НКМ - это система оснований, идеальных объектов и принципов, которые определяют каркас структуры знания и способы его интерпретации.
Подобные представления об НКМ формируются в научном сообществе под влиянием идей Степина В.С. Степин В. С. (19.08.1934), философ, академик Российской академии наук (1994), член-корреспондент АН СССР (1987). Почетный член Международной Академии науки, образования и передачи технологий (ФРГ, 1994), действительный член Нью-Йоркской Академии наук Иностранный член АН Беларуси (1995), доктор наук (1978), профессор (1979). С 1987 – директор Института естествознания и техники АН СССР. С 1988 - директор Института философии РАН. Одновременно заведующий кафедрой философской антропологии и науки о человеке факультета философии МГУ.
1) Сравнивать теоретическую модель и реальность позволяет введение системы онтологических принципов, посредством которых эксплицируется картина исследуемой реальности и которые выступают как основание научных теорий соответствующей дисциплины (. Например, принципы: мир состоит из неделимых корпускул; их взаимодействие осуществляется как мгновенная передача сил по прямой; корпускулы и образованные из них тела перемещаются в абсолютном пространстве с течением абсолютного времени - описывают картину физического мира, сложившуюся во второй половине XVII века и получившую впоследствии название механической картины мира)+введение особой системы абстракций (идеальных объектов).
Переход от одной картины физической реальности к другой сопровождается изменением системы онтологических принципов.
2) Каждая из конкретно-исторических форм картины исследуемой реальности может реализовываться в ряде модификаций, выражающих основные этапы развития научных знаний. Среди таких модификаций могут быть линии преемственности в развитии того или иного типа картины реальности (например, развитие ньютоновских представлений о физическом мире Эйлером, развитие электродинамической картины мира Фарадеем, Максвеллом, Герцем, Лоренцем, каждый из которых вводил в эту картину новые элементы). Но возможны и другие ситуации, когда один и тот же тип картины мира реализуется в форме конкурирующих и альтернативных друг другу представлений о физическом мире и когда одно из них в итоге побеждает в качестве «истинной» физической картины мира (примерами могут служить борьба ньютоновой и декартовой концепций природы
3) Описание связей между признаками абстрактных объектов теоретических схем и идеальных объектов, образующих картину мира, включается в качестве одного из типов определений в содержание научных понятий. Примером может служить определение в ньютоновской физике массы как количества материи, поскольку полагалось, что в неделимых корпускулах (атомах), из которых построены тела, количество материи сохраняется в соответствии с признаком неделимости и неразрушимости атомов. Научные понятия включают в себя многообразие определений, и их развитие осуществляется как взаимодействие всех типов определений, в том числе возникающих при соотнесении теоретических схем с научной картиной мира. Потому на уровне понятий четко нельзя провести различие между картиной мира и теорией.
4) Эмпирическая интерпретация задает рецептуру связей с опытом величин, фигурирующих в уравнениях. Но только одной этой интерпретации недостаточно для признания теории. Без концептуальной интерпретации ее математического аппарата она не считается завершенной.
5) Картина мира всегда характеризуется большей широтой охвата изучаемых явлений, чем любая отдельно взятая теория. Поэтому на одну и ту же картину мира может отображаться несколько теоретических схем, составляющих ядро различных теорий, в том числе и фундаментальных.
6) Например, термин «электрон» в законах электродинамики Максвелла-Лоренца обозначал элементарный точечный электрический заряд. Но как описание соответствующего элемента физической картины мира он вводился по признакам «быть крайне малой электрически заряженной частицей, которая присутствует во всех телах», «быть сферическим телом, по объему которого равномерно распределен электрический заряд», «взаимодействовать с эфиром так, что эфир остается неподвижным при движении электронов». Образы электрона как точечного заряда и как сферической малой заряженной частицы («атома электричества») соответствовали различным идеальным объектам и различным смыслам термина «электрон».
7) На уровне понятий невозможно провести различие между НКМ и теоретич. Схемой объекта так как Основные признаки ее идеальных объектов обязательно должны получить опытное подтверждение, и это является одним из условий их онтологизации. Даже если речь идет об идеализированных признаках, например, о неделимости атома
НКМ (Степин) — целостная система представ-й о мире, его струк-ных хар-ках и закон-тях, вырабатываемая в рез-те систематиз-ции и синтеза в фунд-ных достижениях науки. Это особ. ф-ма научно-теор-го зн-я, разв-ся в процессе ист. эвол-и науки. НКМ явл. важн. комп-ом науч. мировоз-ния, но не свод-ся к нему. В мировоз-и кроме зн-й присут-т убежд-я, ценности, идеалы и нормы деятельности, эмоц. отн-я к об-ту изуч-я и т.д.
Стр-ра НКМ: 1) концептуальный ур-нь (фил. категории, пр-пы), кот. конкретиз-ся в НКМ ч/з с-му общенауч-х пон-й и пр-в, ч/з фунд-е пон-я отд. наук (Н: поле, об-во, энергия). 2) чувственно-образный комп-нт — нагляд-е представ-я и образы, базир-ся на к-ре конкр. эпохи. Образы выступ-т в виде с-мы и благ. этому обесп-ся их поним-е НКМ шир. кругом ученых, незав. от их специализации.
Формы НКМ:
1) по степени общности НКМ выступ-т в след. ф-мах:
- общенаучная к.м., т.е. форма систематиз-ции зн-й, выраб-х в естествозн-и и в соц-гум. зн-ях.
- ест-науч. к.м. (пр-да) и науч. карт. соц-ист. действ-ти (картина об-ва). Кажд. из таких картин явл. отн-но самост-м аспектом общенауч. к.м.
- спец. к.м. отд. наук (дисциплинарная онтология). Н: физич. мир, биол. мир). Кажд. из спец. к.м. м.б. предст-на как набор неких теор. конструктов, образ-х модель изучаемой области.
2) с точки зр. ист-ко-кул. принадлежности: НКМ в осн. выступ-т как ест-но-науч. к.м., поэтому в св. послед-ти выглядит след. образом: механич. к.м., электродинамич. к.м., квантовореляц-я к.м., синергетич. к.м. Первые три основаны на ест-науч. к.м.
Функции спец. НКМ: 1) систематизация зн-й; 2) обесп-е связи с опытом и к-рой соотв-ей эпохи; 3) f быть иссл-кой программой, кот. целенаправляет постановку эмпир-х и теор. з-ч, а ткж выбор ср-в их реш-я.
Операциональные оснавания НКМ:
Спец. к.м. служат матер-м, на базе кот. сначала склад-ся карт. пр-ды и об-ва, затем общенауч. к.м. 1) Сначала осущ-ся переход, т.е. движ-е от дисцип-го к междисц-ным ур-ням систематиз-ции науки. 2) такой переход осущ-ся не как простое суммирование спец. к.м., а как их слож. синтез, в пр-се кот. лидирующую роль игр. карт. реал-ти основных на данный момент науч. дисц-н. 3) в понятийном каркасе этих дисц-н вычл-сяобщенауч. Пон-я, кот. и стан-ся ядром сначала ест-науч. и соц-ист. картин, а потом и общенауч-й к.м. 4) вокруг этого ядра организ-ся фунд-ные понятия спец. наук, включаемые в к.м. второго ур-ня, а потом и в общенауч. картину. 5) получаемая в итоге к.м., особ. совр-я, не просто систематиз-т зн-я о пр-де и об-ве, но и f-рует как иссл-кая программа, кот. дает видение в/связей м/у предметами разл. наук и опр-т стратегию переноса стратегий и м-в из одной науки в др.
Фил-кие основания науки:
Перестройка спец. к.м. и их трансформация в общенауч. к.м. озн. трансформацию и потому существенное изм-ние фунд-х пр-в науки замену этих пр-в новыми. Такая перестройка осущ-ся в период науч. революции и предполаг. акт-ную, целенаправл-ю роль онтологич. фил. идей.