Сын возвратился с заработков. Отец спросил его:
— Ну, сынок, а как насчет денег? Привез ли хоть немного? Я бы и привез, да ведь смысла нет,— сказал сын.
— Как это нет?
— Сколько тут рубль стоит?
— Рубль и стоит рубль.
— Если так, зачем же тамошний рубль тащить сюда? — ответил сын.
Задание. Продолжите диалог, ответьте от лица отца сыну, используя технику вербализации в форме перефразирования. Теперь попробуйте ответить, используя интерпретацию слов сына.
Упражнение «Огонь туши в искре»
Через мельничную плотину стала просачиваться вода. Сказали об этом заведующему мельницей, но тот махнул рукой:
— Пока только капает.
Немного позже вода полилась ручьем.
Раздел 4. Модули тренинга основных коммуникативных навыков менеджеров
— Пустяки, — сказал заведующий, — успеем починить. Вскоре вода полилась потоком, и мельница остановилась.
В это время к плотине подошли куры. Заведующий мельницей набросился на них:
— Бессовестные, последнюю воду выпить решили? Тут и без вас воды не напасешься!
Задание. Ответить за кур, используя технику вербализации в виде обобщения или резюме.
Упражнение «О козе»
Нуретдин, услышав шум у соседа, заглянул к нему во двор. Тот брал клок сена, клал его на забор и, отойдя в сторону, ругал козу, которая, встав на задние ноги, тянулась за сеном.
— Ах ты бесстыдница! Зачем воруешь?
Когда это повторилось несколько раз, Нуретдин не выдержал и спросил, что происходит. Сосед, смеясь, ответил:
— Коза — животное привередливое, то, что ей дают, не ест, а что запрещают, не успеешь оглянуться, — тут же съест.
Задание. Продолжите диалог соседей, ответьте соседу с козой, используя технику перефразирования или резюме.
Упражнение «Попался»
Один писал письмо, а другой, стоя у него за спиной, читал. Писавший рассердился и приписал сбоку:
«Если бы какой-то болван не стоял за спиной и не читал то, что я пишу, я написал бы тебе все, что у меня на душе».
Стоящий за спиной сказал:
— Что Вы, я совсем не читал Вашего письма!
Задание. Ответьте стоявшему как бы за Вашей спиной человеку, используя технику обобщения или перефразирования.
Упражнение «Вкусный хлеб»
Муж вернулся с работы, сел за стол, взял в руки подгоревший кусок хлеба.
— Кто пек? — недовольно спросил он. Свекрови хотелось, чтобы сын обругал невестку.
Глава 6. Модуль «Прием и передача сообщений/информации»
— Женушка твоя пекла, — сказала она и добавила: — Ведь она у тебя такая мастерица.
Поняв, чего добивается мать, сын сказал:
— То-то очень вкусный получился.
Задание. Ответьте от лица матери сыну, используя технику развития мысли (интерпретацию).
Упражнение «Откровенный совет»
К знаменитому музыканту пришла девушка и сказала:
— Мне бы хотелось сыграть вам что-нибудь, разрешите? Музыкант согласился, и девушка исполнила на рояле несколько несложных пьес.
Закончив играть, она спросила:
— Что бы вы могли мне посоветовать?
— Знаете, о чем я подумал? Не лучше ли вам выйти замуж? Задание. Ответьте музыканту от лица девушки, используя технику развития мыслей.
Упражнение «Лекарство от живота»
Больной пожаловался врачу:
— Живот болит, дай, пожалуйста, какое-нибудь лекарство.
— А что ты ел? — спросил врач.
— Заплесневелый хлеб.
Врач стал капать больному лекарство... в глаза.
— У меня ведь глаза не болят,— возразил тот.
— Если бы у тебя глаза были здоровые, ты увидел бы, что хлеб заплесневелый, и не стал бы его есть.
Задание. Ответьте врачу от лица больного, используя технику развития мыслей.
Упражнение «Мудрость — в умении сказать»
Хану приснилось, что у него выпали все зубы. Толкователь объяснил ему этот сон так:
— Все твои дети, все твои родственники умрут раньше тебя.
Хан очень рассердился и посадил толкователя в тюрьму. На другой день он вызвал из соседнего города другого толкователя, который сказал:
Раздел 4. Модули тренинга основных коммуникативных навыков менеджеров
s
— Ты проживешь дольше, чем все твои дети и родственники. Хан остался доволен ответом, щедро одарил второго толкователя и взял его к себе на службу.
Задание. Подумайте и сформулируйте с помощью техники развития мыслей то, что мог бы сказать хану толкователь обо всей ситуации.
Упражнение «Хотя и маленькое, но все же утешение»
У девушки спросили:
— Почему ты носишь короткие волосы?
— Потому что мужчины часто смеются: у женщин волос долог, да ум короток. Про женщину с короткими волосами так не скажут,— ответила она.
Задание. Продолжить диалог с девушкой и ответить ей, используя технику развития мыслей.