ТВОРЧЕСТВО А. М. ГОРЬКОГО




ДЕТСТВО

Вариант З

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания:

 

— Я тебя тогда перетово, брат. Разгорячился очень; укусил ты меня, царапал, ну, и я тоже рассердился! Однако не беда, что ты лишнее перетерпел, — в зачет пойдет! Ты знай: когда свой, родной бьет, — это не обида, а наука! Чужому не давайся, а свой ничего! Ты думаешь, меня не били? Меня, Олеша, так били, что ты этого и в страшном сне не увидишь. Меня так обижали, что, поди-ка, сам господь бог глядел — плакал! А что вышло? Сирота, нищей матери сын, я вот дошел до своего места, — старшиной цеховым сделан, начальник людям.

Привалившись ко мне сухим, складным телом, он стал рассказывать о детских своих днях словами крепкими и тяжелыми, складывая их одно с другим легко и ловко.

Его зеленые глаза ярко разгорелись и, весело ощетинившись золотым волосом, сгустив высокий свой голос, он трубил в лицо мне:

— Ты вот пароходом прибыл, пар тебя вез, а я в молодости сам, своей силой супротив Волги баржи тянул. Баржа — по воде, я — по бережку, бос, по острому камню, по осыпям, да так от восхода солнца до ночи! Накалит солнышко затылок-то, голова, как чугун, кипит, а ты, согнувшись в три погибели, — косточки скрипят, — идешь да идешь, и пути не видать, глаза потом залило, а душа-то плачется, а слеза-то катится, — эхма, Олеша, помалкивай! Идешь, идешь, да из лямки-то и вывалишься, мордой в землю — и тому рад; стало быть, вся сила чисто вышла, хоть отдыхай, хоть издыхай! Вот как жили у бога на глазах, у милостивого господа Исуса Христа!.. да так-то я трижды Волгу-мать вымерял: от Симбирского до Рыбинска, от Саратова досюдова да от Астрахани до Макарьева, до ярмарки, — в этом многие тысячи верст! А на четвертый год уж и водоливом пошел, — показал хозяину разум свой!..

Говорил он и — быстро, как облако, рос предо мною, превращаясь из маленького, сухого старичка в человека силы сказочной, — он один ведет против реки огромную серую баржу...

 

В1. В какой момент жизни Алеши происходит этот разговор?

В2. С помощью какого художественного приема Горькому удается передать изменение отношения Алеши к деду в ходе их беседы?

В3. Что сделало деда Каширина жестоким?

В4. Кем пришлось быть в молодости деду?

В5. Какое устойчивое выражение, передающее всю тяжесть его жизни, использует дед в первом абзаце?

В6. Вспомните, как изменился Алеша после наказания.

В7. Укажите синтаксический прием художественной выразительности в строках: «Меня, Олеша, так били, что ты этого и в страшном сне не увидишь. Меня так обижали, что, поди-ка, сам господь бог глядел — плакал!»

В8. Укажите прием художественной выразительности: «словами крепкими и тяжелыми ».

В9. Укажите прием художественной выразительности в словосочетании:«а душа-то плачется ».

В10. Укажите прием художественной выразительности в строке: «голова, как чугун, кипит »

Ответ на задания С1—С2 необходимо дать в виде связного текста в объеме 5—8 предложений.

С1. Почему в воображении Алеши дед превратился в человека сказочной силы? Ответ обоснуйте.

С2. Почему после наказания, по словам героя, у него «появилось беспокойное внимание к людям»? Ответ обоснуйте.

ТВОРЧЕСТВО А. М. ГОРЬКОГО

ДЕТСТВО

Вариант 4

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания:

Когда я выздоровел, мне стало ясно, что Цыганок занимает в доме особенное место: дедушка кричал на него не так часто и сердито, как на сыновей, а за глаза говорил о нем, жмурясь и покачивая головою:

— Золотые руки у Иванка, дуй его горой! Помяните мое слово: не мал человек растет!

Дядья тоже обращались с Цыганком ласково, дружески и никогда не «шутили» с ним, как с мастером Григорием, которому они почти каждый вечер устраивали что-нибудь обидное и злое: то нагреют на огне ручки ножниц, то воткнут в сиденье его стула гвоздь вверх острием или подложат, полуслепому, разноцветные куски материи, — он сошьет их в одну «штуку», а дедушка ругает его за это.

Однажды, когда он спал после обеда в кухне на полатях, ему накрасили лицо фуксином, и долго он ходил смешной, страшный: из серой бороды тускло смотрят два круглых пятна очков, и уныло опускается длинный, багровый нос, похожий на язык.

Они были неистощимы в таких выдумках, но мастер всё сносил молча, только крякал тихонько да, прежде чем дотронуться до утюга, ножниц, щипцов или наперстка, обильно смачивал пальцы слюною. Это стало его привычкой; даже за обедом, перед тем как взять нож или вилку, он муслил пальцы, возбуждая смех детей. Когда ему было больно, на его большом лице являлась волна морщин и, странно скользнув по лбу, приподняв брови, пропадала где-то на голом черепе.

 

В1. За что ценили Цыганка в семье Кашириных?

В2. Вспомните, как попал Цыганок в семью Кашириных.

В3. О каких чертах характера Цыганка говорят его забавы?

В4. Чем отличаются «шутки» дядьев?

В5. Вспомните, в каком эпизоде проявляется великодушие и самопожертвование Цыганка.

В6. Укажите прием художественной выразительности в словосочетании: «ходил смешной, страшный».

В7. Какой фразеологизм использует автор, говоря о Цыганке?

В8. Укажите прием художественной выразительности: «на его большом лице являлась волна морщин».

В9. Каких сказочных персонажей напоминает Алеше Цыганок?

В10. Как называется противопоставление образов, картин, слов, понятий?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: