Христос воскресе из мертвых...




В одной из церковных песен читаем: "Белоносяй Гавриил светел предста, яко в виде молнии, Христову гробу, и камень отвали от гроба, и страх велий содержаше Твоя стражи, и внезапу пребыша вси аки мертвии". Очнувшись, они убежали в город. Близилось утро. Мироносицы уже шли ко гробу Иисуса - помазать ароматами Его тела. Замечательно, что Матерь Иисуса, без всякаго сомнения более всех исполненная любви к Нему, ни принимала участия в общем предприятии прочих жен; слагая в сердце Своем все глаголы Иисуса и о Иисусе, будучи более других внимательна к великим и чудным происшествиям Его жизни от яслей до гроба, Она, конечно, научилась более других верить Его обещаниям самым высоким и хотя не открыто пред всеми, но во глубине Своего духа исповедывала: "Не может быть, чтобы Иисус Мой умер навсегда"! С другой стороны замечательно и то, что нигде в Св. Писании ясно не говорится, чтобы Пресвятая Богородица зрела воскресшаго Господа. Со времени страдания Спасителя почти до сошествия Святаго Духа, в Евангелии нигде даже не упоминается о Богоматери. Видно только, что все небольшое общество находится в сильном волнении: Апостолы и жены ходят и спешат от одного места к другому; встречаются тут и там; разсказывают, совещаются, недоумевают и колеблются; убеждаются и вновь требуют убеждения. Сам Господь является им, то по одиночке, то в совокупности; удостоверяет неверующих; позволяет осязать Себя; вкушает с ними пищу и проч. Словом, все действуют и принимают участие в великом событии; а Та, Которая, по естественному порядку, должна была бы первая принимать самое живое участие в этих обстоятельствах, остается незамеченной, в то время, когда сердце Ея, пронзенное при распятии Сына и Господа оружием, должно было бы исполниться теперь чистейшею радостию. А что Она видела Воскресшаго Господа и радовалась о Нем, даже более, чем все другие верующие, на это указывают и церковныя песнопения и св. Отцы. Кому, в самом деле, могла принадлежать преимущественная радость о воскресении Господа, как не Той, Которая могла достойнее всех принять ее? Душа Пречистой Девы, глубже всех пораженная скорбию при виде страданий и смерти Сына Своего, не более ли нуждалась в утешении? не способнее ли была и принять это утешение? И в ком другом, среди небольшаго сонма избранных, как не в Матери Божией, могла найтись совокупность добродетелей и духовных совершенств? Итак, по высокому достоинству Пресвятой Девы, Ей принадлежала преимущественная радость о воскресении Спасителя, принадлежащая не только как Матери Воскресшаго, но и как достойнейшей в сонме верующих.

В церковных песнопениях находим следующия выражения:

"Воскресшаго видевши Сына Твоего и Бога, радуйся со Апостолы, Богоблагодатная, читая"!

"Бога, Егоже родила еси плотию, из мертвых, якоже рече, возставша видевши, чистая, ликуй"!

"Егоже родила еси Христа, прекрасно из мертвых возсиявша днесь, во спасение всех, зрящи, чистая, добрая и непорочная в женах и красная, со Апостолы радующися, Того прославляй".

"Из мертвых видевши, Богородице, Твоего Сына и Бога возставша, исполнилася еси радости".

"Восток Солнца праведнаго показался еси, Мати Дево, Егоже видевши воскресша из мертвых, якоже рече, и мир весь просвящша, радовалась еси".

"Мертва и нага Твоего Сына висяща на древе зрящи, болела еси; абие же Сего воскресша тридневно видящи, веселилася еси, всенепорочная".

Евангелисты умолчали о явлении Воскресшаго Господа Своей Матери, конечно, не без важной какой-либо причины. И во 1-х, вероятно, не было на это воли Самой Богоматери, так как три Евангелия были написаны еще при жизни Ея; а Она, какою была смиренною доселе, такою оставалась и по воскресении Господа. Во 2-х, явление Воскресшаго Сына Матери было тогда ни для кого несомнительным, вполне естественным, и не было никакой надобности рассказывать о нем. В 3-х, свидетельство Матери о воскресении Сына, по родственному союзу, не только не доказывало бы истины воскресения, но еще могло бы подвергнуть его сомнению. Многие Отцы Церкви были того мнения, что Богоматерь и не покидала гроба возлюбленнаго Своего Сына в продолжение целой субботы, и первая видела явление Ангела с неба, отваление камня, опустевший гроб, омертвение стражей, пелены полныя смирны и алоя и уже не заключавшия тела, видела Она и Самого Воскресшаго, раньше Марии Магдалины, стала быть - раньше всех: но когда последовало это явление - ведают только Господь воскресший и Она, Его преблагословенная Матерь* (*Напрасно, однако, многие у нас, вспоминая известную песнь " Ангел вопияше Благодатный ", думают, что Архангел Гавриил возвестил Пресвятой Деве воскресение Господа; такое мнение совершенно ошибочно. Точный смысл этой песни таков: Ангел (в минуты Благовещения) вопиял Благодатной: Чистая Дево, радуйся; и опять скажу я (певец, составитель этой песни): радуйся - Твой Сын воскресе тридневен от гроба и т.д. Если бы все это говорил Ангел к Богоматери лично, то ему не было никакого повода сказать при этом: " людие веселитеся ", так как при скорбящей в уединении Матери некого было приглашать к веселию. Наконец, если Сам Воскресший явился Ей, то не было никакой нужды в явлении Ангела) Далее - можно думать, что Она была с Апостолами и с женами мироносицами и в горнице Сионской, когда Господь явился всем ученикам, собранным вместе, как в день воскресения, так и через неделю после того; можно думать, что была Она и при море Тивериадском, во время чудеснаго лова рыбы, в чем участвовал Апостол Иоанн, которому Она была поручена и который, конечно, поспешил известить Ее о явлении Господа при море.

После сорокадневнаго пребывания на земле по воскресении, Господь явился Апостолам в Иерусалиме и, выведши их на гору Елеонскую, преподал им последния наставления и, благословляя, вознесся на небо.

Прославляя Вознесшагося, Святая Церковь представляет Богоматерь присутствующею при Елеонском событии: "Господи! таинство, еже от веков сокровенное и от родов, исполнив, яко благ пришел еси со учениками Твоими на гору Елеонскую, имея рождшую Тя, Творца и всех Создателя; Той бо, в страсти Твоей матерински паче всех болезновавшей, подобаше и славою плоти Твоей премногия насладитися радости". Присутствуя на горе Елеонской (Прим 53) и видя славное вознесение Сына Своего и Бога, Пресвятая Дева радовалась совершению дела спасения рода человеческаго и тому, что Она Сама удостоилась послужить тайне домостроительства Божия.

***

Сион составляет южную из возвышенностей, на которых расположен Иерусалим. Св. Царь Давид, отняв эту гору у Иевусеев и укрепив ее, избрал местом постояннаго жилища своего. Там устроена была новая скиния, в которую перенесен кивот завета, находившийся дотоле в Кариафиариме. С тех пор все Израильтяне стали смотреть на Сион, как на гору Божию, гору святую, дом Божий. И хотя впоследствии храм Иерусалимский, заменивший скинию, был построен на другой библейски знаменитой горе (Мориа): но имя Сиона, тем не менее, осталось священным для Израиля и продолжало обозначать место жилища Божия.

И в Новом Завете святая гора Сион имела получить особенное значение. О будущей славе ея так предсказали Исаия и Михей: " будет в последняя дни явлена гора Господня, и дом Божий на версе гор, и возвысится превыше холмов: и приидут к ней вси языцы: и пойдут языцы мнози, и рекут: приидите и взыдем на гору Господню и в дом Бога Иаковля, и возвестит нам путь свой, и пойдем по нему: от Сиона бо взыдет закон и слово Господне из Иерусалима". Для новозаветной Церкви эта гора, как-бы преемственно от Церкви ветхозаветной, сделалась наследницею умноженных даров благодати и связала с именем своим святыя воспоминания о событиях, имеющих величайшую важность для всего человечества. На ней указывают и доселе "горницу Сионскую", этот первый христианский храм и место великих священных событий. В ней Господь, по воскресении, два раза явился ученикам Своим при затворенных дверях; в ней, по вознесении Его, был избран Апостол Матфей на место предателя Иуды; в ней же Преблагословенная Матерь и Апостолы прияли Духа Святаго.

Возле этой прославленной Сионской горницы - по свидетельству древняго предания - находился дом св. Иоанна Богослова, в котором, по завещанию Господа, пребывала в глубокой тишине и молитвенном уединении Пречистая Матерь Его. Здесь Она разсказывала ученикам о чудесных событиях, случавшихся до рождения и по рождении Спасителя и запечатленных в Ея сердце, вспоминала и ужасные дни страданий и смерти Господа, - и все верующие, вместе с Апостолами, внимали Ей, как бы слыша все из уст Самого Господа. Повинуясь повелению Господа, Апостолы пребывали в Иерусалиме с Пречистою Девою, Мироносицами и другими учениками, в числе 120 человек, и в единой непрестанной молитве готовились к принятию обетованнаго им Утешителя. Сионская горница была как- бы храмом, а находившиеся в ней составляли первую Церковь Христову. И как смиренно вела себя в этой Церкви Пресвятая Богородица! Св. Писание упоминает Ее после всех жен, говоря о жизни учеников Господних по вознесении Его. Замечательно и то, что Она, никогда не быв видена среди Апостолов при Иисусе, теперь уже неразлучна с собором их; они постоянно пребывали с Нею, дабы восполнить лишение видимаго общения с вознесшимся Господом, и таким образом Она сделалась глубоким и смиренным средоточием их единства.

Наступил десятый день по вознесении Господа и пятидесятый после преславнаго воскресения Его. В этот день великаго праздника "пятидесятницы", когда Пречистая Матерь находилась вместе с Апостолами и другими верующими, в третий час дня, вдруг в воздухе послышался сильный шум, как бы во время бури, и наполнил весь дом, где они находились, и явились им разделяющиеся языки, как-бы огненные, и почили на каждом из них - и все исполнились Духа Святаго.

Просвещенные Духом Божиим, Апостолы долгое время не оставляли Иерусалима, устрояя спасение Израилево; если же и отлучались отсюда, то ненадолго, и снова спешили возвратиться к братьям. Во все это время Пречистая Дева Богоматерь пребывала в доме усыновленнаго Ей Иоанна, который, будучи верен завещанию Господа, оставался при Ней постоянно, как истинно нежный сын, и служил Ей с безпредельною приверженностию и усердием. Только раз он должен был разлучиться с Нею, будучи послан, вместе с Апостолом Петром, в Самарию, для призвания Святаго Духа на новопросвященных. Возвратившись же в Иерусалим, он не разлучался с Пресвятою Богородицею до самой кончины Ея.

Находясь в обществе первых христиан, благоговейно уважаемая всеми как за Свое высокое достоинство Матери Господа Спаса мира, так и за Свою святость, глубину веры и знание истин Евангельских, Пресвятая Дева нигде однакож не выступает со словом проповеди и учительства, предоставляя это право мужам, как лицам уполномоченным на то - Апостолам Петру, Иакову и проч. В этом случае Пресв. Дева представляла Собою высокий образец женской скромности и смирения. Все время Своей жизни по вознесении Господа Она кротко служила бедному человечеству, нищих милуя, немощным служа, сирым и вдовам попечение творя, и на каждый день у жизнодательнаго Гроба бывая и о всем мире моляся. Такое смирение сохранила Она до самой кончины Своей, покоряясь воле Божией, оставившей Ее нести иго земной жизни несколько десятков лет, хотя душа Ея непрестанно стремилась к Божественному Сыну Ея.

Св. Писание упоминает о Пресвятой Богородице в последний раз в повествовании о молитвенном пребывании первых верующих в Сионской горнице. Но Христианское предание повествует о многих событиях из последующей жизни Богоматери. Так, оно говорит, что соизволением Царицы Небесной совершилось чудо появления Ея нерукотвореннаго образа в Лиддском храме. Вот вкраце содержание этого предания: св. Апостолы Петр и Иоанн, совершив посольство в Самарию, проповедывали в этих местах слово жизни, и усердием новообращенных соорудили в г. Лидде храм во имя Пресвятой Богородицы. Возвратясь в Иерусалим, они умоляли Богоматерь освятить этот храм Своим присутствием и мощным благословением, дабы молитвы, в нем возносимыя, были благоприятные рождшемуся от Нея Богу. Пресвятая Дева изъявила на это согласие и, послав их снова туда, сказала: "Идите и радуйтесь: Я буду там с вами!" Апостолы отправились в Лидду и, вошедши в новосозданный храм, увидели на одном из внутренних столпов его, неизвестно кем написанный, образ Преблагословенной Девы, в котором Божественнй лик Ея и все подробности одежды были сделаны с неподражаемым искусством и точностию. Узрев это, Апостолы уразумели, что на это знамение есть благодатное соизволение Самой Царицы Небесной, и прославили чудодействующаго Господа. Вслед за этим прибыла и Пресвятая Дева и, увидев образ Свой и множество верных, молящихся пред ним, возвеселилась духом и даровала иконе благодать и силу чудотворения. (Прим 54).

Вскоре все концы вселенной огласились славою Матери Божией; многие из новопросвещенных христиан приходили в Иерусалим из дальних стран, чтобы увидеть Ее и насладиться Ея беседою. Как жаждали отдаленные христиане этого счастия, можно видеть из письма св. Игнатия Богоносца, писаннаго из Антиохии к Иоанну Богослову: "многия жены у нас желают посетить Пресвятую Деву - писал св. Богоносец - чтобы слышать от Нея о многих и чудесных тайнах. У нас пронеслась о Ней слава, что эта Дева и Матерь Божия исполнена благодати и всех добродетелей". В другом послании к Иоанну тот же св. Богоносец говорил о себе: "более же всего делаю увидеть Матерь Иисуса, о Которой говорят, что Она во всех возбуждает к Себе удивление, почтение и любовь, так что все горят желанием увидеть Ее. Да и как не желать увидеть Пресвятую Деву и побеседовать с Тою, Которая родила истиннаго Бога"? Из этих слов видно, как сильно желали мужи Апостольские видеть эту одушевленную святыню Божию. Высота святости и величие Богоматери просиявали в Ней сквозь покров Ея глубочайшаго смирения. Кто удостоивался видеть Ее, тот чувствовал высокое счастье и необъяснимое блаженство. В послании св. Дионисия Ареопагита к Апостолу Павлу Она именуется Богообразною, Святейшею паче всех духов небесных; один взор на Нее услаждал благочестивую душу так, что с этим чувством не могло сравниться никакое из земных удовольствий.

Когда по клевете иудеев, осужден был на смерть (34 г по Р.Х.) архидиакон Стефан и побиваем камением при потоке Кедрском, Пречистая Дева со св. Иоанном Богословом стояли по ту сторону потока и прилежно молились ко Господу, да укрепит первомученика в терпении и приимет душу его в руки Свои. Когда Ирод Агриппа (44 г по Р.Х.), начав преследовать христиан, обезглавил Иакова, брата Иоаннова, заключил в темницу Петра и хотел также предать и его смерти; тогда Апостолы, с соизволения Богоматери, признали за лучшее оставить Иерусалим и положили кинуть между собою жребий, кому в какую сторону отправляться для проповеди Евангельской. Исполненная более всех Божественной ревности, Пречистая Матерь Божия также пожелала иметь участие в этом жребии и получить удел для проповеди Евангелия. Ей досталась земля Иверская (нынешняя Грузия). С радостию приняв этот удел, Она стала готовиться к отправлению в Иверию; но Ангел, явившейся пред Нею, возвестил Ей, что страна, доставшаяся Ей в удел для проповеди, просветится в последствии времени; что же касается до Нея Самой, то Она должна остаться теперь в Иерусалиме: ибо Ей предназначен труд просвящения другой страны, о которой воля Сына и Бога Ея объявится в свое время. Всегда послушная воле Божией, Пречистая Дева поступила согласно с извещением Ангела, и в то время, когда Апостолы отправились, куда каждому из них указывал жребий, Она осталась в Иерусалиме с Иоанном и Иаковом, братом Господним.

И как отрадно было для Пречистой Девы Богоматери пребывание в Иерусалиме! Здесь осталось столько неизгладимых воспоминаний о Ея Божественном Сыне, - было столько мест, освященных Его присутствием, учением, наконец страданиями, смертию, преславным воскресением из мертвых и вознесением на небо! Если все эти святыя места внятно и живо говорили душе всякаго верующаго: то еще с более глубоким чувством взирала на них Сама Богоматерь. Она часто посещала эти места, и особенно любила уединяться там, где Спаситель претерпел вольныя страдания и смерть. Со слезами материнской любви Она припоминала здесь те скорбныя события, которыя, пронзив сначала оружием Ея сердце, впоследствии сделались источником славы для Сына Ея и несказаннаго утешения для Нея Самой. Здесь дрожайший Сын Ея был биен и поруган, чтобы поругать диавола.... Здесь Он был увенчан терновым венцом, дабы восприять венец вечнаго царства... Здесь Он нес крест, чтобы распять на нем грехи человечества. Здесь был вознесен на крест, чтобы многих привлечь к Себе... Но при гробе Его сердце Ея исполнялось неизъяснимой сладости: здесь Он, как Бог, воскрес, смертию Своею разрушив смерть!...

Предание прибавляет, что некоторые из Иудеев, ненавидящих христиан и зорко наблюдавших за всеми их действиями, донесли первосвященникам и книжникам, что Мария, Матерь Иисусова, ходит каждый день на Голгофу и там, пред бывшим гробом Иисуса, преклоняет колена, плачет и воскуряет фимиам. Первосвященники преставили стражу ко гробу и приказали им строго наблюдать, чтобы никто из христиан не смел приходить к этому месту; если же они увидят там Матерь Иисусову, то немедленно убили бы Ее. Зоркая стража бдительно подстерегала Пресвятую Деву; но сила Божия сокрывала Ее от воинов; не допуская из до лицезрения Благодатной, так что они ни разу не видели Ея, хотя Она, по Своему обыкновению, ежедневно продолжала приходить ко гробу. Пробыв таким образом долгое время у гроба, стражи под клятвою донесли, что ко гробу никто не приходит и что они во все это время никого там не видели. Рука Божия чудесно сохранила Пресвятую Деву от христоненавистнаго синедриона и книжников, и все злобныя козни их сокрушала незаметно для них самих. И хотя, живя в Иерусалиме, Матерь Божия была, как овца среди волков и как лилия среди терния, но всецело преданная воле Сына Своего, Она проводила жизнь Свою бодрственно, безстрашно и утешительно, не скрываясь от народа, но действуя для преуспевания и назидания стада Христова* (*В конце бывшаго предместия Офель, примыкавшаго с восточной стороны к Сиону, у подножия горы Мориа, скрывается в глубокой пещере прекрасный источник, освященный именем Пресвятой Девы Марии. Он проходит сквозь всю оконечность горы Мориа к водоему Силоамскому. По преданиям Иерусалимским, Пресвятая Дева ходила почерпать воду к этому источнику, вместе с бедными женами Офеля. К источнику ведут два спуска: первый состоит из 16 мраморных ступеней, - до площадки, после которой, спустясь еще по 14 ступеням, достигают до прозрачнаго источника, идущаго во мрак канала, под скалу. Мусульмане имеют большую веру к целебному свойству этого источника и называют его, как и Силоамский - "райским")

Предание сообщает подробности путешествия Пресвятой Богородицы к Лазарю, чудно воскрешенному Господом и проживавшему на острове Кипре. Лазарь, быв рукоположен Апостолом Варнавою во епископа, сердечно сокрушался, что давно лишен счастия лицезреть Матерь Божию, между тем как сам не смел придти в Иерусалим, боясь гонения Иудеев, хотевших некогда убить его. Матерь Божия, узнав об этом, написала к нему утешительное послание, прося прислать за Нею корабль. Лазарь несказанно обрадовался, получив это послание, и благоговейно удивлялся великому смирению Благодатной. Корабль был немедленно снаряжен и отправлен к Пресвятой Деве; и Матерь Божия, с Иоанном и некоторыми другими спутниками, отплыла к острову Кипру. Плавание началось благополучно и корабль понесся по пучинам Средиземнаго моря. Уже немного оставалось пути до Кипра. как вдруг подул сильный противный ветер, и корабельщики, при всех усилиях и искусстве, не могли справиться с кораблем. Ветер, крепчая, перешел в бурю; и корабль, не слушаясь более земнаго кормчаго, отдался указанию перста Божия и понесся в сторону от Кипра. Увлеченный силою бури в Егейское море, он быстро промчался между многочисленными островами Архипелага и, без повреждения и малейших потерь, пристал у берегов Афонской горы.

Пресвятая Дева, уразумев, что в этом неожиданном случае проявляется воля Божия на предреченный Ей Ангелом жребий, вышла на берег неведомой Ей страны. Гора Афонская (Прим 55) в то время была наполнена идольскими капищами, среди которых выдавался огромный храм Аполлона, где совершались разныя гадания, волшебства и другие языческия волхования. Но как только корабль, несший на себе Пречистую Деву, приблизился к берегам Афона, злые духи, находившиеся в идолах, проговорили, принуждаемые высшею силою: "люди, обольщенные Аполлоном! спешите сойти с горы,и идите в Климентову пристань встретить и принять Марию, Матерь великаго Бога Иисуса". Народ устремился к берегу моря, и там увидел приставший корабль и с него сшедшую Боголепную Жену. С благоговением приблизились язычники к Пресвятой Деве и разспрашивали: как Она родила великаго Бога, какое имя Его и где Он обретается? Богоматерь возвестила им о тайне воплощения Господа Иисуса Христа; раскрыла силу Евангельскаго учения; истолковала цель пришествия Бога на землю и описала страдания Его, и славу воскресения, и восшествие Его на небо. Все с трепетом внимали Ей и, прославляя Бога и Матерь Его, пожелали немедленно принять крещение. Святая Проповедница сотворила здесь много чудес, которыми укрепила веру новопросвещенных. Оставив для назидания новообращенных одного из сопутствовавших Ей мужей Апостольских, Она пред отбытием Своим с Афона, благословляя народ, сказала: "это место да будет Моим жребием, данным Мне от Сына и Бога Моего! Да почиет благодать Его на этом месте и на живущих здесь с верою и благоговением и сохраняющих заповеди Сына и Бога Моего! Все нужное для земной жизни они будут иметь в изобилии и с малым трудом, и будет уготована им небесная жизнь, и не оскудеет к ним милость Сына Моего до скончания века. Я буду заступница этому месту и теплая о нем ходатаица пред Богом!" После этого Пресвятая Дева села на корабль с Иоанном и прочими спутниками и отплыла к Кипру (Прим 56)

Лазарь, получив сведение о времени отбытия Приснодевы из Иерусалима, и не имея долго никаких известий о Ней, сокрушался великой скорбию. Не зная ничего о случившемся на Афоне, он боялся, не вытерпела ли Пречистая какого бедствия от бывшей бури, и не мог не чувствовать страха и тоски, ожидая Ея прибытия. Но вскоре печаль его превратилась в живейшую радость, когда он увидел давно желанную Благодатную Посетительницу. Пресвятая Дева передала ему обо всем происшедшем во время отсутствия его в Иерусалиме, и с особенным чувством радости и благодарения Богу разсказала об успехе Своей проповеди на горе Афонской (Прим 57).

Утешив Лазаря и благословив тамошнюю Церковь, Матерь Божия возвратилась в Иерусалим* (* Есть древнее предание, сохраненное в деяниях III-го Вселенскаго Ефесскаго Собора, что Пресвятая Дева посещала вместе с св. Апостолом Иоанном, малозийский город Ефес. Впоследствии времени там были воздвигнуты храмы в честь Пресвятыя Богородицы, и в одном из этих храмов, в 431 году, происходил III Вселенский Собор, защитивший достоинство Приснодевы против лжеучения Нестория. Это посещение Ефеса, конечно, совершилось во время путешествия на Афон и Кипр), к утешению и радости всех, с нетерпением ожидавших Ее верующих. Здесь посетил Ее св. Дионисий Ареопагит, также желавший получить он Нея благословение и наставление. Будучи значенитым гражданином языческих Афин, достигши, по рождению, учености и дарованиям своим, высших правительственных степеней, он едва лишь услышал слова жизни из уст св. Апостола Павла, всем сердцем и умом усвоил Евангелие (Прим 58). Стремясь со времени обращения к Христовой вере видеть Пречистую Деву, Дионисий предпринял далекое путешествие. При виде Благодатной, он не знал меры восторгу своему и благодарил Бога. И другие верующие, по-прежнему, во множестве стекались к Богоматери, и Она всех принимала, радовала и наделяла благословением. Немощным Она возвращала здравие; печальных утешала; грешников исправляла, и всех утверждала в вере, укрепляла в надежде и проливала в сердце каждаго сладость любви Божественной.

Но ублажаемая и прославляемая всеми Приснодева Сама горела желанием наслаждаться вожделенным лицезрением Сына Своего и Бога. Она приносила теплыя и слезныя молитвы, чтобы Господь благословил взять Ее из этой земной юдоли в Свои горния селения. "Когда - взывала Она - узрю Я прелюбезнаго Сына Моего? Когда предстану престолу славы Его? О, пресладкий Сын и Бог Мой, время помиловать Меня, Матерь Твою, без зрения лица Твоего здесь сетующую! Изведи из темницы тела душу Мою: ибо, как жаждет олень источников водных, так стремится душа Моя к Тебе, Бог и Сын Мой"! Со времени воскресения и вознесения Господа, когда Божество Его открылось во всей своей силе, и мир стал преклоняться пред именем Распятаго, Пресвятой Деве естественно предстояла величайшая слава и поклонение, как Матери Сына Божия, Спасителя человеков; никто, конечно, и не был достойнее Ея этой славы, равно как никто не употреблял бы эту славу так свято, как Она. Но эта слава и поклонение лишали Ее желаемаго, ближайшаго сходства с Ея Божественным Сыном, Который терпел на земле лишь одно безславие. Теперь, когда основание и устроение первой Церкви уже совершилось, и христианство стало распространяться по всему миру, а с тем вместе и слава Ея, Она, по чувству безмернаго смирения, тяготилась этою славою и начала умолять Сына Своего взять Ее с земли. Но венец славы, всецело повергаемый Материю к престолу Сына, вскоре преславно украсил Ея главу. И как, по словам Апостола, Отец Небесный "превознесе Сына и дарова Ему имя, еже паче всякаго имене": так и Сын превознес Пречистую Матерь Свою выше всех творений - небесных, земных и преисподних.

Посещая часто гору Елеонскую, Пресвятая Дева долго там молилась. Здесь так же, как и на Голгофе, все говорило воспоминаниям Ея сердца: и сад Гефсиманский, сохранивший память последней молитвы и кроваваго пота Божественнаго Сына Ея; и поток Кедрский, поивший Его своими струями; и лежащая далее долина Иоасафатова, усеянная могилами Израиля и хранящая в самом названии своем великое значение. (Прим 59); и пещерный склеп Гефсиманский, где покоился прах Ея родителей и праведнаго обручника Ея; и над всем этим гора, с вершины которой вознесся на небо дрожайший Сын Ея! Подобясь Ему, Она часто целые дни и ночи проводила в молитве посреди вертограда масличнаго. О чем молилась Она? Молилась, без сомнения, о скорейшем распространении спасительной веры в Сына Ея по всему лицу земли; молилась об обращении к вере и познанию истины погибавшаго в неверии и ожесточении народа Иудейскаго; молилась о новых Церквах, кои в разных странах и у разных народов были насаждаемы Апостолами; молилась, без сомнения, и о всех будущих Церквах, кои имели быть насаждены из учениками и преемниками, следовательно, молилась и о нас, кои в свое время сподобились просветиться светом веры Евангельской. Но все молитвы Ея оканчивались прошением о скорейшем разрешении Ея от уз плоти, да видеть выну лицом к лицу Того, Который, по вознесении Своем на небо, не являлся Ей уже более. Об этом, как на Елеоне, так и на Голгофе, чаще всего Она молилась, возводя слезныя очи Свои к небу.

Однажды, во время такой пламенной молитвы о скорейшем отрешении от тела, предстал пред Приснодевою Архангел Гавриил и с сияющим радостию лицем возвестил Ей волю Божию о Ея успении, имеющем совершиться чрез три дня. "Сын Твой и Бог наш - говорил небесный вестник - ждет Тебя со всеми Архангелами и Ангелами, Херувимами и Серафимами, со всеми небесными духами и душами праведных, чтобы взять Тебя, Матерь Свою, в горнее царство, где Ты будешь жить и царствовать с Ним вечно"! В знамение же торжества Благодатной над телесной смертию, которая не будет иметь над Нею власти и от которой Она должна воспрянуть, как от тихаго сна, к безсмертной жизни и славе в свете лица Господня, Архангел вручил Ей райскую ветвь о финиковаго дерева, сияющую небесным светом, сказав, чтобы ветвь эта была несена пред гробом Преблагословенной в день погребения пречистаго тела Ея* (*Повествуют, что Архангел являлся к Богоматери два раза: за пятнадцать и за три дня до Ея успения, и в последний раз вручил Ей райскую финиковую ветвь. На горе Елеонской, неподалеку от вершины Вознесения, показывают то место, где Пресвятая Дева получила это благовестие). Пресвятая Дева несказанно обрадовалась этой вести и от всего сердца возблагодарила за нее Творца и Сына Своего. Повергшись пред Ним, Она говорила: "не могла бы Я быть достойною принять Тебя, Владыко, если бы Ты Сам не явил эти милость рабе Своей. Но Я сохранила вверенное Мне сокровище; и молю Тебя, Царь славы, огради Меня от области геенской, да не причинит она Мне вреда. Небеса и Ангелы всегда трепещут пред Тобою; тем более человек, из земли созданный и не имеющий ничего добраго, кроме того, что он получает от Твоей благости".

Если Господь - по словам Св. Писания - открывал святым Своим и Апостолам кончину их: то еще достойнее и праведнее было - сподобиться такого предвестия Благодатной и Пренепорочной Матери Его. Кому же скорее и приличнее принести к Ней эту радостную весть, как не тому из высших Ангелов, корорый, всегда предстоял пред Богом, был предвозвестником Приснодеве всех тайн небесных? И хотя жизнь Ея могла окончиться и иначе, потому что если Энох и Илия были взяты на небо, не испытав смерти; то неужели в этом предпочтении было бы отказано Матери Того, Кто сказал: "Аз есмь воскрешение и живот; веруяй в Мя, аще и умрет, оживет"? Но Ей долженствовало подобно Ему умереть, быть во гробе и в третий день силою Его всемогущества воскреснуть, чтобы сбылись слова Псалмопевца: "воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и Кивот святыни Твоея"! Она должна была иметь обыкновенный исход человеческий, да не почтется привидением истина вочеловечения, и да не сомневаются люди проходить на небо теми же вратами смерти, которыми прошла и Царица Небесная, разделяя участь земнородных. Господу было угодно, чтобы Пречистая Матерь Его вкусила смерть подобно всем людям. "Нужно (замечает св. Иоанн Дамаскин), чтобы тело чрез смерть, как бы чрез огонь в горниле, подобно злату, очистившись от всего мрачнаго и от грубой тяжести брения, возстало из гроба нетленным, чистым и озаренным светом безсмертия". "Если непостижимый Плод Ея, для Котораго существует небо, добровольно подвергся погребению, подобно смертному, то и безбрачно родившая Его отвергнет ли погребение"? - поет Св. Церковь. "И Богоматерь покоряется закону смерти, хотя, впрочем, только по видимости; отходит и Она в землю, хотя, впрочем, только на краткое время. Она по смирению не хотела бы пребыть совсем непричастною смерти, когда Пребожественный Сын Ея вкусил смерти * (* Филарет Моск. 1,208 (изд 1848))

По совершении последней молитвы на горе Елеонской и по принятии благословения об успении Своем, Пресвятая Богородица возвратилась домой. Все поколебалось от Божественной силы, окружавшей Ее, и от славы, осиявшей Ее. Лице Ея, и без того всегда сиявшее благодатию большею, чем лице Моисея, теперь озарилось еще блистательнейшею славою.

IX УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.

О дивное чудо! источник жизни во

гробе полагается, и лествица к небеси гроб бывает.

(Авг. 15. вел. веч. на Госп. воззв. стих. 1)

Возвратясь с горы Елеонской, Матерь Божия начала приготовляться к исходу Своему. Прежде всего Она разсказала усыновленному Ей Апостолу Иоанну о бывшем благовестии и показала ему ветвь, принесенную Архангелом, завещавая нести ее при погребении пред Своим гробом. Уведомив всех домашних о Своей предстоящейся кончине, Она повелела украсить покой и ложе Свое, воскурить фимиам, зажечь свечи и приготовить все необходимое для погребения. Иоанн немедленно послал к св. Иакову, брату Господню, первому Иерусалимскому епископу (Прим 60) и ко всем сродникам и ближним извещение о приближающейся кончине Богоматери, с обозначением и самаго дня; а св. Иаков предуведомил о том же всех верных не только в Иерусалиме, но и в окрестных городах и селениях. Все родственники Богоматери и множество христиан обоего пола со всех сторон притекли в дом Иоанна.

Пресвятая Владычица всем открыла слышанное Ею от Ангела и, в подтверждение слов Своих, показала райскую ветвь, сиявшую небесным светом. Все пришедшие к Ней горько плакали и своими воплями и рыданиями наполнили весь дом, умоляя Владычицу, как общую всех Матерь, не оставлять из сирыми. Пресвятая Дева увещевала их не плакать, а скорее радоваться о Ея исходе, говоря, что, представ престолу Божию и беседуя с Сыном Своим, Она будет умолять Его благость о всех, живущих на земле, и не только не оставит их сирыми, но еще будет посещать и охранять, равно как и весь мир, всегда помогая бедствующим. Среди утешительных для человечества обетований, Матерь Божия не оставила сделать распоряжение относительно Своего имущества и погребения. Она завещала отдать две одежды Ея двум бедным вдовицам, с усердием и любовию служившим Ей и имевшим от Нея пропитание; а также объявила волю Свою, чтобы тело Ея было погребено в Гефсиманской пещере, где покоились Ея святые родители и праведный обручник. (Прим 61)

В это время, когда Матерь Божия изъявила Свои желания и утешала предстоящих, все услышали шум и увидели облака, окружившия дом. Это были облака, на которых, по повелению Божию, Апостолы, восхищенные Ангелами из разных стран, где они проповедывали Евангелие, были принесены в Иерусалим, к дому Богоматери, для воздаяния Ей чести при погребении. "Подобаше - воспевает Св. Церковь - самовидцем Слова и слугам и еже по плоти Матере Его успение видети, конечное елико на Ней таинство, яко да не токмо еже от земли Спасово восхождение узрят, но и Рождшия Его преставлению свидетельствуют; тем-же, отовсюду Божественною силою собравшиеся, Сиона достигоша". По отношению к лицу Матери Божией, это чудное перенесение Апостолов было весьма знаменательно: "иже на облацех светло - изъясняет Св. Церковь- от всех конец собравый Своя божественныя Апостолы к телу Твоему, Чистая, показа Тя всем Богородицу и страшен чертог преукрашен". Они слетелись - говорит св. Иоанн Дамаскин - подобно облакам и орлам, чтобы послужить Матери Божией".

Апостолы, увидев друг друга, радовались, и в недоумении взаимно спрашивали: для чего Господь собрал их в одно место? В это время вышел к ним св. Иоанн Богослов и, со слезами приветствуя их, сказал, что для Пресвятой Богородицы настало время отойти ко Господу. Поняли св. Апостолы, что Господь собрал их для присутствования при блаженной кончине Пречистой Его Матери и для славнаго погребения Ея пресвятаго тела; поняли - и глубокая скорбь объяла их. Войдя в храмину, они увидели Богоматерь, благолепно сидящую на ложе, исполненную духовнаго веселия, и так приветствовали Ее: "благословенна Ты Господом, сотворившим небо и землю". Пречистая ответствовала им: "мир вам, братия, избранные Господом!" и спросила Апостолов, каким образом они явились здесь? Они разсказали Ей, как Дух Божий восхитил каждаго из них с места проповеди и по воздуху на облаках представил сюда. Пресвятая Дева, прославив Бога, что Он услышал молитву Ея и исполнил желание сердца Ея - видеть св. Апостолов при Своей кончине, сказала им: "Господь привел вас ко Мне для утешения души Моей; для нея уже настало определенное Моим Создателем время разлучения с телом, по закону человеческой природы, подлежащей смерти". На эти слова св. Апостолы, с сердечной скорбию, отвечали Ей: "Владычица! мы взирали на Тебя, как на Самого нашего Владыку и Учителя. Ты была для нас истинным утешением. Как же теперь перенести нам печаль и горесть сердец наших, когда мы лишаемся Твоего сопребывания на земле с нами? По воле рожденнаго Тобою Христа Бога, Ты преставляешься от земли к небесным; радуемся об исполняющемся на Тебе определении Божием, но и печалимся о том, что остаемся сирыми и здесь уже не увидим Тебя, нашу Матерь и Утешительницу". При этом св. Апостолы горько плакали. Благодатная так утешала их: "не плачьте, друзья и ученики Христовы! Своею горестию не возмущайте Мое<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: