Философские альтернативы XX века. Экзистенциализм. Неотомизм как официальная философия римской католической церкви




ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ: Термин «экзистенциализм» происходит от латинского exsistentia — существование. Экзистенциализм — фи­лософия существования, акцентирующая свое внима­ние на уникальности иррационального бытия человека.

Предшественником экзистенциализма был Серен Кьеркегор. В виде отдельного направления экзистенциализм офор­мился в 1920— 1940-х гг. в работах Карла Ясперса и Жан-Поля Сартра. На формирование его идей большое влияние оказали работы Ф. Ницше, А. Бергсона, В. Дильтея, 3. Фрейда.

Экзистенциализм сосредоточен на проблемах, связанных с человеком и смыслом его бытия в современном мире. Это на­правление продолжает играть значительную роль в развитии современной философии.

Крупнейшим представителем немецкого экзистенциализма является Карл Ясперс (1883— 1969). Основную задачу философии он видел в раскрытии так называемых шифров бытия как различных выражений трансценденции. Основные понятия философии Ясперса: экзистенция; пограничная ситуация; забота; страдание; вина; всеобъемлющее; философская вера.

Человек не подлежит объективному рассмотрению: его следует понимать как экзистенцию, представляющую собой уровень человеческого бытия, уже не способный стать пред­метом рассмотрения науки.

Экзистенция — существование как аспект всего сущего.

Истинная философия не может быть ограничена ни определенным предметом, ни выбором метода. Она призвана давать человеку ориентиры в мире, освещать первооснову бытия, т.е. экзистенцию, и приближать душу че­ловека к трансценденции.

Экзистенция — это сам человек. Человек есть экзистенция, только когда он действует как свободное существо. Экзистен­ция тесно связана с поисками непреходящего смысла бытия, с заботой о наличном бытии. Она постигается в пограничных ситуациях: страдание, смерть, борьба, вина, болезнь. Экзи­стенция выявляется через отнесение человека к бытию, к дру­гим людям (т.е. через коммуникацию).

Главное в экзистенции — свобода. Экзистенцию нельзя обнаружить в предметно-вещном мире, подчиненном необ­ходимости. Свобода, неподвластность объективизации, ове­ществлению являются сутью экзистенции.

СТРУКТУРАЛИЗМ: Структурализм — конкретно-научная методологическая ориентация, выдвигающая задачей научного исследования выявление структуры объектов.

Структурализм возникает в 1920-х гг. в ряде гумани­тарных дисциплин (лингвистика, литературоведение, психология и др.). Толчком к его появлению служит воз­никновение в лингвистике структурного метода, который понимает под структурой объекта совокупность отношений при определенных преобразованиях. Структура рассматри­вается не в качестве основы исследуемого объекта, а как со­вокупность правил. Структурализм стремится к выявлению глубинных универсальных ментальных структур, проявляю­щихся в социальных структурах всех уровней.

В истоках зарождения структурализма — труды швейцарского лингвиста Фердинанда де Соссюра (1857—1913), который впервые стал рассматривать язык как знаковую систему. Благодаря такому подходу лингвистика превращается в раздел семиологии — науки, занимающейся изучением знаков. Логическая цепочка: язык является системой знаков, каждый из которых представляет собой единство означающего и означаемого, а каждая единица системы одно­временно определяет другие элементы и определяема ими.

Одна из основополагающих идей структурализма вы­сказана Клодом Леви-Строссом (1908—2009) в его работе «Структурная антропология». Его исходные по­стулаты: во-первых, бессознательная умственная деятель­ность состоит в наделении содержания формой и, во-вторых, эти формы аналогичны для всех типов мышления независимо от исторического этапа. Следовательно, в основе каждого со­циального установления или обычая имеется бессознательная структура. Это становится принципом истолкования, который согласуется со всеми проявлениями общественной жизни. Особое значение уделяется языку как явлению, которое можно подвергнуть истинно научному исследованию.

НЕОТОМИЗМ: В неотомизме возрождаются основные категории фи­лософии Фомы Аквинского, такие как бытие, сущее, существование, акт и потенция, форма и материя. Бог определяется неотомистами как первопричина, вещи — как соединение материи и формы, процессы — как переход потенции в актуальность.

Ведущей задачей неотомизма является примирение рели­гии, философии и науки.

Наиболее яркие представители — Этьен Жильсон и Жак Маритен.

Этьен Жильсон (1884— 1978) определял бытие Бога как акт чистого существования.

Классификация познавательных способностей челове­ка осуществляется Жильсоном в экзистенциальном русле. Существование невозможно постичь чувственным путем; по­скольку действительное существование возможно лишь как существование единичного, оно непостижимо и разумом. Для постижения реального существования необходим высший син­тез рационального познания и веры, в содержании которой нет и не может быть рассогласования между сущностью предмета и его существованием.

Истина — это вера, а вера — это абсолютная уверенность в том, что Бог открывает нам себя через слово и что все слова Бога истинны. Истины подразделяются на допускающие пости­жение разумом в качестве предпосылки веры и на собственно догматы, находящиеся вне пределов познания.

Жак Маритен (1882— 1973) видел причину деструк­тивности философии Нового времени в утере системы ценностей, свойственных средневековой культуре. Задача философии в том, чтобы с католической точки зре­ния охарактеризовать культурные, исторические и социально-политические феномены XX в. и дать ответы на главные философские вопросы. Вопросы гармонии веры и знания, соотношения религии и философии Маритен рассматривает в связи с переворотом в познании и социальной жизни XX в. Христианство показывает людям, что любовь важнее ин­теллекта. Христианство выражает естественное стремление человека к высшей свободе и раскрывает его истинное пред­назначение.

Решение проблемы человеческой свободы в философии Маритена было заимствовано многими программами совре­менных христианских демократических движений. Согласно Маритену, конечной целью фашизма и коммунизма является искоренение божественной свободы.

Маритен разработал концепцию интегрального гуманиз­ма, рассматривающего человека целостно, одновременно в природном и сверхприродном бытии.

ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМ: Постструктурализм — философское и социогуманитарное течение 1970—1980-х гг., связанное с критикой и преодолением структурализма. Постструктурализм развивался главным образом во Фран­ции.

Один из представителей постструктурализма Жак Деррида (1930—2004) разработал метод философствования, основанный на постоянном движении самоуточнения: мысль на всех этапах изложения непрерыв­но уточняется всевозможными корректировками. Этот метод тесно связан с поэтическим мышлением.

Прежние принципы «структурности структуры» Деррида считает недостаточными; любой способ языкового обозначе­ния, по его мысли, ненадежен. Он выдвигает понятие «центра структуры», связанное с принципом «структурности структу­ры». Центр не только направляет — благодаря ему организую­щий принцип структуры ограничивает то, что можно назвать свободной игрой структуры. Центр является управляющим элементом структуры и в то же время сам избегает структур­ности. Центр не является центром в подлинном, буквальном смысле: он не объективное свойство структуры, а фикция.

Деррида в противовес традиционной форме научности вы­двигает метод «граммотологии, которая является специфи­ческой формой научного исследования.

Графическое оформление языка (письменная речь) преоб­ладает над устной речью, поскольку графика условна и связь между означающим и означаемым ослаблена.

Другим представителем постструктурализма был Мишель Фуко (1926— 1984). Он сосредоточивается на понятии власти как власти к знанию. Власть не всегда можно почувствовать и осознать, однако она является активной надличной силой. Научное знание навязывается со­знанию человека в виде жесткого авторитета.

Неотомизм — философия современной католической церкви — основывается на учении Фомы Аквинского и имеет традиционную, объективно-идеалистическую ориентацию. В числе его признанных представителей — Ж. Маритен, Р. Верно, Э. Жильсон (Франция), И. Бохеньский (Германия), Й. ван Стенберген (Голландия). Католические философы подчеркивают, что они стремятся быть верными учению церкви и следовать католической традиции.

Вслед за Фомой Аквинским, провозгласившим, что философия должна быть использована для защиты и обоснования католического вероучения, неотомизм принимает утверждение «Философия — служанка богословия». По словам Жильсона, философия свободна лишь в той мере, в которой она принимает контроль теологии, ее цель — интеллектуальная интерпретация истин откровения. Более того, за образец философского исследования неотомизмом принимается средневековая философия, и большое число работ неотомистов посвящено изучению средневековой схоластики, а развитие западной философии, начиная с Декарта, ими оценивается как философские заблуждения.

Из учения Фомы Аквинского неотомизм заимствовал и принцип гармонии веры и разума, утверждающий, что вера и разум не исключают, а дополняют друг друга: путь разума ведет через постижение сотворенных вещей к богу, путь веры — к познанию сотворенного мира путем божественного откровения. Вере в этом процессе принадлежит главенствующая роль. На принципе гармонии веры и разума основывается неотомистский принцип иерархии, когда система знаний представляет собой пирамиду, вершиной которой является теология, в середине находится философия, а подножие составляют все остальные науки.

Религиозной представляется и натурфилософия неотомизма. Признается факт божественного творения мира, когда все вещи в силу божественного всемогущества возникают из ничего. Богом творится и материя, поэтому ее существование не является вечным. Божественное провидение управляет развитием и изменением мира.

Бог обусловливает единство мира. С точки зрения неотомизма, «быть» — значит быть Богом или быть сотворенным Богом, и, так как Бог — духовная субстанция, единство мира состоит в его духовности. Человек как единственное существо, обладающее душой, занимает в мире особое, привилегированное положение. Единство мира дается человеку как откровение.

Неотомизм принимает тезис Фомы Аквинского о том, что человеческое бытие отличается неполнотой благодаря тому, что деятельность его разума сопряжена с чувственно-телесным началом, и формулирует религиозный смысл бытия индивида. Человеку богом дарована свобода воли, но он не волен, обладать ему этой свободой, или нет, она дается ему Богом с необходимостью, поэтому он всегда ответственен за свой выбор.

Согласно католицизму, необходимо принимать мир таким, какой он есть, принимая зло как благо, ибо благодаря страданию и жертвенности человек приближается к идеалу, становится более совершенным.

Задача человека состоит в том, чтобы правильно пользоваться данной ему свободой, развивать в себе божественное начало и видеть смысл своего бытия в Боге. Любовь к Богу соединяет людей с принципом бытия и потому обладает абсолютным первенством, но очень важной является также любовь как форма единения всего сущего, в том числе людей в Боге. Нетомизм выдвигает новый тип межчеловеческой связи — солидаризм, основанный на любви к ближнему, которая вдохновляется любовью к Богу. По словам

Ж. Маритена, «вера в человека спасается через веру в Бога», отвечая злом за зло, человек демонстрирует тем самым свою гордыню, полагая, что он сам может творить справедливость, тогда как это лишь в божественной власти.

Необходимо подчеркнуть, что в отличие от традиционной религиозной философии, сводившей все философские проблемы, в том числе и вопрос о человеке, к проблеме Бога, неотомизм гораздо больше внимания уделяет широко понятой проблеме человека, человеческих ценностей, добрым началам человеческой сущности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: