Психология малой группы.




Классификация групп может быть различной:

- большие (размер не ограничен),

Коллектив – особый тип межличностных отношений, его отличают высокая сплочённость и высокая референтность.

Признак Б.Латейц: при случайном общении вероятность оказания помощи пострадавшему уменьшается с увеличением числа очевидцев. В коллективе – наоборот.

Величина, структура и состав группы определяются целями и задачами деятельности.

Например, группы, обучающиеся на 1-2 курсах – большие, а затем – разукрупняются в соответствии с изменившимися целями (изучение клинических дисциплин, работа у постели больного).

 

Содержание совместной деятельности опосредует все процессы групповой динамики:

Группа – ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определённых признаков.

Признаки:

1) характер выполняемой деятельности (учёба, труд);

2) социальные или классовые признаки (крестьяне, рабочие);

3) структура;

4) уровень развития и др.

2) по размеру:

- малые (объединённые общими целями и задачами),

- микрогруппы (диады, триады).

3) по общественному статусу:

- формальные (например, учебная группа),

- неформальные (по интерасам). На примере учебной группы можно видеть, как формальная на занятии группа превращается в неформальную во время перерыва.

4) по непосредственной связанности группы:

- реальные (общее пространство, реальные отношения),

- условные (например, группа людей определённого возраста);

5) по уровню развития:

- низкий (ассоциации, корпорации),

- высокий (коллектив).

6) по значимости:

- формальное членство,

- референтные (группы, членство в которых человек стремится получить или сохранить).

- развитие межличностных отношений,

- восприятие друг друга партнёрами,

- формирование групповых норм и ценностей,

- формирование сотрудничества, взаимной ответственности.

1. функционирование

2. развитие

3. стагнация

4. регресс

5. распад.

 

1) руководство и лидерство;

2) принятие группового решения (авторитарное; большинством; все согласны);

3) нормообразование – выработка групповых мнений, правил, ценностей;

4) формирование функционально-ролевой структуры группы;

5) сплочение;

6) конфликты;

7) групповое давление и другие способы регуляции индивидуального поведения.

1) Интеграция. Цель её – упрочение и единство. Результат – сохранение группы как устойчивого образования.

2) Дифференциация. Цель – специализация и иерархия деловых и эмоциональных отношений. Результат - стимуляция группы к развитию, но в то же время – источник возможных конфликтов.

В норме эти тенденции сосуществуют и обусловливают:

1) неравномерность развития группы;

2) «пульсирующий» характер процессов развития.

 

- назначение пациентам препаратов ил доз, превышающих необходимые, поскольку так «принято лечить»;

- пример нацистской психиатрии: уничтожение психически больных – большинство погибло в лечебных учреждениях, которые было предложено переоборудовать под газовые камеры. Было зарегистрировано большое число добровольцев, в своих действиях они руководствовались «интересами прогресса и оздоровления общества».

 

Роль – социальная функция личности, соответствующая принятым нормам, способам поведения людей.

Диапазон и количество ролей определяется многообразием социальных групп.

Роли м.б. формальные (староста) и неформальные.

Неформальные роли (Р.Шиндлер):

1) положение альфа – «звёзды» - объекты неприкрытого восхищения, «ослепляют» других, им стараются подражать;

2) положение бета – лицо, которое признаётся другими как «старший брат», самый опытный – в отношении к нему сохраняются элементы критичности;

3) положение гамма – равнозначное, равноценное лицо;

4) положение омега – отчётливо подчинённое лицо, его терпят на краю группы, попеременно более или менее изгоняют.

1) Экспериментально установлено, что удаление изгоя из группы приводит к тому, что выбирается новый. Каждый может оказаться на этом месте при определённых условиях.

2) Особое положение занимают изгои в детских коллективах. На этом месте часто оказываются дети с недостатками – интеллектуальными, физическими (например, носящие очки), с расстройствами (тики, заикание и т.п.), отличающиеся (например, по национальности).

1) лидер-«профессионал» - ориентирован на решение деловых проблем, берёт на себя ответственность за выполнение задачи (например, активен в процессе учебной деятельности);

2) лидер-«социально-эмоциональный специалист» - решает проблемы человеческих отношений, ответственен за внутригрупповые интриги, организацию досуга.

1) харизматическая – лидерами рождаются, оно ниспослано человеку свыше как благодать;

2) интерактивная – лидерами становятся, лидером может стать любой. Кто берёт на себя ответственность за решение конкретной задачи.

Например, в учебной группе отношения зависят от вида учебной деятельности.

С другой стороны, отношения влияют на эффективность групповой деятельности (например, легче учиться в сплочённой группе).

 

Психология малой группы – часть социальной психологии, изучающая сами группы (как целостный субъект деятельности), так и внутригрупповые процессы (носят название групповой динамики).

Групповая динамика – совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующая весь цикл жизнедеятельности малой группы.

Этапы цикла жизнедеятельности:

6. образование

Процессы групповой динамики:

Все групповые процессы фиксируют и обеспечивают психологические изменения, происходящие в группе за время её существования.

Например, каждая группа вырабатывает свои нормы: отношение к учёбе, поведение на занятиях, отношение друг к другу и т.д. (можно наблюдать).

Вырабатывает – а затем обеспечивает социальный контроль, регуляцию поведения членов группы: если один из членов группы демонстрирует отклоняющееся от групповых норм поведение, группа оказывает на него давление, что приводит либо к возвращению его поведения в русло групповых норм, либо к изгнанию (пример – подростковые сериалы).

Внутригрупповые процессы обусловлены как внешними обстоятельствами, так и внутригрупповыми противоречиями.

Внутри группы действуют 2 противоположные тенденции:

Пример – «Лебедь, Рак и Щука». Необходимы как интергация, так и дифференциация. Преобладание только одной тенденции нарушает работу группы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: