Классификация групп может быть различной:
- большие (размер не ограничен),
Коллектив – особый тип межличностных отношений, его отличают высокая сплочённость и высокая референтность.
Признак Б.Латейц: при случайном общении вероятность оказания помощи пострадавшему уменьшается с увеличением числа очевидцев. В коллективе – наоборот.
Величина, структура и состав группы определяются целями и задачами деятельности.
Например, группы, обучающиеся на 1-2 курсах – большие, а затем – разукрупняются в соответствии с изменившимися целями (изучение клинических дисциплин, работа у постели больного).
Содержание совместной деятельности опосредует все процессы групповой динамики:
Группа – ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определённых признаков.
Признаки:
1) характер выполняемой деятельности (учёба, труд);
2) социальные или классовые признаки (крестьяне, рабочие);
3) структура;
4) уровень развития и др.
2) по размеру:
- малые (объединённые общими целями и задачами),
- микрогруппы (диады, триады).
3) по общественному статусу:
- формальные (например, учебная группа),
- неформальные (по интерасам). На примере учебной группы можно видеть, как формальная на занятии группа превращается в неформальную во время перерыва.
4) по непосредственной связанности группы:
- реальные (общее пространство, реальные отношения),
- условные (например, группа людей определённого возраста);
5) по уровню развития:
- низкий (ассоциации, корпорации),
- высокий (коллектив).
6) по значимости:
- формальное членство,
- референтные (группы, членство в которых человек стремится получить или сохранить).
- развитие межличностных отношений,
- восприятие друг друга партнёрами,
- формирование групповых норм и ценностей,
- формирование сотрудничества, взаимной ответственности.
1. функционирование
2. развитие
3. стагнация
4. регресс
5. распад.
1) руководство и лидерство;
2) принятие группового решения (авторитарное; большинством; все согласны);
3) нормообразование – выработка групповых мнений, правил, ценностей;
4) формирование функционально-ролевой структуры группы;
5) сплочение;
6) конфликты;
7) групповое давление и другие способы регуляции индивидуального поведения.
1) Интеграция. Цель её – упрочение и единство. Результат – сохранение группы как устойчивого образования.
2) Дифференциация. Цель – специализация и иерархия деловых и эмоциональных отношений. Результат - стимуляция группы к развитию, но в то же время – источник возможных конфликтов.
В норме эти тенденции сосуществуют и обусловливают:
1) неравномерность развития группы;
2) «пульсирующий» характер процессов развития.
- назначение пациентам препаратов ил доз, превышающих необходимые, поскольку так «принято лечить»;
- пример нацистской психиатрии: уничтожение психически больных – большинство погибло в лечебных учреждениях, которые было предложено переоборудовать под газовые камеры. Было зарегистрировано большое число добровольцев, в своих действиях они руководствовались «интересами прогресса и оздоровления общества».
Роль – социальная функция личности, соответствующая принятым нормам, способам поведения людей.
Диапазон и количество ролей определяется многообразием социальных групп.
Роли м.б. формальные (староста) и неформальные.
Неформальные роли (Р.Шиндлер):
1) положение альфа – «звёзды» - объекты неприкрытого восхищения, «ослепляют» других, им стараются подражать;
2) положение бета – лицо, которое признаётся другими как «старший брат», самый опытный – в отношении к нему сохраняются элементы критичности;
3) положение гамма – равнозначное, равноценное лицо;
4) положение омега – отчётливо подчинённое лицо, его терпят на краю группы, попеременно более или менее изгоняют.
1) Экспериментально установлено, что удаление изгоя из группы приводит к тому, что выбирается новый. Каждый может оказаться на этом месте при определённых условиях.
2) Особое положение занимают изгои в детских коллективах. На этом месте часто оказываются дети с недостатками – интеллектуальными, физическими (например, носящие очки), с расстройствами (тики, заикание и т.п.), отличающиеся (например, по национальности).
1) лидер-«профессионал» - ориентирован на решение деловых проблем, берёт на себя ответственность за выполнение задачи (например, активен в процессе учебной деятельности);
2) лидер-«социально-эмоциональный специалист» - решает проблемы человеческих отношений, ответственен за внутригрупповые интриги, организацию досуга.
1) харизматическая – лидерами рождаются, оно ниспослано человеку свыше как благодать;
2) интерактивная – лидерами становятся, лидером может стать любой. Кто берёт на себя ответственность за решение конкретной задачи.
Например, в учебной группе отношения зависят от вида учебной деятельности.
С другой стороны, отношения влияют на эффективность групповой деятельности (например, легче учиться в сплочённой группе).
Психология малой группы – часть социальной психологии, изучающая сами группы (как целостный субъект деятельности), так и внутригрупповые процессы (носят название групповой динамики).
Групповая динамика – совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующая весь цикл жизнедеятельности малой группы.
Этапы цикла жизнедеятельности:
6. образование
Процессы групповой динамики:
Все групповые процессы фиксируют и обеспечивают психологические изменения, происходящие в группе за время её существования.
Например, каждая группа вырабатывает свои нормы: отношение к учёбе, поведение на занятиях, отношение друг к другу и т.д. (можно наблюдать).
Вырабатывает – а затем обеспечивает социальный контроль, регуляцию поведения членов группы: если один из членов группы демонстрирует отклоняющееся от групповых норм поведение, группа оказывает на него давление, что приводит либо к возвращению его поведения в русло групповых норм, либо к изгнанию (пример – подростковые сериалы).
Внутригрупповые процессы обусловлены как внешними обстоятельствами, так и внутригрупповыми противоречиями.
Внутри группы действуют 2 противоположные тенденции:
Пример – «Лебедь, Рак и Щука». Необходимы как интергация, так и дифференциация. Преобладание только одной тенденции нарушает работу группы.