Какие интересные истории и экспонаты?




Расскажите о выставках, которые посвящены летчикам - саратовцам. Когда открылись, откуда привезли экспонаты.

Здравствуйте, уважаемые читатели Аргументов и фактов, саратовцы и гости нашего города. Традиционно летний период – это затишье для музеев, проводится меньше мероприятий, меньше памятных дат, но только не для Саратовского историко-патриотического комплекса «Музей боевой и трудовой славы». Здесь всегда бурлит жизнь, происходят интересные события, мероприятия. В 2017 году мы отмечаем 75-летие начала Сталинградской битвы - одного из самых грандиозных сражений Великой Отечественной и Второй мировой войны, которое развернулось на территории современных Воронежской, Ростовской, Волгоградской областей и Республики Калмыкия с 17 июля 1942 года. К этой знаменательной дате в музейном комплексе экспонируется выставка «В небе Сталинграда» из музея-заповедника «Сталинградская битва» (г.Волгоград). Материалы выставки рассказывают о мужественных защитниках города. В период Сталинградской битвы в воздухе действовало три советских воздушных армии. В боях за город в сталинградском небе особую роль сыграли летчики и целые авиационные соединения, тесно связанные с Саратовской областью. В 1942 году в районе Балашова базировался 102-й авиационный полк дальнего действия, действовавший в районе Сталинграда. Энгельсское военное авиационное училище летчиков в годы Великой Отечественной войны подготовило более пяти тысяч военных летчиков и отправило на фронт 9 маршевых авиационных полков. Более 200 выпускников были удостоены звания Героя Советского Союза. Многие из них участвовали в Сталинградской битве.

Среди них отважные летчики: Гавриил Власович Диденко и Алексей Иванович Кадомцев, Александр Васильевич Оборин и Николай Семенович Куракин, Александр Николаевич Котелков и многие другие. Выставка рассказывает и о женских воздушных соединениях. Важнейшую роль в их создании сыграла легендарная летчица Марина Михайловна Раскова, одна из первых женщин в СССР, удостоенных звания Героя Советского Союза. 16 октября основной состав будущих полков выехал на Волгу в г. Энгельс для дальнейшего обучения. Здесь в авиагруппу вошло почти сто девушек-добровольцев из Саратова.

 

Вообще тема неба и подвигов летчиков стала, как бы сейчас сказали, популярной в экспозиции этого сезона. Хотя все, что касается темы подвига и защиты родной земли, родного неба всегда востребовано и актуально. Дело в том, что по инициативе Председателя Государственной думы РФ, нашего земляка Вячеслава Викторовича Володина в Саратовский историко-патриотический комплекс была передана выставка из Российского военно-исторического общества (г.Москва) «Судьба истребителя». На выставке представлены материалы, рассказывающие о старшем лейтенанте Александре Кузьмиче Большакове. Он встретил войну пилотом истребительной части военно-воздушных сил Московского военного округа, защищал небо столицы в те самые страшные дни, когда фашистские самолеты рвались в святая святых России – ее сердце, сбрасывали бомбы на мирно спящих женщин, детей, стариков.

 

Какие интересные истории и экспонаты?

Для историка, музейщика любое свидетельство «дел давно минувших дней» представляет интерес. Когда знакомишься с музейным предметом, происходит трепетное прикосновение дня сегодняшнего к прозрачному прошлому, история становится близкой.

Так, например, герой выставки «Судьба истребителя» Александр Кузьмич Большаков в 1942 году в последнем бою уничтожил три вражеских самолета, спас товарища и пропал без вести, сорвавшись с неба. Его нашли ровно через 74 года после его гибели 23 августа 2016 года, а в кармане гимнастерки лежали талоны на питание, где был оторван завтрак 23 августа 1942 года. Удивительное переплетение дня сегодняшнего и дня минувшего.

Ни одного человека не может оставить равнодушным история «обычного» человека, такого, как мы с вами или любой посетитель музея, человека, который в определенный момент своей жизни оказался способен на Великое свершение. Люди меняются после экскурсии, они покидают музейные залы не такими, какие пришли сюда, наполненными уважением и трепетом к великой истории, к великому подвигу.

Выставка «В небе Сталинграда» рассказывает о легендарных летчиках - Герое Советского Союза Михаиле Живолупе, дважды Героях Алексее Алелюхине и Амет - Хане Султане, кстати, на выставке можно увидеть необычный предмет - пуфик Ахмет-хана, которым пользовался летчик, крымский татарин по этническому происхождению. Внимание посетителей привлекает гимнастерка из ткани неуставного образца, которая принадлежала подполковнику Герою Советского Союза Николаю Ивановичу Власову – человеку уникальной судьбы и потрясающего мужества. В августе 1941 года он вылетел по тревоге на перехват воздушного разведчика противника, однако по причине отказа пулемёта принял решение идти на таран, в результате столкновения самолёт противника был сбит, сам же на неисправной машине под наземным огнём противника сумел сесть на линии фронта. При посадке получил тяжёлые ранения, лечился в госпитале. Однако, госпиталь ненадолго удержал Власова в своих стенах. Прихрамывая, со следами швов на израненном лице, он вскоре появился в родной части.

После возвращения к лётной практике в июне 1942 года на лёгком самолете У-2 ночью на минимальной высоте пересёк линию фронта, совершил посадку между двумя шоссе в районе станции Миллерово, по которым двигались войска противника, и подобрал на борт до этого сбитого раненого лётчика Героя Советского Союза старшего лейтенанта Ф. Т. Демченкова и под огнём противника доставил его на свой аэродром.

В 1943 года при перелёте в сражающийся Ленинград самолёт Як-1, пилотируемый Власовым, был подбит зенитной артиллерией, загорелся и упал на территории врага. При падении лётчика выбросило из машины. Власов оказался в плену, попал в концлагерь в районе города Лодзь стал одним из руководителей подполья.

Весной 1944 года за попытку побега был переведён в крепость-тюрьму Вюрцбург (Германия), где им был разработан новый план побега. Попытка оказалась неудачной. "Возле него легче становилось другим, - писал впоследствии в письмах матери героя бывший узник Маутхаузена И. Битюков. - "Нет, брат, ты на себя не должен смотреть, будто с пленом вся жизнь для тебя кончилась, - говорил каждому новенькому Власов. - Ты обязан и здесь быть солдатом. Выживем, вернёмся, народ с каждого спросит... А пока держись, чтобы нас и таких, безоружных, днём и ночью боялись. Понимаешь, не ты их, а чтобы фашисты тебя, военнопленного, страшились". Власов был переведён в тюрьму города Нюрнберга, где стал готовить новый побег, был предан и этапирован в концлагерь Маутхаузен, в блок смерти № 20.

После вступления советских войск на территорию Югославии Власов стал одним из организаторов восстания, незадолго до которого по доносу предателя был схвачен эсэсовцами и после пыток 26 января 1945 года заживо сожжён в крематории.

 

 

О чем чаще всего спрашивают посетители?

 

Среди экспонатов выставки «В небе Сталинграда» представлены образцы денежных знаков военного времени, облигации Государственного займа. Именно саратовцы стали инициаторами патриотического почина в годы Великой Отечественной войны. Посетители спрашивают, действительно ли рядовой колхозник мог приобрести самолет или танк на личные сбережения. Например, в экспозиции музея представлен самолет ЯК-1б, который был приобретен колхозником колхоза «Стахановец» Ф.П.Головатым за 100 тысяч рублей. Когда колхозник впервые обратился с просьбой о покупке самолета к директору Саратовского авиационного завода, то после согласования с Москвой было получено разрешение - продать самолет за те деньги, что есть у колхозника.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: