правила поведения в общественных местах, форми­ровать навыки речевого этике­та, выбирать роль и действовать в соответствии с ней, форми­ровать навыки сотрудничества. Посещение банка, выбор не­обходимых услуг, работа кассы, пункта обмена валют, оформление документов, прием коммунальных плате­жей, работа с пластиковыми картами, консультации с директором банка.
Химчистка Отражать в игре знания о сфере обслуживания, закреплять зна­ния детей о служащих химчис- Прием заказа, оформление заказа, оплата заказа,

Продолжение таблицы

 

Тематика Цели Содержание
  тки. Формировать совместную деятельность, направленную на качество исполнения ролей. Ис­пользовать при необходимости предметы- заместители. чистка одежды, использование лаборатории для поиска новых средств, выполнение заказа, доставка заказа.
Экологи Расширять представления де­тей о гуманной направленнос­ти работы экологов, ее необхо­димости для сохранения при­роды, социальной значимости. Создавать условия и поощрять социальное творчество, умение разделяться на подгруппы в со­ответствии с игровым сюже­том, формировать навыки ре­чевого эти кета. Выбор объекта, работа с кар­тами, планами местности, изучение экологических пас­портов, изучение экологической об­становки (пробы воды, возду­ха, почвы и т. д.), предъявление штрафных сан­кций, работы по исправлению эко­логической ситуации, фотографирование, съемка на­рушений.
Олимпиада (соревнова­ние) Отобразить события обществен­ной жизни, интересующие де­тей, объединить детей вокруг одной цели, способствовать преодолению эгоцентризма, формированию совместной де­ятельности, направлять внима­ние детей на качество испол­няемых ролей, их социальную значимость. Зажжение олимпийского огня, представление и шествие ко­манд, приветствие спортсменов ру­ководителем страны или ми­нистром с порта, открытие Олимпиады и кон­церт, спортивные выступления, закрытие Олимпиады.
Первобыт­ные люди Отобразить в игре события про­шлого. Выполнять различные роли в соответствии с развити­ем сюжета, использовать раз­личные строительные, бросо­вые материалы для изготовле­ния необходимой атрибутики, формировать умение планиро­вать действия всех играющих. Строительство шалашей, пе­щер, обустройство их, изготовление орудий труда, по­суды, оружия, украшений и т.д. охота, приготовление пищи, воспитание детей и обучение их письму, счету, рисование наскааьной живо­писи, написание пиктограмм, праздники древних людей.
Музей Отображать в игре события об- Подготовка к


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: