Психодиагностика как область психологии, её связь с другими науками.




Билет 1

Психодиагностика – это область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических особенностей личности человека и групп.

Предназначена для сбора информации об особенностях человеческой психики, поведения и межличностных отношений.

Хотя понятие «психодиагностика» появилось впервые лишь после публикации Германа Роршаха в 1921 г., эта специальная дисциплина стала выделяться в самостоятельную отрасль науки уже в начале XX в. Практическое использование психодиагностических методов насчитывает почти восемьдесят лет. Широкая популярность тестов связана с тем, что практические психологи увидели инструмент, позволяющий проникнуть в особенности психики человека, измерить уровень его способностей и предсказать поведение.

Проблемы психодиагностики входят в число важнейших проблем применения психологических знаний в различных областях человеческой практики с целью всестороннего развития личности. Психодиагностика занимает промежуточное положение среди других психологических дисциплин. Она представляет собой как бы связующее звено между общей и прикладной психологией, а по отношению к психодиагностическим методам выступает в качестве общей основы, объединяющей все области их практического применения.

Согласно Б.Г.Ананьева, психодиагностика имеет целью "определение психофизиологических функций, процессов, состояний и свойств личности, установление структурных особенностей каждого из них, распознание состояний человека при действии различных стимуляторов, стрессоров, фрустаторов и сложных ситуаций, определение потенциала человеческого развития (работоспособности, одаренности, специальных спопобностей и т.д.)" Целью ее является сбор информации об особенностях человеческой психики.

*** Таким образом, в настоящее время содержание предмета психодиагностики направлено на разработку методов распознания индивидуально-психологических особенностей безотносительно к тому, являются ли они отклонением от нормы или отсутствием их.

*** Согласно современному общенаучному представлению, под термином "диагностика" подразумевают распознавание состояния определенного объекта или систем путем быстрой регистрации его существенных параметров и последующего отнесения к определенной диагностической категории с целью прогноза его поведения и принятия решения о возможностях воздействия на это поведение в желательном направлении.
Соответственно, о психодиагностике мы говорим тогда, когда речь идет об особого рода объектах диагностического познания - о наделенных психикой конкретных людях.

*** Общая психодиагностика преимущественно связана с общей (психические процессы), социальной(влияние соцума) и дифференциальной (индивидуально-психологические особенности) психологиями.

Частная психодиагностика связана с такими областями психологии, как медицинская, возрастная, консультативная, юридическая, военная психология, психология труда, спорта и т.д.

*** Значение психологической диагностики состоит в следущем: без научно обоснованных диагностических методов нельзя определить уровень развития детей, следовательно, нельзя своевременно оказать помощь тем из них, кто в ней нуждается, нельзя следить за развивающим эффектом обучения, нельзя дать школьнику обоснованные рекомендации, связанные с определенным выбором профессии, нельзя установить уровень личностного, интеллектуального развития детей на различных возрастных этапах, получить данные об индивидуальных особенностях людей, невозможно спланировать коррекционную работу с клиентами обращающимися к психологу, сложно организовать эффективный рабочий процесс, т.к. нет максимального и эффективного использования индивидуальных возможностей сотрудника, нельзя оказать психологическую помощь родителям в воспитании детей, супругам в ситуации семейного кризиса.

*** Все методы психодиагностики, начиная с наблюдения и заканчивая проективными тестами, должны соответствовать психометрическим стандартам. Основное требование, предъявляемое к разрабатываемой методике – это стандартизация.

Стандартизация психодиагностических методик позволяет сопоставить полученные данные у различных испытуемых и между различными шкалами методики. В рамках психодиагностического исследования стандартизация - это единообразие процедуры проведения и критериев оценки теста (это и требования к проведению исследования, и требования к группе с которой проводится исследование, и требования к нормативу-единице измерения).

 

БИЛЕТ 2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: