Исцеление бесноватого слепого и немого




(Мф. 12, 22-50; Мк. 3, 20-35; Лк. 11, 14-36; 8, 19-21)

 

Чудеса, совершаемые Господом, все более обращали к Нему сердца простых людей. Это беспокоило фарисеев, которые искали случай, оклеветав, убить Его. Однажды, когда Он, изгнав беса, возвратил зрение и дар речи бесноватому, удивленный народ готов был признать Его Мессией, фарисеи же и книжники, пришедшие из Иерусалима, утверждали, что Он изгоняет бесов силой князя бесовского. Притчам о междоусобной борьбе в царстве, о разделении города и дома на две враждебные части Иисус Христос показал нелепость этой клеветы. Действительной причиной сотворенных Им чудес Он называл действие Духа Святого и приближение Царства Божия, которое должно сопровождаться падением прежнего царства сатаны.

Поэтому Господь объявляет измышление фарисеев сознательным противлением Святому Духу, то есть хулой против Святого Духа, которая не простится им ни в сем веке, ни в будущем. Этот грех считается непростительным, потому что исключает возможность исправления и раскаяния. Когда некоторые из фарисеев стали требовать от Иисуса знамения с неба для доказательства Своей Божественности, Иисус Христос указал им на единственное знамение Своего посольства от Бога, подобное тому, которое сотворил Бог с пророком Ионой (его тридневное пребывание во гробе и воскрешение). Требуя знамения, они, по слову Спасителя, подвергнутся еще большему осуждению, чем Ниневитяне, потому что те раскаялись от проповеди Ионы, этот же род не послушал и не послушает никаких проповедей. Он будет судим и царицей Савской, которая приходила послушать Соломона из далекой страны, этот же род затыкает уши, когда слышит проповедь Мессии, Который выше Соломона. Упорство и противление фарисеев истине Господь уподобляет состоянию бесноватого, который, будучи исцелен, с небрежением относится к возобновлению болезни, ибо злой дух через некоторое время возвращается и приводит с собой других, гораздо злейших бесов. Так и с упорным родом может повториться такое ослепление и даже еще в высшей степени.1

Некоторые, слушая Иисуса, приходили в умиление. Одна женщина, возвысив голос, прославила Господа и родившую и воспитавшую Его Матерь. Блаженными Христос называет тех, кто не только слушает, но и исполняет сказанное Им.

В это время к Нему пришли Матерь и братья Его, прося вызвать Его из дома, где он находился, так как толпившийся в нем народ не позволял подойти к Господу. Он же, услышав просьбу посланного, ответил, указывая на Своих учеников: «Вот Матерь Моя и братья Мои » (Мф. 12, 49). Это сказал Он, давая понять, что для Него важнее не плотское, а духовное родство. Его Матерь и братья были для учеников Христовых живым образцом следования слову Божию.

 

 

Поучение в притчах

(Мф. 13, 1-52; Мк. 4, 1-34; Лк. 8, 4-18)

 

После Своих путешествий по Галилее Иисус Христос каждый раз возвращался в Капернаум, расположенный на северном берегу Галилейского (Тивериадского) озера. Выходя на его живописный берег, Он любил беседовать здесь с приходящими к Нему. Во время одной из таких бесед собралось такое множество народа, что Иисусу пришлось сесть в лодку и несколько отплыть от берега, дабы удобнее поучать народ.

«И поучал их много притчами» (Мф. 13, 2). «Господь говорил притчами для того, ¾ пишет святитель Иоанн Златоуст, ¾ чтобы сделать Свое слово более выразительным, глубже запечатлеть его в памяти и самые дела представить глазом». Притчи Господа ¾ это иносказательные поучения, образы и примеры, которые заимствовались из обыденной жизни народа и окружающей его природы.

На вопрос учеников: «Для чего притчами говоришь им?» Господь отвечал: «Вам дано знать тайны Царствия Божия, а им не дано». Однако и их, эти тысячи людей, которые пришли послушать Его Божественное слово, Он не хотел оставить без пищи духовной, но говорил им в доступной для их сознания форме — притчах. Были и другие причины, почему Он не мог прямо говорить о Божественных истинах: это нравственное огрубение и ложные представления о Мессии и Его Царстве, распространяемые среди евреев книжниками и фарисеями. Если показать таким нравственно испорченным, духовно огрубевшим людям истину как она есть, не облекая ее никакими покровами, то они и видя, не увидят и, слыша, не услышат ее.

«Кто имеет, тому дано будет и приумножится, ¾ говорит Спаситель, ¾ а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет». Святитель Иоанн Златоуст замечает по этому поводу: «Кто сам желает и старается приобрести дары благодати, тому и Бог дарует все, а в ком нет этого желания и старания, тому не принесет пользы и то, что, как ему кажется, он имеет».

 

 

Притча о сеятеле

(Мф. 13, 1-23; Мк. 4, 1-20; Лк. 8, 5-15)

 

Отплыв от берега, Христос поучал народ, говоря им притчу о сеятеле. «Вот вышел сеятель сеять». Семя здесь означает слово о Царствии Божием, а сеятель ¾ Христос; почва же, на которую падает семя, ¾ души человеческие. Она бывает различной и в зависимости от ее качества по-разному возрастает на ней семя. Притча проста, однако, ученики не поняли ее смысл и просили Христа объяснить им.

Семена, упавшие «при дороге », ¾ это те невнимательные и рассеянные люди, которые не заботятся о сохранении полученного, и каждый поэтому может расхитить их сокровища, опустошив их души.

Посеянные «в тернии » ¾ означают людей, которые увлекаются внешним и блестящим, заботятся о богатстве, славе, комфорте, удовольствиях и развлечениях, а о главном, то есть о слове Божием, о Боге, о своей душе, о любви к ближним, совершенно забывают.

Посеянные «на места каменистые » ¾ это люди, отличающиеся в своих действиях поспешностью, непостоянностью, а главное ¾ черствые. Они с радостью воспринимают все то хорошее, о чем слышат, но зато и быстро забывают это хорошее, изменяют все свое отношение или вовсе соблазняются, когда приходит время пострадать за правду и истину.

Семена же, упавшие «на добрую землю », ¾ это люди с чуткой совестью, внимательным умом и добрым сердцем. Они не только с радостью воспринимают слово о Царстве Божием, но и заботятся, чтобы оно возрастало в их сердцах, ограждают себя от всего, что будет мешать росту семени, избегают излишних встреч и разговоров, всегда внимая своему сердцу, в котором возрастают «Царствие Божие и правда его».

Но что делать тем людям, которые представляют собой «дурную почву» и имеют от природы невосприимчивость к добру? Неужели такие люди заранее обречены на бесплодную жизнь и никогда не смогут войти в Царствие Божие? Разумеется, нет, так как едва ли существуют абсолютно бесплодные души! Господь ничего не говорит о такого рода людях. Несомненно, что при желании и доброй воле можно самую неподходящую для посева почву возделать, удобрить, оросить и из бесплодной превратить в плодоносную. Характер человека совершенно может измениться под воздействием внутренних перемен, среди которых наиболее важны ¾ пробуждение совести и чувство покаяния. Те, кто страдал невнимательностью, ленью, равнодушием, эгоизмом, после пробуждения совести становились добрыми, самоотверженными, святыми, достойными Царства Божия. Таковы, например, Матфей -мытарь, Мария Магдалина, Мария Египетская и множество других.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: