Доктор Живаго, Пастернак, если что (не редиска)




 

Начнем разговор с Нобелевской премии. Там целая история.

За выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и что-то там про прозу

 

Довольно сложный сюжет.

Поэзия и искусство — проблема творчества.

Проблема личности.

 

Хотел, чтобы роман стал заклятьем смерти, отдалить приход смерти, показать величие жизни. Получился совершенно несоветский роман.

Сначала назвал роман «Мальчики и девочки». Сводит счеты с еврейством, с национализмом. Христианские мотивы. Христоцентричность романа, Христос — личность, стоящая над толпой, личность, которая ничего не боится, которая выше всех национальностей.

Переход России от царской, православной к революционной, постреволюционной. Похоже на переход от языческой России к православной, ломка сознания.

Мотивы шума и тишины. Шум — новое, хаос, обезличивание, шум толпы, и тишина — индивидуальный голос человека.

Стихотворение Живаго Август — что в вечности после меня?

Начало о Гамлете — чащу эту мимо пронеси.

Гул затих — толпа затихла, вышел на подмостки — все игра, но личность. Прислонясь к дверному косяку — у Пастернака много бытовой лексики в поэзии.

Чаша — моление Христа и чаша как жизнь.

Фарисейство — предательство.

И перед Христом, и перед Гамлетом стоит один выбор — быть или не быть.

Живаго — жизнь, древнерусская форма фамилии, это затвердевший родительный падеж.

Первое название романа — Смерти не будет, Мальчики и девочки — намек на стихотворение Блока Вербочки.

Детство Люверс — повесть, заготовки Живаго.

Называет свой роман Роман в прозе, отталкивается от романа в стихах, Евгений Онегин, Пушкин. До этого Пастернак писал только стихи.

Моя эпопея — оксюморон — моя и эпопея — пропускает эпоху через себя.

 

Размышления о колоссальном сломе культуры: царская Россия и социалистическая.

Иногда это произведение называют Евангелием от Бориса.

Пишет, когда закончил, что эта книга во всем мире стоит после Библии на втором месте.

Первая книга — 1903 год — 1917.

Вторя книга — до Великой отечественной.

 

Живаго всегда был врачом, перекликается с Астровым (Дядя Ваня?), врач-писатель-поэт, много думает и мало делает.

Лишний человек, человек другой эпохи.

Дмитрий Быков, его точка зрения, современный, очень известный, Лара — Россия, Антипов - радикал (?), Комаровский — буржуин, а предназначена Россия поэту, Живаго. Но союз опять не состоялся.

 

Мотив дороги — все куда-то едет. Это избитый прием в европейской литературе, Одиссея, Гомер.

Мотив случая, мотив встречи — новелистика, Метель Пушкина.

Шаламов тоже хвалил.

У нас у писателей учатся жить. В России нет философии, русская литература ее заменяет.

Огромное количество интертекстуальных связей. Смирнов про это писал.

Революция Пастернака — это социализм Христа, а не то, что получилось.

Революция — это коренное обновление всего.

Жизнь в Юрятине — очень много быта. Лара все полы моет. Это специфика Пастернака, он из футуристов, а не из символистов, без всяких Прекрасных Дам. Про жуков пишет.

Дочь Катя — падение культуры, выглядит не как дочь интеллигента.

И между Живаго и Фаустом тоже есть связь, хоть и за уши притянуто. Для Живаго главное — слово, после человека остается его творчество. У Фауста — дело.

Образ мира в слове яблоня.

Смерть Живаго в трамвае — тоже очень важный образ. У Гумилева есть стихотворение Заблудившийся трамвай. Живаго умер от нехватки воздуха для него в стране.

Марина, последняя женщина к Живаго, — отсылка к Обломову.

Веденяпин — точка зрения самого Пастернака.

Николай Федоров, философия общего дела, преодоление смерти.

Творчество, память слова — бессмертие, спасение от смерти.

Задача женщины — служение мужчине, его творчеству.

Первую жену Пастернака выслали за границу.

Живаго задыхается и понимает, что инфаркт — бог из машины вышел и убил, развязка сюжета.

Женщина в лиловом, мадемуазель Флюри.

Стихи Юрия Живаго прочитать. Образ годового природного цикла — март..... В этих стихотворениях ключ к пониманию смысла этого романа.

 

Довлатов

 

Валиева Сайгон написала.

Заповедник - о Михайловском, Зона, Чемодан, Наши, Компромисс...

Александр Генис Довлатов и окрестности, Бродский тоже о нем писал.

 

Образ автора — повествователь, намерено приближен автором к герою и читателю. Поэтому все очень просто, простой синтаксис, стиль под разговорный.

Герой простой человек без особых амбиций и обязательно пьющий. Время тогда такое было, социализм не сложился и делать было нечего, только пить.

Я не называю их (свои повести) романами только из скромности, жанр — псевдодокументализм.

Все на грани абсурда бытия, герой между нормой и абсурдом, всегда слабо выражен конфликт, нет противостояния, ценностность вещей снижена, не выносит никаких оценок, понятие нормы отсутствует.

Ироничная позиция автора по отношению к изображаемому миру.

Лаконичный, разговорный язык, принципиально не литературная речь, не книжная.

Похоже на доверительную беседу. Много ненормированного: русский язык, твою мать, единственное наше богатство.

 

Андрей Битов

Живой еще, родился в 1937 году, живет на Восстания, старый уже страшно, но живчик такой.

Окончил Горный университет, занимался горной разведкой, бурил.

Вернулся в Ленинград, где бурить нечего. В 50-х вернулся, как раз Сталин умер, оттепель.

Начал писать, познакомился с каким-то там известным поэтом.

Первый рассказ — Пиала.

Потом уехал в Москву и поступил на Высшие курсы сценаристов.

Поступил в аспирантуру куда-то там, написал диссертацию про автора и героя. Модно это тогда было, после Бахтина.

Романы

Пушкинский дом

Летающий монах

 

Это макропроза, все такое одно и цельное, не так как у Блока, то символист, то смена концепции.

У Битова все не так, все одно и то же, одни и те же темы. О таком вот потерянном интеллигенте, хорошем мальчике, который не знает, что ему делать, так как жизнь такая.

Пушкинский дом

Первая глава — Отцы и дети.

Главный герой Лева Одоевцев — литературное имя, живет и работает в Пушкинком доме, вся семья филологи. Отец с дедушкой не общается. Деда репрессировали, а отец использовал его работу и отказался от него. Отец сделал карьеру, занял должность отца до ареста.

Мальчик мечется туда-сюда, женщины там у него какие-то, много даже одновременно. Лева Одоевцев — Гамлет, мается.

К деду съездил, ничего не выяснил, но еще раз помаялся.

Вторая глава — Герой нашего времени (есть даже подглавки Фаталист)

Третья глава — Бедный всадник от Медный всадник.

С другом напились, устроили дуэль, разгромили Пушкинский дом и разбили посмертную маску Пушкина. Потом все убрали так, что никто ничего не заметил.

Человек служил делу и погромил его в пух и прах и преступление без наказания.

Пушкинский дом — квинтэссенция литературы и культуры, а разгромили и никто ничего не заметил.

Оглавление можно читать сверху вниз как стихотворение. Игра с читателем, нарушение авторского ожидания, ждали катастрофы в конце, а лишь за запах перегара пожурили. Никакого возмездия.

Женщин у него три, кроткие русские любящие женщины.

Одна из подглавок называется Дуэль (Пушкин). Тоже отсылка.

 

Улетающий монах

Каждая глава может читаться отдельно без связи с остальным сюжетом, такой вот сборник новелл.

Дверь — Сад — Лес — Вкус — Лестница (название глав).

Героя зовут Монахов и имя какое-то. Летающий — без почвы под ногами.

Женщины там периодически появляются один и те же.

В каждой части герой разный — новое имя, новое положение, новое мировоззрение.

 

Дверь — влюбленный мальчик, вроде как подросток. Женщина старше, переживает остро и эмоционально. Переживает, что она его обманывает, хотя она ему и не принадлежит. Ждет ее у парадной, караулит, с кем она придет домой. Замерз и идет к двери квартиры, стоит под ней всю ночь, переживая, что она там с кем-то другим. Температура тела постоянно меняется. То ему холодно, то (под дверью) жарко. Температура тела часто в романе меняется.

Дверь — чтобы что-то узнать, надо перешагнуть порог, перейти. Порог — переход, еще с фольклора пошло. Порог — хронотоп.

Порог он не переступает, не решается. А из двери выходит ее подруга, похожая на большую красивую рыбу, но из двери вышла некрасивой рыбой. За дверью вроде как вечеринка там какая-то.

На протяжении всей главы имени нет, называется просто мальчики и не понятно, сколько ему лет. Подруга сказала, что дамы нет в квартире, но мужчина там откуда-то вышел.

Сплошные интертекстуальные связи. У Куприна там что-то подобное было (Поединок?).

Молоденький — надо открыть дверь и начать жить.

Сад

Имя появляется — Алексей, повзрослел, но остался наивным. Возлюбленная его обманула и врет, что нет. Алексей ей верит, хотя все очевидно.

Действие в канун Нового года, 29 декабря, — 1 января.

Сад — Эдемский сад, герои — библейские персонажи.

Все встречи в саду, снежном саду. Белый цвет — чистота и слепота. Герой еще ничего не понимает.

Ася (женщина) жалуется, что денег нет, а ей они дозарезу нужны. Алексей ради нее идет на кражу, грехопадение.

После кражи резко разочаровывается в Асе.

Подрассказ Образ

Имя опять меняется — это тоже знак, что человек меняет статус.

И тут уже монах какой-то. Книжка - вроде как и не его фамилия даже.

Опять Ася. 10 лет прошло, а у них все та же канитель. Замечает, что Ася стареет - крем в морщинках застрял. После поцелуев отстраняется с облегчением.

Она его на пять лет старше, он ее нагнал, а она постарела. А он молодой, девочкам должен нравится. Лицо гладкое, а виски седые.

Вкушает запретный плод в прямом смысле, Ася протянула яблоки — он его с треском откусил.

 

Лес

Данте: земную жизнь пройдя до половины, я оказался в сумрачном лесу. 101 псалом о бренности жизни, горе и безнадежности, как сохнет сердце. Увядание не только телесное, но и духовное.

Для Битова это самой главное — важно, чтобы горело.

Битов считает, что опыт убивает душу, поэтом ничего хорошего он в опыте не видит.

В начале — мальчик с чистой душой. А потом пришел опыт.

И все это постмодернизм, а постмодернизм очень цитатен.

В сказке — вышел из дома и начинает нарушать все запреты, то из копытца пьет и козленочком становится, то еще чего.

С Колобком тоже все плохо закончилось.

Теперь тоже должна случиться беда.

Отправляется в путь, в лес, где всякие потусторонние силы, что-то неведомое.

Монахов едет в Ташкент, к родителям, которые старые.

Кажется, что жизнь прошла и родителей жизнь прошла. Мотивы смерти появляются, духовное омертвение.

Тонкая изящная Ася опять появляется, потом Наташа с монгольской тяжестью лица. Бегает с Наташей по Ташкенту, так как приткнуться некуда, как когда-то с Наташей. У Наташи тоже есть влюбленный в нее мальчик, как он когда-то. Персонаж-двойник.

 

Лестница

Циничен, никакого восторга жизни, потерял способность любить.

Улетает из Ташкента и видит, как на взлетной полосе, гибнет молоденький мальчик. Кажется, что это тот самый наташин мальчик. Но это не так.

Одиночество, отъединенность от людей, одиночество рвалось из него как зверь.

 

Там еще есть Вкус. Он вдруг понимает, что перестает реагировать на жизнь вообще, перестает испытывать яркие эмоции вообще. Едет в поезде и вспоминает Асю, с которой давно уже расстался, и как-то это его не особо волнует.

Едет в Переделкино, дача и могила Пастернака, декламирует стихи из Живаго и что-то там понимает про надгробие.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: