Слово четвертое. Того же, ответ недоумевающим о Святом Крещении




 

 

Вопрос: Поскольку одни говорят, что Святое Крещение совершенно, утвержда­ясь в словах Св. Писания: «востав крестися и омый грехи твоя» (Деян.22: 16); и еще: «измыйтеся, (и) чисти будите» (Ис.1:16); и еще: «но омыстеся, но освятистеся, но оправдистеся» (1Кор6:11), и приводя в до­казательство много подобных мест; другие же говорят, что ветхий (прародительский) грех убивается под­вигами, и эти так же приводят в доказатель­ство слово Писания: «очистим себе от всякия скверны плоти и духа» (2Кор.7:1), находя притом и в себе самих по Креще­нии и самое действие греха: что скажем мы на это, или кому поверим?

Ответ: Нам бы следовало веровать апостольской проповеди и пребывать в том же исповедании, а не искушать силу Божию человеческими мнениями, и не оставаться опять произвольно под игом рабства, но удерживать свою свободу де­ланием заповедей, которыми соразмерно (с сим деланием) обретается всякая исти­на, и знать определенно, что за опущение их по соразмерности подпадаем действию греха. А поскольку вы, покоряясь более любопытству, нежели слову, вменили Бо­жию проповедь за суетную, посему сует­на и вера ваша, и вы еще пребываете во грехах ваших.

Вопрос: Мы не говорим, что проповедь суетна, но желаем научиться истине.

Ответ: А если почитаем проповедь за истинную, то исполним все заповеди и тогда увидим, находимся ли под действи­ем греха. Ибо Святое Крещение совершен­но и подает нам совершенство, но не де­лает совершенным не исполняющего заповедей. Итак, не дадим веры челове­ческим мнениям, но более поверим Боже­ственному Писанию, оно говорит, что «Христос умре грех наших ради, по писанием» (1Кор.15: 3), и что мы «спогребохомся убо Ему Крещением, и умерый бо свободная от греха», и что «грех нами к тому да не обладает» (Рим.6:4,7,14), если исполня­ем Его заповеди; если же не исполняем их, то мы неверны и по справедливости быва­ем содержимы грехом. Ибо вера состоит не в том только, чтобы креститься во Хри­ста, но чтобы и исполнять Его заповеди. По Писанию очевидно, что мы таинствен­но «спогребшеся Ему Крещением» (Кол.2: 12) «и с Ним воскреси нас (Бог Отец) и спосади на небес­ных» (Еф.2:6). Однако Он дал нам и запо­веди, дабы, исполнив их, мы обрели дан­ную нам благодать совершенства; а если не исполним их, то окажется, что соб­ственною волею подпали действию греха. Если же говорим, что грех истребляется делами, то «Христос туне умре» (Гал.2: 21), и все сказанное будет ложно, и Святое Крещение не есть совершенно; но, как говорят, совершенство приобретается от подвигов. А посему суетен у таковых закон свободы и всякое законоположение Ново­го Завета отвергается, неправедным счи­тают они и Христа, заповедавшего дела свободы крестившимся, еще невольно порабощенным греху, как они говорят; и благодать Божия уже не благодать, но воз­даяние наших подвигов. Ибо если от дел, то не благодатию; если же благодатию, то дело не есть уже дело, но заповедь Свободившего нас и дело свободы и веры. То же самое промыслительно святой Па­вел написал к Галатам, вразумляя и их, как подобным же образом неверовавших. Мы же не отвергаем благодати Божией: да не будет этого! Не отрицаем веры, заключа­ющейся в проповеди. Но если и по Кре­щении содержимы грехом, то это не пото­му, чтобы несовершенно было Крещение, но потому, что мы нерадим о заповеди и пребываем в сластях по собственному на­шему произволению. По сему самому и об­личает нас Божественное Писание, говоря: «якоже пес возвращъся на свою блевоти­ну», тако и человек самовластною волею возвращается «на свой грех» (Притч.26: 11); ибо волю нашу и по Крещении ни Бог, ни сатана не понуждает. Или ты не слышал, что заповеди Христовы, данные по Кре­щении, суть закон свободы? Как говорит Писание: «тако глаголите и тако твори­те, яко законом свободным имущий суд приятии» (Иак.2:12). И святой апостол Петр, сказав: «подадите в вере вашей доб­родетель и прочее, присовокупляет», го­воря: «емуже бо несть сих... мжай, забве­ние приемь очищения древних своих грехов» (2Пет.1:5,9). Понял ли ты из сказанно­го, (что это говорится) об очищении чрез Крещение, бывающем таинственно и об­ретаемом действенно посредством испол­нения заповедей? Если же, крестившись, мы не освободились отеческого греха, то очевидно, что не можем совершать и дел свободы. Если же можем совершать их, то очевидно, что мы таинственно освобо­дились от рабства греху по написанному: «Яко закон бо духа жизни... свободил мя есть от закона греховнаго и смерти» (Рим.8,2); по причине же нерадения о делании заповедей Очистившего нас мы подпадаем действию греха. Или пусть докажут, что крещеным нельзя совершать заповедей свободы и посему Крещение не есть со­вершенно; или, вняв нашему доказатель­ству, что они (то есть крестившиеся) по­лучили таковую силу, пусть сознают, что и они освободились благодатью Христо­вою, но сами себя предали в рабство злу, потому что не исполняли всех заповедей, и посему снова сделались подручны (вра­гу). Пусть приимут обличение и от соб­ственных своих свидетельств: «очистим, говорит Писание, себе от всякия скверны плоти и духа» (2Кор.7:1). Раб греха как может очистить себя от всякой скверны, не имея таковой свободы и силы, но буду­чи держим от греха? Если же имеешь кре­пость на страсти, то пойми, что они со­держат тебя не силою, но по причине твоей воли. Итак, все, что нам беседует Божественное Писание об очищении, со­ветует, как свободным, чтобы не пребы­вать в таковых помыслах, но любить сво­боду, как имеющим власть преклоняться на что ни захотим, на благое или на злое.

Вопрос: Ежели мы освободились Свя­тым Крещением, почему еще не увидели воздуха свободы, как видят его подвиза­ющиеся?

Ответ: Оттого что помрачают нас про­извольные страсти и нерадение о запове­дях, которые они исполнили. Ибо, как мы сказали выше, человек освобождается да­ром Христовым; по своей же воле, где любит, там и пребывает, хотя и крестил­ся, потому что самовластие не понужда­ется. Когда же Писание говорит, «что нуждницы восхищают Царствие Небесное» (Мф.11:12), то говорит это о своей воле, дабы каждый из нас понудился после Кре­щения не уклоняться ко злу, но пребывать во благом. Если бы мы терпели насилие от злых духов, то всячески мог бы осво­бодивший нас Бог сделать нас неподвер­женными невольному изменению; ныне же этого нет, но Он избавил нас Креще­нием от насильственного рабства, упразд­нив грех Крестом, и постановил заповеди свободы, пребывать же или не пребывать заповедях попустил самовластной нашей воле. Потому, сколько исполняются запо­веди, настолько и означают свободу и любовь к Освободившему, а насколько бывают пренебрегаемы или оскудевают, настолько и показывают наше пристра­стие к сластям. Иные претыкаются сво­ими собственными помыслами и говорят: «Хотим исполнить заповеди и не можем, будучи держимы властью греха, а пото­му и надлежит прежде подвизаться и из­гладить грех, чтобы быть в состоянии исполнять заповеди свободы», не разу­мея ни того, что говорят, ни того, о чем утверждают. Если ты вовсе не имеешь свободы и не можешь исполнять запове­дей, то какими же делами и подвигами из­гладишь, по твоим словам, грех? Подви­ги верных суть заповеди. Ты говоришь: «Я не могу исполнить заповедей, если сперва не очищусь чрез подвиги». Пока­жи мне, как говоришь, подвиги, кроме за­поведей, и я покорюсь твоему образу мыс­лей. Если укажешь на молитву, —это есть заповедь; если скажешь о низложений помыслов, — и это заповедь; если о посте и бдении, — и это тоже есть заповедь; если укажешь на подаяние или отверже­ние своей души, — это заповедь; если скажешь «смерть», или «крест», или иное какое-либо дело добродетели, — все они суть заповеди. И потому получившим силу (к исполнению) заповедей как вер­ным Господь заповедует подвизаться в них, дабы не возвращаться назад, не то, чтобы посредством их изгладить грех, но чтобы более не возвращаться к нему. Ибо и эти заповеди не искореняют греха: это есть дело единого креста, но они лишь хранят пределы данной нам свободы. Иначе, скажи мне, если ты искореняешь грех Адамов посредством дел, то как же «Христос умре грех наших ради по Писанием»? Но противоречить сему не могут, а лишь вопрошают непоследова­тельно, рассматривая все по своим мне­ниям и не повинуясь истине Св. Писания. Они говорят: «Если Крещением истребля­ется грех, то почему он опять действует в сердце?» Мы неоднократно указывали причину этого, то есть, что он не потому действует после Крещения, чтобы был оставлен внутри нас, но потому, что лю­бим нами, при опущении заповедей. Ибо Святое Крещение дает совершенное раз­решение, связать же себя снова пристра­стием или пребыть разрешенным чрез де­лание заповедей есть дело самовластного произволения, потому что помысл, укосневающий в какой-либо сласти или раз­дражении, есть знак самовластного при­страстия, а не того, что грех оставлен внутри нас. Поскольку мы, по Писанию, имеем власть «помышления низлагати и всяко возношение взимати на разум Бо­жий» (2Кор.10: 5), то по сему самому лукавый помысл для низлагающих его в себе есть знак любви к Богу, а не греха, ибо не приражение помысла есть грех, но дружеская с ним беседа ума. Если же не любим его, то зачем медлим в нем? Не­возможно, дабы что-либо от сердца нами ненавидимое продолжительно собесе­довало нашему сердцу без нашего злого участия в том. Ибо если и ненавидимый помысл господствует и обладает умом (не противоречу, что случается и это), одна­ко это не есть остаток внутри нас греха Адамова, но преступления по Крещении. Ибо когда по Святом Крещении, будучи в состоянии исполнить все заповеди, не исполняем их, тогда, и не желая того, бы­ваем содержимы грехом, пока покаяни­ем не умолим Бога, направляясь ко всем Его заповедям, и Он потребит грех наше­го самовластия. Две причины действия в нас зла, и обе они зависят от нас самих: одна действует по причине недостаточного исполнения заповедей, другая же не­избежно содержит нас ради нашего злоделания после Крещения, что истребляет только один Бог, будучи умоляем милос­тынею, молитвою и терпением постигающих нас (скорбей). Но и это подает нам совершенная благодать, тайно дарован­ная нам Крещением.

Вопрос: Согрешил ли и Павел по Крещении, потому что невольно подвергался Действию греха? Ибо говорит: «вижду же ин закон... противу воюющь закону ума моего» (Рим.7:23).

Ответ: Так и другое в Писании худо понимающие неправильно толкуют и обольщаются. Прочти главу сию сначала, и увидишь, что святой Павел говорит не о себе после Крещения, но ставит себя на место неверных и некрещеных иудеев, увещевая их, что без благодати Христовой, даруемой Крещением, невозможно одолеть греха, ибо, сказав: «окаянен аз человек: кто мя избавит от тела смерти сея?» — он присовокупляет: «благодарю Бога моего Иисус Христом Господем нашим». Посему говорит: «закон духовен есть: аз же плотян есмъ, продан под грех» (Рим.7:24,25,14). А потому и все, что относится к закону, сказует духовно, не хотя, чтобы они были под законом, но под благодатию, которая есть духовный закон, в нас написанный. Итак, если мы разумеем слова святого Павла, будучи в состоянии «духовными ду­ховная сразсуждати» (1Кор.2: 13), то по­средством сих можем уразуметь истину, как на нас, таинственно получивших чрез Святое Крещение благодать «Святого Духа, сбывается» сказанное о храме, законе и жертвах. Храмом Святого Духа назвал он нас и побуждает возносить «жертвы ду­ховны» (1Пет.2:5), называя «Иудея в тай­не, а не яве, и (разумея) обрезание сердца духом, (а) не Писанием» (Рим. 2:29,28); да и самый тот духовный закон небесный Законоположник Христос Духом написал в верных, «не на скрижалех каменных, но на скрижалех сердца плотяных» (2Кор.3:3). Также как о сих сказал он, что все это было в тайне, так точно разумей и о каждой из вещей, преобразовательно сказанных, то есть бывших... А поскольку мы еще твер­до не уверовали Христу, не считаем себя должниками всех Его заповедей и не отверглись себя, по слову Его, посему и не знаем вышесказанной тайны, приняв ее от самого Крещения. Когда же укорим себя в этом маловерии и будем веровать Ему чистосердечно во всех заповедях, тогда, принявши в себе опыт вышесказанных вещей, исповедуем поистине, что Святое Крещение совершенно и что благодать Христова излилась (на нас в нем) изобильно, ожидая по сем нашего послуша­ния и делания заповедей, силу к исполне­нию которых мы чрез нее предполучили. Посему те из нас, которые не исполнили еще заповедей свободы, — и не достиг­ли свободного Иерусалима: «ибо вышний Иерусалим свободъ есть, иже есть мати всем нам» (Гал.4:26), возрождая нас «банею пакибытия и обновления Духа Святаго» (Тит.3: 5). Но еще находимся на пути, а, может быть, и заблуждаемся, ше­ствуя по беспутиям, ибо спорить и проти­воречить истине суть признаки невеже­ственного пути, а не правого шествия. Посему-то блаженный Павел, видя нас, медлящих (вступить) на совершенный путь, говорит: «тако тецыте, да постиг­нете» (1Кор.9: 24). Если же еще мы не достигли до града, то, когда увидим храм и вшедши внутрь его, удостоимся быть приведенными к жертвеннику? Но что го­ворю о граде, храме и жертвеннике, ког­да мы не прошли еще и «зверей тростных, запретить» которым (Пс.67:31) молит Бога пророк, да не будут повреж­дены зверями первородные жертвы ума, которые поведено было возносить «иже в тайне Иудею» (Рим.2: 29)? Или, по-тво­ему, иудей «в тайне», по слову апостола Пав­ла, есть; храм же сыном Давида еще не создан, и очистилище еще не сооружено, но тобою ныне будет сооружаемо? Ибо это самое ты ясно проповедуешь, говоря, что грех Адамов истребляется подвигами, а не благодатью Христовою, которая вселяется в нас тайно Крещением, обна­руживается же тогда, когда, совершив как надлежит путь заповедей, принесем ес­тественные помыслы наши Архиерею Христу, как жертвы здравые, а не повреж­денные зверями; ибо поистине многие в Смыслах своих бывают повреждены зверями, и именно те, которые уклоняются от правого пути, разумею — от терпения скорбных, и, удаляясь от пути правого, ходят по беспутиям, обвиняя в сих бес­честиях более других, нежели себя. Лишь немногие из них ходят правым путем, и то будучи хранимы молитвою и связаны надеждою, биемы искушениями, и таким образом достигают града и храма и возносятся в жертву. Град же есть светлое и законное о Христе рассуждение, которое, когда благочестиво управляет делами, (человек) имеет мир и действует правильно; когда же погрешает, тогда предается вра­гам на разорение. Храм же есть богозданное святилище души и тела; жертвенник же в храме сем есть водружение надеж­ды, на котором при всяком встречающем­ся случае первородный помысл, как пер­вородное животное, будучи возносим от ума, приносится в жертву во очищение возносящего, если только он вознесет его непорочным. Имеет же храм этот и «внутреннейшее завесы, идеже предтеча о нас вниде Иисус» (Евр.6: 19, 20), и живет в нас по слову апостола, сказавшего: «или не знаете себе, яко Иисус Христос в вас есть; Разве точию чим неискусни есте» (2Кор.13:5)? Оно есть внутреннейшее, тайное и чистое сердечное вместилище, которое, если не отверзется надеждою во всем (на Бога) ра­зумною и мысленною и верою правою и несомненною, то невозможно достовер­но познать в нас Живущего или узнать, приняты ли были наши разумные жертвы или нет? Как прежде у Израильтян огонь потреблял остатки (жертв), так случается и здесь, ибо когда верное сердце отвер­зется вышесказанною надеждою, Небес­ный Архиерей приемлет первородные по­мыслы ума и потребляет Божественным огнем, о котором сказал: «огня приидох воврещи на землю, и что хощу, аще уже возгореся бы» (Лк.12:49). Первородными же помыслами назвали мы не бывшие во второмыслии сердца, но от первого приражения и возникновения их тотчас приносимые Христу, ибо приносимые Ему от многомыслия, Божественное Писание именует хромыми, слепыми и уродливыми, и посему неприятными Владыке и Небес­ному Царю и Богу. Итак, что по Креще­нии мы сами виноваты во всякой лука­вой мысли, уже доказано свидетельствами Св. Писания. Если нужно показать это и с помощью естественного умозаключе­ния, то опять скажем тебе, утверждающе­му, что по Крещении без твоей собствен­ной вины находишься под действием Адамова греха, и признавающему, что можешь истребить его своими подвигами. Познай достоверно, что ты противишься Писанию и претыкаешься собственными своими словами. Ибо если, как ты гово­ришь, худые помыслы есть грех Адамов, то научись от святого Павла, что ты «во Хри­ста облекостеся» Крещением (Гал.3:27), имеешь силу и оружие низлагать их; «ору­жия бо», говорит он, «воинства нашего не плотская, но сильна Богом, на разорение твердем: помышления низлагающе и вся­ко возношение взимающееся на разум Божий» (2Кор.10: 4). Если же, имея на них силу, не низлагаешь их от первого приражения, то очевидно, что сластолюбствуешь по неверию, соглашаешься и сдружа­ешься с ними, следовательно, ты виновен в таком действии, а не Адам.

Вопрос: Как может по неверию преда­ваться сластолюбию и соглашаться с (ху­дыми) помыслами тот, кто затворился в келий и всякий день постится, воздержи­вается, соблюдает нищету, живет, как странник, пребывает во бдении, спит на голой земле, молится и терпит многие таковые скорби?

Ответ: Справедливо сказал ты, что многие скорби терпит исполняющий все это. Если бы без скорби, но с радостью и трудолюбием совершали мы вышесказан­ные явные добродетели, то не были бы сластолюбцами в уме нашем. Ибо невоз­можно болезнующему о телесных трудах по мере этого не беседовать с приражениями и не утешать бывающее при трудах бессластие, если бы этого не хотел таковый, то не скорбел бы и о трудах. Подвергаемся сему потому, что предаемся злостраданиям не ради желания будущих благ, но только ради страха постигающих нас ныне искушений, и злое дело мы счи­таем своим грехом, помысл же, который его предваряет, чужим действием. А тем, которые считают это действие не своим, а чужим, невозможно избавиться от него. Иногда же и без согласия нашего некото­рый помысл гнусный и ненавидимый нами, как разбойник, неожиданно напав на нас, насильно содержит у себя ум наш. Однако знай наверное, что и этот (по­мысл) произошел от нас самих, ибо или по Крещении мы предали себя какому-нибудь худому помыслу до исполнения его самым делом, а посему, хотя и ненамерен­но, сделались виновными, или по соб­ственной воле держим в себе некоторые семена зла, почему и утверждается в нас лукавый; и он, лукавыми семенами удержав нас, не отойдет, пока не отбросишь их; гнусный же помысл, пребывая в нас чрез делание зла, тогда изгонится, когда принесем Богу труды, достойные пока­яния. А посему я даже и это не называю Адамовым грехом, но более грехом соделавшего злое и содержащего семена его. Если же скажешь мне, что и обе эти (причины) предварил помысл, и изыскиваешь, кто виновен в сем случае, я отвечаю тебе: «Ты сам как имеющий власть очистить его (то есть помысл) в начале первого приражения и не очистивший, но беседовавший с ним до исполнения его на деле. Если же ты прежде дела никак не мог низложить его по немощи ума, то как говоришь, что можешь после исполнения на деле иско­ренить его, уже и делами утверждаемого, и справедливо тебя содержащего? Если же признаешь, что можешь помощью Божией искоренить его, знай, что и прежде дела, если бы ты хотел этого, Бог помог бы тебе. И когда увидишь в сердце своем бывающую тебе помощь, знай достоверно, что, не извне явившись, пришла благодать эта, но данная тебе таинственно при Крещении воздействовала ныне в такой мере, в какой ты, возненавидев помысл, отвратился от него. Посему Христос, избавив нас от всякого насилия, не возбранил приражение помыслов к сердцу, нашему, дабы одни, будучи ненавидимы от сердца, тотчас были истреб­лены; другие же, сколько мы их любим, столько и пребывали, чтобы обнаружи­лась и благодать Христова, и воля че­ловеческая — что она любит: труды ли ради благодати или помыслы ради слас­ти. Не будем дивиться, что подпадаем такому действию не только любимых, но и насильственному ненавидимых нами (помыслов); ибо как некое лукавое род­ство (действует вместе), так и похоти наши и приражения (помыслов) действу­ют совокупно одни с другими, и каждый (похотный), укоснев в своем делателе, передает его своему ближнему (ближайшей похоти), так что (человек), при­вычкою сильно влекомый к первому, вторым уже и против воли может быть увлекаем. Ибо кто возможет избегнуть гордости, будучи исполнен тщеславия? Или кто, насытившись сна и предавшись наслаждению, не будет побежден помыс­лом блуда? Или кто, предав себя лихоимству, не будет связан немилосердием? Как же насыщающиеся всем этим не будут томимы раздражительностью и гневом? Посему-то и надлежит знать, что мы по нашей собственной вине находимся под действием греха, ибо мы уже освободились от рабства, по Писанию: «закон бо духа жизни, - говорит (апостол), свободил мя есть от закона греховного и смерти» (Рим. 8: 2), и уже в нашем произволении заключает­ся, услышав заповедания духа и научи­вшись им, ходить по плоти или по духу. Но невозможно ходить по духу возлюби­вшим похвалу человеческую и послабле­ние телу, и невозможно жить по плоти внутренно предызбирающим будущее более настоящего. А потому и надлежит нам, много заблудившимся, отныне воз­ненавидеть похвалу человеческую и упо­ение тела, чрез которые и без нашего хотения прозябают в нас лукавые помыс­лы, и с расположением душевным сказать ко Господу оное пророческое слово: «не ненавидящыя ли Тя, Господи, возненавидел, и о вразех Твоих истаях; Совершенною ненавистию возненавидех я: во враги быша ми» (Пс.138:21,22). Ибо поистине враги Божий суть лукавые помыслы, возбраня­ющие исполнению в нас Его воли, по­скольку «Он хощет всем человеком спастися и в разум истины прийти» (1Тим.2:4), они же мешают сему. О них и Господь сказал, что они не от Адама, но «от серд­ца исходят», а посему сквернят человека (Мф.15:19); очевидно, что не от верующего сердца, но от тщеславного, ибо гово­рит: «како вы можете веровати, славу друг от друга приемлюще, и славы, яже от Единаго Бога, не ищете» (Ин.5:44)? Итак, когда возненавидим тщеславие и уверу­ем Ему (Богу) во всем, разбивая о Него всякий помысл сердечною и одномысленною надеждою, тогда, так же, как в начале веры, (усвоенной) Крещением, Тело Хри­стово было брашно верным, так и в мыс­ленной надежде и отвержении помыслов твердоверующий и чистый ум бывает брашном Иисуса, сказавшего: «Мое браш­но есть, да сотворю волю Отца Моего» (Ин.4:34), Который, по слову Павлову, «хощет всем человеком спастися и в ра­зум истины прийти» (1Тим.2:4). Истину же (апостол) разумеет обретаемую, как выше было сказано, в мысленной надеж­де, которая является уже не от слуха, но веруется быть от действия Духа Всесвятого; и она, по Писанию, «есть уповаемых извещение» (Евр.11:1). Некрещеный же, или тщеславный не может прийти в по­знание этой истины. Ибо крестившимся в Соборной Церкви Крещением дается таинственно (благодать) и живет в них со­кровенно. Потом же, по мере делания за­поведей и мысленной надежды, открывается верующим по слову Господню: «веруяй в Мя, - как говорит Писание, реки от чрева его истекут воды живы. Сие же рече о Дусе, Егоже хотяху приимати ве­рующий во имя Его» (Ин.7:38,39). Итак, мы веруем, что посредством Крещения та­инственно получили мы свободу и очищение, согласно слову апостола: ныне же «омыстеся», ныне же «очистистеся», ныне же «оправдистеся», ныне же «освятистеся» (1Кор.6:11). И так пишет к Коринфя­нам, еще не очищенным отвержением по­мыслов чрез мысленную надежду и не освященным сердечным действием Духа, но еще бывшим злыми, обижавшим и ли­шавшим, да еще братию (1Кор.6:8), да­бы показать, что крестившиеся по силе Христовой таинственно получили очи­щение и освящение, по своему же мало­верию каждый подпадает действию (гре­ха), будучи «от своея похоти влекомъ и прелъщаемь», как сказано в Писании: «таже похоть заченши раждает грех, грех же содеян раждает смерть» (Иак.1:14, 15). Итак, от своей похоти рождается грех мыс­ленный, от этого же происходит соверше­ние сообразного тому действия, которое Писание именует смертию. А что от само­го Крещения в нас есть благодать Духа, «учащая нас», по слову Господню, «всякой ис­тине» (Ин.16:13), познай также из Боже­ственного Писания и от дел. Сперва по­смотри в Деяниях апостольских, что говорит к многочисленному собранию блаженный Петр: «покайтеся, - говорит, и да крестится кийждо вас во имя Господа на­шего Иисуса Христа во оставление грехов: и приимете дар Святаго Духа» (Деян.2:38). Понял ли ты по крайней мере теперь, как посредством Крещения даруется оставле­ние грехов и дар Святого Духа по мере веры? Насколько же кто отступит (от веры), тотчас бывает одержим грехом. Посему и 12 мужей Ефесских, без веры крестившихся, вот как обличает святой Павел. Он спрашивает их: «аще убо Дух вят прияли есте веровавше; Они же реша к нему: но ниже аще Дух Святый есть, слышахом. Рече же к ним: во что убо крестистеся; Они же рекоша: во Иоанново крещение. Рече же Павел: Иоанн убо крести крещением покаяния, людем гла­голя; да во Грядущаго по нем веруют, сиречь во Христа Иисуса. Слышавше же крестишася во имя Господа Иисуса, и возложшу Павлу на няруце, прииде Дух Свя­тый на ня» (Деян.19:2-6). Уверился ли ты хотя ныне, что твердо верующим Дух Святой дается тотчас по Крещении, невер­ным же и зловерным и по Крещении не дается? А что мы сами оскорбляем и уга­шаем Его в себе, научись из слов того же апостола: «Духа не угашайте» (1Сол.5:19), и еще «не оскорбляйте Духа Святаго Божия, Имже знаменастеся в день избав­ления» (Еф.4:30). Свидетельства эти мы привели не потому, чтобы всякого чело­века, крещеного и получившего благодать, по сему самому считали неизменным и уже более не требующим покаяния, но (желая показать), что от Крещения по дару Христову нам дарована совершенная Божия благодать к исполнению всех запо­ведей, но потом каждый, получив оную та­инственно и не совершая заповедей, по мере очищения (их) находится под дей­ствием греха, который не есть Адамов, но согрешившего, потому что он, получив силу действия, не совершает дел. Оскуде­ние же происходит от неверия; а неверие не есть чужой грех, но самого того, кто не верует, которое и бывает, наконец, матерью и введением всякого греха. Желаем ли быть совершенными скоро или медленно, мы должны совершенно веровать Христу и исполнять все Его заповеди, получив от Него силу такового делания. И это (зна­чит) не то, чтобы мы обязаны исполнять каждую заповедь одну за другою, но част­ные совокуплять воедино, таким образом должны совершать все заповеди в сово­купности, ибо есть заповеди главнейшие, объемлющие собою многое множество прочих. Сим только лишь подвигом долж­ны мы побеждать свое неверие и не вознерадеть об общих (главных) заповедях, по­средством коих данная нам благодать открывается действенно; о чем и святой Павел, да совершится это в нас, молится, говоря: «сего ради преклоняю колена моя ко Отцу Господа нашего Иисуса Христа, да даст вам Господь силою утвердитися Ду­хом. Его во внутреннем человеце, вселитися Христу» во всяком удостоверении и разу­ме «в сердца ваша верою» (Еф.3:14,16,17). Время же, наконец, как было выше сказа­но, и делами утвердить это свидетель­ство. — Ибо сколько мы, веруя, исполня­ем заповеди Божий, столько и Дух Святой производит в нас плоды. Плоды же Духа, по святому Павлу, суть: «любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5:22). Кто же вовсе не причастен сих действии (Духа) по Крещении, дабы мог отречься от того и сказать, что он не принял благодати Духа от Крещения? Кто так же, видя в себе ежедневно непрестанное действие плодов сих и не исполнив еще заповедей, может сказать: «Я совершен и неизменен»? А потому очевидно, что благодать в нас совер­шенная, но мы не совершенны по причи­не мысленных недостатков. Так же и Святое Крещение в нас совершенно, а мы в нем не совершенны. Итак, человек, кре­щенный во Христа, ты только покажи де­лание, силу которого получил, и уготовь себя к явлению Живущего в тебе, и тогда Господь по обетованию Своему явит тебе Себя духовно, как Он Сам знает. «Господь же Дух есть; а ид еже Дух Господень, ту свобода» (2Кор.3:17), и тогда познаешь сказанное, что «Царствие Небесное внутрь вас есть» (Лк.17:21). И это необходимо надлежит знать, что и часто исполнившие заповеди, соразмерно тому входят в Цар­ствие; хотящие же достигнуть совершен­ства должны сделать все вообще, общая же (совокупность) всех заповедей есть отречение от своей души, то есть смерть. И как живущий в теле недостаточен для этого совершенного действия, так и до исхода не может быть не подвержен приражению помыслов по причине выше­упомянутого оскудения. Итак, если кто из верных, живя по заповедям, соразмерно тому обрел некоторое духовное дей­ствие, — да верует, что он уже (прежде) получил его силу, ибо получил Креще­нием благодать Духа — причину всего благого, говорю же не только тайных и ду­ховных, но и явных добродетелей. И ни­кто из добродетельных да не полагает од­ною своею силою соделать что-либо благое, ибо благий человек не от себя го­ворит слово, но «от благаго сокровища сердца износит благая» (Мф.12:35), ра­зумея под сокровищем Духа Святого, в сердцах верных сокровенного. «Подобно бо есть Царствие Небесное сокровищу сокровену на селе, еже обрет человек скры, и шед продаде вся, и купи село то» (Мф.13:44,46). Это же весьма идет к ска­занному, ибо познавший достоверно, что он, по слову апостола, имеет в себе со­кровенного от Крещения Христа, оставив все вещи мира этого, пребывает в своем сердце, соблюдая его «всяцем хранением» (Притч.4:23), и, согласно притче, «ища исхода живота» (Притч.8:35). Посему не должно думать, что будто бы Адамов грех искореняется подвигами, равно как и свои (грехи), бывающие после Крещения, но только Иисусом Христом: «ибо Той есть действуяй в вас и еже хотети и еже деяти о благоволении» (Флп.2:13). При­совокупив же «о благоволении», сим показы­вает апостол, что благоволить о доброде­телях зависит от нашего самовластия, а соделать их, или искоренить грехи, без Бога Невозможно; но и сказанное: «без Мене не можете творити ничесоже» (Ин.15:5) и: «Не вы Мене избрасте, но Аз избрах вас» (Ин.15;16) имеет тот же самый смысл. А, может быть, также понимать надлежит и сказанное: «вся Тем быша, и без Него ничтоже быстъ, еже бысть» (Ин.1:3). Поскольку во всем есть и наше участие, также «никтоже приидет ко Отцу, ток­мо Мною» (Ин.14: 6). Посему и пророк не сказал: «от Иерусалима во храм Твой принесут Тебе царие дары», что и было действительно; но наоборот: «от храма Твоего во Иерусалим Тебе принесут ца­рие дары» (Пс.67:30); поскольку цар­ственный ум каждого сперва из тайного сердечного храма приемлет добрые и благие советы от внутри живущего Хри­ста и приводит их в добродетельное жи­тие, которое (пророк) наименовал Иеру­салимом, и снова приносит их Самому прежде даровавшему оные посредством благой мысли Христу. Это же мы сказа­ли, не затворяя будущего, но признавая, что мы получили силу к исполнению за­поведей, и разрешились от уз смерти, и отселе — должники делания. Если же не исполним заповедей Божиих, то данная нам благодать не открывается; ибо, как мы, умершие во грехе, возмогли бы от себя делать доброе, если бы не Сам Гос­подь оживотворил нас банею пакибытия и не даровал нам благодати Духа? Итак, познаем, что нам дарована совершенная благодать Духа к исполнению всех запо­ведей, не приемлющая от нас приложе­ния, но нам подающая приложение воз­растания во Христе и укрепляющая до смерти своих делателей, «дондеже достигнем вcи в соединение веры и позна­ния Сына Божия, в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова» (Еф.4:13) по духовному последованию, о котором сказано выше.

Вопрос: Итак, крестившийся кого при­емлет таинственно: Христа ли, или Свя­того Духа? Ибо ты говорил иногда, что Христос живет внутри нас, иногда же — Святой Дух.

Ответ: Крещением мы приемлем Свя­того Духа; а поскольку Он именуется и Духом Божиим, и Духом Христовым, по­сему Крещением приемлем и Отца, и Сына, по сказанному: «Аз и Отец приидем, и обителъ у него сотворим».

Вопрос: Посему Дух (Святой) Троица ли есть?

Ответ: Мы не называем Его Троицею в Одном собственном Лице; но, посколь­ку Он неразделен от Отца и Сына, посему исповедуем в Нем Троицу по Его Боже­ству и силе. Ибо как в Отце есть Сын и Дух, и также в Сыне — Отец и Дух; так и в Духе есть Отец и Сын, не слиянием Трех Ипостасей Единого Божества, но соедине­нием того же единого Совета, и Божества, и Существа. А потому и мы, именуем ли в частности Отца, или Сына, или Святого Духа, в едином имени именуем Троицу, по образу, о коем упомянули выше.

Вопрос: Как же писание говорит, что есть «Небесный Иерусалим» (Евр.12:22), а ты сказал, что он находится в сердце?

Ответ: Мы знаем, что не только Иеру­салим, но и прочие блага, которые дол­женствуют получить в воскресении пра­ведные, находятся горе; обручения же их и начатки в сердцах твердо верующих от­ныне действуют духовно, дабы, будучи удостоверены о будущих, мы презрели все настоящее и возлюбили Бога до смерти. Посему (апостол) не сказал: имеете приступить, «но приступаете к Сионстей горе и ко граду Бога живаго, Иерусали­му небесному» (Евр.12:22), — ибо спо­собными к принятию сих мы все соделались от Крещения, получить же их сподобляются одни твердо верующие, ко­торые всякий день умирают ради любви Христовой, то есть стоящие превыше вся­кой мысли здешней жизни и не помыш­ляющие ничего другого, кроме того, ко­гда достигнут в совершенную любовь Христову, которая есть внутреннейшее отверзение сердца, «идеже Предтеча о нас вниде Иисус» (Евр.6: 20). Этого ища в на­чале всего, святой Павел говорил: «гоню же, аще и постигну, о немже и постижен был, то есть да возлюблю так, как и возлюблен был от Христа» (Флп.3:12). И когда достиг этой любви, более уже не хотел помышлять ни о чем: ни о скорб­ном для тела, ни о дивном в творении, но все оставил явно и говорит: «Кто ны разлучит от любве Божия; скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или наго­та, или беда, или мечъ?» И еще: «Известихся, - говорит, яко ни смерть, ни живот, ни Ангели, ни Начала, ни Власти, ниже Силы, ни настоящая, ни грядущая, ни вы­сота, ни глубина, ни ина тварь кая воз­может нас разлучити от любве Божия, яже о Христе Иисусе Господе нашем» (Рим.8:35,38,39); ибо ни о чем из сих не хотел помышлять, а только пребывать там (в любви Христовой).

Вопрос: Как незадолго пред сим ты сказал, что Дух (Божий) живет внутрь нас совершенно и не принимает от нас при­ложения; апостол же, напротив, говорит, что мы имеем начаток Духа, а не совер­шенного Духа?

Ответ: Он сказал: «Начаток», (разу­мея) не некоторую часть всего, не вводя какое-либо деление Духа; ибо Он не де­лится и не изменяется, но (сказал так), по­казывая наше вместилище, не могущее вместить всякое действие Духа иначе, как совершенною заповедью, то есть смертью, поскольку и смерть за истину (христову) есть запо­ведь Божия. Как солнце, будучи совершен­но, изливает от себя всем совершенную, простую и равную благодать, но каждый, насколько имеет очищенное око, настоль­ко и принимает солнечный свет, так и Дух Святой верующих Ему соделал от Креще­ния способными к принятию всех Своих действий и даров; однако дары Его дей­ствуют не во всех в одной мере, но каждо­му (даются) по мере делания заповедей, поколику он засвидетельствует благими делами и покажет меру веры во Христа. Посему говорит: «посла Бог Духа Сына Сво­его в сердца ваша, вопиюща: Авва Отче» (Гал.4:6), и: «самый Дух спослушествует духови нашему, яко есмы чада Божия» (Рим.8:16). А что никто сам собою не истребляет Адамов грех, но только Христос по мере веры в Него, послушай слова апостола, что «Христос умре грех наших ради, по Писанием» (1Кор.15:3); и еще «состав­ляет же Свою любовь к нам Бог, яко еще грешником сущым нам Христос за ны умре» (Рим.5:8); и еще «спогребохомся Ему кре­щением в смерть, да якоже воста Хрис­тос от мертвых славою Отчею, тако и мы во обновлении жизни ходити начнем и проч.; и что умерый свободися от греха» (Рим.6: 4,7); и что «благодатию есте спасени чрез веру, а не от дел, да никтоже похвалится» (Еф.2:8,9); и еще: «бесте бо иногда тма, ныне же свет о Господе: яко­же чада света ходите» (Еф.5:8); и еще: «мы же несмы рабынина чада, но свобод­ным. Свободою убо, еюже Христос нас свободи, стойте» (Гал.4:31; 5: 1); и еще: «яко свободни, а не яко прикровение имуще зло­бы свободу» (1Пет.2:16). Видишь ли, как те подвиги, посредством которых, как ты говоришь, истребляется грех, Писание на­зывает делами обновления, свободы и све­та? Показывает же и превратные направления самовластия, которые ты называешь Адамовым грехом, ибо иметь свободу как прикровение сердца, точнее же злобы, и оскорблять Духа Святого, «и творить волю плоти и помышлений» (Еф.2:3), «наченше духом, ныне плотию скончаваете» (Гал.3:3), и: «должны есмы не плоти, е



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: