Оцениваемы образцы и их характеристики.




Этот раздел должен содержать информацию о необходимости проведения работ по оценке качества рассматриваемой продукции и обоснование выбора объекта исследования.

3.1.1 Описание объекта исследования. Этот подраздел должен содержать информацию об исследуемой продукции: назначение; особенности и преимущества использования данной продукции; основных требованиях предъявляемых к продукции (экономические, экологические, безопасности). А так же приводится характеристика требований потребителя к исследуемой продукции, в зависимости от его потребностей.

3.1.2 Жизненный цикл продукции. Этот подраздел должен содержать описание жизненного цикла объекта/продукта, где необходимо указать его этапы и подробно раскрыть необходимые действия, проводимые на каждом этапе. Жизненный цикл продукции содержит следующие этапы:

§ Маркетинговые исследования;

§ Проектирование продукта;

§ Планирование и разработка процесса;

§ Закупка;

§ Производство или обслуживание;

§ Проверка;

§ Упаковка и хранение;

§ Продажа и распределение;

§ Монтаж и наладка;

§ Техническая поддержка и обслуживание;

§ Эксплуатация по назначению;

§ Послепродажная деятельность;

§ Утилизация и(или) переработка.

3.1.3 Выбор исследуемых образцов и их показателей качества. Данный раздел содержит информацию обоснования выбранных для исследования образцов и их принадлежность к определенной классификационной группе (класс, группу) и признаку.

Вся промышленная продукция с целью оценки ее уровня качества (технического уровня) делится на два класса:

первый продукция, расходуемая при использовании;

второй продукция, расходующая ресурсы при эксплуатации (рис. 1).

При потреблении продукции первого класса, в основном, происходит необратимый процесс переработки (сырья, материалов, полуфабрикатов); в отдельных случаях – может быть обратимый процесс, например, в случае регенерации химикатов, рекуперации газовых выбросов.

 

 


Рис. 1 Классификация промышленной продукции

 

Первый класс составляют три группы продукции:

сырье и различные виды топлива, например, все полезные ископаемые, жидкое, твердое и газообразное топливо, естественные строительные материалы, драгоценные минералы и др.;

материалы и продукты, например, искусственное топливо, смазочные масла и смазки; различные химические продукты; материалы для текстильной и легкой промышленности; материалы строительной индустрии; лесоматериалы; электро- и радиотехнические материалы; кино- и фотоматериалы; медицинские препараты и пищевые продукты (кроме входящих в третью группу);

расходные изделия, например, кондитерские изделия, аптекарские и парфюмерно-косметические товары в промышленной упаковке, банки консервов, жидкое топливо в бочках, баллоны с газами, проволока, кабели в катушках и в бобинах и т. п.

Продукция второго класса используется до технического или морального износа и характеризуется расходом ресурса.

Второй класс продукции делится на две группы;

неремонтируемые изделия,работоспособность которых не восстанавливается после отказа, – бумагоделательные сетки, электровакуумные и полупроводниковые приборы, резисторы, конденсаторы, болты, гайки, подшипники, шестерни, хоккейные клюшки, ткацкие челноки; и различные изделия разового использования – картонная тара, бумажные салфетки, спички и т. д.

ремонтируемые изделия, например, технологическое оборудование, автоматические линии и автоматизированные комплексы, сельскохозяйственные, транспортные машины, измерительные приборы, средства автоматизации и систем управления, радиоэлектронные и электронные устройства, кино- и фотоаппаратура, медицинские, бытовые приборы и аппараты, пушно-меховые, швейные и трикотажные изделия, мебель, музыкальные инструменты, стандартные дома и т. д.

Применительно к каждому виду продукции должна быть выбрана соответствующая номенклатура показателей (8-10 значений), наиболее полно характеризующая ее качество.

В соответствии с требованиями, предъявляемыми к базовым образцам назначается базовая продукция и приводится обоснование этого назначения.

Базовые образцы необходимы для оценки технического уровня и качества изделия. От выбора эталона зависят результаты оценки и принимаемые решения.

Базовый образец продукции – это образец, характеризуемый реально достижимой совокупностью оптимальных значений показателей качества.

Базовые образцы или эталоны классифицируются по назначению и способу выражения. По назначению эталоны делятся на три группы:

1. Эталоны, отражающие достигнутый уровень качества (в отрасли, стране, мире). Основное назначение этих эталонов – оценка качества серийной продукции при присвоении ей классов, категорий.

2. Эталоны, отражающие перспективный уровень качества. Эти эталоны используются при разработке и выдаче технических заданий, составлении рабочих и технических проектов, направленных на достижение прогнозируемых показателей качества продукции. Они призваны стимулировать научно-технический прогресс.

3. Специальные эталоны предназначены для решения при определении динамики качества, получения и сопоставления отдельных комплексных показателей.

По способу выражения эталоны делятся на реальные и условные.

Реальные эталоны задаются конкретной продукцией, стандартами, техническими условиями. Конкретный продукт выбирается из совокупности аналогичной продукции, выпускаемой в России и за рубежом.

Условные эталоны задаются идеальным образом и имеют планируемые минимально или максимально допустимые значения показателей качества. Они создаются на основе анализа информации о динамике качества, требованиях потребителей, возможностях производства. Совокупность показателей идеального продукта имеет наивысшие значения показателей, достигнутые в данное время для данного типа продукции. Уровень его качества всегда выше любого существующего образца. С помощью условного эталона можно оценить перспективный уровень качества.

Недопустимо применение устаревших и технически несовершенных базовых образцов продукции, а также образцов, не прошедших научной и инженерной проработки.

Базовый образец выбирают из группы продукции, аналогичной по назначению, условиям изготовления, эксплуатации или потребления. При отсутствии базового образца одинакового типоразмера с оцениваемой продукцией, ее можно сравнивать с образцом, классификационные показатели которого на 5–10 % отличаются от оцениваемого изделия.

Срок действия базового образца должен быть не более трех лет.

Следует помнить, что при оценке нужно проводить сравнение с одним и тем же эталоном по всей номенклатуре показателей, выбранных для рассмотрения.

Определяют систему показателей, которая отражает качество продукции и обоснование выбранных показателей, т.е. влияние показателя на качество продукции в целом.

Требования к показателям качества продукции. Чтобы показатели качества продукции в полной мере способствовали улучшению ее качества и на этой основе повышению эффективности общественного производства, они должны удовлетворять ряду обязательных требований.

Основные из этих требований можно сформулировать так:

– все показатели качества, за исключением тех, которые не оказывают прямого влияния на экономическую эффективность использования продукции, должны иметь количественное измерение;

– должна учитываться динамика изменения показателей качества во времени как функция от срока службы изделия;

– один из показателей качества должен быть интегральным, то есть обобщать все остальные показатели, входящие в систему;

– система показателей качества должна формироваться таким образом, чтобы оптимальным было именно сочетание значений различных по содержанию показателей качества как основы для получения наилучшего значения интегрального показателя, а не стремиться иметь наилучшие значения каждого из показателей, входящих в систему;

– показатели качества должны отражать изменение их значений в зависимости от конкретных условий использования продукции у потребителя.

Также указывают методы определения значений показателей качества продукции.

Методы определения значений показателей различаются по способам получения информации; источникам получения информации; точности полученных значений.

В зависимости от способа получения информации методы получения значений ПКП делятся на измерительный, регистрационный, органолептический и расчетный.

Измерительный метод основан на информации, получаемой с обязательным использованием технических средств измерения. С его помощью определяются фактические значения, например массы изделия, силы тока, числа оборотов двигателя, скорости самолета, автомобиля. Достоинством данного метода является малая трудоемкость, относительно малая погрешность и большая надежность результатов, недостатком – технологическая сложность и большие затраты времени на разработку методики оценивания качества.

Регистрационный метод использует информацию, получаемую путем наблюдения и подсчета числа определенных событий, предметов или затрат, например, отказов изделия при испытаниях, затрат на создание или эксплуатацию продукции, числа частей сложного изделия (стандартных, унифицированных, оригинальных, защищенных авторскими свидетельствами или патентами и т. д.). Этим методом определяются показатели унификации, патентно-правовые и др.

Органолептический метод предлагает получение информации в результате анализа восприятия органами чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса. Органы чувств человека служат приемником для получения соответствующих ощущений, а значения показателей качества находятся путем анализа полученных ощущений на основе имеющегося опыта и выражаются в баллах. При этом не исключается применение некоторых технических средств (кроме измерительных и регистрирующих), повышающих разрешающие способности органов чувств человека, например, лупы, микроскопа, микрофона с усилителем. По трудоемкости, точности и воспроизводимости этот метод уступает измерительному. Точность и достоверность органолептического метода зависит от способностей, квалификации, возраста, пола, состояния здоровья и ряда других отличий экспертов. Преимуществом данного метода является относительная технологическая простота применения, малые затраты времени на разработку методики оценивания качества. С помощью этого метода определяют показатели качества пищевых, табачных, парфюмерных изделий, а также эстетические и эргономические свойства продукции. В настоящее время ведутся исследования по возможности замены органолептического метода на метрологический (измерительный), например, с помощью метода физических измерений производилась оценка вкуса пищи или напитка, аромата вин, запаха пищи, свежести рыбы, белизны сахара. Имеются работы по оценке показателей эстетичности с помощью ЭВМ. Однако разработка подобных практических методов еще не завершена и составляет большую и важную проблему квалиметрии.

Расчетный метод основан на получении информации с помощью теоретических или эмпирических зависимостей. Этим методом пользуются при проектировании продукции, когда она не может быть объектом экспериментальных исследований (испытаний). Расчетный метод применяют для определения значений показателей производительности, мощности, прочности, безотказности, долговечности, сохраняемости, ремонтопригодности и др.

При необходимости показатели качества находят с использованием нескольких методов. Например, показатель ремонтопригодности можно определить средним значением трудозатрат (в человеко-часах), необходимых для осуществления данной категории ремонта. В этом случае используется комбинация регистрационного метода (подсчет лиц определенной квалификации, занятых ремонтом), и измерительного (измерение времени, затраченного на ремонт).

В зависимости от источника получения информации методы определения показателей качества продукции подразделяют на следующие виды:

традиционный – осуществляется должностными лицами (работниками) специализированных экспериментальных служб (лаборатории, полигоны, испытательные станции, стенды и т. д.) или расчетных подразделений (конструкторские отделы, вычислительные центры, службы надежности и др.). Испытания продукции должны проводится в условиях, максимально приближенных к нормальным и форсированным эксплуатационным, например, в условиях летно-испытательных станций авиационных заводов, полигонов тракторных и автомобильных предприятий, испытательных площадок и стендов для комплексных испытаний электрических двигателей, компрессоров, насосов и т. д.;

экспертный – осуществляется группой специалистов-экспертов. В зависимости от вида продукции в эти группы объединяются инженеры, экономисты, товароведы, дизайнеры, дегустаторы и др. Они объединяются в экспертные комиссии, которые действуют периодически или эпизодически. Каждый эксперт имеет право решающего голоса. С помощью экспертного метода определяются значения таких показателей качества, которые в настоящее время не могут быть определены другими, более объективными методами;

социологический – реализуется с участием фактических или потенциальных потребителей продукции. Сбор мнений потребителей производится устным опросом, распространением специальных анкет-вопросников или организацией конференций, выставок, аукционов, опытно-показательной эксплуатацией продукции (презентаций) и т. д.;

смешанный – при его использовании значения некоторых показателей определяются экспертным методом, а остальные – традиционным.

В отечественной и зарубежной практике при оценивании качества более чем в 90 % случаев используются смешанные методы, иногда – только экспертные методы.

В зависимости от величины погрешности, с которой определяются результаты количественного оценивания качества продукции, выделяют следующие методы:

точный метод – характеризуется малой погрешностью, высокой надежностью полученных результатов. Метод является очень трудоемким;

упрощенный метод – оценивается максимально допустимой величиной погрешности и минимально допустимой величиной надежности итоговых результатов;

приближенный метод – промежуточный между точным и упрощенным методами с точки зрения погрешности и трудоемкости.

В подавляющем большинстве случаев и у нас, и за рубежом используются упрощенные методы квалиметрии.

3.1.4 Алгоритм оценки уровня качества продукции. В данном разделе указывается информация об этапах проведения уровня качества продукции и их описание. Устанавливается этап, на котором проводится оценка уровня качества.

Последовательность и содержание этапов проведения оценки уровня качества изделий напрямую связана со стадией жизненного цикла продукции, на которой проводится оценка. Оценка уровня качества продукции является основой для выработки необходимых управляющих решений в системе управления качеством продукции. Рассмотрим этапы проведения оценки на основных этапах жизненного цикла продукции – стадии разработки новых видов продукции, производства и эксплуатации или потребления.

Разработка продукции предлагает выполнение следующих мероприятий:

– установление класса и группы продукции;

– определение условий использования продукции;

– установление требований потребителей, в том числе внешнего рынка;

– выбор и обоснование номенклатуры показателей, определяющих уровень качества продукции;

– выявление лучших отечественных и зарубежных аналогов промышленно освоенной продукции, выбор базового образца;

– выбор на основе использования патентной документации лучших технических решений и установление значений показателей, определяющих оптимальный уровень качества продукции;

– определение исчисленных показателей качества оцениваемой продукции (прогнозируемых) и базового образца;

– выбор метода оценки уровня качества продукции;

– получение результата оценки и принятие решения;

– установление требований к качеству продукции и нормирование показателей в нормативно-технической документации.

Изготовление продукции включает следующие действия:

– установление объема, периодичности, методов, средств контроля качества и испытаний продукции;

– определение фактических значений показателей качества по результатам контроля и испытаний;

– статистическая оценка показателей качества продукции;

– оценка уровня качества по показателям дефектности;

– получение результата оценки и принятие решения.

Эксплуатация или потребление предполагает:

– установление условий эксплуатации или потребления продукции;

– установление способа сбора и получения информации о качестве продукции в эксплуатации или потреблении;

– определение фактических значений показателей качества по результатам ее эксплуатации или потребления;

– определение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления изделия, расчет суммарных затрат на разработку, производство и эксплуатации или потребление продукции;

– статистическая оценка показателей качества по данным эксплуатации или потребления. Оценка рекламаций;

– комплексная (интегральная) оценка уровня качества продукции;

– получение результата оценки и принятие управляющих решений.

Оценка уровня качества продукции производится для объективного решения следующих задач:

- обеспечение и управление качеством;

- аттестация продукции по категориям качества;

- выбор наилучшего (оптимального) варианта продукции;

- планирование показателей качества создаваемой техники;

- контроль качества;

- анализ изменения уровня качества.

После установления этапа оценки уровня качества, выделяем основные этапы проведения. В общем виде оценка уровня качества продукции для принятия управленческих решений состоит из следующих этапов:

– установление цели оценки уровня качества (технического уровня) изделия;

– выбор номенклатуры, показателей качества оцениваемого и базового образцов, обоснование его необходимости и достаточности;

– выбор или разработка метода и приемов определения значений показателей качества;

– выбор или определение базовых значений показателей качества и поиск исходных данных для определения фактических значений показателей качества оцениваемой продукции;

– определение фактических значений показателей качества и их сопоставления с базовыми;

– оценка уровня качества и выработка рекомендаций для принятия управленческих решений.

Далее приводится обоснование выбранных методов для оценки уровня качества.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: