Контрольных измерительных материалов для
Проведения промежуточной аттестации по биологии
За курс 7 класса
Учебный год
Информация об экзаменационной работе
Общее время экзамена – 60 минут.
Работа состоит из 2-х частей.
Часть 1 – 20 заданий, из них 15 - закрытого типа множественного выбора одного верного ответа из четырёх предложенных. 2 задания закрытого типа множественного выбора трёх правильных ответов из шести предложенных, 3 задания открытого типа, из них 2 – на установление соответствия, 1 – на установление последовательности действий.
Часть 2 – 1 задание открытого типа на умение работать с текстом.
Система оценивания.
Верное выполнение каждого задания части 1 (1-15) оценивается одним баллом. Задания 16-20 оцениваются от нуля до двух баллов в зависимости от правильности ответа. Правильно выполненные задания 16 - 20 оцениваются следующим образом: 2 балла – нет ошибок, 1 балл – допущена одна ошибка, 0 баллов – допущены две или более ошибки или ответ отсутствует.
Задание части 2 (21) оцениваются от нуля до трёх баллов в зависимости от полноты и правильности ответа. Оценка заданий этой части производится путём сопоставления работы ученика с эталоном ответа.
При выполнении работы Вы можете пользоваться линейкой.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
В целом оценка за экзаменационную работу выставляется после суммирования баллов за каждое выполненное задание. Максимальное количество баллов - 28.
Критерии оценивания результатов
Отметка | «2» | «3» | «4» | «5» |
Количество баллов | 0 - 13 | 14 - 18 | 19 - 24 | 25 - 28 |
Часть 1
Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных, в бланке ответов под номером выполняемого задания (1 –15) поставьте знак «+» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа. |
1. Передвижение амёбы осуществляется с помощью
1) жгутиков
2) ресничек
3) ложноножек
4) ножек
2. Колонии кораллов образуют животные, которые относятся к типу
1) моллюсков
2) кишечнополостных
3) ланцетников
4) простейших
3. Полость тела, раковину и мантию имеют
1) Кишечнополостные
2) Ракообразные
3) Моллюски
4) Членистоногие
4. К какому классу относят членистоногих, тело которых состоит из трёх отделов: головы, груди и брюшка
1) насекомых
2) ракообразных
3) паукообразных
4) клещей
5. К какому типу животных относят аскариду?
1) Плоские черви
2) Круглые черви
3) Кольчатые черви
4) Ресничные черви
6. Родство беспозвоночных и позвоночных можно доказать, если изучить строение
1) хрящевых рыб
2) кольчатых червей
3) костных рыб
4) ланцетника
7. Плавательного пузыря нет у:
1) акул,
2) скатов,
3) химер,
4) всех перечисленных.
8. У рыб кровь обогащается кислородом в жабрах, поэтому к клеткам тела поступает кровь:
1) смешанная,
2) насыщенная углекислым газом,
3) венозная,
4) артериальная.
9. Систематическим признаком класса Земноводные можно считать
1) парные конечности
2) наличие пяти отделов головного мозга
3) трёхкамерное сердце без межжелудочковой перегородки
4) трёхкамерное сердце с межжелудочковой перегородкой
10. Рычажные пятипалые конечности впервые возникли у
1) рыб
2) земноводных
3) рептилий
4) млекопитающих
11. Пресмыкающиеся произошли от
1) кистеперых рыб
2) стегоцефалов
3) ихтиозавров
4) археоптериксов
12. Активность какого животного в наибольшей степени зависит от температуры окружающей среды?
1) северного оленя
2) большой синицы
3) прыткой ящерицы
4) серой цапли
13. Птенцы гнездовых птиц отличаются от выводковых:
1) числом птенцов в выводке,
2) тем, что их птенцы появляются на свет зрячими, опушёнными, могут бегать и самостоятельно находить корм,
3) растянутой во времени откладкой яиц, птенцы из которых появляются почти одновременно,
4) тем, что их птенцы вылупляются слепыми, почти голыми, родители должны кормить их и защищать.
14. Воздушные мешки как часть дыхательной системы имеются у:
1) птиц,
2) земноводных,
3) пресмыкающихся,
4) млекопитающих.
15. Пример условного рефлекса у кошки
1) выделение слюны во время еды
2) отдергивание лапы при ожоге
3) реакция на кличку
4) реакция на резкий звук
Выберите три верных ответа из шести предложенных, в бланке ответов под номером выполняемого задания (16 и 17) запишите выбранные цифры без пробелов и других символов. |
16. Непереваренные остатки пищи выводятся через ротовое отверстие у
1) планарии
2) гидры
3) аскариды
4) комара
5) медузы
6) кальмара
Ответ:
17. У насекомых с полным превращением
1) три стадии развития
2) четыре стадии развития
3) личинка похожа на взрослое насекомое
4) личинка непохожа на взрослое насекомое
5) за стадией личинки следует стадия куколки
6) во взрослое насекомое превращается личинка
Ответ:
При выполнении задания 18 установите соответствие между содержимым первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов без пробелов и других символов. |
18. Установите соответствие между животным и типом его постэмбрионального развития. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ЖИВОТНОЕ | ТИП РАЗВИТИЯ |
A) исполинский кенгуру | 1) прямое |
Б) травяная лягушка | 2) непрямое |
В) гребенчатый тритон | |
Г) прыткая ящерица | |
Д) средиземноморская черепаха |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
A | Б | В | Г | Д |
При выполнении задания 19 установите правильную последовательность биологических процессов, запишите получившуюся последовательность цифр в бланк ответов без пробелов и других символов. |
19. Расположите в правильном порядке организмы в пищевой цепи. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) зёрна пшеницы
2) рыжая лисица
3) клоп вредная черепашка
4) степной орёл
5) обыкновенный перепел
Ответ:
При выполнении задания 20соотнесите морфологические признаки организма или его отдельных органов с предложенными моделями, по заданному алгоритму, запишите получившуюся последовательность цифр в бланк ответов без пробелов и других символов. |
20. Рассмотрите фотографию собаки породы немецкий пинчер. Выберите характеристики, соответствующие её внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.
А. Окрас
Б. Форма головы
В. Форма ушей
Г. Положение шеи (пунктирная линия, образующая угол с горизонтальной плоскостью, параллельна задней поверхности шеи и проходит через глаз)
Д. Форма хвоста
Впишите в таблицу цифры выбранных ответов под соответствующими буквами.
A | Б | В | Г | Д |
Часть 2
При выполнении задания 21 дайте полный развёрнутый ответ. |
21. Используя содержание текста «Приматы», ответьте на следующие вопросы.
1) Каково значение пальцев?
2) Какова особенность расположения ушных раковин у приматов?
3) Назовите один из признаков, по которому приматов относят к классу Млекопитающие?
Приматы
Отряд приматов назван так потому, что в него входят наиболее высокоорганизованные животные – обезьяны (в переводе слово «приматы» означает «первые»). Приматы – обитатели тропиков. Большинство из них живёт в густых зарослях тропических лесов. Обезьяны активны днём. Живут они стадами, во главе стада стоит сильный самец, а остальные самцы, самки и подрастающие детёныши занимают подчинённое положение.
В отличие от других древесных животных, цепляющихся за ветви острыми когтями, приматы обхватывают ветку длинными, хорошо развитыми пальцами. На передних и задних конечностях приматов первый (большой) палец может противопоставляться остальным. Это позволяет животному прочно удерживаться на ветвях, брать пальцами самые мелкие предметы. Вместо когтей на пальцах обезьян развиты плоские ногти. Подушечки пальцев служат органом осязания, так же как и оголённые ладони и подошвы стопы.
У обезьян прекрасный слух и острое зрение. Их глаза расположены не по бокам головы, как у большинства других животных, а направлены вперёд. Они видят один и тот же предмет обоими глазами одновременно, благодаря чему точно определяют расстояние до него. Такая особенность зрения имеет большое значение при прыжках с ветки на ветку. Обезьяны хорошо различают форму и цвет, уже издали они обнаруживают зрелые плоды, съедобных насекомых. Питаются они как растительной, так и животной пищей, но предпочитают всё же сочные плоды.
Крупные ушные раковины расположены по бокам головы и позволяют обезьянам безошибочно определять источник звука, воспринимать разнообразные звуки, издаваемые различными животными. Слух играет большую роль в жизни обезьян, которые с помощью разнообразных криков общаются друг с другом, предупреждая об опасности или сообщая о своём местонахождении.
Ответы
Часть 1
Номер задания | ||||||||||
Ответ | ||||||||||
Номер задания | ||||||||||
Ответ |
Часть 2
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | |
Ответ на первый вопрос. 1) Позволяют животному прочно удерживаться на ветвях, брать мелкие предметы; подушечки пальцев служат органами осязания. Ответ на второй вопрос. 2) Расположены по бокам головы. Ответ на третий вопрос. 3) Волосяной покров или наличие млечных желёз. | |
Критерии оценивания | Баллы |
Ответ правильный и полный, содержит все названные элементы | |
Правильно записаны два первых элемента ответа | |
Правильно записан один элемент ответа | |
Все элементы ответа записаны неверно | |
Максимальный балл |
Кодификатор элементов содержания