Философские основания науки и научная картина мира в концепции Стёпина




НКМ - это система оснований, идеальных объектов и принципов, которые определяют каркас структуры знания и способы его интерпретации.

Подобные представления об НКМ формируются в научном сообществе под влиянием идей Степина В.С. Степин В. С. (19.08.1934), философ, академик Российской академии наук (1994), член-корреспондент АН СССР (1987). Почетный член Международной Академии науки, образования и передачи технологий (ФРГ, 1994), действительный член Нью-Йоркской Академии наук Иностранный член АН Беларуси (1995), доктор наук (1978), профессор (1979). С 1987 – директор Института естествознания и техники АН СССР. С 1988 - директор Института философии РАН. Одновременно заведующий кафедрой философской антропологии и науки о человеке факультета философии МГУ.

1) Сравнивать теоретическую модель и реальность позволяет введение системы онтологических принципов, посредством которых эксплицируется картина исследуемой реальности и ко­торые выступают как основание научных теорий соот­ветствующей дисциплины (. Например, принципы: мир состоит из неделимых корпускул; их взаимодействие осуществляется как мгновенная передача сил по прямой; корпускулы и образованные из них тела перемещаются в абсолютном пространстве с течением абсолютного време­ни - описывают картину физического мира, сложившу­юся во второй половине XVII века и получившую впос­ледствии название механической картины мира)+введение особой системы абстракций (идеальных объектов).

Переход от одной картины физической реальности к другой сопровождается изменением системы онтологических принципов.

2) Каждая из конкретно-исторических форм картины ис­следуемой реальности может реализовываться в ряде модификаций, выражающих основные этапы развития научных знаний. Среди таких модификаций могут быть линии преемственности в развитии того или иного типа картины реальности (например, развитие ньютоновских представлений о физическом мире Эйлером, развитие электродинамической картины мира Фарадеем, Макс­веллом, Герцем, Лоренцем, каждый из которых вводил в эту картину новые элементы). Но возможны и другие ситуации, когда один и тот же тип картины мира реали­зуется в форме конкурирующих и альтернативных друг другу представлений о физическом мире и когда одно из них в итоге побеждает в качестве «истинной» физичес­кой картины мира (примерами могут служить борьба ньютоновой и декартовой концепций природы

3) Описание связей между признаками абстрактных объ­ектов теоретических схем и идеальных объектов, обра­зующих картину мира, включается в качестве одного из типов определений в содержание научных понятий. Примером может служить определение в ньютоновской физике массы как количества материи, поскольку пола­галось, что в неделимых корпускулах (атомах), из кото­рых построены тела, количество материи сохраняется в соответствии с признаком неделимости и неразрушимо­сти атомов. Научные понятия включают в себя многооб­разие определений, и их развитие осуществляется как взаимодействие всех типов определений, в том числе возникающих при соотнесении теоретических схем с на­учной картиной мира. Потому на уровне понятий четко нельзя провести различие между картиной мира и теорией.

4) Эмпирическая интерпретация задает рецептуру связей с опытом величин, фигурирующих в уравнениях. Но только одной этой интерпретации недостаточно для при­знания теории. Без концептуальной интерпретации ее ма­тематического аппарата она не считается завершенной.

5) Картина мира всегда характеризуется большей широ­той охвата изучаемых явлений, чем любая отдельно взя­тая теория. Поэтому на одну и ту же картину мира мо­жет отображаться несколько теоретических схем, со­ставляющих ядро различных теорий, в том числе и фун­даментальных.

6) Например, термин «электрон» в законах электродина­мики Максвелла-Лоренца обозначал элементарный то­чечный электрический заряд. Но как описание соответ­ствующего элемента физической картины мира он вво­дился по признакам «быть крайне малой электрически заряженной частицей, которая присутствует во всех те­лах», «быть сферическим телом, по объему которого равномерно распределен электрический заряд», «взаи­модействовать с эфиром так, что эфир остается непо­движным при движении электронов». Образы электрона как точечного заряда и как сферической малой заря­женной частицы («атома электричества») соответствова­ли различным идеальным объектам и различным смыс­лам термина «электрон».

7) На уровне понятий невозможно провести различие между НКМ и теоретич. Схемой объекта так как Основные признаки ее идеальных объектов обязатель­но должны получить опытное подтверждение, и это яв­ляется одним из условий их онтологизации. Даже если речь идет об идеализированных признаках, например, о неделимости атома

НКМ (Степин) — целостная система представ-й о мире, его струк-ных хар-ках и закон-тях, вырабатываемая в рез-те систематиз-ции и синтеза в фунд-ных достижениях науки. Это особ. ф-ма научно-теор-го зн-я, разв-ся в процессе ист. эвол-и науки. НКМ явл. важн. комп-ом науч. мировоз-ния, но не свод-ся к нему. В мировоз-и кроме зн-й присут-т убежд-я, ценности, идеалы и нормы деятельности, эмоц. отн-я к об-ту изуч-я и т.д.

Стр-ра НКМ: 1) концептуальный ур-нь (фил. категории, пр-пы), кот. конкретиз-ся в НКМ ч/з с-му общенауч-х пон-й и пр-в, ч/з фунд-е пон-я отд. наук (Н: поле, об-во, энергия). 2) чувственно-образный комп-нт — нагляд-е представ-я и образы, базир-ся на к-ре конкр. эпохи. Образы выступ-т в виде с-мы и благ. этому обесп-ся их поним-е НКМ шир. кругом ученых, незав. от их специализации.

Формы НКМ:

1) по степени общности НКМ выступ-т в след. ф-мах:

- общенаучная к.м., т.е. форма систематиз-ции зн-й, выраб-х в естествозн-и и в соц-гум. зн-ях.

- ест-науч. к.м. (пр-да) и науч. карт. соц-ист. действ-ти (картина об-ва). Кажд. из таких картин явл. отн-но самост-м аспектом общенауч. к.м.

- спец. к.м. отд. наук (дисциплинарная онтология). Н: физич. мир, биол. мир). Кажд. из спец. к.м. м.б. предст-на как набор неких теор. конструктов, образ-х модель изучаемой области.

2) с точки зр. ист-ко-кул. принадлежности: НКМ в осн. выступ-т как ест-но-науч. к.м., поэтому в св. послед-ти выглядит след. образом: механич. к.м., электродинамич. к.м., квантовореляц-я к.м., синергетич. к.м. Первые три основаны на ест-науч. к.м.

Функции спец. НКМ: 1) систематизация зн-й; 2) обесп-е связи с опытом и к-рой соотв-ей эпохи; 3) f быть иссл-кой программой, кот. целенаправляет постановку эмпир-х и теор. з-ч, а ткж выбор ср-в их реш-я.

Операциональные оснавания НКМ:

Спец. к.м. служат матер-м, на базе кот. сначала склад-ся карт. пр-ды и об-ва, затем общенауч. к.м. 1) Сначала осущ-ся переход, т.е. движ-е от дисцип-го к междисц-ным ур-ням систематиз-ции науки. 2) такой переход осущ-ся не как простое суммирование спец. к.м., а как их слож. синтез, в пр-се кот. лидирующую роль игр. карт. реал-ти основных на данный момент науч. дисц-н. 3) в понятийном каркасе этих дисц-н вычл-сяобщенауч. Пон-я, кот. и стан-ся ядром сначала ест-науч. и соц-ист. картин, а потом и общенауч-й к.м. 4) вокруг этого ядра организ-ся фунд-ные понятия спец. наук, включаемые в к.м. второго ур-ня, а потом и в общенауч. картину. 5) получаемая в итоге к.м., особ. совр-я, не просто систематиз-т зн-я о пр-де и об-ве, но и f-рует как иссл-кая программа, кот. дает видение в/связей м/у предметами разл. наук и опр-т стратегию переноса стратегий и м-в из одной науки в др.

Фил-кие основания науки:

Перестройка спец. к.м. и их трансформация в общенауч. к.м. озн. трансформацию и потому существенное изм-ние фунд-х пр-в науки замену этих пр-в новыми. Такая перестройка осущ-ся в период науч. революции и предполаг. акт-ную, целенаправл-ю роль онтологич. фил. идей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: