Рождество Иисуса Христа. Поклонение пастырей




(Лк. 2, 1-20)

 

Евангелист Лука рассказывает об обстоятельствах рождества Иисуса Христа, этого величайшего события в судьбах мира и человечества. В соответствии с указом кесаря Августа о народной переписи Ирод Великий повелел всем подданным явиться в установленное место, Праведный Иосиф и Дева Мария отправились в Вифлеем, который назывался иудейским, так как составлял удел колена Иудина, из которого происходили Иосиф и Дева Мария.

Евангелист замечает, что «эта перепись была первая в правлении Квириния Сириею». Это свидетельство, однако, расходится с сообщением евангелистов Луки и Матфея о том, что Христос родился при жизни Ирода, так как Квириний стал правителем Сирии только спустя 9-10 лет после смерти Ирода Великого. Существует несколько попыток разрешить это затруднение.

Предполагают, во-первых, что перепись, начавшаяся около времени рождения Иисуса Христа, закончилась только тогда, когда правителем Сирии стал Квириний. Следовательно, она происходила при нескольких, часто сменяющих друг друга, правителях. Имя Квириния было известно на Востоке: несколько раз он был здесь чрезвычайным послом. Будучи уже проконсулом Сирии, он совершил перепись имущества, которая сопровождалась восстанием иудеев, о чем повествует иудейский историк Иосиф Флавий. Можно предположить поэтому, что перепись, бывшая при Ироде, была лишь подготовкой к имущественной переписи.

Предполагают также, что указ о переписи отстоял во времени от его исполнения. Повинуясь этому указу, Праведный Иосиф и святая Дева Мария пришли в Вифлеем, но сама перепись по неизвестным обстоятельствам состоялась лишь в правление Квириния. Согласно другому предположению, Квириний находился в Сирии в качестве чрезвычайного Римского посланника, уполномоченного произвести перепись.

Указ римского императора на основании тщательного хранения родословных книг по коленам и родам предписывал каждому явиться в тот город, где жили его предки. Этот древний обычай евреев был учтен римлянами, чтобы не вызвать недовольства и народных волнений.

Вот почему Иосиф из дома и рода Давидова пошел в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем.

Вскоре по прибытии в Вифлеем, находящийся в 8 км к югу от Иерусалима и в 100 км от Назарета, наступило время Деве Марии родить, и Она Сама без посторонней помощи спеленала Младенца. Рождение это, чуждое первородного греха, не сопровождалось определенными Богом за грех болезнями. За неимением места в гостинице, которые были переполнены прибывшими на перепись, Дева Мария и Праведный Иосиф не нашли приют, им пришлось остановиться в ближайшей от города горной пещере, куда пастухи в плохую погоду загоняли стадо. Здесь в яслях, где хранился корм для скота, Она и положила рожденного Богочеловека.

По современному календарю это чудесное событие произошло зимой, в конце декабря. В Палестине - это время, когда после обильных дождей начинают цвести цветы, поля и луга снова покрываются травой и пастухи после зимовки выгоняют свои стада на поля.

В ночь пречудного Рождества Христова вифлиемские пастухи пасли свои стада, когда им явился Небесный посланник и возвестил о родившемся Спасителе мира. Это были истинно благочестивые израильтяне, пламенно желавшие и ожидавшие пришествия обетованного Мессии.

Неожиданность и чудесность явления Ангела Господня, окруженного сиянием славы Божией, пробудили в них страх. Однако Ангел успокаивает их и говорит, что он возвещает им радость великую о рождении в городе Давидовом Спасителя, Которого он назовёт Христом Господом. Он дает им знак, по которому они найдут новорожденного Богомладенца и в Нем узнают Мессию: «Вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях».

Лишь только Ангел закончил благовествовать, неожиданно для пастухов явилось к ним целое воинство Ангелов, славящее Бога и взывающее: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение». Что же значат эти слова ангельского славословия? Во-первых, то, что рождество Иисуса Христа есть величайшее дело Божие, составляющее предмет торжества и славословия в вышних, для высших духовно – разумных существ; во-вторых, то, что оно приносит мир на землю, примирение неба и земли, Бога и человеков; в-третьих, то, что в нем особенно проявил Бог Свое любящее благоволение к людям. По окончании видения пастухи пошли, чтобы поклонится Тому, о Ком возвестил им Ангел. И вот в яслях так, как предсказал им Ангел, они находят Богомладенца, Его Пречистую Матерь и праведного Иосифа, которым пересказывают все то, что возвестил им Небесный вестник об их Младенце. При святом семействе находились в это время некоторые близкие люди. Слушая речь пастухов, они «дивились»; Мария же сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. А пастухи славили и хвалили Бога за все слышанное и виденное ими.

 

Время рождения Иисуса Христа

 

Вопрос о точном определении времени рождения Иисуса Христа требует особого рассмотрения, поскольку евангелисты, не будучи летописцами, не дают точной исторической датировки. Тем не менее Евангелия содержат данные, при помощи которых можно определить время главных пунктов евангельской истории. Так, по свидетельству евангелистов Матфея и Луки, Христос родился в правление Ирода Великого. Это свидетельство, дополненное сообщением Иосифа Флавия о том, что в последние дни жизни Ирода было лунное затмение, позволяет по точным астрономическим вычислениям заключить, что смерть Ирода наступила в начале апреля 750 года от основания Рима. Следовательно, Христос родился не ранее этого года.

Евангелист Лука сообщает, что Иоанн Креститель выступил на проповедь в пятнадцатый год правления Тиверия кесаря, Иисусу Христу было тогда тринадцать лет. Август принял Тиверия в соправители за два года до своей смерти, в январе 765 года. Следовательно, пятнадцатый год царствования Тиверия начинался в 779 года от основания Рима. Таким образом, согласно этим данным Христос родился в 749 года от основания Рима.

Другим указанием даты рождения Христа является свидетельство евангелиста Матфея о звезде, явившейся волхвам. Уже со второго века отцы и учители Церкви поставили вопрос о природе и происхождении этой звезды. Святитель Иоанн Златоуст, блаженный Феофилакт рассматривают её как проявление какой-то разумной силы ¾ ангела, принявшим вид звезды. Другие предполагали, что это была комета, движение которой, ясно различаемое по направлению хвоста, показывала волхвам путь в Палестину. Однако такое предположение лишено основания, поскольку явление комет, хотя и редкое, было хорошо известно астрономам древности и не могло побудить их к путешествию в Иерусалим. Нельзя признать эту звезду и за метеор, так как метеор внезапно появляется на небосводе и быстро исчезает, что не соответствует обстоятельствам евангельского рассказа о звезде. Скорее всего это била настоящая звезда, невидимая раньше и по яркости света необыкновенная (св. Игнатий Богоносец, Ориген, Евсевий), подобная тем, которые появлялись и позднее.

В 1604 году в созвездии рыб была замечена новая необыкновенная звезда, блеск которой превосходил свет звезд первой величины и был виден даже днем. Вскоре, однако, ее свечение стало ослабевать и спустя два года, в марте 1606 года она совсем исчезла. Причиной появления этой звезды было соединение в 1603 году[5] двух больших планет ¾ Юпитера и Сатурна, к которым в марте 1604 г. присоединился еще и Марс. Эго дало повод знаменитому астроному Кеплеру думать, не было ли подобного соединения планет и явления необычайной звезды во время рождения Христа.

Астрономические расчеты показали, что действительно в конце 747 и начале 748 года происходило подобное соединение планет Юпитера, Сатурна и затем Марса. Поэтому Кеплер, а за ним и другие астрономы утверждали, что звездой Мессии было ни что иное, как такое соединение планет, сопровождавшееся появлением особой, «необыкновенной звезды».[6]

Приведенные данные являются достаточным основанием для того, чтобы утверждать, что Христос родился в 748-749 годах от основания Рима. Днем Рождества Христова со времени Второго Вселенского собора считается 25 декабря.[7]

Принятое у нас теперь исчисление «от Рождества Христова» введено в VI веке римским монахом Дионисием Малым, который вычислил, что Иисус Христос родился в 754 году от основания Рима. Этот расчет, как показали потом тщательные исследования, оказался ошибочным: Дионисий ошибся не менее чем на 5 лет. Тем не менее, введенное Дионисием летоисчисление, которое первоначально предназначалось лишь для церковного употребления, с X столетия стало общепринятым в христианском мире и используется в качестве гражданского летоисчисления.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: