Садово-парковое искусство Китая




 

Выполнила: студ. гр. ЗЛД-211С

Васильева М. В..

 

Проверил:

доцент, канд. филос. наук

Цесевичене О.А.

 

Екатеринбург

Содержание

Введение

1.

2.

3.

Заключение

 

 

Введение

Главный принцип построения китайского сада заключается в необходимости создания предельной гармонии между природным и рукотворным ландшафтом. Важно, что вмешательство человека должно было идти не на “замену” элементов природного ландшафта, а на его “дополнение”.

В садово-парковом искусстве отразилось живописное понятие юньгэиъ (корень облаков), утверждавшее внутреннее единство мира, как сочетание камня и воды. Только взаимопроникновение и метаморфозы этих двух стихий и связанные с ними представления о единстве души и ритма, органичное слияние «мудрости» и «гуманности», «движения» и «покоя», «радости» и «долголетия» (по терминологии Конфуция) рождают целостность ощущения бытия и создают качество в искусстве.

Идея взаимосвязи воды и камня, точнее воды и горы, вообще свойственна китайской традиции. Пейзаж, представляющий в Китае прообраз космического единства мира, осознавался художниками как «горы - воды».

 

 

Цель работы выявить философское предназначение садово - паркового искусства Китая. В ходе работы будут решены следующие задачи:

изучить философские теории в классическом садоводстве;

изучить стили китайского сада;

разобрать ландшафтные компоненты китайского сада;

 

В основе китайского классического садоводства лежат следующие философские теории:

· Теории философского даосизма:

1. «Через сложную работу вернуться к исходному» - сад долженвыглядеть,

как природный объект. Имитация реально существующихприродных ландшафтов.

2. «Красота простоты» - соответствие внутренних качеств и внешней формы.

Умение видеть и использовать красоту природных компонентов, например,

отдельно взятого камня или дерева.

3. «Теория пустоты» - садовник должен уметь оценить потенциал

используемого пространства быть заполненным, подразумевается

бесконечность творческих возможностей человека.

4. Теория ФэнШуй - учение об экологической гармонии.

5. Теория «Инь-Ян» - единство противоположностей в отношении к красоте

и искусству (камень/гора/земля и вода в саду),впоследствии отразилась в

теории контрастов.

· Теории конфуцианства:

1. Теория разнообразия или «гармония неоднородна» - создаваемый

человеком сад, чтобы быть гармоничным, должен быть разнообразным.

2. Теория «Золотой середины» - избегать крайностей и подчеркивать

красоту, заложенную природой, не изменяя свойство объекта.

3. Теория «Копирования добродетелей» - элементы ландшафта и

растения сравнивались с моральными качествами людей.

4.Теория единства противоположностей «Инь-Ян» в отношенииэтики и морали.

Анализируя четыре вида китайского искусства – садоводство, литературу, живопись и каллиграфию, можно видеть, что они развивались и совершенствовались в тесной взаимосвязи друг с другом.

Философский даосизм и конфуцианство можно считать теоретической основой, на которой базируются все эстетические принципы китайского садово-паркового искусства.

 

По функциональному назначению объекты ландшафтной архитектуры Китая мы предлагаем подразделить на семь основных категорий:

1. Императорские сады и парки – строились для личного пользования императора, его семьи и (частично) императорского двора; большие по площади, они демонстрировали мощь и величие императора, включали множество построек разного назначения, буддийские и даосские храмы, подразумевали присутствие большого количества людей и были приспособлены для организации досуга; отдельные участки садов имели элементы регулярной планировки и выраженную ось «Юг-север».

2. Парки императорских погребальных комплексов – демонстрировали степень популярности усопшего императора, экономическое состояние империи, моделировали обустройство «жизни» императора в загробном мире с максимальным использованием планировочных принципов ФэнШуй; планировочным решением подразумевались только широкие функциональные дороги; в них не предусматривалось постоянное присутствие посетителей.

3. Условно благоустроенные ландшафты - исторические места гуляний или любования природными объектами с какой-либо внешней точки обзора; благоустройство не проводилось, или проводилось в минимальном объеме в виде необходимых для передвижения дорог и мостов, а также беседок для любования окрестными ландшафтами; доступ свободный.

4. Парки на основе природных ландшафтов – исторические места гуляний с организацией пешеходных прогулочных маршрутов и других, необходимых для отдыха и развлечений населения объектов парковой инфраструктуры; планировка свободная; доступ не ограничен.

5. Парки и насаждения храмов и святилищ – приурочены к культовым учреждениям, имеют выраженную ось «юг-север», всегда присутствуют элементы симметрии в планировке; основной вход – с юга; территории предназначены для постоянного посещения (высоких рекреационных нагрузок); доступ свободный.

6. Частные сады (сады резиденций) - территории ограниченного пользования – в пределах одной семьи; водоем центрального расположения, постройки – на периферии; множество обособленных садовых пространств, приуроченных к зданиям и павильонам; входная зона преимущественно ориентирована на юг, планировка свободная;

7. Городские сады и парки – территории открытого доступа, с планировкой, предусматривающей высокие рекреационные нагрузки, как правило, с элементами эклектики разных эпох и стилей.

4.1.Особенности планировочного решения.

Исследования показали, чтоформирование пространства на объектах ландшафтной архитектуры Китая развивалось по пути противопоставления отдельных пейзажей. Большинство садов расположено в пределах или вблизи населенных пунктов, поэтому их площадь была ограничена. Вне зависимости от реальной площади сада или парка, идея достижения кажущейся бесконечности пространства успешно воплощалась в садах всех категорий.

Для императорских садов (Ихэюань, Юаньминюань, Бэйхай и др.), императорских погребальных комплексов (Шисанлин, Силин, Чжаолин и др.), а также для крупных храмов (Тяньтань, Дитань, Биюньсы и др.) задача демонстрации величия и значимости объекта через пространство облегчалась его значительными размерами. Организация пространства в зоне застройки объектов этих категорий подчинена центральной оси, ориентированной с юга на север.

Для условно благоустроенных ландшафтов правил преимущественной ориентированности входа или направления дорог не существовало. Основной задачей благоустройства было создание необходимого удобства и минимального нарушения окружающего ландшафта.

Для парков на основе природных ландшафтов создавалась разветвленная сеть дорог, строились башни и павильоны для обзора, высаживались деревья и кустарники причем в количествах, позволяющих изменять первоначальную структуру насаждений.

В небольших буддийских и конфуцианских храмах и даосских святилищах присутствуют элементы осевой симметрии. Осей, соединяющих группу зданий с внутренними дворами и малыми садами, может быть несколько на одной территории. Вход на территорию всегда расположен с юга (если только в период существования объекта не менялась градостроительная ситуация и храм не утрачивал часть своих земель или этого не позволяли свойства рельефа), но и в этих случаях, оси, объединяющие группу строений, всегда ориентированы с юга на север.

В садах городских частных резиденций, небольшой по площади сад, состоящий кроме центрального пространства, из нескольких малых обособленных садов и двориков в периферийной части, производит впечатление очень крупного объекта. Особенно это хорошо видно на примере садов в Шанхая, Сучжоу и Янчжоу (Юйюань, Шицилин, Лююань, Геюань, Хэюань и др.). В этих садах центральная часть с водоемом и прибрежными пейзажными картинами по площади невелика, но в сравнении с периферийными малыми садами создает впечатление большого пространства.

В современных городских садах и парках элементы симметрии отсутствуют, ориентация входа зависит от общей градостроительной ситуации, повсеместно наблюдаются европейские тенденции в оформлении и планировке. Исключение составляют лишь те объекты, которые созданы как примеры садов и парков определенной исторической эпохи (сады Дагуаньюань в Пекине и Шанхае).

 

Рельеф, камни и вода.

Камни и вода – главные составляющиелюбого китайского сада; они являются основными символическими элементами, олицетворяющими согласно классическим философским концепциям гармонию – Ян (камень) и Инь (вода). Камни и вода непосредственно связаны с рельефом и при недостатке этих природных ресурсов в садах всегда воспроизводились искусственно. Холмы в садах бывают земляными или каменными, а также существуют земляные холмы с камнями и каменные холмы с землей, в зависимости от соотношения этих материалов.

Холмы, полностью сложенные из камней, имеют в своих пределах пики, пещеры, отвесные утесы и другие особенности,подчеркивающие характер горного рельефа и характерные для естественных ландшафтов. Выбор материала для устройства искусственного холма зависит не только от видения мастера, но и от климата местности. Так, дождливый климат Южного Китая сильно затрудняет устройство земляных холмов, поэтому на юге более традиционны каменные, реже встречаются каменно-земляные холмы. На севере, особенно в садах дворцовых комплексов, можно видеть грандиозные земляные горы, такие, как, например, в парке Бэйхай или Цзиншань.

Высота холмов и каменных композиций в садах и парках обычно не превышает 7 м. Камни береговой линии или установленные в воде необходимо рассматривать с близкого расстояния. Поэтому подобные видовые точки располагаются там, где расстояние от беседок, дорожек и других мест, предназначенных для предметного любования, не превышает 20 м.

Рассматривая собственно камни, как материал для ландшафтных работ, автор данного исследования выделяет две их главные функции. Первая — конструктивная, когда камни используются для укрепления склонов, холмов и берегов водоемов. Вторая — декоративная (каменные композиции в ландшафте сада несут главную эстетическую нагрузку).

Холмы в садах дополняются водными сценами, включающими реки, водопады и озера. Использование камней в традиционном китайском саду можно подразделить на четыре основных направления.

1. Главный исходный материал (наряду с водой) для построения основы сада; материал для формирования искусственных холмов;

2. Разграничение пространства посредством садовых стен и фоновых декораций.

3. Вертикальные композиции во внутренних дворах, малых сценах, композиции на склонах, террасах, создание акцентов.

4. Обрамление береговой линии водоемов, укрепление откосов, формирование садовых лестниц, дорожек, переходов, подпорных стен.

Вторым главным элементом на объектах ландшафтной архитектуры Китая является вода. Атмосфера, которую создает в саду вода, — это комплекс ощущений прохлады, звуков и отражений. Водоем в саду расширяет и углубляет пространство, удваивая количество композиций за счет отражения. Многие известные сады в Китае формировались на берегах огромных естественных озер. Например, сады на берегах и островах озера Сиху в Ханчжоузанимающего площадь в 600 га, а сад Шоусиху в Янчжоу, имеет водную гладь в 30 га.

Китай богат природными водными ресурсами: по его территории протекают крупнейшие в Азии реки. Поэтому именно этот образ и был отражен в классических китайских садах. В больших по площади садах спокойная вода каналов, соединяющих водоемы, — это олицетворение великих рек Китая и даже Великого Канала, что характерно для императорских парков и, в общем, для северного типа садов. Наряду с крупными водными объектами в сады перенесен и образ малых водных потоков, водопадов, перекатов, бьющих родников. Вместе с моделями горных утесов и холмов, каменными лабиринтами они нашли свое отражение в садах юга. Нередко в парках, созданных на базе природных комплексов, естественные водопады и ручьи включаются в преобразованный ландшафт. Там вода поступает в водоемы сада извне и, проходя через разные пейзажные картины, связывает их в единое целое.

 

Растительные метафоры.

Метод использования растений, как метафор в передаче образов и идей, оказал серьезное влияние на подбор растений в садах и парках Китая, демонстрируя тесную взаимосвязь человека с природным окружением и привлечением в сады растений местной флоры. Следуя конфуцианским и неоконфуцианским теориям, черты характера человека пытались отождествить с некоторыми свойствами растений.Например, в период правления династии Тан (618-907гг.) покрытые листвой и цветами деревья были олицетворением высокого морального облика. Во времена династии Сун (960-1127 гг.) - то же значение имела эстетическая концепция, выраженная в четырех словах: «горы и воды, цветы и птицы», здесь во флористическую основу были положены цветы сливы, которые вместе с орхидеей, хризантемой и бамбуком, символизировали четыре времени года.Символами моральной стойкости также считались сосна(PinusdensifloraSiebold.&Zucc) и кипарисовик (ChamaecyparispisiferaSiebold. etZucc) (HuDongchu, 1991). Свойство бамбука (виды родов Phyllostachys,Indocalamus,Pleioblastus,Semiarundinaria) во все сезоны противостоять ветру, дождю и морозу сделало его одним из наиболее широко используемых в садах растений. Сочетание гибкости и твердости, по мнению конфуцианцев, олицетворяется с верностью и справедливостью, скромностью, благородством и чистотой. Также исключительно большое значение в садах имеют такие растения как слива (Prunis sp.), лотос (Nelumbosp.), хризантема (Chrysanthemumsp.), ива (Salixsp.) и османтус (Osmanthussp.).

Вопросы, касающиеся состава и структуры насаждений садов и парков, рассмотрены в главе 7 настоящей рукописи.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: