Притча о злых виноградарях




(Мф. 21, 33-46; Мк. 12, 1-12; Лк. 20, 9-19)

 

В этой притче Господь еще более ярко показывает неверие книжников и первосвященников. Из первой притчи следует, что они не поверили проповеди Иоанна Крестителя; из второй ¾ то, что они оказались неверными Сыну Божию и даже убили Его.

Под виноградником здесь подразумевается народ израильский, хозяин виноградника ¾ Бог; ограда, точило, сторожевая башня ¾ различные способы, которыми Бог благоустроил свой народ внутри и ограждал его от вредных языческих влияний извне; виноградари ¾ первосвященники и книжники, которые должны были приготавливать народ к пришествию Мессии; убитые слуги ¾ пророки; сын ¾ Иисус Христос.

Старейшины иудейские управляли народом, не заботясь о его духовном совершенствовании и преследовали только свои личные интересы. Поэтому-то они избивали пророков Божьих, которые напоминали им об их обязанностях. Последним посланником Божиим к иудейскому народу был сам Единородный Сын Божий Иисус Христос, которого начальники иудейские решили убить.

В этой притче Господь недвусмысленно дает слушателям понять, что хозяин виноградников ¾ Бог, виноградник ¾ избранный народ, а злые виноградари ¾ первосвященники и книжники, фарисеи и старейшины.

В заключение притчи Христос называет Себя Камнем, который отвергли строители, то есть вожди иудейского народа, но Который стал краеугольным камнем величественного здания ¾ Новозаветной Церкви. Камень этот для одних будет камнем преткновения и соблазна, для других же, кто не только не уверовал в Господа и не раскаялся, но ожесточенно восстает против Него, Он будет погибелью. Если преткнувшегося и разбившегося о камень можно исцелить, то тех, на кого он упадет, постигнет неминуемая гибель.

Притча о браке царского сына

(Мф. 22, 1-14)

 

По содержанию и назидательной мысли эта притча сходна с притчей о званных на вечерю и стоит в непосредственной связи с притчей о злых виноградарях. В них говорится о слугах из которых одни были подвергнуты оскорблениям, другие убиты, а также о злой гибели оскорбителей и убийц. Под званными следует понимать народ иудейский, который гнал и преследовал ветхозаветных пророков ¾ слуг царя. Наказание убийц и сожжение их города в этой притче означает гибель иудейского народа и разрушение Иерусалима. Вместо тех, кто оказался прийти на брачный пир, царь повелел позвать всех людей, которые принимают проповедь Спасителя и Его апостолов.

На брак ¾ в Царство Божие, ¾ призываются все, добрые и злые, призываются не за дела, а по милосердию Призывающего. Суд ¾ установление различия между добрыми и злыми, достойными и недостойными Царства Божия. Приходящий на пир должен быть облечен в брачную одежду. Каждому, желающему быть причастником Царства Божия, дается при крещении светлая одежда чистоты духовной. Осквернивший эту одежду и пытающийся участвовать в духовном пире, не очистившись предварительно покаянием, достоин осуждения и наказания. Подобно тому, как из освещенных царских палат он выдворяется на улицу во внешнюю (кромешную) тьму, где от холода и досады он скрежет зубами, на страшном суде из сонма спасаемых в Церкви Христовой будут извергнуты нераскаянные грешники, загрязнившие своей греховной жизнью одежду крещения.

Ответ фарисеям и иродианам

(Мк. 12, 14; 18-21)

 

Первосвященники и фарисеи искали лишь повод, чтобы схватить и умертвить Иисуса Христа. На этот раз они задали Спасителю такой вопрос: «Позволительно ли давать подать кесарю или нет?»

Если бы Иисус Христос ответил отрицательно, то Он оказался бы противником римской власти, а это дало бы фарисеям возможность схватить Иисуса Христа и предать суду. Не менее выгодным для фарисеев был бы и утвердительный ответ. В этом случае Иисус Христос потерял бы авторитет в народе, который ненавидел римскую власть. Первосвященники и фарисеи могли бы, воспользовавшись этим, учинить расправу с Иисусом Христом без препятствий со стороны народа.

Иисус Христос, однако, и в этом случае не подал повод, ответив: «Отдайте кесарю кесарево, а Божие Богу».

 

Ответ саддукеям

(Мф. 22, 23-33; Мк. 12, 18-27; Лк. 20, 27-40)

 

После фарисеев и иродиан к Иисусу Христу приступили саддукеи, отрицавшие воскрешение мертвых. На основании закона узничества они старались доказать невозможность воскрешения.

Господь опроверг их заблуждения, сказав, что по воскресении люди будут жить ангельской жизнью, и следовательно, не будут жениться и выходить замуж. В доказательство возможности воскресения мертвых Господь приводит свидетельство Моисея, который от лица Бога сказал: «Я Бог Авраама и Бог Исаака, и Бог Иакова. Бог не есть Бог мертвых, но живых». Эти слова, произнесенные уже после смерти Авраама, Исаака и Иакова, означают, что для Бога они живы.

Побежденные этим ответом Иисуса Христа, саддукеи отошли от Него, а присутствовавшие при этом книжники радовались поражению своих противников. «Учитель, Ты хорошо сказал », ¾ обратились они к Иисусу Христу.

Ответ законнику

(Мф. 22, 34-40; Мк. 12, 28-34)

 

После этого фарисеи вновь попытались искусить Иисуса Христа, и задали Ему следующий вопрос через законника: «какая наибольшая заповедь в законе?»

В этом вопросе между фарисеями имелись разногласия: одни считали большей первую заповедь Десятословия, другие ¾ четвертую, о субботнем покое, третьи ¾ заповедь об обрезании.

Самой важной заповедью Иисус Христос назвал заповедь любви к Богу и ближнему. Вероятно, законник принадлежал к той партии, которая считала главной заповедью первую в Десятисловии, почему он в чувстве восторга воскликнул: «Хорошо, Учитель, истину Ты сказал!» Тогда Господь сказал ему: «Недалеко ты от Царствия Божия ».

 

Поражение фарисеев

(Мф. 22, 41-46; 22, 1-39; Мк. 12, 35-40; Лк. 20, 40-47)

 

Несмотря на три неудачные попытки уловить Иисуса Христа на слове, фарисеи не отходили от Него. Тогда Он спросил их: чей сын Христос? Они, не задумываясь, ответили ему: Давидов, ибо думали, что Христос простой человек, имеющий происхождение от Давида.

Обнаружив их невежество, Иисус Христос спрашивает: если Христос только человек, то почему Давид называет Его своим Господом? Не значит ли это, что Христос был Господом Давида и, еще не родившись от него, существовал уже в то время, когда жил Давид? Как в этом случае Он может быть ему сын? Для сознания фарисеев, однако, эта истина о том, что Христос должен быть по Божеству Сыном Божьим, а по человечеству ¾ потомком Давида, так и осталась не познанной.

Фарисеи вынуждены были с позором отступить от Иисуса Христа и уже больше не смели искушать его.

Чтобы это поражение фарисеев было очевидно для всего народа, Иисус Христос обратился к собравшимся в храме с обличительной речью против фарисеев. «На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи » (Мф. 23, 2), они присвоили себе право толковать закон, они возлагали на народ неудобоносимое бремя преданий и обрядов, сами же при этом и перстом не прикоснулись к нему. Если они и исполняли что-либо из требований закона и обрядов, то лишь для вида, чтобы чем-либо отличаться от народа.

Без всякой надобности они увеличивали размеры «хранилищ». Кроме того, они увеличивали воскрилия своих одежд, то есть кисти на краях одежд, которые должны были напоминать о необходимости исполнения закона и о его святости.

Фарисеи требовали от народа почестей, любили, когда их называли наставниками, учителями и отцами. «А вы ¾ сказал Спаситель, обращаясь к ученикам, ¾ не называйтесь учителями, наставниками и отцами, потому что у вас один Наставник и Учитель ¾ Христос, и один Отец, Который на небесах ».

Ссылаясь на эти слова, сектанты осуждают православных за то, что они называют отцами священников. Но ведь Христос запретил тщеславие и самопревозношение, а не простое употребление слов. Доказательством служит то, что сами апостолы в своих посланиях употребляют слова «отец» и «учитель» (Рим. 4, 16; 1 Кор. 4, 15 и др.).

Осуждая самопревозношение фарисеев, Господь учил: «Возвышающий себя унизится, а унижающий ¾ возвысится». Лжемудрость фарисеев была сокрушена, но их ждет теперь суд Божий, те грозные обличения, которые начинаются словами «горе вам». Их восемь. Горе им:

1) за их превратное толкование закона, за то, что сами не уверовали в Мессию-Христа и других отвратили от этой спасительной веры;

2) за то, что они обманывают вдов своей показной набожностью и расхищают их имущества;

3) за ложную ревность в распространении иудейства. Приобретая прозелитов из язычников, они не заботятся об их наставлении в истинной вере, но еще больше развращают их дурным примером своей лицемерной жизни;

4) за извращения закона. Иудейские учителя разделили клятвы на великие и малые и учили, что исполнение малой клятвы не обязательно. Клятва даром или золотом церковным считалась великой, а клятва алтарем или храмом ¾ малой. Господь указывает, что клясться всеми этими предметами значит клясться Самим Богом;

5) за то, что они до мелочи исполняли внешние предписания закона, а правосудием и милостью пренебрегали;

6) за то, что они строго соблюдали чистоту посуды, а наполняли эту посуду тем, что приобретали путем воровства и обмана;

7) за лицемерие, прикрывающее внутренние беззакония, как красивая гробница скрывает зловоние разлагающегося трупа;

8) за унаследованную от отцов ненависть к пророкам и посланникам Божиим.

Фарисеи лицемерно строят гробницы пророкам и украшают памятники праведным, которые были убиты их отцами. Они делают вид, будто чтят праведников, в действительности же еще хуже своих отцов, так как собираются убить Самого Господа ¾ Мессию. Господь предсказывает, как иудеи будут гнать и преследовать Его посланников, уподобляясь в этом своим отцам, происхождением от которых они гордятся. «Да приидет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина…»

За все преступления, совершенные вождями иудейского народа, книжниками и фарисеями, Господь изрекает суровый приговор Иерусалиму: «Се оставляется вам дом ваш пуст». Эти слова исполнились спустя 36 лет, когда в 70 году по Р.Х. Тит с римскими полчищами подверг Иерусалим полному разорению. С глубокой скорбью говорит об этом Господь, указывая на всю любовь Свою к этому жестокосердному народу, подобную любви птицы к своим птенцам. «Не увидите Меня отныне, доколе не воскликните: благословен Грядый во имя Господне!» ¾ во время второго пришествия Христа, когда даже неверующие против воли своей должны будут прославить Его Божество.

 

Похвала усердию вдовицы

(Мк. 12, 4-44; Лк. 21, 1-4)

 

После обличительной речи против фарисеев и книжников Иисус Христос вышел из храма и, остановившись у дверей так называемого двора женщин, сел против ящика, в который богомольцы опускали пожертвования на храм. Некоторые опускали много ¾ иные из усердия, фарисеи по тщеславию. Между тем, к ящику подошла одна бедная вдова и положила две лепты. По всему было видно, что она отдала последнее. Для людей с фарисейским чувством такой дар мог бы показаться ничего не стоящим, но Господь взирал не на деньги, а на сердце, поэтому поступок вдовы был для него многоценным. Обращаясь к ученикам, Он сказал: «Сия бедная вдова более всех положила в сокровищницу! Прочие клали от избытка, а она от скудости; те жертвовали храму тем, без чего могут обойтись, а она пожертвовала всем, что имела».


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: