Роли и последствия раскола




Раскол и оформление старообрядческой церкви были главным показателем падения влияния официальной церкви на народные массы во второй половине семнадцатого века. Царская власть активно поддержала церковь в борьбе с расколом и использовала при этом всю мощь государственного аппарата.

Раскол последней трети семнадцатого века - сложное социально-религиозное движение. Но враждебность раскольников к официальной церкви и государству определялась отнюдь не расхождением религиозно-обрядового характера. Ее обусловили прогрессивные стороны данного движения, его социальный состав и характер.

Идеология раскола отразила чаяния крестьянства и отчасти посадского сословия, и потому ей были присущи как консервативные, так и прогрессивные черты.

К консервативным чертам можно отнести:

· идеализацию и защиту старины;

· проповедь национальной замкнутости;

· враждебное отношение к распространению светских знаний;

· пропаганда принятия мученического венца во имя «старой веры» как единственного пути спасения души;

· падение авторитета старины, следовательно, поднятие мятежа против Церкви, а значит и против Государства;

К прогрессивным сторонам идеологического раскола следует отнести:

· освящение, то есть религиозное обоснование и оправдание различных форм сопротивления власти официальной церкви;

· разоблачение репрессивной политики царской и церковной властей по отношению к старообрядцам и другим верующим, не признававших официальной церкви;

· оценка этой репрессивной политики как действий, противоречащих

христианскому вероучению;

· косвенный толчок школьному просвещению;

· осознание церковным обществом того, какие дурные чувства и наклонности может воспитывать старина и какими опасностям грозит слепая к ней привязанность Ключевский В.О.Русская история. кн.2. - Ростов н/Д:, Феникс 1990. - с. 421;

· последующая лояльность, со стороны Церкви, к курсу на решительные преобразования в общественной жизни;

Неоднозначными и, скорее всего отрицательными чертами раскола можно считать:

· одно из основных направлений российского реформаторства и национальная традиция оказались в состоянии взаимного недоверия и внутреннего противоборства;

· рост западного влияния;

Эти черты идеологии движения и преобладание в составе его участников крестьян и посадских людей, страдавших от феодально-крепостнического гнета, придали расколу характер социального, антикрепостнического по своей сути движения, что выявили народные выступления последней трети семнадцатого века. Так что борьба царских и церковных властей в то время была, прежде всего, борьбой против народного движения, враждебного господствовавшему классу феодалов и его идеологии.

События тех времен показали, что, отстаивая свои политические интересы, церковная власть превратилась в серьезное препятствие на пути прогресса. Она мешала сближению России с западными странами, усвоению их опыта и проведению необходимых перемен. Под лозунгом защиты православия церковная власть добивалась изоляции России. На это не пошли ни правительство царевны Софьи, ни правление Петра I. В итоге на повестку дня был поставлен вопрос о полном подчинении церковной власти и ее превращении в одно из звеньев бюрократической системы абсолютной монархии.

Гонения на старообрядцев продолжались более двухсот лет. При Петре старообрядцам разрешили жить в городах и селениях, но обложили массой дополнительных налогов и штрафов. При Екатерине II преследования стихли, однако в двадцатых годах девятнадцатого века вновь начали набирать силу. Особой жестокости они достигли в царствование Николая I. Лишь после 1905 года старообрядцы получили право организовывать общины, устраивать крестные ходы, иметь колокольный звон. В 1971 году на поместном соборе Русской православной церкви было признано, что старые обряды «равночестны» послереформенным, то есть также каноничны (правомерны). Таким образом, Московская Патриархия сделала серьезный шаг к преодолению раскола Русской церкви, происшедшего три столетия назад. Некрасова Е. Реформы Никона и раскол Русской Православной Церкви

 

23. XVIII в. в европейской и мировой истории.

 

XVIII век вошел в мировую историю как век Просвещения и начала модернизации. И хотя модернизационные процессы заняли не одно столетие, именно в XVIII веке происходили решающие процессы обновления традиционного общества и перехода к обществу современного типа.

XVIII век сыграл особую роль в развитии Российского государства. Это был период сложного и противоречивого исторического развития, оставивший нерешенными и спорными многие проблемы. Одновременно это было время начала модернизационных процессов, перемен во всех сферах общественно-политической жизни: экономике, социальных отношениях, политике, в общественной мысли и культуре.

Первая попытка модернизировать страну по европейскому образцу была предпринята Петром I, вторая - Екатериной II. Радикальные преобразования XVIII столетия превратили страну в могучую мировую империю. Возрастали объемы промышленного и сельскохозяйственного производства. Успешно развивалась внутренняя и внешняя торговля. Укрепилась центральная и местная власть. Ускорилось развитие присоединенных окраин. Были созданы сильнейшие в мире регулярные армия и флот, начало которым положил Петр Великий.

Однако итоги модернизации экономики страны и ее социальной структуры, были противоречивыми. Причина состояла в том, что и Петр I, и Екатерина II вели преобразование страны на крепостнических основах. Так, Петр Великий, кардинально изменив промышленную сферу, оставил старые порядки в сельском хозяйстве. Он попытался приспособить к новым потребностям социальные отношения, но создал стройную иерархию зависимых от трона сословий. В результате мечты Петра I о государстве “общего блага” превратились на практике в создание бюрократического государства. Потерпел поражение и рывок в преобразовании крепостнической структуры, предпринятый Екатериной Великой.

XVIII столетие стало веком утверждения абсолютной монархии, укрепления привилегий дворянства и усиления крепостного гнета. Самодержавие сосредоточило в своих руках неограниченную государственную власть. Важнейшие черты и элементы бюрократического государственного аппарата и абсолютизма в России в XVIII веке явились основой последующего развития русского самодержавия.

Вместе с тем абсолютизм XVIII века сыграл прогрессивную роль в истории российского государства, так как способствовал становлению буржуазных отношений и превращению России в ведущую мировую державу. модернизация просвещение абсолютизм внешняя политика

Эпоха просвещения в Западной Европе.

XV--XVII вв. в Западной Европе называются эпохой Возрождения. Для этого имеются определенные основания, о которых речь шла в предыдущей теме. Однако объективно эту эпоху следовало бы характеризовать как эпоху Перехода, потому что она является мостом к системе общественных отношений и культуре Нового времени. Именно в эту эпоху закладываются предпосылки буржуазных общественных отношений, меняется отношение церкви и государства, формируются мировоззрение гуманизма как основы нового секулярного сознания. В полной мере становление характерных черт эпохи Нового времени осуществляется в XVIII в.

XVIII в. в жизни народов Европы и Америки -- это время величайших культурных, социально-экономических и политических сдвигов. В исторической науке эпоха Нового времени обычно связывается с утверждением буржуазных отношений в Западной Европе. Действительно, это важная социально-экономическая характеристика данной эпохи. Но в Новое время одновременно с этим процессом происходили и другие глобальные процессы, охватившие структуру цивилизации в целом. Становление в Западной Европе эпохи Нового времени означал цивилизационный сдвиг: разрушение устоев традиционной европейской цивилизации и утверждение новой. Этот сдвиг получил название модернизации.

Модернизация -- это сложный многогранный процесс, протекавший в Европе в течение полутора столетий и охвативший все сферы жизни общества. В сфере производства модернизация означала индустриализацию -- постоянно нарастающее использование машин. В социальной сфере модернизация тесно связана с урбанизацией -- небывалым ростом городов, который привел к преобладающему их положению в экономической жизнедеятельности общества. В политической сфере модернизация означала демократизацию политических структур, закладывание предпосылок для формирования гражданского общества и правового государства. В духовной сфере модернизация связана с секуляризацией -- высвобождением всех сфер общественной и личной жизни из-под опеки религии и церкви, их обмирщения, а также интенсивное развитие грамотности, образования, научного знания о природе и обществе.

Все эти неразрывно связанные друг с другом процессы изменили эмоционально-психологические установки человека, его менталитет. Дух традиционализма уступает место установкам на изменение и развитие. Человек традиционной цивилизации был уверен в стабильности окружающего его мира. Этот мир воспринимался им как нечто неизменное, существующее согласно изначально данным Божественным законам. Человек Нового времени считает возможным познать законы природы и общества и на основе этого знания изменить природу и общество в соответствии со своими желаниями и потребностями.

Государственная власть, социальное устройство общества также лишаются божественной санкции. Они истолковываются как человеческий продукт и подлежат, если это нужно, изменениям. Не случайно Новое время -- это эпоха социальных революций, сознательных попыток насильственно переустроить общественную жизнь. В целом можно сказать, что Новое время создало Нового человека. Человек Нового времени, модернизованный человек -- это мобильная личность, которая быстро приспосабливается к изменениям, происходящим в окружающей среде.

Идейной основой модернизации общественной жизни в Новое время стала идеология Просвещения. XVIII в. в Европе также называют эпохой Просвещения. Деятели эпохи Просвещения оставили глубокий след в философии, науке, искусстве, литературе и политике. Они выработали новое мировоззрение, призванное раскрепостить человеческую мысль, освободить ее от рамок средневекового традиционализма.

Философской основой мировоззрения эпохи Просвещения был рационализм. Идеологи Просвещения, отражая взгляды и потребности буржуазии в ее борьбе против феодализма и его духовной опоры католической церкви, рассматривали разум как наиболее важную характеристику человека, предпосылку и наиболее яркое проявление всех его других качеств: свободы, самодеятельности, активности и т. д. Человек, как разумное существо, с точки зрения деятелей Просвещения, призван переустроить общество на разумных основаниях. На этой основе декларировалось право людей на социальную революцию. Существенную черту идеологии эпохи Просвещения отмечал Ф. Энгельс: «Великие люди, которые во Франции просвещали головы для приближающейся революции, выступали крайне революционно. Никаких внешних авторитетов какого-то бы то ни было рода они не признавали. Религия, понимание природы, государственный строй -- все должно было быть подвергнуто самой беспощадной критике, все должно было предстать перед судом разума и либо оправдать свое существование, либо отказаться от него, мыслящий рассудок стал единственным мерилом всего существующего» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20.--С. 16).

Европа XVIII в. в цивилизационном отношении еще не представляла собой целостное образование. Народы Европы отличались по уровню экономического развития, политической организации, характеру культуры. Поэтому идеология Просвещения в каждой стране отличалась своими национальными особенностями.

В наиболее ярких, классических формах идеология Просвещения развивалась во Франции. Французское Просвещение XVIII в. оказало значительное воздействие не только на собственную страну, но и на целый ряд других стран. Французская литература и французский язык сделались модными в Европе, а Франция стала центром всей европейской интеллектуальной жизни.

Крупнейшими представителями французского Просвещения были: Вольтер (Франсуа Мари Аруэ), Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, П.А. Гольбах, К.А. Гельвеций, Д. Дидро.

XVIII в. вошел в историю как век просвещенного абсолютизма. Политика абсолютизма в ряде европейских стран, выражающаяся в уничтожении «сверху» и в преобразовании наиболее устаревших феодальных институтов. Его содержанием стало уничтожение инквизиции, секуляризация церковного имущества, закрытие монастырей, отмена податных привилегий дворянства и обложение дворянских и церковных земель налогами. Именно в этот период наблюдается подъем уровня народного образования, вводится принцип свободы совести, в некоторых случаях проявляется забота о низших классах.

Однако главным в политике просвещенного абсолютизма стало провозглашение принципа «одно право для всех», что отразилось в создании равного для всех гражданского права. Такая политика имела огромные последствия сословно-социального характера, лишив преимуществ привилегированные сословия. Таким образом, в социальной эволюции Европы настал конец господствующему положению старых земледельческих классов.

Проведение политики просвещенного абсолютизма в определенной мере явилось отражением идей просветителей. Используя популярность их идей, они изображали свою деятельность как «союз философов и государей». Но главным побудительным мотивом стало осознание монархии нарастающей слабости их опоры -- земельных собственников и укрепление позиций третьего сословия в лице буржуазии.

В наибольшей мере программа просвещенного абсолютизма была осуществлена в Австрии, Пруссии, Португалии, Неаполитанском королевстве, России. В других странах она была реализована лишь частично. Проведение этой политики не сняло политического напряжения в обществе. Абсолютизм -- форма мертвая. Он не может улучшаться, оставаясь абсолютизмом, а если улучшается -- значит перестает им быть.

Великая французская революция оказала огромное влияние на развитие европейских стран. Ее последствия -- политические, экономические, социальные -- носили долговременный характер и придали динамизм историческому процессу. Восприятие идей французской революции населением Европы не оставляло место сомнениям, что деспотический режим в просвещенной или непросвещенной форме отжил свое время, что залог будущего экономического процветания европейская буржуазия видела в освобождении от абсолютизма.

XVIII в. стал веком промежуточным, приготовлением для исторических процессов, развернувшихся в последующий период. Борьба между буржуазией и землевладельцами не была закончена, ее завершило следующее поколение.

Другим наследием XVIII в., доставшимся следующему веку, была борьба буржуазии и пролетариата, и ее прогноз не был еще очевиден. XIX в. позволил европейцам зримо ощутить плоды индустриальной революции, необходимые предпосылки которой были заложены в XVIII в.

 

2. Формирование колониальной системы и мирового капиталистического хозяйства

Начиная с первых шагов складывания колониальной системы и большую часть XX столетия развитие человечества в значительной степени шло под знаком господства группы стран, объединяемых под общим названием «Запад» (Великобритания, Франция, Германия, Россия (СССР), Италия, Испания, США, Канада и др.), т.е. мир был евроцентристским или, в широком смысле, евро-американо-центристским. Остальные народы, регионы и страны брались в расчет постольку, поскольку они были связаны с историей Запада.

Эпоха освоения и подчинения Азии, Африки и Америки европейскими народами началась с Великих географических открытий XV-- XVI вв. Заключительным актом этой эпопеи стало создание к концу XIX в. великих колониальных империй, охвативших громадные пространства и многочисленные народы и страны во всех частях земного шара. Следует отметить, что колониализм и империализм не были исключительной монополией Европы или западного мира нового и новейшего времени. История завоеваний так же стара как и история цивилизаций. Империя как форма политической организации стран и народов существовала чуть ли не с самого начала истории человечества. Достаточно вспомнить, например, империю Александра Македонского, Римскую и Византийскую империи, Священную Римскую империю, империи Цин Шихуанди и Чингисхана и т.д.

В современном понимании термин «империя» (а также производный от него термин «империализм») связан с латинским словом «император» и обычно ассоциируется с идеями диктаторской власти и принудительными методами управления. В новое время он впервые вошел в обиход во Франции в 30-х г. XIX в. и применялся в отношении сторонников Наполеоновской империи. В последующие десятилетия с усилением колониальной экспансии Британии и других стран этот термин получил популярность в качестве эквивалента термина «колониализм». На рубеже XIX и XX вв. империализм стал рассматриваться как особая стадия развития капитализма, характеризующаяся ужесточением эксплуатации низших классов внутри страны усилением борьбы за передел мира на международной арене.

Империализм характеризуется и особыми отношениями господства п зависимости. Различные нации по своему происхождению, влиянию, ресурсам, возможностям не равны. Одни из них крупные, другие мелкие, одни обладают развитой промышленностью, а другие значительно отстали в процессе модернизации. Международное неравенство во все времена составляло реальность, что обусловливало подавление и подчинение слабых народов и стран сильными и могущественными империями и мировыми державами.

Как показывает исторический опыт, любая сильная цивилизация неизменно обнаруживала тенденцию к пространственному расширению. Поэтому она неизбежно приобретала имперский характер. В последние пять столетий инициатива в экспансии принадлежала европейцам, а затем Западу в целом. Хронологически начало формирования евроцентристской капиталистической цивилизации совпало с началом Великих географических открытий. Складывавшаяся молодая динамичная цивилизация как бы сразу заявляла свои претензии на весь земной шар, В течение последующих за открытиями X. Колумба и Васко да Гамы четырех столетий был либо освоен и заселен, либо покорен весь остальной мир.

Промышленная революция XIX в. дала новый толчок заморской экспансии европейских держав. Территориальные захваты стали рассматриваться как средство увеличения богатств, престижа, военной мощи и получения дополнительных козырей в дипломатической игре. Между ведущими промышленными державами развернулась острая конкурентная борьба за сферы и регионы наиболее выгодного помещения капитала, а также рынки сбыта товаров. Конец XIX в. был ознаменован обострением борьбы ведущих европейских стран за завоевание еще незанятых территорий и стран в Африке, Азии и Океании.

К началу XX в. завершилась волна создания огромных колониальных империй, самой крупной из которых стала Британская империя, раскинувшаяся на громадных пространствах от Гонконга на Востоке и до Канады на Западе. Весь мир оказался поделенным, на планете почти не осталось «ничейных» территорий. Великая эпоха европейской экспансии закончилась. В ходе множества войн за раздел и передел территорий европейские пароды распространили свое господство почти над всем земным шаром.

До конца XIX -- начала XX в. неевропейские народы осваивали европейские научно-технические, экономические, интеллектуальные и другие достижения пассивно; теперь начался этап их активного освоения как бы изнутри. Приоритет в данном плане, несомненно, принадлежит Японии, которая в результате реформ Мэйдзи в 1868 г. встала на путь капиталистического развития. Реформы положили начало заметному экономическому росту страны, что, в свою очередь, дало ей возможность перейти на путь внешней экспансии. Атака японской авиацией 7 декабря 1941 г. американской военно-морской базы Пёрл-Харбор воочию продемонстрировала реальное начало конца евроцентристского мира и стала точкой отсчета новой эпохи в мировой истории. Но до второй половины XX в. мир оставался евроцентристским: западные страны продолжали диктовать свою волю и определять правила политической игры на международной арене. Подавляющему большинству остальных стран и народов была отведена лишь пассивная роль объектов политики великих держав.

Формирование мирового хозяйства Свое начало мирохозяйственные связи берут в мировой торговле, которая исчисляется тысячелетиями. В до индустриальные эпохи парадигму (от гр. paradeigma -- образец) экономического развития можно характеризовать как «поддерживающееся потребление». Тогда типичным было простое воспроизводство, а господствующим -- натуральное хозяйство. С точки зрения социально-экономической формы, это соответствовало первобытному, рабовладельческому и феодальному способам производства. Обогащение господствующих классов осуществлялось путем внеэкономического принуждения рабов и крестьян.

Мировая торговля и мирохозяйственные связи приобрели свое новое качество на основе Великих географических открытий конца XV--XVI вв. и разложения феодализма в Европе. Великие географические открытия не были случайностью. Они явились результатом развития техники и науки, экономики, городов, товарно-денежных отношений. Создание нового типа парусных кораблей -- каравелл позволило экспедиции X. Колумба пересечь Атлантический океан (1492 г.). Стал использоваться компас, в сочетании с астролябией помогающий ориентироваться в открытом море. Усовершенствовалась картография.

Огромным стимулом стала «жажда золота». Она была обусловлена не только желанием королей и других вельмож пополнить свою казну, не только страстью авантюристов к обогащению, но и потребностью растущего товарооборота. Началась погоня за деньгами, их фетишизация. Важное значение имели торговые интересы. Захват турками-сельджуками Константинополя прервал левантийскую торговлю. Все это стимулировало географические экспедиции испанцев и португальцев, позднее -- французов, голландцев, англичан.

Россия сыграла выдающуюся роль в обследовании и освоении северного побережья Азии и Америки, Северного Ледовитого и Тихого океанов. Последствия географических открытий были чрезвычайно важными. Существенная доля колониальной добычи шла в руки королей и придворной знати и получала феодальное применение. В колониях насаждалось крупное землевладение, крепостничество, даже плантационное рабство. Но все-таки преобладающими были капиталистические последствия - процесс первоначального накопления капитала.

На протяжении XVI в. известная европейцам территория увеличилась в 6 раз. Достигла гигантских размеров территориальная база торговли. Она стала мировой, океанской. Расширились масштабы международного разделения труда. В товарооборот были вовлечены огромные массы новых товаров. Европейский капитал становился более полнокровным, жизнеспособным. Проникая в промышленность, он форсировал развитие мануфактурного капитализма. Происходило перемещение торговых путей в Атлантический и Индийский океаны.

Средиземное море стало терять свое значение, города его побережья приходили в упадок. Зато возвышались Лиссабон, Севилья, Кадис (Испания), Антверпен, Амстердам, Лондон. Экономические центры в этот период перемещаются на запад. Приток дешевого золота и серебра вызывал в XVI в. «революцию цен» -- они увеличились в 2--5 раз. Это ускорило обогащение коммерсантов и владельцев мануфактур, продававших товары по все возрастающим ценам и плативших заработную плату все более дешёвыми деньгами. Обогащались и зажиточные крестьяне, спекулирующие сырьем и продовольствием. Что касается рабочих и деревенской бедноты, то они страдали от дороговизны. Оскудевали доходы дворянства, поскольку обесценивались денежные оброки.

Одним из важнейших последствий географических открытий стал колониализм. Ускорение экономического развития Западной Европы происходило ценой неэквивалентного обмена, ограбления и порабощения народов Америки, Африки, Азии. Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что именно Великие географические открытия положили начало становлению всемирного хозяйства.

С позиций социально-экономических форм общества для этого этапа характерен процесс разложения феодальных отношений, феодального способа производства в целом, генезиса капитализма -- первоначального накопления капитала, которое на базе географических открытий, эксплуатации недр и порабощенных народов также получило новое качество. В связи с этим начальный этап становления мирового хозяйства обычно связывают с окончательной победой над феодальным способом производства, процессом первоначального накопления капитала и формированием свободной конкуренции. Произошло коренное изменение парадигмы экономического развития. Центральной фигурой движения экономики становится «экономический человек» с сильными мотивами и выгоды, предприимчивый, готовый ради прибыли идти на риск. Темпы экономического роста резко увеличились. Наиболее развитой, передовой страной мира становится Великобритания.

Великие географические открытия способствовали ее экономическому возвышению. До этого Англия занимала довольно скромное место. Процесс становления капитализма здесь происходил интенсивнее и с большей отчетливостью, чем в других странах. Поэтому Англия считается «классической» страной капитализма.

Главной товарной отраслью страны было сельское хозяйство. Шерсть отправлялась на экспорт для переработки во Фландрию и Флоренцию. Развивалось и собственное промышленное производство на базе цехового ремесла. Великие географические открытия расширили мировой рынок, увеличили спрос и цены. Благодаря меньшим издержкам производства мануфактура быстро вытесняла мелкое ремесленное производство.

Для дальнейшего развития требовалось больше сырья и свободных рабочих рук. Разведение овец было выгодным для феодалов, но наталкивалось на ограниченность пастбищ. Лендлорды захватывали общинные пастбища, сгоняли крестьян с земли, что в истории получило название огораживание. При этом использовались жестокие меры, опустошались целые районы. Согнанные с земли крестьяне теряли средства к существованию, превращались в нищих и бродяг.

Аграрный переворот XVI в. создал условия для быстрейшего Роста шерстяной промышленности, обеспечив ее сырьем и рабочей силой. «Кровавое» законодательство сформировало новую капиталистическую дисциплину труда. Рабочие получали мизерную заработную плату при длительном рабочем дне (с 5 час. утра до 6--8 час. вечера). Развитие промышленного производства и рост неземледельческого населения способствовали формированию внутреннего рынка, размеры которого ограничивал низкий платежеспособный спрос. Это ориентировало производство на внешний рынок.

Характерной политикой в это время был меркантилизм. Однако растущая буржуазия испытывала притеснение со стороны господствующей верхушки дворянства, что вызвало ее борьбу с феодальными порядками. Буржуазная революция 1642--1649 гг. положила конец феодализму в Англии, завершила эпоху средневековья и открыла период новой истории -- капитализма. В экономике это способствовало промышленному перевороту и формированию нового этапа мирового хозяйства. Таким образом, первый этап формирования мирового хозяйства условно можно ограничить рамками конца XV -- конца XVIII вв. Промышленная революция конца XVIII характеризовала новый этап развития всемирного хозяйства. Центральное место в экономике начинает занимать промышленный капитал, что видоизменило и парадигму экономического развития, образцом которой становится промышленно развитая экономика.

Этапы развития мирового хозяйства В своем становлении и развитии мировое хозяйство прошло долгий и сложный путь.

К середине XX века мировое хозяйство, было расколото на две части: мировое капиталистическое и мировое социалистическое.

С 60-х годов в систему MX вошли развивающиеся страны. К середине 70-х годов среди них заметно выделяются так: называемые «новые индустриальные страны» Юго-Восточной Азии (первая волна - 4 «малых дракона» -- Южная Корея, Тайвань, «Гонконг, Сингапур) и страны Латинской Америки: Бразилия, Аргентина, Мексика. После распада СССР и, революционных преобразований в странах Восточной Европы мировое хозяйство начинает приобретать черты единого, целостного образования. Формирующееся глобальное мировое хозяйство, не являясь однородным, включает в себя национальные экономики промышленно развитых стран, развивающихся стран и стран с экономической системой переходного типа. Сохраняя множество противоречий и разноплановых тенденций, MX на рубеже XXI века является несравненно более целостным, интегрированным, динамичным, чем в середине XX века.

Мировое хозяйство на рубеже XXI века -- глобальное по своим масштабам; оно основывается всецело на принципах рыночной экономики, объективных закономерностях международного разделения труда, интернационализации производства и капитала. К концу 90-х годов в мировой экономике проявился ряд устойчивых тенденций. К ним относятся: - стабильные темпы экономического роста.

Средние темпы роста всех стран мира поднялись с менее чем 1% в начале 90-х годов до 3% годовых в конце десятилетия; - повышение внешнеэкономического фактора в хозяйственном развитии. Заметно выросли масштабы и качественно изменился характера традиционной международной торговли овеществленными товарами, а также услугами. Появилась «электронная торговля», т.е. торговля в системе Интернет; - глобализация финансовых рынков и усиление взаимозависимости национальных экономик; - рост удельного веса сферы услуг в национальной экономике и международном обмене; - развитие региональных интеграционных процессов. Достигнутая степень единства торговли, производства и кредитно-финансовой сферы промышленной развитых стран служит признаком формирования мирового хозяйствённого комплекса (МХК).

Россия и Европа в 18 веке. Изменения в международном положении империи.

Исход дворцовой борьбы конца XVII века, расчистив власть Петру, предрешил характер дальнейшего развития преобразований. Петр круто выдвинул немецко-техническое направление в ущерб польско-схоластическому и сосредоточил свою кипучую деятельность на продолжении военных, финансовых и административных преобразований. Исходные точки реформы были уже даны опытами XVII века.

Развитие реформы было лишено систематической планомерности и шло толчками, под непосредственным воздействием текущих военных событий и возраставших финансовых затруднений. Лишь во второй половине царствования, к 20-м годам XVIII века, намечается более систематический план реформы, навеянный западными теориями просвещенного абсолютизма и меркантилизма и опиравшийся на образцы иностранных, главным образом шведских, учреждений.

Выработка этого преобразовательного плана явилась коллективным делом целого ряда лиц, подавших Петру преобразовательные проекты по однообразным вопросам. Разбираясь в этих проектах, Петр придавал осуществлению намеченных преобразований принудительный, террористический характер. Наряду со свойствами личного характера Петра, лихорадочно-возбужденный темп преобразовательной работы обусловливался ходом внешних событий.

Война наполнила все царствование Петра. Конец 90-х годов XVII столетия заняли азовские походы. Они явились продолжением участия России в европейской коалиции против Турции, которая составилась еще при предшественниках Петра. Взятием Азова и сооружением воронежского флота престиж России, поколебленный неудачами князя Голицына, был поднят и в глазах союзников, и в глазах Турции. Молдавия и Валахия обратились к Петру с предложением подданства и перенесения военных действий против Турции на берега Дуная. Но в это время члены коалиции уже спешили помириться с Турцией: Западная Европа готовилась к другой грандиозной борьбе - за испанское наследство.

Распадение коалиции заставило и Россию заключить с Турцией перемирие на 30 лет (3 июля 1700 г.). Азов отошел к России, ежегодная дань России крымскому хану была уничтожена. Через два месяца по заключении этого перемирия началась война с Швецией, против которой еще в 1699 г. Петр заключил союз с Польшей. Польский король Август и много хлопотавший о заключении польско-русского союза лифляндский дворянин Паткуль мечтали о том, что при разделе будущих завоеваний Петр удовольствуется Ингерманландией и Карелией.

Поражение русских под Нарвой еще более повысило притязания и надежды Августа. Он потребовал от Петра уступки Польше Малороссии; но союз был возобновлен без выполнения этого условия. Карл XII после нарвской победы, по выражению Петра, "увяз в Польше", а русские в это время разорили Лифляндию, овладели Дерптом и Нарвой и утвердились на Неве взятием Нотебурга и Ниеншанца и основанием Петербурга (1703). Достигнув моря, Петр начал думать о мире с Швецией и обратился с просьбой о посредничестве к Австрии, Англии, Голландии и Франции. Державы, воевавшие с Людовиком XIV, не сочувствовали усилению России и холодно встретили просьбу Петра. Переговоры с Швецией начались при посредничестве Франции, но были прерваны ввиду требования Карла XII возвратить Швеции все русские завоевания.

Россия заняла Курляндию; Карл, принудив Польшу к миру и сменив на польском престоле Августа Станиславом Лещинским, готовился к походу в глубь России. Петр опасался похода шведов на Москву, но Карл, рассчитывая на малороссийских казаков и крымского хана, двинулся на Украину. Полтавская битва (1709) перевернула весь ход и военных, и дипломатических действий. Карл бежал в Турцию; Россия своим успехом привлекла к себе зоркое внимание всей Европы, соединенное со страхом. Страх вызывал вражду. Франция и Польша подняли на Россию Турцию. Петр пошел на разрыв, ободренный надеждой на балканских славян, не переставших в течение в сего царствования Петра взывать к покровительству России. Господари Молдавии и Валахии заключили с Петром формальные союзы против турок, под условием провозглашения независимости их господарств. Измена валахского господаря Бранкована подвергла русское войско страшной опасности со стороны турок и заставила кончить прутский поход тяжелым для России миром с Турцией: Азов опять перешел к Турции, новопостроенные русские города у Азовского моря разорены, Карлу XII было гарантировано свободное возвращение в шведские владения.

1711 - 1715 годы заняты были военными операциями в Померании и Финляндии. Углубление русских войск в Германию еще более усилило враждебную России тревогу Европы. Окончание войны за испанское наследство давало возможность европейским державам внимательнее следить за политическим ростом России. Англия, Австрия, Франция держались по отношению к России частью с холодной натянутостью, частью с открытой враждебностью. Польша, где после Полтавской битвы снова воцарился Август, Дания и Пруссия состояли в союзе с Петром, но две первые державы боялись России и интриговали против ее успехов.

Несмотря на все это, Петр, после успехов в Финляндии, составил план высадки в южную Швецию соединенного русско-датского флота. План не осуществился вследствие разлада среди союзников. Петр начал искать тогда сближения с Францией. После его поездки в Париж был заключен союз между Россией, Францией и Пруссией, с обязательством открыть переговоры с Швецией при посредстве Франции.

Одновременно с этим соглашением был решен, однако, - по предложению шведского дипломата Герца, - съезд русских и шведских уполномоченных на Аландских островах, без участия представителей Франции. Аландский конгресс, во время которого Карла XII сменила на престоле Ульрика Элеонора, не привел ни к чему. Петр возобновил войну. Несмотря на демонстративное крейсирование англ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: