Слово седьмое. О духовном рае и законе




 

 

Слово сие в некоторых рукописях и издания,. приписывается св. Макарию Египетскому, а в некоторых – прп. Марку Подвижнику. Кому из них оно принадлежит на самом деле, этого по недостатку свидетельств древности с достоверностью решить нельзя. Не выдавая его за несомненное творение Марка Подвижника, мы помещаем, однако же, оное между писаниями сего отца, с тем дополнением в начале, которого оно не имеет в изданиях творений св. Макария и которое между тем необходимо предполагается содержанием слова.

 

 

Как из явных дел можно уразуметь сокровенный образ мыслей, так из дел души можно уразуметь то, о чем говорит­ся в Писаниях. Но могут сие (постигать) не все, а лишь те, которые злостраданием отчасти приобрели бесстрастие. Ибо Пи­сание поведает как будущее, так и дела души, потому что будущее все в ней скрывается духовно, и чего кто бывает причаст­ником здесь, того и там причастником бу­дет. Итак, когда услышишь Писание, поведающее относительно рая, Адама и змия, внимай бесстрастно своему сердцу, и найдешь, что рай есть слово Божие; на­слаждение в нем — причастие Святого Духа; змий же, убивающий преслушанием, есть пресмыкающееся сладострастие, чрез дружество приползающее и прельща­ющее нас вкусить от древа (запрещенно­го), то есть от попечения житейского; (ибо сказано): «не пецытеся убо на утрей» (Мф.6:34). Так же оба (запрещения) совокуп­но сказал Один и Тот же Бог: «в онъже аще день снесте от древа, смертию умрете» (Быт.2:17), и: «внемлите, да не отягчают сердца ваша объядением» (Лк.21:34); по­тому что тьма, бывающая от объядения и попечения (житейского), умерщвляет ду­шу, изгоняя ее из духовного слова и лишая Божественного действия. Итак, от сего Древа воспрещает нам Господь вкушать, говоря: «ни о чемже пецытеся», только о Царствии. Ибо те, которые вошли в (сей) рай Божий и сохранили сию заповедь, не были изгнаны, но, удержав себя от земно­го, сторицею насладились духовного, будучи действенно и подобообразно утеша­емы благодатью. Итак, будем молиться и мы о том, чтобы нам сохранить ее (сию заповедь), дабы, пребывши в слове Господ­нем, насладиться наслаждением Духа и здесь, и в будущем. Как Адам, вкусив от древа разумения, изгоняется, так и мудрству­ющий земное не может пребывать в слове Христовом, по написанному: «любы мира сего вражда Богу есть» (1Иак.4:4). Пото­му Писание и говорит: «всяцем хранением блюди свое сердце» (Притч.4:23), дабы тот, кто хранит в себе, как рай, слово Божие, насладился благодатью, не слушая внут­ри пресмыкающегося змия, который сове­тует (избрать) служащее к сласти, из коей рождается братоубийственная раздра­жительность, и душа, рождающая ее, уми­рает. Но послушай Господа, Который говорит: «Старайтесь о вере и надежде, от которых рождается боголюбивая и чело­веколюбивая любовь, подающая вечную жизнь». В сей рай вошел Ной, храня запо­ведь и делая, и любовью избавился от гнева. Сей (рай) сохраняя, Авраам услышал глас Божий. Сей (рай) храня, Моисеи получил славу на лице своем. Подобным образом Давид, храня сей, делал, и пото­му господствовал над врагами. Но и Саул, пока хранил сердце, имел успех, когда же наконец преступил (заповедь), был совер­шенно оставлен. Ибо в каждом (человеке) действует слово Божие по мере (его про­изволения) и сообразно (с его деланием). Кто сколько владеет, столько и овладевается, кто сколько хранит, столько и храним бывает. Посему весь лик святых, про­роки, апостолы и мученики хранили слово в сердцах своих, ни о чем ином не имея попечения, но презрели земное и пребыли в заповеди Святого Духа, пред­почтя боголюбивое и благое не одним словом и простым разумением, но словом и делом — в самой действительности: избирая вместо богатства нищету, вместо славы — бесчестие, вместо наслажде­ния — удручение себя, а посему и вместо Раздражительности — любовь. Ибо, ненавидя сладостное этой жизни, они более любили отнимающих оное как содейству­ющих их намерению, удаляясь «еже ведети доброе и лукавое», ни благих человеков не отрицались, ни злых не обвиняли, всех почитали ответственными служителями Владычнего Промысла и ко всем имели доброе расположение. Когда слышали сло­во Господне: «отпущайте, и отпустят вам» (Лк.6:37), — тогда обижающих их счита­ли своими благодетелями, признавая, что они подали им причину к отпущению (их грехов). Когда же слышали слово Господне: «якоже хощете да творят вам человецы, и вы творите им такожде» (Лк.6:31), — тогда и благих любили по совести. Ибо, оставив свою правду и взыскав правды Божией, они постепенно обрели и любовь, в оной по естеству внутрь сокровенную.

И Господь, дав многие заповеди о люб­ви, повелел искать правды Божией, зная, что она матерь любви. Ибо невозможно иначе спастись, как только чрез ближ­него, как заповедал Господь, сказав: «отпущайте, и отпустят вам» (Лк.6:3). Таковой духовный закон, в сердцах верующих и писуемый, есть исполнен первого закона: «не приидох бо», говори (Господь), «разорити закон, но исполнити» (Мф.5:17). Как же он исполняется, разу­мей: первый закон, осуждая согрешивше­го (против своего ближнего) какою-либо справедливою виною, осуждал и обижен­ного, поелику в чем судит кто иного, себя осуждает, а в чем прощает, простится ему (Рим.2:1, Сир.28:2); ибо закон так гово­рит: за осуждение — осуждение, за отпу­щение — отпущение. Следовательно, ис­полнение закона есть прощение.

Мы сказали: «первый закон», не пото­му, чтобы Бог дал два закона людям, но один закон духовный по естеству, по от­ношению же к воздаянию произносящий праведный приговор: прощающему — прощение, а взыскивающему — взыска­ние; ибо сказано: «со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися» (Пс. 17:27). Посему духовно его соверша­ющие и по мере совершения бывающие причастниками благодати любят не только благодетельствовавших, но и тех, которые поносили и гнали их, ожидая при­обрести духовную любовь как воздаяние благих; благих же, говорю, не потому только, что они прощают обиды, но пото­му, что и души обижавших благодетель­ствуют, молятся о них Богу, как бы чрез них получают блаженство. И сказанному в Писании: «блажени есте, егда поносят вам и ижденут вас», и проч. (Мф.5:11).

Мудрствовать так научились от духов­ного закона, ибо когда они терпели и со­блюдали мысленную кротость, то Господь, видя терпение сердца борющегося, но любви не отступающего, разорил средо­стение ограды и совершенно упразднил вражду, так что уже не с усилием, но по Божией помощи возымели они любовь, ибо Господь сдерживает наконец обраща­емое оружие (Быт.3:24), воздвигающее помыслы; и также входили во внутреннейшее завесы, «идеже предтеча о нас вниде Иисус» (Евр.6:20), и наслаждались в плодах Духа, и, увидев будущее посто­янством сердца, «якоже зерцалом в гадании», согласно с апостолом говорили: «ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Боглюбящым Его» (1Кор.13:12; 2:9). Но и о сей чудной вещи вопрошу: если «на сердце че­ловеку не взыдоша», как же вы сие знаете? Особенно же, исповедав в Деяниях (сво­их), что и вы «подобострастии нам человецы» (Деян.14:15)? Но послушай, что отвечает на сие блаженный Павел: «нам же, - говорит, Бог открыл есть Духом Сво­им: Дух бо вся испытует, и глубины Божия» (1Кор.2:10). Но дабы не сказал кто-либо, что им дан был Дух Святой как апостолам, нам же Он по естеству невме­стим, посему говорит (апостол), молясь: «да даст вам Бог силою утвердитися Ду­хом Его во внутреннем человеце, вселитися Христу верою в сердца ваша» (Еф.3:16); «Господь же Дух есть: а идеже Дух Госпо­день, ту свобода» (2Кор.3:17); и опять говорит: «Аще кто Духа Христова не имать, сей несть Егов» (Рим.8: 9).

Итак, будем молиться, чтобы и нам получить благодать Святого Духа во всяком удостоверении и ощущении и войти туда, откуда мы были изгнаны. И да отвратится от нас душеубийственный змий и тще­славный советник, дух (житейского) попе­чения и пиянства, дабы мы, твердо веруя, сохранили заповеди Господни и возросли о Нем «в мужа совершенна, в меру возрас­та» (Еф.4:13), чтобы (от неверия) не овла­дела нами любовь к веку сему, но были бы мы удостоверяемы в духе, и не не ве­ровали, что и о грешниках кающихся бла­говолит благодать Божия. Ибо даруемое благодатью уже не соразмеряется с преж­де бывшею немощью, потому что тогда благодать не была бы уже благодать. Но, веровав Всесильному Богу, приступим простым и пытливым сердцем к Дару­ющему приобщение Духа верою, а не по сравнению с делами естества, ибо сказа­но: от дел ли закона Духа прилете, или от слуха веры (Гал.3:2).

Вопрос: Ты сказал, что все духовное скрывается в душе, итак, что значит: «хощу пять словес в церкви умом моим глаголати» (1Кор.14:19)?

Ответ: Церковь разумеется двояко: собрание верных и как совокупность (cил) души. Итак, когда говорится духовно о человеке, то церковь есть целый состав его, пять же словес суть общие добродетели, созидающие всего человека и многообраз­но разделяемые. Ибо как говорящий о Гос­поде пятью словами объял всю премуд­рость, так и последующий Господу пятью добродетелями созидает многое благоче­стие. Будучи (числом) пять, они объемлют все. Первая — молитва, потом воздержа­ние, милостыня, нищета, долготерпение. Сии добродетели, совершаемые с желани­ем и произволением, суть слова души, произносимые Господом и слышимые серд­цем, ибо Господь действует, и Дух тогда вещает мысленно, и сердце насколько желает, столько и исполняет явно. Добро­детели же (сии), как объемлют собою все (остальные), так и рождают друг друга, ибо при оскудении первой все истребляются, Подобным образом второю (поддержива­ется) последующие, так же и прочие. Ибо как помолится кто-нибудь, не быв подвиг­нут к тому Духом? О чем свидетельствует и Писание, говоря: «никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом Свя­тым» (1Кор.12: 3). Как может кто терпе­ливо пребывать в воздержании без помощи молитвы? А кто во всем не воздерживает­ся, как помилует убогого или обиженно­го? И притом кто немилосерд, тот не мо­жет иметь произвольной нищеты. Также желанию имений совоспитанница есть раздражительность, имеет ли кто стяжа­ния или не имеет. Добродетельная же душа созидается вместе с находящимися в церкви не тем, что исполнила, но тем, что вожделела, ибо не собственное тело спасает человека, но Даровавший к тому силу. Итак, если кто не претерпел язвы (Владычни), тот да не имеет о себе самомнения, хотя бы и сделал что-либо (доброе) или хотя бы обучался к таким действиям. Не поду­май когда-либо предварить Господа добродетелию, по сказанному: «Бог бо есть (действуяй) в вас и еже хотети и еже деяти о благоволении» (Флп.2:13).

Вопрос: Почему же Писание заповеду­ет человеку делать сие?

Ответ: Мы выше сказали, что человек по естеству имеет возможность обучать себя (к добру), и Бог сего (от него) требу­ет. Ибо он заповедует, дабы (человек) спер­ва уразумел (должное), уразумев, возлю­бил то и добровольно обучился (сему); а то, чтобы ум был действенным и (чело­век мог) понести труд и совершить дело, благодать Господня подает восхотевшему и веровавшему. Воля человеческая есть как бы существенное условие, где же не присутствует воля, там и Он не творит ни­чего, хотя и может как Бог, но не делает сего ради самовластия, (дарованного че­ловеку). Итак, совершение действий (доб­рых) зависит от Бога, воля же в этом че­ловеческая. Однако если мы всю волю нашу предадим Ему, то все дело припи­сывается нам.

Чуден Бог во всем и отнюдь непости­жим умом, но мы, человеки, покушаемся изобразить словами некоторую часть чудес Его, утверждаясь на Писании, более вразумляемые Им. Ибо «кто, -говорит Пи­сание, разуме ум Господень; Или кто со­ветник Ему бысть» (Рим.11:34). Сам Бог говорит: «колькраты восхотел собрати чада твоя... и не восхотесте» (Мф.23:37). Посему мы должны веровать, что Сам со­бирает нас, ищет же только нашей воли, и в чем же состоит проявление нашей воли, если не в произвольном труде? Ибо как железо, когда режет, посекает, возделыва­ет землю, насаждает, будучи нагнетаемо, само углубляется, однако иной некто дви­жет им и налагает, а когда будет слома­но, — разжигает и обновляет, так и чело­век, хотя утесняется и утруждается, делая благое, однако Господь действует в нем тайно. И когда он утрудится и сокрушит­ся сердцем, утешает и обновляет его, как и пророк говорит: «еда прославится секи­ра без секущаго ею; или вознесется пила без влекущаго ю» (Ис.10:15)? Также бы­вает и в отношении зла, когда человек послушен и готов на оное, тогда сатана гонит и поощряет его, как разбойник меч. Железу же уподобили мы сердце по его бесчувственности и по великой жестоко­сти; но не следует нам, как бесчувствен­ному железу, не знать Владеющего (нами), поелику легко мы от Возделателя слова пе­редаемся в помысл лукавого; а, скорее, надлежит нам, подобно волу и ослу, по­знавать Того, Кто понуждает и ведет нас по своему разумению. Ибо Писание гово­рит: «позна вол стяжавшаго и, и осел ясли господина своего: Израиль же Мене не позна» (Ис.1:3). Итак, будем молиться, дабы приобресть (нам) познание Бога и научиться духовному закону к исполне­нию заповедей Его. Аминь.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: