Диалектическая философия Г.Гегеля как вершина немецкой классической философии




Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770— 1831) — соз­датель философской системы абсолютного идеализ­ма. Большой его заслугой является разработка диа­лектики как метода философского исследования.

Гегель представил весь природный, исторический и ду­ховный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития. Он сформулировал диалектическое миропонимание и разработал диалектический метод исследования.

Гегелем создано учение о законах и категориях диа­лектики.

Категории — это объективные формы действительности. В их основе лежит «мировой разум», «абсолютная идея», или «мировой дух».

Гегель также сформулировал три закона диалектики:

1) закон перехода количественных отношений в качествен­ные;

2) закон направления развития (отрицание отрицания);

3) закон единства и борьбы противоположностей.

Гегель утверждал, что невозможно понять явление, не уяс­нив всего пути его развития. Развитие происходит поступатель­но — от низших форм к высшим. Источник развития коренится в противоречиях: противоречие движет миром. Действитель­ность представляет собой цепь диалектических переходов.

Исходя из диалектического положения о единстве сущно­сти и явления Гегель признает все сущее доступным познанию. «Все, что разумно, — действительно, а все, что действитель­но, — разумно».

Абсолютный идеализм Гегеля заключается в выне­сении первопричины сущего вовне. Существуют три стадии развития абсолюта:

1) субъективный дух (уровень индивида);

2) объективный дух;

3) абсолютный дух.

Абсолют является в этих трех ипостасях. Абсолютная идея реально выражается в мышлении.

Политико-правовая концепция Гегеля. Вопросами права и государства должна заниматься философия, так как только она способна выявлять идеи, лежащие в основе права вообще, а не в основании какого-либо кодекса или государственной формы. Право рассматривается филосо­фией в виде идеи права, что способствует единению понятия права с его реализацией на практике.

Развитие общества и его институтов происходит в соот­ветствии с объективной закономерностью. Исходя из тезиса о тождестве бытия и мышления Гегель полагает, что законы всегда позитивны. Естественное право представляет собой идею права вообще, отражающую правовые отношения между людьми. В ее основе лежит тезис о всеобщей свободе, которой наделен каждый человек. Однако в сфере права реализуется не индивидуальная воля, а коллективная, которая требует от каждого члена общества поступать в соответствии с долгом гражданина. Индивидуальная свобода согласуется с необхо­димостью («свобода есть осознанная необходимость»).

 

Антропологическая философия Л.Фейербаха

Для Людвига Фейербаха характерен ма­териалистический взгляд на природу и человека. Свою философию Фейербах называет философией будуще­го, так как рассматривает в качестве реального субъекта разум человека, который является продуктом природы.

Характерная черта философии Фейербаха — антро­пологизм. Человек — высший продукт природы, нераз­рывно связанный с нею. Задача философии, как считал Фейербах, — стать учением о человеке, т.е. антропологией. Все философские категории — пространство и время, мате­рия и движение и пр. — должны рассматриваться через при­зму человека. Человек является конечной целью философии, смыслом философствования.

Основанием для новой философии должна стать приро­да. Природа наделила человека чувствами и разумом; человеческая психика связана с его телесной организацией, одно­временно обладая качественной спецификой, не сводимой к физиологическим процессам.

Мышление человека способно адекватно постигать дей­ствительность, в том числе и находящуюся вне сознания. Основная роль в познании принадлежит чувствам. Процесс мышления представляет собой сопоставление и синтез пока­заний органов чувств. Все формы познания (ощущения, пред­ставления, понятия, идеи) являются образами, копиями вещей, их свойств и отношений.

Фейербах большое внимание уделял проблеме религии. Проанализировав происхождение и сущность рели­гии, он пришел к парадоксальному выводу, что не Бог создал человека, а человек — Бога. Бог является объективаци­ей сущности человека; все положительные черты, которыми он наделен, — свойства человеческого рода. «Человек человеку Бог», — говорил Фейербах: поклоняться нужно не абстракт­ному Божеству, а человеческому роду.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: