Общая характеристика философии средних веков. Апологетика, патристика, схоластика. Борьба номинализма и реализма




Европейское Средневековье охватывает период от распада Римской империи (V в.) и до эпохи Возрождения (XIV— XV вв.). В это время в Европе господствовал фео­дальный строй. Политеизм Античности сменился монотеиз­мом — Европа приняла христианство, которое стало един­ственной государственной религией. Это оказало существен­нейшее влияние на философию.

Философия Средневековья сформировалась под влиянием:

· древнегреческой философии, и в первую очередь уче­ний Платона и Аристотеля;

· христианства.

Важнейшей чертой средневековой философии была ее тесная связь с христианской религией. С одной сторо­ны, христианство нуждалось в философском обосно­вании своих исходных положений. С другой стороны, сами философы в своих поисках все больше опирались на уста­новки христианства; в философию стал интенсивно проникать понятийный аппарат религии.

В основе христианского монотеизма лежат два важ­нейших принципа, чуждых философскому мышлению языческого мира: идея творения и идея откровения. Обе эти идеи тесно связаны между собой, поскольку предпо­лагают единого личного Бога. Идея творения лежит в основе средневековой онтологии (учения о бытии), а идея откровения составляет фундамент средневекового учения о познании.

Отличительными особенностями средневековой фило­софии являются:

· теоцентризм (греч. theos— Бог): источником и при­чиной всего существующего является Бог;

· креационизм (лат. creatio — творю, создаю): весь мир видится Божьим творением, созданным из ничего Бо­жественной волей;

· провиденциализм (лат. prouidentia — провидение): все происходящее в мире признается проявлением Божественной воли и соответствовало изначальному Божественному замыслу;

· традиционализм: поскольку истина была дана свыше в Священном Писании, средневековая философия опи­ралась прежде всего на его авторитет и была крайне нетерпима к ересям.

В истории средневековой философии выделяют два основных этапа: патристику и схоластику.

Патристика представляет собой теолого-философские взгляды «отцов церкви», обосновывавших и разрабатывав­ших идеи христианства, опираясь на достижения античной философской мысли.

Патристика включает следующие периоды.

1. Апологетика (IIIII вв.) оформила христианское миро­воззрение. Одним из представителей этого периода является Климент Александрийский.

2. Классическая патристика (IV —V вв.) систематизировала христианское учение. Ярчайшим его представителем является Августин Блаженный.

3. Заключительный период (VIVIII вв.) окончательно сформировал догматику.

Патристика также подразделяется на греко-византийскую (Ориген, Григорий Нисский, Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин и др.) и латинскую (Августин Блаженный, Боэций и др.).

Схоластика («школьная философия») представляет собой особое направление философской мысли, посвященное рационалистическому обоснованию христианской догма­тики.

Этапы развития схоластики:

1) ранняя форма (XI— XII вв.);

2) зрелая форма (XII—XIII вв.);

3) поздняя схоластика (XIIIXIV вв.).

Отличительная особенность схоластики состоит в том, что она рассматривает себя как науку, поставленную на службу теологии, как «служанку богословия».

ФИЛОСОФИЯ АВГУСТИНА БЛАЖЕННОГО: Августин Аврелий (Блаженный) (354—430) был родом из Северной Африки. В юности он обучался в шко­ле риторики в Карфагене, позже сам стал профессором торики. Уже в зрелом возрасте Августин стал христианином, принял священнический сан, а с 396 г. был епископом. Августин провел огромную работу по систематизации религиозного знания, стремясь представить его в качестве единой, целостной концепции. Он является одним из крупнейших философов и богословов периода патристики, оказавшим существенное воздействие на всю средневековую культуру и на следующее развитие философии.

Философия Августина Блаженного построена целиком вокруг идеи единого Бога.

Бог является истинной целью всякого познания, и одновременно Он и источник познания, поскольку без Его откровения истинное познание было бы невозможно. Августин призывал познать Бога и собственную душу: бога — через душу, душу — через Бога. Углубление в себя есть путь к Богу. Чем лучше человек познает самого себя, тем ближе он становится к Богу.

Все происходящее в мире предопределено Богом. Тем не менее человек обладает свободой воли. Воля может направляться разумом, но может иметь место и рас­согласование воли и разума. Человек свободен, когда его воля направляет его действия к добру, когда она согласна с волей Божьей. Когда воля или разум не согласны с Божественной волей, человек становится рабом греха.

Все человечество Августин подразделяет на две ча­сти или, иначе, два града: град Божий и град земной. Философ так описывает их: «Один из них составляет­ся из людей, желающих жить в мире своего рода по плоти; другой — из желающих жить также по духу... Итак, два гра­да созданы двумя родами любви: земной — любовью к себе, доведенною до презрения к Богу, и небесной — любовью к Богу, доведенною до презрения к самому себе. Первый затем полагает славу свою в самом себе, последний — в Господе». Град земной — это мир себялюбцев, в котором господству­ет похоть. Поэтому земное государство создано и держится путем насилия и принуждения. Град Божий — это мир добра, в котором руководство и подчинение основано на взаимной любви по заповеди Божьей.

Представителем Божьего града на земле является Цер­ковь, поэтому благое государство должно служить Церкви, оно должно направлять мир земной к миру небесному и управ­лять обществом согласно с установлениями Церкви. В ходе истории человечества происходит непрерывная борьба града Небесного с градом земным, и силы света постепенно одо­левают силы тьмы.

ФИЛОСОФИЯ ФОМЫАКВИНСКОГО: Фома Аквинский родился в Италии в знатной семье и получил блестящее богословское об­разование. Он занимался преподавательской и научной деятельностью, написал множество философских и богослов­ских трудов.

Одной из интересовавших Фому Аквинского проблем было соотношение философии и теологии. Он счи­тал, что философия и теология фактически имеют об­щий предмет исследования — Бога и Его создание, только теология идет от Бога к природе, а философия — от природы к Богу. Философия должна служить теологии. Вера не иррацио­нальна, а трансрациональна, сверхразумна, поэтому не разум должен направлять веру, но, наоборот, вера должна опреде­лять пути движения разума. Задачу науки Фома Аквинский видел в объяснении закономерностей окружающего мира.

Душа как духовная субстанция не отделена (по крайней мере, в ее земном существовании) от тела. В этом и заключа­ется отличие души от других духовных субстанций (ангелов).

Социально-политические воззрения Фомы Аквинского ставили в центр индивидуума. Задачей государства является забота об общем благе его членов. Подданные должны подчиняться власти; как христиане они обязаны про­являть покорность начальству. Лучшей формой государствен­ного устройства признается монархия; монарх в своем госу­дарстве — как душа в теле и Бог в мире. Его задачей является вести своих подданных по пути добродетельной жизни, для чего необходимо обеспечить в стране мир и благосостояние. Высшей целью людей является достижение небесного бла­женства, куда их ведет Церковь. Роль Церкви важнее, чем роль государства, поэтому светская власть должна быть подчинена церковной.

СПОР НОМИНАЛИСТОВ И РЕАЛИСТОВ: Средневековая схоластика возникла вместе с появ­лением теологии как школьной (т.е. схоластической) рациональной дисциплины. Схоласты пытались раци­онально обосновать и систематизировать христианское ве­роучение; кроме того, для них было характерно абсолютизи­рование книжного знания.

Схоластические споры отличались умозрительностью и мало соприкасались с реальными жизненными проблемами, что впоследствии послужило причиной отрицательного отно­шения к схоластике. Тем не менее схоласты поставили много важных проблем. Так, спор об универсалиях заложил основы для по­следующего анализа проблем языка и мышления. Участники спора об универсалиях именовались реалистами (лат. realis — вещественный, действенный) и номиналистами (лат. потеп — имя, наименование). Реалисты считали, что общим понятиям соответствует реаль­ное общее, существующее в действительности. Номиналисты полагали общие понятия всего лишь именами, названиями ве­щей. Ответить на данный вопрос нельзя без выяснения, что собой представляет реальность.

Реалисты и номиналисты подразделялись на крайних 13 и умеренных.

Крайний реализм полагал универсалии существующими независимо от индивидуальных объектов. Его последователи утверждали, что общее реально существует и управляет всем сущим; общее существует отдельно от частных вещей, в не­коем отдельном мире, например в мыслях Бога.

Крайний реализм подразделяется на ранний и поздний. Ранний реализм предполагает существование общего в со­знании Бога в качестве некой сущности, предшествующей индивидуальному бытию. Индивидуальное, конкретное бытие является результатом воплощения сущности (Иоанн Скот Эриугена). Поздний реализм трактовал сущности как пер­вичные субстанции, представленные в единичных объектах (Гийом из Шартра).

Умеренные реалисты также полагали общее реально существующим, но не отдельно от единичных вещей, а в них самих — в виде общих понятий. К числу умеренных реалистов принадлежал Фома Аквинский, который вслед за Аристотелем рассматривал идеи и вещи в неразрывной свя­зи друг с другом. Согласно его воззрениям, общее является формой единичного, частного. Умеренные реалисты сформу­лировали концепцию о типах существования универсалий.

Универсалии существуют трояким образом:

до вещей — в Божественном разуме;

в самих вещах — как их сущность;

после вещей, т.е. в человеческом разуме, — как резуль­тат обобщения и абстракции.

Номиналисты признавали существование исключительно индивиду­альных вещей, которые одни могут выступать пред­метом познания, отрицая существование общего как в вещах, так и до вещей.

Крайние номиналисты отрицали существова­ние даже общих понятий: все понятия — слова, а слова — лишь знаки, метки вещей либо колебания воздуха.

Умеренные номиналисты признавали общие понятия, но лишь как результат интеллектуальной деятельности челове­ка. Человек обобщает и делает выводы, создавая общее как плод своей умственной работы, но в самих вещах общее от­сутствует.

Номиналистам было свойственно детализированное, ситуа­тивное мышление, внимание к деталям, частностям.

В результате активных дискуссий католическая церковь приняла сторону умеренного реализма Фомы Аквинского. Номинализм был осужден.

В следующие эпохи идеи номинализма послужили идеоло­гической основой развития западной либеральной демокра­тии. Идеи реализма оказались востребованы деспотическим строем и способствовали развитию утопических движений тоталитарного типа. Реализм и номинализм представляли собой средневековые варианты идеализма и материализма.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: