Этапы развития и национальное своеобразие русской философии.




Характерными чертами русской философии являются:

• сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству;

• специфическая форма выражения философских мыслей - художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство;

• целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;

• большая роль проблем морали и нравственности;

1) Начальный период становления русской философии - XI-XVII вв. Возникает в Киевской Руси и связан с крещением Руси в 988 г. Она впитала в себя славянское языческое мировоззрение и западноевропейские традиции (Византия). С самого начала присутствует патриотизм и историческая глубина. Смысл истории раскрывается через борьбу двух начал - Бога и дьявола, олицетворяющих силы добра и зла.

2) Второй крупный период развития русской философии начинается с XVIII в. Он совпадает с переходом от Руси Московской к Руси Петровской. Два фактора, под влиянием которых развивается философия этого времени, - процесс европеизации России, и секуляризации (т.е. снижение роли религии) в общественной жизни. Наиболее видные представители философского знания этого периода - М. В. Ломоносов и А. Н. Радищев.

Ломоносов создал теорию «корпускулярной философии», основанной на атомистическом учении. В качестве вывода он формулирует закон сохранения материи и движения. Согласно нему, в основе мироздания лежат мельчайшие частицы, которые Ломоносов, как и Лейбниц назвали монадами. Однако в отличие от Лейбница Ломоносов говорит не о духовных, а о материальных монадах и материальных атомах.

3) Русская философия XIX в. Наиболее характерным является возникновение двух течений - западничества (Белинский, Герцен, Грановский) и славянофильства (Хомяков, Аксаков, Киреевский). Славянофилы считали, что Россия должна идти по своему, «уникальному» пути развития. Западники выступали за европеизацию страны, т.е. за развитие общества по буржуазному пути.

4) Русская философия конца XIX - первой половины XX вв. Мыслители этого времени - Федоров, Соловьев, Чичерин. Характерными особенностями философии этого периода являются ее антропоцентризм и гуманизм, ее религиозный характер. Возникновение русского космизма (ряд религиозно-философских, течений, в основу которых положены представления о космосе как об упорядоченном мире и о человеке как о «гражданине мира») который можно подразделить на два направления: мистическое (Н. Ф. Федоров, Вл. Соловьев, П. А. Флоренский) и естественнонаучное (К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский).

 

 

7. Основные проблемы и особенности средневековой философии. Патристика и схоластика.

Особенности:

- теоцентризм - главной причиной всего сущего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований являлся Бог;

- изучению самого по себе космоса, природы, явлений окружающего мира уделялось мало внимания, так как они считались творением Бога;

- господствовали догматы (истины, не нуждающиеся в доказательствах) о творении (всего Богом) и откровении;

- сглаживается противоречие между материализмом и идеализмом;

выделялся из природы и объявлялся творением Бога, стоящим над природой (подчеркивалась божественная сущность человека);

- провозглашался принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения;

- выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении;

- выдвигался догмат о спасении окружающего мира и человечества путем воплощения Бога в теле человека – Иисуса Христа (боговоплощения) и принятия Иисусом Христом на Себя грехов всего человечества;

- мир считался познаваемым через понятие Бога, которое может быть осуществлено через веру в Бога.

Основными принципами средневековой философии:

· креационизм – идея сотворения мира Богом из ничего;

· провиденциализм – понимание истории как осуществления заранее предусмотренного Богом плана спасения человека;

· теодицея – как оправдание Бога в связи с наличие в мире зла;

 

· символизм – своеобразное умение человека находить скрытое значение того или иного предмета;

· откровение – непосредственное волеизъявление Бога, принимаемое субъектом как абсолютный критерий человеческого поведения и познания.

Проблемы:

К главным проблемам, которые обсуждались в средневековой философии, относятся проблема веры и разума, доказательство бытия Бога, проблема универсалий.

Первая проблема соотношения веры и разума решалась авторами по-разному:

Аврелий Августин: верую, чтобы понимать. Здесь догмат веры становится фундаментом для рациональных выводов.

Пьер Абеляр: понимаю, чтобы верить. Здесь истины веры должны получать рациональное обоснование и философское истолкование. Эта позиция ведет к поглощению теологии философией.

Тертуллиан: верую, ибо нелепо. Этот вариант предполагает расхождение разума и веры, ведет к концепции двух истин. Такая позиция приводит к разрыву философии и теологии.

Вторая проблема — доказательство бытия Бога — это рациональные доводы, приводимые философами в поддержку веры, в существование Бога. Основными доводами были: онтологический довод, космологический довод, телеологический довод.

Суть онтологического довода состоит в том, что из идеи Бога как высшего существа и совершенной реальности вытекает его бытие, поскольку бытие — составная часть высшего совершенства.

Космологический довод предполагает наличие абсолютного начала мира, творца.

Телеологический довод сводится к тому, что целесообразность и порядок в мире свидетельствуют о наличии мудрого устроителя.

Третья проблема средневековой философии, особенно в период поздней схоластики, — проблема универсалий. Она состоит в определении онтологического статуса общих понятий — универсалий. Основными вариантами решения этой проблемы были номинализм, реализм и концептуализм.

С точки зрения реализма (Августин, Ансельм, Фома Аквинский), общие понятия существуют реально, самостоятельно, и вне вещей, и в вещах — как их сущности.

 

Согласно номинализму, универсалии возникают лишь в человеческом уме и вне его не существуют. Так считали французский философ-схоласт И. Росцелин (1050-1123/5) и английский философ У. Оккам (1285-1349).

Концептуализм считает, что общим понятиям соответствует нечто в самих вещах, но это нечто не обладает самостоятельным существованием, а выявляется в результате действия человеческого ума, в результате абстракции. К нему склонялись французский теолог-схоласт П. Абеляр и шотландский теолог-схоласт И. Дуне Скот.

В развитии средневековой философии можно выделить два этапа – патристику и схоластику.

Патристика:

(от лат. pater– отец) - совокупность учений «отцов церкви», христианских мыслителей II – III вв., один из двух основных периодов средневековой христианской философии.

Различают греческую (восточную) и латинскую (западную) патристику, а также раннюю, зрелую и позднюю.

В ранней патристике (II—III вв.), в условиях гонений на христианство и неустоявшейся догматики, выдвигаются философские аргументы в защиту христианства, определяются подходы к его философскому осмыслению.

Зрелая патристика (IV—V вв.) — время, когда христианство занимает ведущее положение в духовной жизни, утверждается догматика, в напряженной творческой атмосфере создаются основы христианской философии.

В поздней патристике (VI—VIII вв.) на первый план выходят размышления над наработанным в предыдущий период и воспринимаемым как канонический философским материалом.

Философская мысль патристики была сосредоточена на задаче постижения того, как соединяются Божественное бытие и человеческое.

Основными были для нее проблемы веры и разума; природы Бога, его триединства, Божественных атрибутов; человеческой личности, ее свободы, путей спасения души; теодицеи; исторических судеб человечества.

Схоластика, или школьная философия, — это мудрость, которой обучали в монастырских школах и университетах. Схоластика развивает далее проблематику патристики, систематизирует христианское мировоззрение.

Суть схоластики состояла не в опоре на сверхразумное созерцание Бога, а в поиске рациональных путей его познания.

Отличительные черты средневековой схоластики:

· Схоластика сознательно рассматривает себя как науку, поставленную на службу теологии, как «служанку теологии»

· Природа перестает быть важнейшим предметом познания. Главное, что необходимо понять - Бога и человеческую душу

· Двойственная оценка человека: «подобие Божие» и «разумное животное»

· Интересное понимание проблемы души и тела.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: