Формы деятельности парламента на современном этапе




Деятельность парламента и его палат проходит в многообразных формах: совместные и раздельные заседания палат, заседания их постоянных комитетов и комиссий, деятельность депутатов на местах и др. В подавляющем большинстве стран деятельность парламента носит сессионный характер. Сессия – это тот период времени, в течение которого парламент и его палаты проводят пленарные заседания, работают постоянные комитеты и комиссии и принимаются соответствующие решения. Сессии могут быть очередными (ординарными), сроки которых могут определяться в конституции или ином законе (например, весенняя и осенняя сессии), и специальными, внеочередными (экстраординарными), созываемыми по необходимости. Заседания палат парламента обычно проходят раздельно, а совместные их заседания проводятся редко (например, при выборах президента, заслушивании ежегодных посланий главы государства и некоторых иных случаях). Пленарные заседания парламента (палат) подразделяются также на организационные (учредительные) и обычные. Первые, в отличие от вторых, проводятся сразу после парламентских выборов и имеют своей главной задачей конституирование парламента (палаты), т.е. организовать его работу, прежде всего, избрать свое руководство, а иногда и рабочие и иные органы. Созывать сессии могут и главы государств, и руководство парламента или его палат. Внеочередные сессии могут созываться и по предложению правительства и определенных групп депутатов. Промежутки времени между сессиями используются для парламентских каникул и для проведения работы депутатов в их избирательных округах, для изучения законопроектов и других документов, подготовки к парламентским слушаниям, заседаниям комитетов и комиссий и др. В отдельных странах (например, в Словакии, Македонии) парламент работает не на сессионной, а на постоянной основе. В ФРГ, Австрии парламенты (палаты) созываются его руководством или руководством палат по мере необходимости.

Важной формой парламентской деятельности являются организация и функционирование комитетов и комиссий парламента или его палат, положения о которых разрабатываются и утверждаются парламентами или их палатами. Это могут быть объединенные комитеты палат в двухпалатном парламенте, комитеты однопалатного парламента, комиссии или комитеты палат. Важнейшее значение имеет работа постоянных комитетов и комиссий, в которой обычно принимают участие почти все или большинство парламентариев. Число их различно в парламентах разных стран, но чаще всего они создаются по основным направлениям законодательной деятельности (например, по обороне, иностранным делам, бюджету, промышленности, сельскому хозяйству, здравоохранению, образованию, науке, труду и социальным проблемам и т.д.). На заседаниях этих комитетов и комиссий обсуждаются соответствующие предложенные законопроекты, разрабатываются собственные предложения по ним, внесенные поправки и замечания, заслушиваются и обсуждаются сообщения министров по положению в данной отрасли и т.д. В некоторых странах (Италии, Испании, Греции) они при определенных условиях могут даже принимать отдельные законы меньшей значимости вместо палат. Наряду с постоянными, создаются по надобности и временные комитеты или комиссии (специальные, следственные, ревизионные, согласительные, редакционные и др.).

Порядок формирования парламентов часто находится в прямой зависимости от их структуры. Нижние палаты парламентов, как и однопалатные парламенты, почти всегда формируются посредством прямых выборов. Что касается формирования верхних палат, то здесь можно выделить следующие основные способы:

1) формирование верхних палат посредством непрямых (многостепенных или косвенных) выборов (Индия, Норвегия, Дания);

2) формирование верхних палат посредством прямых выборов, хотя и с некоторыми отличиями от той системы, которая применяется в соответствующих странах при формировании нижних палат (США, Италия, Япония);

3) чисто феодальный способ формирования верхней палаты (Великобритания);

4) формирование верхней палаты посредством назначения (ФРГ);

5) формирование верхних палат смешанным путем, при котором сочетаются элементы выборности, назначения и наследственности (Бельгия, Ирландия).

Если сопоставить метод формирования верхних палат с объемом их компетенции и правовым статусом, то можно сделать вывод: чем дальше процесс формирования этих палат отстоит от избирательного корпуса, тем меньше объем их компетенции.

Правовое положение депутата парламента определяется конституцией, конституционными и органическими законами, регламентами палат и обычаями. Современная конституционно-правовая доктрина рассматривает депутата парламента как представителя всей нации, а не соответствующего избирательного округа, откуда следует запрещение императивного мандата и права отзыва. Однако это не делает депутата парламента полностью независимым по следующим причинам:

1) депутат, как правило, партиен и подчиняется партийной дисциплине;

2) депутат зависит от тех организаций, которые финансировали его избирательную компанию;

3) депутат в известной степени зависит от своего избирательного округа, поскольку судьба мандата решается голосованием.

Депутат в демократическом государстве – профессиональный парламентарий.

Содержание депутатского мандата:

1) индемнитет – вознаграждение за деятельность депутата, включая покрытие расходов на резиденцию, переписку, служебные поездки и т.д.;

2) иммунитет – целый ряд прав и привилегий депутата, которые должны гарантировать его независимость (свобода слова и голосования, депутатская неприкосновенность).

Прекращение срока действия мандата наступает по окончании срока полномочий парламента, по истечении срока, на который избран депутат, вследствие смерти депутата, в результате лишения мандата или признания выборов недействительными. Парламент обычно является верховным судом в отношении полномочий своих депутатов.

В настоящее время существует более 150 зарубежных парламентов, каждый из которых обладает своими особенностями. В основе их классификации лежат структура парламента и объем компетенции.

По структуре парламенты подразделяют на:

1) двухпалатные (сенат США, Совет штатов Индии, сенат Франции и др.);

2) однопалатные, составляющие в настоящее время большинство (Дания, Люксембург, Финляндия, Гватемала, Парагвай, Новая Зеландия и др.).

По объему компетенции:

1) парламенты с абсолютно определенной компетенцией, для которых конституции устанавливают точный перечень вопросов, являющихся объектом их законодательной деятельности (конгресс США, парламент Франции);

2) парламенты с абсолютно неопределенной компетенцией, которые юридически располагают неограниченными полномочиями и имеют право издавать законы по любому вопросу (парламент Великобритании и Новой Зеландии);

3) парламенты с относительно определенной компетенцией, для которых характерна относительная подвижность границ, в пределах которых они осуществляют свои властные функции (парламент Индии, парламент Малайзии, бундестаг ФРГ).

Для того чтобы решение парламента, его палат, их комитетов и комиссий могли быть признаны правомерными, необходимо их принятие и проведение соответствующих заседаний в установленном порядке и с соблюдением определенных процедур. Конституция, специальный закон или регламент парламента и его палат устанавливают, прежде всего, необходимость обеспечения определенного кворума, т.е. присутствия минимума числа депутатов, при наличии которого заседание парламента или его палаты может считаться действительным. Как правило, речь идет о присутствии на заседании большинства депутатов (т.е. половины состава депутатов плюс один голос), хотя в ряде стран он бывает и значительно ниже (например, в Индии – десятая часть депутатов в нижней палате парламента, а в Великобритании – всего 40 из 651 члена Палаты общин и три пэра из нескольких сот, а ранее из более тысячи членов палаты лордов). Для принятия решений необходимо чаще всего получение при голосовании большинства голосов не от числа присутствующих, а от списочного состава депутатов парламента или палаты. Если же принимается конституционный или органический закон, то нередко требуется получение не простого, а квалифицированного большинства голосов. Иногда (например, в Израиле) кворум для заседаний и принятия решений не устанавливается вообще.

Как правило, заседания парламента и его палат проходят открыто, при обеспечении возможности присутствия публики в определенных местах и при условии соблюдения установленного порядка. Но могут проводиться и закрытые заседания, на которых присутствуют лишь члены парламента или его палаты и приглашенные лица. Решение о проведении закрытого заседания принимается самой палатой или парламентом простым или квалифицированным большинством голосов присутствующих. Обычно на таких заседаниях рассматриваются вопросы, затрагивающие государственную тайну, но они могут проводиться и в иных случаях.

С целью повышения эффективности работы регламенты парламентов и палат подробно регулируют и порядок определения повестки дня заседания, обсуждения вопросов и голосования. Проект повестки дня заседания чаще всего предварительно обсуждается руководством палаты с представителями фракций, а затем принимается палатой (парламентом), которая может внести изменения в предложенный проект. Для участия в обсуждении депутаты записываются обычно заранее. Выступая в прениях, они не должны отклоняться от темы обсуждения. Устанавливается и максимальное время на каждое выступление, которое может колебаться, как правило, от 5 до 20 минут, а иногда быть и в два-три раза больше. Регламенты верхних палат парламентов США, Японии и некоторых других стран вообще не ограничивают время выступления сенаторов, кроме случаев, когда такое решение принимает сама палата квалифицированным большинством голосов. Может устанавливаться определенное время для всего обсуждения данного вопроса.

 

 

Заключение

Система управления страной, основанная на народном представительстве, получила название парламентаризма.

Для парламентаризма характерна не только то, что в систему высших органов государства включён орган, избираемый населением, - парламент, но и то, что парламентаризм как особая система означает разделение законодательного и исполнительного труда. Суть этого разделения заключается в том, что депутаты, избранные населением, участвуют в принятии законов, но не в их исполнении, то есть принимают законы не "под себя", а в интересах народа.

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что парламент, помимо того что является органом представительным и законодательным, выполняет также функции финансовые (утверждение бюджета страны – его исключительная прерогатива), функции контрольные, вплоть до отставки высших должностных лиц, и участвует в формировании иных органов власти. Его особенность состоит также в том, что это – государственный орган, представляющий собой арену борьбы партий и общественных мнений.

Все зарубежные конституции наделяют парламент законодательными полномочиями. Принятие законов является главной задачей парламента. Принятие бюджета и иные финансовые полномочия являются старейшей прерогативой парламента.

Контроль над деятельностью правительства является одним из наиболее важных полномочий парламента. Парламентский контроль над деятельностью правительства присущ лишь демократическому политическому режиму. Конкретное выражение его зависит от формы правления.

В президентских республиках контрольные полномочия парламентов менее разнообразны. В парламентарных странах, напротив, обширные контрольные полномочия парламента в значительной степени нейтрализуются принадлежащим правительству правом роспуска парламентах основные методы контроля над деятельностью правительства.

Судебные полномочия зарубежных парламентов являются ограниченными, и их реализация не занимает заметного места в обычной парламентской деятельности. Наделение парламентов апелляционной юрисдикцией также представляет исключение. Такими полномочиями обладает палата лордов в Великобритании.

Процедура импичмента с определенными дополнениями и изменениями воспринята парламентами многих стран.

К судебным или квазисудебным полномочиям парламента может быть отнесено принадлежащее ему право решать споры о правомерности депутатского мандата и законности выборов.

Из сказанного выше видно, что тенденция мирового развития форм правления заключается в создании смешанных и гибридных форм. Соединяются не только черты президентской и парламентарной республики, но иногда и некоторые черты республики и монархии.

 

 

Список использованной литературы

1. Автономов А.С., Сивицкий В.А., Черкасов А.И. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник – М., 2007. С. 475.

2. Афанасьева О.В., Колесников Е.В., Комкова Г.Н. Конституционное право зарубежных стран: Учеб. пособие – М.: Юнити, 2009.

3. Бельский К.С. Парламент в зарубежных странах // Государство и право, № 6, 2009.

4. Боботов С.В. Законодательный процесс в Великобритании // Журнал российского права, № 4, 2010. С. 21-24.

5. Дорохов Н.И. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебно-методические материалы – М.: МИЭМП, 2008. С. 397.

6. Енгибарян Н.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право: Учебник для вузов – М.: Юрист, 2008. С. 428.

7. Ершов В.А. Конституционное право зарубежных стран: Учеб. пособие для студентов вузов – М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2009. С. 144.

8. Кудинов О.А. Конституционное право зарубежных стран: Курс лекций, 3-е изд., стер. - М.: «Ось-89», 2009. С 208.

9. Смоленский М.Б., Колюшкина Л.Ю. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: 100 экзаменационных ответов. Пособие для подготовки к экзаменам. Издание 5-е, испр. и доп. – М.: ИКЦ «МарТ», 2008. С 224.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: