понятие психодиагностического процесса. Этапы психодиагн.исследования




Психодиагностический процесс характеризуется по форме его реализации, содержанию, степени сложности. По форме осуществления он представляет собой опос­редованное психодиагностическими методиками взаимодействие диагноста с обследуемым, направленное на установление психоло­гического диагноза. По содержанию — выбор ограниченного количества из множества гипотез о причинах состояния элементов феноменологического уровня объекта психодиагностики, в качестве которых выступают параметры деятельности или состояния психи­ческого комфорта. По степени сложности психодиагностический процесс выступает как обусловленная иерархическим строением объекта и многозначностью причинно-следственных связей между его элементами - сложная процедура, требующая для своей реали­зации специальной подготовки психодиагноста. Сложно­сть проявляется в наличии ряда этапов, отклонения в реализации каждого из которых приводит к возникновению диагностических ошибок и между которыми существует установленная или меняющаяся в зависимости от конкретных обстоятельств по­следовательность.В качестве описания этапов психодиагностиче­ского процесса выступает психодиагностограмма, содержащая ал­горитмы проверки диагностических гипотез с указанием методиче­ских приемов и оценочных инструментов и создающая необходи­мые условия для реализации каждого этапа диагностического про­цесса. Использование психодиагностограмм при установлении диагноза позволяет повысить его эффективность за счет сокраще­ния психодиагностической процедуры, повысить точность диагно­стирования. Этапы психодиагностического процесса. В психологической ли­тературе приводится несколько вариантов схем диагностического процесса, с различной полнотой отражающих его реальное содер­жание (Бурлачук Л.Ф., Гильбух Ю.З., И.В. Дубровина, И. Шванцара, Бодалев А.А., Столин В.В. и др.). И.В. Дубровина, обобщая опыт работы школьных психологов и опираясь на исследование И. Шванцара, выделяет следующие этапы работы по психоди­агностике:1. Изучение требования, поступившего практическому психоло­гу в виде запроса (жалобы, сомнений, вопроса) учителей, родителей, учеников, предполагающее его уточнение посредством проведения специальной беседы. 2. Формулировка психологической проблемы, заключающаяся в переводе запроса на психологический язык на основе изучения всей информации об ученике. 3. Выдвижение гипотез о причинах отклонений в обучении, воспитании, развитии учащегося. 4. Выбор метода исследования, предполагающий наличие в распоряжении практического психолога и владение им как строго-формализованными {тесты), таки малоформализованными (наблю­дение, беседа и т. п.) методами и проведения исследования. 5. Оценка полученных результатов, заключающаяся в сопостав­лении их с проявлениями в жизненных ситуациях и с возрастными особенностями. 6. Диагноз, формулировка заключения. 7. Перевод диагноза на язык адресата (учителей, родителей, ученика). 8. Прогноз. 9. Рекомендации по дальнейшей работе с ребенком. 10. Разработка путей и способов коррекции 11. Осуществление психокоррекционной работы. Другая схема диагностического процесса предложена Л.Ф. Бурлачуком. Диагностическая деятельность психолога может быть представлена в виде разных этапов процесса переработки информации, ведущих к принятию решения, — ди­агнозу и прогнозу. Основные этапы диагностического процесса сводятся к сбору данных в соответствии с задачей исследования, их переработке, интерпретации и вынесению решения (диагноз и прогноз). Этап сбора данных. На этом этапе посредством анализа документации (например, истории болезни, заключения других специалистов), беседы, в которой выясняется про­шлое и настоящее обследуемого, а также с помощью психодиагно­стических методик осуществляется ознакомление с комплексом объективных и субъективных данных об обследуемом, формулируется диагностиче­ская задача. Этап переработки и интерпретации. На этом этапе перерабатываются и интерпретируются по­лученные данные на основе гармоничного сочетания двух подходов: клинического и статистического. Клинический, близкий к суждениям здравого смысла и более ориентированный на опыт и интуицию диагноста. Статистический предусматривает учет объективных количественных показателей, их статистическую обработку. Роль субъективного суждения сводится к минимуму. Вопрос об эффективности клинического и статистического прогноза неоднократно обсуждался психологами и до сих пор служит предметом дискуссий. Этап принятия решения. Н. Сандберг и Л. Тайлер выделяют три уровня диагно­стических заключений. На первом уровне диагностическое заключение производится непосредст­венно из имеющихся об обследуемом данных. (Например, установлено, что успешность выполнения заданий методики позволяет сделать вывод об отсут­ствии расстройств мышления. Это и служит основой для отбора. Второй уровень предусматривает создание посредников между результатами отдельных исследований и диагнозом. В качестве таких посред­ников Н. Сандберг и Л. Тайлер указывают на описательное обобщение и гипоте­тический конструкт. (Это означает, что, установив снижение уровня обобщения, замедленность темпа психических процессов, обобщают эти данные как расстрой­ство мышления). В качестве гипотетического конструкта может выступать раскры­тие психологической структуры расстройства. На этом уровне исследователь по­лучает возможность планирования дальнейших этапов диагностической работы, выбора конкретных методов воздействия. На третьем, высшем, уровне должен произойти переход от описательного обоб­щения, гипотетических конструктов к теории личности. Создается рабочая модель изучаемого случая, в которой конкретные особенности данного индивида пред­ставлены в целостности и сформулированы в понятиях, позволяющих наиболее точно и обоснованно раскрыть психологическую сущность явления, его структуру.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: