Естественно научное и философское понимание пространства и времени.




Неотъемлемой формой существования материи является пространство и время. В истории философии существовало 2 основных подхода к определению сути пространства и времени:

- субстанциональная. Родоначальники - Демокрит, Платон. Пространство и время - это самостоятельные субстанциональные сущности. Пространство - это пустое вместилище совокупных атомов. Время - это чистая длительность, равномерно текущая из прошлого в будущее является вместилищем событий.

- реляционная. Пространство и время - это не самостоятельные сущности, а система отношений, образуемая взаимодействующими субъектами (Аристотель).

Обе эти концепции не отрицают объективного (не зависимого от нашего сознания) существования пространства и времени.

Существует точка зрения, что пространство и время - это субъективные формы в которых человек упорядочивает свои чувственные впечатления (Кант, Беркли, Юм, Мах) - зависят от принимающего субъекта: 3-х мерное зрение - человек, 2-х мерное - таракан.

Новое время 17-19 вв - ньютоновские представления о пространстве и времени, а именно «ньютоновское пространство» - неподвижное, непрерывное, однородное, 3-х мерное вместилище материи, а время - однородная, равномерная, вечная неизменная длительность.

В начале 20 в. появилась теория относительности Эйнштейна - она показала зависимость пространственно-временных свойств от движения и величины взаимодействующих материальных систем (вблизи больших объектов время течет медленнее).

В современной картине время и пространство не разделяют, и имеет место пространственно-временной континуум (4х мерность). В современной материальной философии пространство - форма бытия материи, которое выражает ее протяженность, структурность, взаимодействие. Время - это форма бытия материи, характеризующая длительность существования всех объектов и смену их состояний.

 

 

5. +Западная философия XX в., ее особенности и основные направления

Наиболее существенными чертами современной западной философии являются следующие:

- отсутствие органического единства, выражающееся в возникновении и трансформации многочисленных полемизирующих друг с другом направлений и школ, имеющих свою проблематику, методы и способы мышления, свой понятийный аппарат и т. д.;

- претензия на надпартийность и на снятие противоположности идеализма и марксизма;

- превращение проблемы человека в центральную проблему философствования;

- попытки, усвоив методологию некоторых специальных наук о человеке, подменить философию этими науками;

- связь некоторых течений и школ с религией;

- под маркой демонстрации плюрализма мнений беспощадная борьба с идеями, несущими угрозу капитализму;

- господство антидиалектического образа философского мышления, выражающегося в прямой враждебности к диалектике и попытках объявить ее противоположной науке;

- эклектицизм;

- противоречивость отношения к науке, «сциентизм» и «антисциентизм»;

- распространение иррационализма, выражающееся в стремлении ограничить возможности знания, чтобы дать место мистике, в попытках свести философию к мифологии и к изотерическим учениям;

- утрата социально-исторического оптимизма.

Основные направления:

- позитивизм - в качестве главной проблемы рассматривает вопрос о взаимоотношении философии и науки. Главный тезис позитивизма состоит в том, что подлинное (положительное) знание о действительности может быть получено только лишь конкретными, специальными науками (Конт, Тэн, Милль, Спенсер, Мах, Авенариус, Пуанкаре, Дюэм, Рассел, Шлик, Карнап, Гедель, Нейрат, Витгенштейн).

- экзистенциализм - направление философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности, существования в окружающем мире - уникальность человеческой личности, глубина его чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни в целом; разительное противоречие между человеческим внутренним миром и окружающей жизнью; проблема отчуждения человека (общество, государство стали для человека абсолютно чужими, реальностью, которая полностью пренебрегает человеком, подавляет его «Я»); проблема одиночества, заброшенности человека (человек одинок в окружающем мире, у него нет «системы координат», где он чувствовал бы себя нужным); проблема бессмысленности жизни; проблема внутреннего выбора; проблема поиска человеком своего как внутреннего «Я», так и внешнего – места в жизни. Представители - Шестов, Бердяев, Камю, Сартр, Кьеркегор, Ясперс.

- неофрейдизм - ведущую роль в положении человека играют общественно-культурные воздействия. То есть они сосредотачивают свое внимание на социальных и культурных процессах. По их мнению, именно эти процессы оказывают существенное влияние на возникновение внутриличностных конфликтов индивида. В основе всех теоретических построений этого направления лежат понятия бессознательного и принципиальной конфликтности отношений личности и общества. Представители - Г. Салливан, К. Хорни и Э. Фромм.

- герменевтика - основные проблемы: "герменевтический треугольник" - взаимоотношения между автором текста, самим текстом и читателем; "герменевтический круг" - циклический характер процесса понимания (Хайдеггер, Гадамер, Рикер, Шлейермахер).

- религиозная философия - Современная религиозная философия не является однородной. Она представлена совокупностью учений (школ и доктрин), подчас полемизи­рующих друг с другом и связанных с различными конфессиями. Главной чертой религиозно-философских учений является содержа­щееся в них явное или скрытое доказательство необходимости существова­ния религии и полезности ее благотворного влияния на человека. Вместе с тем современная религиозная философия - это не религия, а философия, при­чем идеалистическая, особая система онтологических, гносеологических, ан­тропологических принципов бытия, познания и оцен­ки мира. В основе ре­ли­гиозной онтологии лежат учения о боге и доказательства его существова­ния, деления бытия на высшее и низшее. Доказательства бы­тия бога могут быть рациональными, построенными по канонам разума и науки, или ирра­циональными, апел­лирующими к мистическому откровению, человече­ской психологии, эмоциям. (Соловьев, Булгаков, Шелер).

- неотомизм - основывался на философии Фомы Аквинского. Бытие рассматривается как сущность (единое и определенное) и как существование (вечное божественное творение). Каждый человек - это центр мироздания, и только Бог и сам человек способны осмыслить сущность личности. Другими человек познается лишь как объект. Высшим типом познания является чувственное познание. Человек состоит из души и тела. Свобода выбора приобщает человека к Богу, который помогает реализации личности и покровительствует ее творчеству и культуре. (Ж. Маритен, Ф. Веттер, Э. Жильсон (Франция), М. Грабман, К. Беймкер)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: