Тестовые задания для контроля конечного уровня знаний




Выберите один или несколько правильных ответов

1. ДИНАМИЧЕСКИЙ РЯД СОСТОИТ ИЗ:

1) однородных, не сопоставимых величин, характеризующих изменение явления

2) однородных, сопоставимых величин, характеризующих изменение явления

3) групп величин, характеризующих признак

4) чисел, расположенных в ранговом порядке

5) однородных элементов в определенных границах времени и пространства

2. ЧИСЛОВЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ДИНАМИЧЕСКОГО РЯДА НАЗЫВАЮТСЯ

1) вариантами

2) элементами

3) величинами

4) уровнями

3. ДИНАМИЧЕСКИЙ РЯД, СОСТОЯЩИЙ ИЗ ЧИСЕЛ, ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ ЗА ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ПРОМЕЖУТОК ВРЕМЕНИ

1) простым

2) сложным

3) моментным

4) интервальным

5) простым, моментным

6) простым, интервальным

4.РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДИНАМИЧЕСКОГО РЯДА, ПРОИЗВОДИМЫЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К ОДНОМУ И ТОМУ ЖЕ УРОВНЮ ПРОВОДИТСЯ МЕТОДОМ

1) цепным

2) интервальным

3) базисным

4) сгруппированным

5.ВЫРАВНИВАНИЕ УРОВНЕЙ ДИНАМИЧЕСКОГО РЯДА ПРОВОДИТСЯ С ЦЕЛЬЮ

1) выявления качественной однородности явления

2) выявления общей тенденции изменения явления

3) распределение на однородные группы

4) определения степени разнообразия признака

6.СПОСОБ ВЫРАВНИВАНИЯ ДИНАМИЧЕСКОГО РЯДА, ПРОВОДИМЫЙ ПУТЕМ СУММИРОВАНИЯ ДАННОГО УРОВНЯ И ДВУХ СОСЕДНИХ С НИМ НАЗЫВАЕТСЯ МЕТОДОМ

1) укрупнения

2) вычисления групповой средней

3) скользящей средней

7.ПРОЦЕНТНОЕ ОТНОШЕНИЕ КАЖДОГО ПОСЛЕДУЮЩЕГО УРОВНЯ К ПРЕДЫДУЩЕМУ НАЗЫВАЕТСЯ

1) абсолютным приростом (убылью)

2) темпом роста (убыли)

3) темпом прироста (убыли)

4) абсолютным значением одного процента прироста (убыли)

8.ПРОЦЕНТНОЕ ОТНОШЕНИЕ ПРИРОСТА (УБЫЛИ) КАЖДОГО ПОСЛЕДУЮЩЕГО ЧЛЕНА РЯДА К УРОВНЮ ПРЕДЫДУЩЕГО ЯВЛЯЕТСЯ

1) абсолютным приростом (убылью)

2) темпом роста (убыли)

3) темпом прироста (убыли)

4) абсолютным значением одного процента прироста

9.ОТНОШЕНИЕ АБСОЛЮТНОЙ ВЕЛИЧИНЫПРИРОСТА (УБЫЛИ) К ПОКАЗАТЕЛЮ ТЕМПА ПРИРОСТА (УБЫЛИ) ЯВЛЯЕТСЯ

1) абсолютным приростом (убылью)

2) темпом роста (убыли)

3) темпом прироста (убыли)

4) абсолютным значением одного процента прироста

10. ДИНАМИЧЕСКИЙ РЯД, СОСТОЯЩИЙ ИЗ АБСОЛЮТНЫХ ВЕЛИЧИН, ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ ЗА ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ПРОМЕЖУТОК ВРЕМЕНИ ЯВЛЯЕТСЯ:

1) простым, моментным

2) сложным, моментным

3) простым, интервальным

4) сложным, интервальным

 

Место проведения самоподготовки: читальный зал, учебная комната для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по освоению практических навыков, оснащенная необходимыми учебно-методическими материалами, модуль практических навыков, компьютерный класс.

Учебно-исследовательская работа студентов по данной теме: работа с основной и дополнительной литературой.

Литература

Основная

1. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник для студентов под ред.: В. А. Миняева, Н. И. Вишнякова М. – МЕДпресс-информ,

2009. – 655 с.

2. Руководство к практическим занятиям по общественному здоровью и здравоохранению (с применением медицинских информационных систем, компьютерных и телекоммуникационных технологий): учеб. пособие для студентов / И. Н. Денисов, Д. И. Кича, В. И. Чернов. – М.: МИА, 2009. – 464 с.

3. Общественное здоровье и здравоохранение [Электронный ресурс]: учебник для студентов учреждений высш. проф. образования /Ю. П. Лисицын, Г. Э. Улумбекова – М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2011. – 544 с. Режим доступа: https://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970419977.html

Дополнительная

1.Применение методов статистического анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения [Электронный ресурс]: учебное пособие для практ. занятий под ред. В.З. Кучеренко. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 256 с. – Режим доступа: https://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970419151.html

2.Избранные лекции по общественному здоровью и здравоохранению [Электронный ресурс]: учеб. пособие. - Электрон. текстовые дан. под ред. В. З. Кучеренко М.: Медицина, 2010. – Режим доступа https://www.studmedlib.ru/book/ISBN5225034640.html

Самостоятельная аудиторная работа

Задание для самостоятельной аудиторной работы студентов

Вариант-1

1. Определить тип динамического ряда

2. Провести преобразование динамического ряда путем определения:

а) групповой средней

в) скользящей средней

3. Рассчитать основные показатели динамического ряда, оформив в виде таблицы.

4. Изобразить графически динамику явления до и после преобразования

5. Провести анализ, сделать соответствующие выводы

Таблица 1

Динамика показателей рождаемости в городе N за 2008-2015гг. (на 1000 населения)

 

Годы                
Показатель 11,7 13,4 12,7 14,0 13,1 14,6 13,6 14,9

 

Вариант-2

1. Определить тип динамического ряда

2. Провести преобразование динамического ряда путем определения:

а) групповой средней

в) скользящей средней

3. Рассчитать основные показатели динамического ряда, оформив в виде таблицы.

4. Провести анализ, сделать соответствующие выводы

Таблица 1

Динамика показателей смертности в городе N за 2008-2015гг. (на 1000 населения)

Годы                
Показатель 15,7 14,4 15,4 14,0 13,8 12,6 13,8 13,5

 

Вариант-3

1. Определить тип динамического ряда

2. Провести преобразование динамического ряда путем определения

а) групповой средней

в) скользящей средней

3. Рассчитать основные показатели динамического ряда, оформив в виде таблицы.

4. Изобразить графически динамику явления до и после преобразования

5. Провести анализ, сделать соответствующие выводы

Таблица 1

Динамика показателей младенческой смертности в городе N за 2008-2015гг.

(на 1000 живорожденных)

Годы                
Показатель 10,7 12,4 9,4 11,0 8,8 10,6 7,8 8,4

Вариант-4

1. Определить тип динамического ряда

2. Провести преобразование динамического ряда:

а) путем определения групповой средней

в) путем определения скользящей средней

3. Рассчитать основные показатели динамического ряда, оформив в виде таблицы.

4. Изобразить графически динамику явления до и после преобразования

5. Провести анализ, сделать соответствующие выводы

 

Таблица 1

Динамика показателей материнской смертности в городе N за 2008-2015гг.

(на 100 000 живорожденных)

Годы                
Показатель 14,7 11,4 13,4 10,0 8,8 9,6 4,8 5,9

Вариант-5

1. Определить тип динамического ряда

2. Провести преобразование динамического ряда

а) путем определения групповой средней

в) путем определения скользящей средней

3. Рассчитать основные показатели динамического ряда, оформив в виде таблицы.

4. Изобразить графически динамику явления до и после преобразования

5. Провести анализ, сделать соответствующие выводы

В г. Н (на 100 000 человек)

Таблица 1

Динамика первичной заболеваемости злокачественными новообразованиями

в городе N за 2008-2015гг. (на 100 000 населения)

Годы                
Показатель 272,7 281,4 263,4 270,0 258,8 289,6 316,8 321,9

 

Вариант-6

1. Определить тип динамического ряд

2. Провести преобразование динамического ряда:

а) путем определения групповой средней

в) путем определения скользящей средней

3. Рассчитать основные показатели динамического ряда, оформив в виде таблицы

4. Изобразить графически динамику явления до и после преобразования

5. Провести анализ, сделать соответствующие выводы

Таблица 1

Динамика первичной заболеваемости туберкулезом

в городе N за 2008-2015гг. (на 100 000 населения)

Годы                
Показатель 62,7 59,4 63,4 57,0 48,8 53,6 46,8 42,5

Информационный блок

ДИНАМИЧЕСКИЕ РЯДЫИ ИХ АНАЛИЗ

 

Динамическим рядом называется ряд, состоящий из однородных сопоставимых величин, характеризующих изменения какого – либо явления за определенные отрезки времени. Числа динамического ряда принято называть уровнями ряда. Уровни ряда могут быть представлены абсолютными, относительными или средними величинами.

Типы динамических рядов:

· простой динамический ряд - состоит из абсолютных величин. Может быть:

а) моментным рядом, состоящим из величин, характеризующих размеры явления на определенные даты - моменты (табл. 1).Уровни моментного ряда не подлежат дроблению.

Таблица 1

Динамика коечного фонда в районе К. с 2011 по 2015 гг. (на конец каждого года)

Годы          
Число больничных коек          

б) интервальным рядом, состоящим из чисел, характеризующих какие-либо итоги за определенный интервал времени (сутки, неделя, декада, месяц, год) (табл. 2).

Интервальный ряд в отличие от моментного можно разделить на более дробные периоды, а также можно укрупнить интервалы.

Таблица 2

Динамика числа родившихся живыми в районе Н. за 2011 - 2015 гг.

Годы          
Число родившихся живыми          

 

Так, в 2011г. число родившихся было 1120, а за квартал в районе число родившихся составило примерно в 4 раза меньше — 1120: 4 = 280 детей. Чем медленнее изменяется явление во времени, тем крупнее могут быть периоды наблюдения.

Простые ряды (как моментные, так и интервальные) являются исходными для построения сложных рядов.

· сложные - состоят из относительных или средних величин

Сложные же ряды состоят из средних величин (средняя длительность лечения, среднегодовое число коек и пр. за несколько лет) или из относительных величин (заболеваемость, смертность, рождаемость и пр. за несколько лет).

Выравнивание уровней динамических рядов. Динамический ряд не всегда состоит из уровней, последовательно изменяющихся в сторону снижения или увеличения. Нередко некоторые уровни в динамическом ряду представляют значительные колебания, что затрудняет возможность проследить основную закономерность свойственную явлению в наблюдаемый период.

В этих случаях для выявления общей динамической тенденции рекомендуется произвести выравнивание ряда. Существует несколько способов выравнивания динамического ряда:

· укрупнение интервала - производится путем суммирования данных за ряд смежных периодов. Как видно из табл. 3, по месячные числа заболеваний ангиной то увеличиваются, то уменьшаются. После укрупнения интервалов по кварталам года можно увидеть определенную закономерность.

Таблица 3

Сезонные колебания случаев ангины в городе А в 2015 г.

 

Месяц I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII Итого за 2015 г.
Число заболеваний по месяцам                          
Число заболеваний по кварталам          

 

· сглаживание ряда при помощи групповой

Для уровней динамического ряда, представленных в табл. 4, характерны волнообразные колебания. Выравнивание ряда путем вычисления групповой средней позволило получить данные, иллюстрирующие довольно четкую тенденцию к постепенному снижению процента расхождений диагнозов в областной больнице г. Н.

Таблица 4

Динамика процента расхождений клинических и патологоанатомических диагнозов по данным областной больницы г. Н. за 2005 - 2012 гг.

Годы                    
Процент расхождения диагнозов, % 11,0 9,8 8,0 9,2 8,2 8,6 8,5 7,9
Групповая средняя, % 10,4 8,6 8,4 8,2

 

· сглаживание ряда при помощи скользящей средней позволяет каждый уровень заменить на среднюю величину из данного уровня и двух соседних с ним (табл. 5).

 

Таблица 5

Методика сглаживания динамического ряда с помощью расчета скользящей средней

Годы                
Процент расхождения диагнозов, % 11,0 9,8 8,0 9,2 8,2 8,6 8,5 7,9
Скользящая средняя, % - 9,6 9,0 8,7 8,6 8,4 8,3 -

 

Ряд, выровненный при помощи скользящей средней, представляет последовательную тенденцию снижения процента расхождения диагнозов. Этот метод дает возможность сгладить резкие колебания динамического ряда.

Пример расчета: для 2009 г. (11,0 + 9,8 + 8,0): 3 = 9,6;

для 2010 г. (9,8 + 8,0 + 9,2): 3 = 9,0 и т.д.

Анализ динамических рядов. Для изучения динамического ряда лучше всего сначала изобразить его графически. Графические изображения уровней динамического ряда позволяют в наглядной форме обнаружить последовательность изменения изучаемого явления.

Рис. 1. Динамика расхождения патологоанатомических диагнозов в областной больнице г. Н. за 2008-2015 гг.

 

Уровни показателей частоты расхождения клинических и патологоанатомических диагнозов в областной больнице г. Н. ежегодно колебались (рис. 1).

Ряд, выровненный с помощью скользящей средней, иллюстрирует общую четкую тенденцию: постепенное уменьшение показателей частоты расхождений диагнозов.

Таблица 6

Динамика показателей временной нетрудоспособности по болезням периферической нервной системы рабочих завода К.

за 2012-2015 гг. (число дней на 100 рабочих)

Показатели 2002 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. Итого за 4 года
Число дней на 100 рабочих 39,8 44,6 55,5 59,7 -
Абсолютный прирост - +4,8 +10,9 +4,2 +19,9
Темп прироста - +12,1 +24,4 +7,5 +50,0
Темп роста 100,0 112,1 124,4 107,5 150,0

Для анализа динамических рядов используют следующие показатели: абсолютный прирост (или убыль), темп прироста (убыли), темп роста и абсолютное значение одного процента прироста (убыли) – табл. 6.

Методика расчета показателей:

1. Абсолютный прирост - разность уровней данного года и предыдущего.

Например, для 2010 г.: 44,6 - 39,8 = +4,8.

2. Темп прироста - процентное отношение абсолютного прироста % к предыдущему уровню.

Например, для 2010 г.: .

З. Темп роста - процентное отношение последующего уровня к предыдущему уровню.

Например, для 2010 г.:

Используя статистический метод для характеристики динамических рядов, следует всегда исходить из необходимости предварительного качественного анализа сущности изучаемого явления. Без этого не может быть осмыслена статистика динамических рядов.

 

 

Подпись автора методической разработки.

«___» _________ 2016г. _______________ Э.Ф. Киреева.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: