Немецкая классическая философия охватывает небольшой временной отрезок (1780-е гг. — 1831 г.). Она является качественно новым этапом развития философской мысли. Немецкая классическая философия представлена учениями Иммануила Канта, Иоганна Фихте, Георга Гегеля, Людвига Фейербаха и ряда других философов.
Каждый из названных философов создал свою философскую систему. Это критический идеализм Канта; субъективный идеализм Фихте; абсолютный идеализм Гегеля; антропологический материализм Фейербаха.
Миссия философии в этот период понималась как «совесть», «душа» культуры. Перед философией была поставлена задача отразить состояние науки и общества. Для ее выполнения философия должна была рассматривать широкий диапазон проблем: вопросы развития мира природы, человеческого бытия и самой философии.
Классическая немецкая философия подчеркивала роль философской науки в разработке проблем гуманизма. Ею был выдвинут принцип свободы и высоких гуманистических ценностей. Одной из поставленных ею задач явился анализ противоречий и трудностей, возникающих на пути воплощения этих принципов в жизнь. К изучению истории общества впервые были применены рациональные критерии. Благодаря этому историческое развитие исследовалось не с помощью интуиции, а научно-теоретически, в результате чего были выявлены некоторые закономерности истории.
Немецкая классическая философия на смену метафизическому методу разработала новый метод мышления и познания — диалектический. Была выработана целостная и разветвленная диалектическая концепция развития, применявшаяся в исследовании всех областей человеческой жизни. Наибольший вклад в развитие диалектического метода внес Гегель.
Философия И. КАНТА: Творчество Иммануила Канта (1724— 1804) делится на два периода — докритический и критический. Главное произведение докритического периода — «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755); в этот период Кант занят проблемами естествознания. Работы «Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788), «Критика способности суждения» (1790) определили название критического периода; в это время Кант занимается вопросами гносеологии (процесса познания), размышляет над метафизическими (общефилософскими) проблемами бытия, познания, человека, нравственности, государства и права, эстетики.
Теория познания Канта. Кант критиковал схоластический разум и житейские предрассудки. Для решения проблемы познания прежде всего нужно избавиться от двух мировоззренческих догм — скептицизма и догматизма. Поскольку наши знания о мире не всегда соответствуют реальности, в первую очередь следует подвергнуть критике сам разум.
Исходной проблемой для Канта послужил вопрос о возможности чистого знания (чистое знание — неэмпирическое, к которому не примешивается ощущение).
Наше познание начинается с опыта, однако его связь — всеобщность и необходимость — не из опыта. Кант относит эту связь к априорной (лат. a priori — доопытный) деятельности рассудка.
Одним из открытий Канта стала идея активности познания: наше сознание не просто пассивно постигает мир, как он есть на самом деле (догматизм), но рассудок является активным участником становления самого мира, данного нам в опыте. Опыт есть синтез того содержания, которое дается миром (вещей в себе), и той субъективной формы, в которой эта материя постигается сознанием (ощущения). Поэтому Кант различает мир, каков он сам по себе, вне формирующей деятельности рассудка (вещь в себе), и мир, как он дан нам в опыте.
Опыт имеет два уровня формообразования (активности) субъекта: чувственный синтез и рассудочный синтез. Субъективные формы чувства — это пространство и время. Материя осознается нами в формах пространства и времени — это и есть чувственный синтез. Данности созерцания связываются между собой благодаря категориям рассудка — это рассудочный синтез.
Основой всякого синтеза является, согласно Канту, самосознание.
Высшей формой познания является разум, т.е. логическое мышление. Разуму принадлежит управляющая функция в познании. Он нацелен не на чувственное познание, а на рассудок; именно разум ставит перед рассудком цели. Сводя воедино знания, разум создает логические выводы и обобщения, а рассудок применяет их к частным ситуациям и обстоятельствам.
Этические воззрения Канта. Нравственный закон — это принуждение, необходимость действовать вопреки страстям. Поэтому нравственный закон существует в виде принудительного веления — императива.
Категорический императив — общезначимое нравственное предписание, имеющее силу безусловного принципа человеческого поведения.
Императивы подразделяются на гипотетические (относительные или условные), которые определяют, что поступок хорош для достижения определенной цели, и категорический, который определяет поступки, хорошие безотносительно к какой-либо цели. Категорический императив требует соблюдения долга.