Общая характеристика немецкой классической философии. Философские взгляды И.Канта




Немецкая классическая философия охватывает небольшой временной отрезок (1780-е гг. — 1831 г.). Она является качественно новым этапом развития философ­ской мысли. Немецкая классическая философия представлена учениями Иммануила Канта, Иоганна Фихте, Георга Гегеля, Людвига Фейербаха и ряда других философов.

Каждый из названных философов создал свою фило­софскую систему. Это критический идеализм Канта; субъективный идеализм Фихте; абсолютный идеализм Гегеля; антропологический материализм Фейербаха.

Миссия философии в этот период понималась как «совесть», «душа» культуры. Перед философией была по­ставлена задача отразить состояние науки и общества. Для ее выполнения философия должна была рассматривать широкий диапазон проблем: вопросы развития мира природы, человеческого бытия и самой философии.

Классическая немецкая философия подчеркивала роль философской науки в разработке проблем гуманизма. Ею был выдвинут принцип свободы и высоких гуманистических ценностей. Одной из поставленных ею задач явился анализ противоречий и трудностей, возникающих на пути воплощения этих принципов в жизнь. К изучению истории общества впер­вые были применены рациональные критерии. Благодаря этому историческое развитие исследовалось не с помощью интуиции, а научно-теоретически, в результате чего были вы­явлены некоторые закономерности истории.

Немецкая классическая философия на смену метафи­зическому методу разработала новый метод мышления и познания — диалектический. Была выработана целостная и разветвленная диалектическая концепция развития, приме­нявшаяся в исследовании всех областей человеческой жизни. Наибольший вклад в развитие диалектического метода внес Гегель.

Философия И. КАНТА: Творчество Иммануила Канта (1724— 1804) делится на два периода — докритический и критический. Главное произведение докритического периода — «Все­общая естественная история и теория неба» (1755); в этот период Кант занят проблемами естествознания. Работы «Кри­тика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788), «Критика способности суждения» (1790) определили название критического периода; в это время Кант занимается вопросами гносеологии (процесса познания), размышляет над метафизическими (общефилософскими) проблемами бытия, познания, человека, нравственности, государства и права, эстетики.

Теория познания Канта. Кант критиковал схоластиче­ский разум и житейские предрассудки. Для решения проблемы познания прежде всего нужно избавиться от двух мировоззренческих догм — скептицизма и догматиз­ма. Поскольку наши знания о мире не всегда соответствуют реальности, в первую очередь следует подвергнуть критике сам разум.

Исходной проблемой для Канта послужил вопрос о воз­можности чистого знания (чистое знание — неэмпирическое, к которому не примешивается ощущение).

Наше познание начинается с опыта, однако его связь — всеобщность и необходимость — не из опыта. Кант относит эту связь к априорной (лат. a priori — доопытный) деятель­ности рассудка.

Одним из открытий Канта стала идея активности по­знания: наше сознание не просто пассивно постигает мир, как он есть на самом деле (догматизм), но рассудок является активным участником становления самого мира, дан­ного нам в опыте. Опыт есть синтез того содержания, кото­рое дается миром (вещей в себе), и той субъективной формы, в которой эта материя постигается сознанием (ощущения). Поэтому Кант различает мир, каков он сам по себе, вне фор­мирующей деятельности рассудка (вещь в себе), и мир, как он дан нам в опыте.

Опыт имеет два уровня формообразования (актив­ности) субъекта: чувственный синтез и рассудоч­ный синтез. Субъективные формы чувства — это пространство и время. Материя осознается нами в формах пространства и времени — это и есть чувственный синтез. Данности созерцания связываются между собой благодаря категориям рассудка — это рассудочный синтез.

Основой всякого синтеза является, согласно Канту, само­сознание.

Высшей формой познания является разум, т.е. логи­ческое мышление. Разуму принадлежит управляющая функция в познании. Он нацелен не на чувственное познание, а на рассудок; именно разум ставит перед рассудком цели. Сводя воедино знания, разум создает логические выводы и обобщения, а рассудок применяет их к частным ситуациям и обстоятельствам.

Этические воззрения Канта. Нравственный закон — это принуждение, необходимость действовать вопре­ки страстям. Поэтому нравственный закон существует в виде принудительного веления — императива.

Категорический императив — общезначимое нравствен­ное предписание, имеющее силу безусловного принципа человеческого поведения.

Императивы подразделяются на гипотетические (относи­тельные или условные), которые определяют, что поступок хо­рош для достижения определенной цели, и категорический, который определяет поступки, хорошие безотносительно к какой-либо цели. Категорический императив требует соблю­дения долга.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: