Кодификатор элементов содержания




Контрольных измерительных материалов для

Проведения промежуточной аттестации по биологии

За курс 7 класса

Учебный год

Информация об экзаменационной работе

Общее время экзамена – 60 минут.

Работа состоит из 2-х частей.

Часть 1 – 20 заданий, из них 15 - закрытого типа множественного выбора одного верного ответа из четырёх предложенных. 2 задания закрытого типа множественного выбора трёх правильных ответов из шести предложенных, 3 задания открытого типа, из них 2 – на установление соответствия, 1 – на установление последовательности действий.

Часть 2 – 1 задание открытого типа на умение работать с текстом.

Система оценивания.

Верное выполнение каждого задания части 1 (1-15) оценивается одним баллом. Задания 16-20 оцениваются от нуля до двух баллов в зависимости от правильности ответа. Правильно выполненные задания 16 - 20 оцениваются следующим образом: 2 балла – нет ошибок, 1 балл – допущена одна ошибка, 0 баллов – допущены две или более ошибки или ответ отсутствует.

Задание части 2 (21) оцениваются от нуля до трёх баллов в зависимости от полноты и правильности ответа. Оценка заданий этой части производится путём сопоставления работы ученика с эталоном ответа.

При выполнении работы Вы можете пользоваться линейкой.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

В целом оценка за экзаменационную работу выставляется после суммирования баллов за каждое выполненное задание. Максимальное количество баллов - 28.

 

Критерии оценивания результатов

Отметка «2» «3» «4» «5»
Количество баллов 0 - 13 14 - 18 19 - 24 25 - 28

 

Часть 1

Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных, в бланке ответов под номером выполняемого задания (1 –15) поставьте знак «+» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

1. Пе­ре­дви­же­ние амёбы осу­ществ­ля­ет­ся с по­мо­щью

1) жгу­ти­ков

2) рес­ни­чек

3) лож­но­но­жек

4) ножек

2. Ко­ло­нии ко­рал­лов об­ра­зу­ют жи­вот­ные, ко­то­рые от­но­сят­ся к типу

1) мол­люс­ков

2) ки­шеч­но­по­лост­ных

3) лан­цет­ни­ков

4) про­стей­ших

3. По­лость тела, ра­ко­ви­ну и ман­тию имеют

1) Ки­шеч­но­по­лост­ные

2) Ра­ко­об­раз­ные

3) Мол­люс­ки

4) Чле­ни­сто­но­гие

4. К ка­ко­му клас­су от­но­сят чле­ни­сто­но­гих, тело ко­то­рых со­сто­ит из трёх от­де­лов: го­ло­вы, груди и брюш­ка

1) на­се­ко­мых

2) ра­ко­об­раз­ных

3) па­у­ко­об­раз­ных

4) кле­щей

5. К ка­ко­му типу жи­вот­ных от­но­сят ас­ка­ри­ду?

1) Плос­кие черви

2) Круг­лые черви

3) Коль­ча­тые черви

4) Рес­нич­ные черви

6. Род­ство бес­по­зво­ноч­ных и по­зво­ноч­ных можно до­ка­зать, если изу­чить стро­е­ние

1) хря­ще­вых рыб

2) коль­ча­тых чер­вей

3) кост­ных рыб

4) лан­цет­ни­ка

7. Пла­ва­тель­но­го пу­зы­ря нет у:

1) акул,

2) ска­тов,

3) химер,

4) всех пе­ре­чис­лен­ных.

8. У рыб кровь обо­га­ща­ет­ся кис­ло­ро­дом в жаб­рах, по­это­му к клет­кам тела по­сту­па­ет кровь:

1) сме­шан­ная,

2) на­сы­щен­ная уг­ле­кис­лым газом,

3) ве­ноз­ная,

4) ар­те­ри­аль­ная.

9. Си­сте­ма­ти­че­ским при­зна­ком клас­са Зем­но­вод­ные можно счи­тать

1) пар­ные ко­неч­но­сти

2) на­ли­чие пяти от­де­лов го­лов­но­го мозга

3) трёхка­мер­ное серд­це без ме­жже­лу­доч­ко­вой пе­ре­го­род­ки

4) трёхка­мер­ное серд­це с ме­жже­лу­доч­ко­вой пе­ре­го­род­кой

10. Ры­чаж­ные пя­ти­па­лые ко­неч­но­сти впер­вые воз­ник­ли у

1) рыб

2) зем­но­вод­ных

3) реп­ти­лий

4) мле­ко­пи­та­ю­щих

11. Пре­смы­ка­ю­щи­е­ся про­изо­шли от

1) ки­сте­пе­рых рыб

2) сте­го­це­фа­лов

3) их­тио­зав­ров

4) ар­хео­пте­рик­сов

12. Ак­тив­ность ка­ко­го жи­вот­но­го в наи­боль­шей сте­пе­ни за­ви­сит от тем­пе­ра­ту­ры окру­жа­ю­щей среды?

1) се­вер­но­го оленя

2) боль­шой си­ни­цы

3) прыт­кой яще­ри­цы

4) серой цапли

13. Птен­цы гнез­до­вых птиц от­ли­ча­ют­ся от вы­вод­ко­вых:

1) чис­лом птен­цов в вы­вод­ке,

2) тем, что их птен­цы по­яв­ля­ют­ся на свет зря­чи­ми, опушёнными, могут бе­гать и са­мо­сто­я­тель­но на­хо­дить корм,

3) рас­тя­ну­той во вре­ме­ни от­клад­кой яиц, птен­цы из ко­то­рых по­яв­ля­ют­ся почти од­но­вре­мен­но,

4) тем, что их птен­цы вы­луп­ля­ют­ся сле­пы­ми, почти го­лы­ми, ро­ди­те­ли долж­ны кор­мить их и за­щи­щать.

14. Воз­душ­ные мешки как часть ды­ха­тель­ной си­сте­мы име­ют­ся у:

1) птиц,

2) зем­но­вод­ных,

3) пре­смы­ка­ю­щих­ся,

4) мле­ко­пи­та­ю­щих.

15. При­мер услов­но­го ре­флек­са у кошки

1) вы­де­ле­ние слюны во время еды

2) от­дер­ги­ва­ние лапы при ожоге

3) ре­ак­ция на клич­ку

4) ре­ак­ция на рез­кий звук

Выберите три верных ответа из шести предложенных, в бланке ответов под номером выполняемого задания (16 и 17) запишите выбранные цифры без пробелов и других символов.

16. Не­пе­ре­ва­рен­ные остат­ки пищи вы­во­дят­ся через ро­то­вое от­вер­стие у

 

1) пла­на­рии

2) гидры

3) ас­ка­ри­ды

4) ко­ма­ра

5) ме­ду­зы

6) каль­ма­ра

Ответ:

     

17. У на­се­ко­мых с пол­ным пре­вра­ще­ни­ем

1) три ста­дии раз­ви­тия

2) че­ты­ре ста­дии раз­ви­тия

3) ли­чин­ка по­хо­жа на взрос­лое на­се­ко­мое

4) ли­чин­ка не­по­хо­жа на взрос­лое на­се­ко­мое

5) за ста­ди­ей ли­чин­ки сле­ду­ет ста­дия ку­кол­ки

6) во взрос­лое на­се­ко­мое пре­вра­ща­ет­ся ли­чин­ка

Ответ:

     

 

При выполнении задания 18 установите соответствие между содержимым первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов без пробелов и других символов.

 

18. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между жи­вот­ным и типом его по­ст­эм­бри­о­наль­но­го раз­ви­тия. Для этого к каж­до­му эле­мен­ту пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца. Впи­ши­те в таб­ли­цу цифры вы­бран­ных от­ве­тов.

 

ЖИ­ВОТ­НОЕ ТИП РАЗ­ВИТИЯ
A) ис­по­лин­ский кен­гу­ру 1) пря­мое
Б) тра­вя­ная ля­гуш­ка 2) не­пря­мое
В) гре­бен­ча­тый три­тон  
Г) прыт­кая яще­ри­ца  
Д) сре­ди­зем­но­мор­ская че­ре­па­ха  

За­пи­ши­те в стро­ку от­ве­тов вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

A Б В Г Д
         

 

 

При выполнении задания 19 установите правильную последовательность биологических процессов, запишите получившуюся последовательность цифр в бланк ответов без пробелов и других символов.

19. Рас­по­ло­жи­те в пра­виль­ном по­ряд­ке ор­га­низ­мы в пи­ще­вой цепи. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

1) зёрна пше­ни­цы

2) рыжая ли­си­ца

3) клоп вред­ная че­ре­паш­ка

4) степ­ной орёл

5) обык­но­вен­ный пе­ре­пел

Ответ:

         

 

При выполнении задания 20соотнесите мор­фо­ло­ги­че­ские признаки ор­га­низ­ма или его от­дель­ных органов с пред­ло­жен­ны­ми моделями, по за­дан­но­му алгоритму, запишите получившуюся последовательность цифр в бланк ответов без пробелов и других символов.

20. Рас­смот­ри­те фо­то­гра­фию со­ба­ки по­ро­ды не­мец­кий пин­чер. Вы­бе­ри­те ха­рак­те­ри­сти­ки, со­от­вет­ству­ю­щие её внеш­не­му стро­е­нию, по сле­ду­ю­ще­му плану: окрас со­ба­ки, форма го­ло­вы, форма ушей, по­ло­же­ние шеи, форма хво­ста. При вы­пол­не­нии ра­бо­ты ис­поль­зуй­те ли­ней­ку и ка­ран­даш.

А. Окрас

Б. Форма го­ло­вы

В. Форма ушей

Г. По­ло­же­ние шеи (пунк­тир­ная линия, об­ра­зу­ю­щая угол с го­ри­зон­таль­ной плос­ко­стью, па­рал­лель­на зад­ней по­верх­но­сти шеи и про­хо­дит через глаз)

Д. Форма хво­ста

Впи­ши­те в таб­ли­цу цифры вы­бран­ных от­ве­тов под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

A Б В Г Д

Часть 2

 

При выполнении задания 21 дайте полный развёрнутый ответ.

 

21. Ис­поль­зуя со­дер­жа­ние тек­ста «При­ма­ты», от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы.

1) Ка­ко­во зна­че­ние паль­цев?

2) Ка­ко­ва осо­бен­ность рас­по­ло­же­ния ушных ра­ко­вин у при­ма­тов?

3) На­зо­ви­те один из при­зна­ков, по ко­то­ро­му при­ма­тов от­но­сят к клас­су Мле­ко­пи­та­ю­щие?

 

При­ма­ты

 

Отряд при­ма­тов на­зван так по­то­му, что в него вхо­дят наи­бо­лее вы­со­ко­ор­га­ни­зо­ван­ные жи­вот­ные – обе­зья­ны (в пе­ре­во­де слово «при­ма­ты» озна­ча­ет «пер­вые»). При­ма­ты – оби­та­те­ли тро­пи­ков. Боль­шин­ство из них живёт в гу­стых за­рос­лях тро­пи­че­ских лесов. Обе­зья­ны ак­тив­ны днём. Живут они ста­да­ми, во главе стада стоит силь­ный самец, а осталь­ные самцы, самки и под­рас­та­ю­щие детёныши за­ни­ма­ют под­чинённое по­ло­же­ние.

В от­ли­чие от дру­гих дре­вес­ных жи­вот­ных, цеп­ля­ю­щих­ся за ветви ост­ры­ми ког­тя­ми, при­ма­ты об­хва­ты­ва­ют ветку длин­ны­ми, хо­ро­шо раз­ви­ты­ми паль­ца­ми. На пе­ред­них и зад­них ко­неч­но­стях при­ма­тов пер­вый (боль­шой) палец может про­ти­во­по­став­лять­ся осталь­ным. Это поз­во­ля­ет жи­вот­но­му проч­но удер­жи­вать­ся на вет­вях, брать паль­ца­ми самые мел­кие пред­ме­ты. Вме­сто ког­тей на паль­цах обе­зьян раз­ви­ты плос­кие ногти. По­ду­шеч­ки паль­цев слу­жат ор­га­ном ося­за­ния, так же как и оголённые ла­до­ни и по­дош­вы стопы.

У обе­зьян пре­крас­ный слух и острое зре­ние. Их глаза рас­по­ло­же­ны не по бокам го­ло­вы, как у боль­шин­ства дру­гих жи­вот­ных, а на­прав­ле­ны вперёд. Они видят один и тот же пред­мет обо­и­ми гла­за­ми од­но­вре­мен­но, бла­го­да­ря чему точно опре­де­ля­ют рас­сто­я­ние до него. Такая осо­бен­ность зре­ния имеет боль­шое зна­че­ние при прыж­ках с ветки на ветку. Обе­зья­ны хо­ро­шо раз­ли­ча­ют форму и цвет, уже из­да­ли они об­на­ру­жи­ва­ют зре­лые плоды, съе­доб­ных на­се­ко­мых. Пи­та­ют­ся они как рас­ти­тель­ной, так и жи­вот­ной пищей, но пред­по­чи­та­ют всё же соч­ные плоды.

Круп­ные ушные ра­ко­ви­ны рас­по­ло­же­ны по бокам го­ло­вы и поз­во­ля­ют обе­зья­нам без­оши­боч­но опре­де­лять ис­точ­ник звука, вос­при­ни­мать раз­но­об­раз­ные звуки, из­да­ва­е­мые раз­лич­ны­ми жи­вот­ны­ми. Слух иг­ра­ет боль­шую роль в жизни обе­зьян, ко­то­рые с по­мо­щью раз­но­об­раз­ных кри­ков об­ща­ют­ся друг с дру­гом, пре­ду­пре­ждая об опас­но­сти или со­об­щая о своём ме­сто­на­хож­де­нии.

 

Ответы

Часть 1

Номер задания                    
Ответ                    
Номер задания                    
Ответ                    

 

Часть 2

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Ответ на пер­вый во­прос. 1) Поз­во­ля­ют жи­вот­но­му проч­но удер­жи­вать­ся на вет­вях, брать мел­кие пред­ме­ты; по­ду­шеч­ки паль­цев слу­жат ор­га­на­ми ося­за­ния. Ответ на вто­рой во­прос. 2) Рас­по­ло­же­ны по бокам го­ло­вы. Ответ на тре­тий во­прос. 3) Во­ло­ся­ной по­кров или на­ли­чие млеч­ных желёз.
Критерии оценивания Баллы
Ответ правильный и полный, содержит все названные элементы  
Правильно записаны два первых элемента ответа  
Правильно записан один элемент ответа  
Все элементы ответа записаны неверно  
Максимальный балл  

 

Кодификатор элементов содержания



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: