Методика обучения построению графиков функций без производной




В учебной программе эта тема в отдельный параграф не выделена, но она является актуальной, т.к. развивает логическое мышление и графическую культуру учащихся. В 1-ой четверти 10 класса эта тема рассматривается в рамках темы «Тригонометрические функции» (Колмогоров), т.к тема изучается раньше производной, то используется следующая схема исследования функций:

1. D;

2. E (если сразу найти нельзя, то ответить на этот вопрос можно в конце);

3. четная / нечетная;

4. периодичность;

5. нули функции (х, при которых f(x) = 0);

6. промежутки знакопостоянства функции;

7. характер монотонности с помощью логических рассуждений;

8. точки экстремума и экстремумы;

9. поведение функции в характерных точках, не входящих в D (в точках разрыва);

10. поведение функции при бесконечно больших по модулю значениях аргумента

(х ® +¥; х ® -¥);

11. наличие асимптот (элем. средствами);

12. построение эскиза графика функции

Определения:

1) D – множество значений аргумента, при которых задана функция.

2) Промежутки знакопостоянства – интервалы, на которых функция положительна или отрицательна.

 

3) Функцию f называют периодическойс периодом Т ¹ 0, если для " х из области определения f (x+ T) = f(x) = f(x - T) (*) а) Не для всякой функции период существует; б) Фактически используют обычно, что Т > 0; в) (*) используется для любого х Î D. 4)Точки экстремума – это точки, лежащие внутри D, в которых функция принимает самое большое (макс) значение или самое маленькое по сравнению со значениями в близких точках. Точка х0 называется точкой локального минимума, если f(x0) – наименьшее значение функции в окрестности точки х0. 5)Окрестностью точки называется любой интервал, содержащий эту точку. Точка х0 называется точкой минимума функции f, если для всех х из некоторой окрестности этой точки f(x) будет > чем f(x0)/ 6) Участки возрастания и убывания, т.е. интервалы, на которых функция или возрастает или убывает. 7) Наибольшее (наименьшее)значение функции по сравнению со всеми возможными точками. 8)E – множество чисел, состоящее из всех значений функции. 9) Четность (f(x) = f(x)),нечетность (f(-x) = - f(x)).   Задачи на исследование функции без помощи производной помогают формировать у учащихся исследовательские умения, часто усвоенный метод помогает рационально выполнять задания на ЕГЭ: Пр) Найти наиб значение функции на отрезке [1; 8] Знаменатель растет при росте аргумента Þ функция монотонно убывает. Значит, у max =1/5 = y(1) [ 1; 8] Пр) Исследовать функцию и построить ее график   у = х – 3 +   1.D(y) = 2.E(y) = 3.функция общего вида 4.непериодическая 5. ; D < 0 Þ нулей нет.   6. f(x) = x < 2 Þ f(x) < 0 7.x < 2, x ® 2 Þ f(x) ¯ x > 2, x ® 2 Þ f(x) ¯   8.– 9.x ® 2, x < 2 Þ f(x) ® -¥ x ® 2, x > 2 Þ f(x) ® +¥ Þ x= 2 – вертик асимптота 10, 11. x ® +¥, х – 2® +¥ x ® -¥, х – 2® -¥ х – 3 ® +¥ х – 3 ® -¥ f(x) > x - 3 f(x) < x - 3
 
 

 


y = x – 3 – наклонная асимптота

 

12.

К этому примеру можно вернуться для определения экстремумов, когда учащиеся изучают производную. Можно использовать для мотивации изучения производной.

 

 

 

Û х=1

х=3

 

 

8) х min = 3; у min = у(3) =1

х max = 1; у max = у(1) =-3

7)

 

 

f(x) ­ при x Î (- ¥; 1] и х Î [3; + ¥)

f(x) ¯ при x Î [1; 3] ® x ¹ 2

 

 

1. Методика изучения многоугольников. Геометрия треугольника. Различные виды четырехугольников Понятие треугольника вводится в 7 классе и используется на протяжении всего курса геометрии. Треугольник – фигура, состоящая из трех точек, не лежащих на одной прямой, и трех отрезков, попарно соединяющих эти точки. А, В, С – вершины; АВ, ВС, АС – стороны. Обозначение: DАВС Угол DАВС при вершине А – угол, образованный полупрямыми АВ и АС. Высота – перпендикуляр, проведенный из данной вершины к прямой, содержащей противоположные стороны. Биссектриса – отрезок биссектрисы угла треугольника, соединяющий данную вершину с точкой на противоположной стороне. Медиана – отрезок, соединяющий данную вершину с серединой противоположной стороны. Неравенство треугольника: каковы бы ни были три точки, расстояние между любыми двумя точками не больше суммы расстояний от них до третьей точки. а£b+c; c£a+b; b£a+c Равные отрезки – если имеют одинаковую длину. Два угла называются равными, если они имеют одинаковую угловую меру. DАВС =DА1В1С1 : АВ= А1В1, … и ÐА=Ð А1, … Треугольники равны, если у них соответствующие стороны и углы равны. Признаки равенства треугольников 1. Если две стороны и угол между ними одного треугольника соответственно равны двум сторонам и углу между ними другого треугольника, то такие равны. 2. Если сторона и прилежащие к ней углы одного треугольника равны стороне и прилежащим к ней углам другого треугольника… 3. Если три стороны одного треугольника равны трем сторонам другого треугольника… Основные идеи доказательства признаков: (1) и (2) признаки – наложение одного треугольника на другой и доказательство их совмещения. (3) признак – свойства углов равнобедренного треугольника при соответствующих равных сторонах. Равнобедренный треугольник: Треугольник называется равнобедренным, если у него две стороны равны. Эти стороны – боковые, а третья – основание. При изучении свойств и признаков равнобедренного треугольника целесообразно использовать прямую и обратную теоремы и следующую схему: Условие ® Заключение Условие 1 ® Заключение 1
Признак (прямая Th) Свойство (обратная Th)
Дано: DАВС, ÐА=Ð С Док-ть: АВ=ВС   Дано: DАВС, АВ=ВС Док-ть: ÐА=Ð С  
Дано: DАВС, BL – медиана и высота Док-ть: АВ=ВС   Дано: DАВС, АВ=ВС, BL- биссектриса Док-ть: BL- медиана и высота    
Дано: DАВС, BL – медиана и биссектриса Док-ть: АВ=ВС   Дано: DАВС, АВ=ВС BL- высота Док-ть: BL- биссектриса и медиана    
Дано: DАВС, BL – биссектриса и высота Док-ть: АВ=ВС   Дано: DАВС, АВ=ВС BL- медиана Док-ть: BL- биссектриса и высота    

Метрические соотношения в треугольнике

Синус Ða - оридината у т.М

Косинус Ða - абсцисса у т.М

0°£a£180°Þ0£sinx£1

-1£cosx£1

Тангенс Ða - отношение tga= (a¹90°)

Основное тригонометрическое тождество: sin2x+cos2x=1

Формулы приведения:

Sin(90-a)=cosa cos(90-a)=sina

Sin(180-a)=sina cos(180 -a)=-cosa

Теорема синусов:

Теорема косинусов: a2=b2+c2-2bccosÐA

Теорема Пифагора – частный случай теоремы косинусов ÐА=90°Þ a2=b2+c2.

Решениетреугольников – нахождение элементов, определяющих треугольник.

Четырехугольники

Основные цели:

· Формирование у учащихся систематических сведений о четырехугольниках, их свойствах и признаках

· Формирование у учащихся первых представлений о фигурах, симметричных относительно точки и прямой.

Выпуклый четырехугольник – если он лежит по одну сторону от каждой прямой, проходящей через две соседние вершины.

 

Выпуклый четырехугольник
           
     
 

 


2 пары ççсторон 1 пара çç нет çç сторон

(парал-мы) (трапеции)

 

Все стороны = все углы = общего вида

(ромб) (прамоуг.)

 

Равнобокие прямоугольные общего вида

1) Параллелограмм – четырехугольник, у которого противоположные стороны попарно параллельны.

Признак (прямая Th) Свойство (обратная Th)
Дано: ABCD AB=CD; BC=AD Док-ть: AB||CD;DC||AD   Дано: ABCD AB||CD;DC||AD Док-ть: AB=CD; BC=AD  
Дано: ABCD ÐА=Ð С ÐB=Ð D Док-ть: AB||CD;DC||AD   Дано: ABCD AB||CD;DC||AD Док-ть: ÐА=Ð С ÐB=Ð D  
Дано: ABCD AO=OC; OB=OD Док-ть: AB||CD;DC||AD     Дано: ABCD AB||CD;DC||AD Док-ть: AO=OC; OB=OD    

 

2) Прямоугольник – четырехугольник, у которого все углы равны.

Из определения следует, что противоположные стороны параллельны, т.е. это параллелограмм.

Прямоугольник – параллелограмм, у которого один угол прямой.

Прямоугольник – параллелограмм, у которого диагонали равны.

3) Ромб – четырехугольник, у которого все стороны равны между собой.

По признаку параллелограмма следует, что ромб – параллелограмм.

Ромб – параллелограмм, у которого две смежные стороны равны.

Ромб – параллелограмм, у которого диагонали взаимно перпендикулярны.

Ромб – параллелограмм, у которого диагональ делит пополам каждый угол, через который она проходит.

4) Квадрат – четырехугольник, у которого все стороны равны между собой, и все углы прямые.

Значит, квадрат – частный вид прямоугольника и ромба.

5) Трапеция – четырехугольник, у которого две стороны параллельны, а две другие не параллельны.

Параллельные стороны – основания, непараллельные – боковые стороны.

Равнобокая трапеция – боковые стороны равны.

Прямоугольная трапеция – есть прямой угол.

В учебнике Погорелова трапеция рассматривается после параллелограммов и их частных видов. В учебнике Атанасяна – после параллелограммов.

Роль задач при изучении темы:

В задачный материал отнесено большое количество задач, которые можно отнести в теоретическую часть и обозначить за теорему. Нужно решить эти задачи, а результат использовать в дальнейшем.

1) Параллелограмм: Доказать, что биссектриса угла параллелограмма отделяет от него равнобедренный треугольник.

Док-ть: АВ=ВС

2) Ромб: Доказать, что если у параллелограмма диагонали перпендикулярны, то этот параллелограмм – ромб.

Док-ть: АВ=АС

3) Прямоугольник: Прямоугольник вписан в равнобедренный прямоугольный треугольник

DАВС так, что прямой угол у них общий. Доказать, что периметр прямоугольника равен сумме катетов.

 

Док-ть: 2АD+2AF=AB+AC

4) Трапеция: Доказать, что у равнобокой трапеции углы при основании равны.

Док-ть: ÐА=Ð D

2. Геометрия окружности Данная тема изучается по частям на протяжении всего курса планиметрии (7-9 кл). 7 класс: Впервые учащиеся знакомятся с окружностью при изучении геометрических построений. Определение: Окружность – фигура, состоящая из всех точек плоскости, равноудаленных от данной точки. Эта точка называется центром окружности. Элементы окружности: центр, радиус, хорда, диаметр. · Окружность, описанная около треугольника · Касательная к окружности (прямая, проходящая через точку окружности, перпендикулярно к радиусу) · Окружность, вписанная в треугольник · Задачи на построение (использование циркуля) · Окружность – ГМТ, равноудаленных от данной точки. 8 класс: · Уравнение окружности (х-а)2+(у-b)2=R2; O(a,b) – центр, R – радиус. x2+y2=R2 – окружность с центром в начале координат · Взаимное расположение окружности и прямой x2+y2=R2 и x=d R>d – 2 точки пересечения R=d – 1 точка пересечения (прямая касается окружности) R<d – нет точек пересечения - Æ · Определение sin, cos, tg угла от 0° до 180° (используется окружность с центром (0;0) и радиусом R). 9 класс: · Угол, вписанный в окружность, - угол, вершина которого лежит на окружности, а стороны пересекают эту окружность. Теорема: Угол, вписанный в окружность, равен половине соответствующего центрального угла. Следствие1: Вписанные углы, опирающиеся на хорду (одну и ту же) и лежащие по одну сторону от нее, равны. Следствие2: Углы, опирающиеся на диаметр, прямые. · Пропорциональность отрезков хорд. Теорема: Если хорды АВ и СD пересекаются в точке S, то AS×BS=CS×DS. · Пропорциональность отрезков секущих Теорема: если из точки Р к окружности провести 2 секущие, пересекающие окружность в точках A, B, C, D соответственно, то AP×BP=CP×DP. · Теорема синусов , R – радиус, описанной около треугольника окружности. · Теорема о свойстве вписанного четырехугольника (сумма противоположных углов равна 180°) · Теорема о свойстве описанного четырехугольника (сумма длин противоположных сторон равна) · Радиус окружности, описанной около правильного многоугольника:   · Радиус окружности, вписанной в правильный многоугольник: · Построение правильных многоугольников · Длина окружности Теорема: Отношение длины окружности С к ее диаметру D не зависит от окружности. Þ С=2pR=pD · Радианная мера угла – отношение длины соответствующей дуги к радиусу окружности: · Радиусы вписанной и описанной окружностей треугольника ; , S – площадь треугольника, a,b,c – стороны · Круг – фигура, состоящая из всех точек плоскости, расстояние от которых до данной точки не больше данного. Окружность-граница круга. Теорема: Площадь круга Sкр= · Scект.= (a-в радианах) · Sсегм=Sсект-Sтреуг= - = . Замечание: поскольку материал, связанный с окружностью и кругом, распределен по программе, то целесообразно в конце 9 класса провести обобщенный урок для закрепления знаний учащихся.     3_2 2) a*b=b*a 3) (a+b)*c=ac+bc Док-во: ac+bc =x1x3+y1y3+x2x3+y2y3=(x1+x2)x3+(y1+y2)y3 (a+b)c =(x1+x2)x3+(y1+y2)y3, след-но (a+b)c=ac+bc. Решение геом. задач векторным методом состоит в следующем: 1) Условие и требование задачи переводится с геом. языка на векторный. 2) Средствами вект. алгебры условие задачи преобразуется так, чтобы получить соотношение, указанное в требовании задачи. 3) Полученное векторное соотношение истолковывается (интерпретируется) в исходных терминах. Пр. Док-ть, что отрезок, соединяющий середины диагоналей трапеции, паралл. основаниям и равен их полуразности. 1) Дано: ◊АBCD, AD = * BC, >1 AK=KC, BN=ND. Док-ть: MN =k* BC │KN│= 1/2(│ AD │-│ BC │). 2) KN = AN - AK; AN =1/2(AB+AD); AK =1/2 AC. KN =1/2(AB+AD-AC)=1/2(AD+CB)=1/2(AD-BC) 3) KN =1/2( BC-BC)= - ВС →KN|| BC │ KN │=│1/2(AD-BC)│=1/2│ AD-BC │=1/2(│ AD│- │BC │→KN=1/2(AD-BC). 3_1 Методика изучения темы «Векторы». Определение понятия вектора в различных школьных учебниках. Операции над векторами. Обучению векторному методу решения задач. Во всех дейст-их учебниках есть материал по вект. алгебре. Эта тема важна как для шк. курса мат-ки, так и для межпредметных связей. Тема изуч-ся в 8-9 классе. Этого требует курс физики. Когда вводится понятие работы, уч-ся в курсе геометрии проходят скалярное произведение векторов (вектор силы на вектор перемещения). Учебная цель: познакомить уч-ся с понятием вектора, основами вект. алгебры и научить применять вект. метод для реш-я задач. Развивающая цель: развитие логич. мышления; раскрыть роль мат-ки через реш-е практич. задач из курса физики. Материал излагается в 2-х частях: 1) 8 кл.: аффинные операции излагаются на геометрич. основе, т.е. «вектор- направленный отрезок». 2) 9 кл.: скалярное произв. векторов, основанное на координатах, т.е. «вектор- пара чисел». Основное определение: «Вектор- направленный отрезок, т.е. отрезок, для которого указано, какой из его концов считается началом, а какой- концом». Различ. подходы: 1) Вектор- напр. отрезок 2) Вектор- класс напр. отрезков, имеющих одинаковое направление и длину 3) Вектор- паралл. перенос. При введении понятия вектора нужно идти от физич. примеров. В жизни мы встречаем вкличины, которые имеют своё значение (m,l,t и т. д). Но есть величины (V,S,a), которые характер. не только числ. значением, но и направлением. Эти величины наз-ся векторными. Два вектора коллинеарны, если онилежат на одной прямой или на паралл-х прямых. a и b наз-ся равными, если 1) a ↑↑ b 2) │ a │=│ b │, (a и b -векторы). Операции над векторами 1.Сложение векторов. 1) Пр-ло треуг-ка 2) Пр-ло параллелограмма 3) Коммутативность a + b = b + a сим-ное постр-е пар-ма 4) Ассоциативность (a + b)+ c = a +(b + c) 2. Вычитание векторов. Вычесть из a вектор b - значит прибавить к a вектор, противоположный b, т.е. a-b=a+(-b). 3. Умножение вектора на число b=k*a. 1) k*(l* a)=(kl)* a 2) дистрибутивность относит. сложения чисел: (k+l)* a =k* a +l* a 3) дистрибутивность относит. слож-я векторов: k*(a + b)=k* a +k* b. Докажем св-во 3) 1. случай: K>0. Выполним гомотетию (центр О; коэфф.k). ОА| =k* ОА =k* a; ОВ| =k* ОВ =k* b OC| = ОА| + ОВ| =k* OA +k* OB =k* a +k* b. (1). Параллелограммы ОАСВ и ОА|B|C| подобны с коэфф. k, след-но, ∆ОАС~ ∆ОА|С| с коэф. k. по 2-му признаку подобия: уголО-общий; угол ОАС=углу ОА|С|. Значит, ОС| = k* OC =k*(a + b) (2) (1) и (2)следует k*(a+b)=k* a +k* b. 2-ой случай k<0. Аналогично. 4. Скалярное умножение: a*b =│ a││b │*cos угла (a,b). В координатах: a (x1;y1); b =(x2;y2); c =(x3;y3). a*b =x1*x2+y1*y2; a+b =(x1+x2; y1+y2) 1) a2=│a│2  

 

4. Методика изучения темы «Векторы». Определение понятия вектора в различных школьных учебниках. Операции над векторами. Обучению векторному методу решения задач. Во всех дейст-их учебниках есть материал по вект. алгебре. Эта тема важна как для шк. курса мат-ки, так и для межпредметных связей. Тема изуч-ся в 8-9 классе. Этого требует курс физики. Когда вводится понятие работы, уч-ся в курсе геометрии проходят скалярное произведение векторов (вектор силы на вектор перемещения). Учебная цель: познакомить уч-ся с понятием вектора, основами вект. алгебры и научить применять вект. метод для реш-я задач. Развивающая цель: развитие логич. мышления; раскрыть роль мат-ки через реш-е практич. задач из курса физики. Материал излагается в 2-х частях: 1) 8 кл.: аффинные операции излагаются на геометрич. основе, т.е. «вектор- направленный отрезок». 2) 9 кл.: скалярное произв. векторов, основанное на координатах, т.е. «вектор- пара чисел». Основное определение: «Вектор- направленный отрезок, т.е. отрезок, для которого указано, какой из его концов считается началом, а какой- концом». Различ. подходы: 1) Вектор- напр. отрезок 2) Вектор- класс напр. отрезков, имеющих одинаковое направление и длину 3) Вектор- паралл. перенос. При введении понятия вектора нужно идти от физич. примеров. В жизни мы встречаем вкличины, которые имеют своё значение (m,l,t и т. д). Но есть величины (V,S,a), которые характер. не только числ. значением, но и направлением. Эти величины наз-ся векторными. Два вектора коллинеарны, если онилежат на одной прямой или на паралл-х прямых. a и b наз-ся равными, если 1) a ↑↑ b 2) │ a │=│ b │, (a и b -векторы). Операции над векторами 1.Сложение векторов. 1) Пр-ло треуг-ка 2) Пр-ло параллелограмма 3) Коммутативность a + b = b + a сим-ное постр-е пар-ма 4) Ассоциативность (a + b)+ c = a +(b + c) 2. Вычитание векторов. Вычесть из a вектор b - значит прибавить к a вектор, противоположный b, т.е. a-b=a+(-b). 3. Умножение вектора на число b=k*a. 1) k*(l* a)=(kl)* a 2) дистрибутивность относит. сложения чисел: (k+l)* a =k* a +l* a 3) дистрибутивность относит. слож-я векторов: k*(a + b)=k* a +k* b. Докажем св-во 3) 1. случай: K>0. Выполним гомотетию (центр О; коэфф.k). ОА| =k* ОА =k* a; ОВ| =k* ОВ =k* b OC| = ОА| + ОВ| =k* OA +k* OB =k* a +k* b. (1). Параллелограммы ОАСВ и ОА|B|C| подобны с коэфф. k, след-но, ∆ОАС~ ∆ОА|С| с коэф. k. по 2-му признаку подобия: уголО-общий; угол ОАС=углу ОА|С|. Значит, ОС| = k* OC =k*(a + b) (2) (1) и (2)следует k*(a+b)=k* a +k* b. 2-ой случай k<0. Аналогично. 4. Скалярное умножение: a*b =│ a││b │*cos угла (a,b). В координатах: a (x1;y1); b =(x2;y2); c =(x3;y3). a*b =x1*x2+y1*y2; a+b =(x1+x2; y1+y2) 1) a2=│a│2 2) a*b=b*a 3) (a+b)*c=ac+bc Док-во: ac+bc =x1x3+y1y3+x2x3+y2y3=(x1+x2)x3+(y1+y2)y3 (a+b)c =(x1+x2)x3+(y1+y2)y3, след-но (a+b)c=ac+bc. Решение геом. задач векторным методом состоит в следующем: 1) Условие и требование задачи переводится с геом. языка на векторный. 2) Средствами вект. алгебры условие задачи преобразуется так, чтобы получить соотношение, указанное в требовании задачи. 3) Полученное векторное соотношение истолковывается (интерпретируется) в исходных терминах. Пр. Док-ть, что отрезок, соединяющий середины диагоналей трапеции, паралл. основаниям и равен их полуразности. 1) Дано: ◊АBCD, AD = * BC, >1 AK=KC, BN=ND. Док-ть: MN =k* BC │KN│= 1/2(│ AD │-│ BC │). 2) KN = AN - AK; AN =1/2(AB+AD); AK =1/2 AC. KN =1/2(AB+AD-AC)=1/2(AD+CB)=1/2(AD-BC) 3) KN =1/2( BC-BC)= - ВС →KN|| BC │ KN │=│1/2(AD-BC)│=1/2│ AD-BC │=1/2(│ AD│- │BC │→KN=1/2(AD-BC).   №5. Методика изучения темы «Декартовы координаты». Основные требования к учащ-ся: знать: – формулировки и док-ва леммы о коллинеарных век-ах; –теоремы о разлож-ии век-ра по 2м неколлинеарным век-ам; –правила действий над век-ми с задан-ми корд-ми; –вывод фор-лы корд.век-ра через корд.его конца и начала; – вывод фор-лы корд.середины отрезка; – вывод фор-лы длины вектора и расст-я между 2я точками; – вывод фор-л (уравнений) окр-ти и прямой. Уметь: –строить окруж. и прямые, заданные уравнениями; –решать типовые задачи по этой теме. Методич-е особ-ти темы. 1)межпредметные и внутрипред-е связи; 2)при изложении мат-ла делается упор на знания уч-ся в алгебре(вычисления); 3)в данной теме преобладает практическая сторона, т.к. нет теорем, мало понятий. Очень много приемов реш-я задачÞуч-ки сами могут освоить тему. Координатный мет-д реш-я геом.задач. Метод корд-т–основа аналит-й геометрии, в кот-й геометр.фигуры изуч-ся методами алгебры. Уч-ся уже встречались с этим методом на ур-х алг-ы(строили графики фун-й по задан.ур-ю). Круг вопросов: –корд-ы век-а; –действ.над векторами с зад-ми корд-и; –выч-ие длины век-а по его корд-м; –длина отрезка, корд.его середины по коордюего концов; –урав-я окр-ти и прямой; –метод корд-т при решении задач. При изучении этой темы расшир-ся и углуб-ся представления уч-ся о координ. методе;развив-ся умение прим-ть алгеб-й аппарат при реш-и геом.задач. Практич-е прим-е корд.метода сос-т в том, что: 1) вводится подходящ-м образом прямоуг-ая сис-ма корд-т; 2)условие зад-и записыв-ся в корд-х; 3)далее реш-е задачи провод-ся с пом-ю алгебр-их выч-ий. Уравнение линии.   Понятие «ур-е линии» легче всего ввести на примере прямой у=х. Если х=у, то точка принадлежит линии, иначе – нет. Опр.Урав-м линии в дек-ых корд-х наз-ся уравнение с 2мя переменными f(x,y)=0, удовлетворяющее след.-м условиям: 1) если точка имеет корд-ы, удовлет-е данному ур-ю, то она Î линии; 2) если точка имеет корд., не удовлет-е данному ур-ю, то она Ï линии. Понятие «ур-ие линии» служит основой для вывода ур-я окруж. и пряиой. Вывод ур-я окружности. Опр. Окр-ть – ГМТ, состоящее из всех точек пл-ти, удаленных на зад. расстоянии от фиксир-й точки. Дано: w(О;R);O(х00). Вывести ур-ие w. "А(х,у)Îw, если ОА=R. (1) Запишем (1) в корд-х: ОА= (2) (2)®(1) и возведем в квадрат: (х-х0)+(у-у0)=R2. (3) Получили ур-е с 2мя переем-ми®это ур-е линии. т.АÎwÞее корд.удовл-т ур-ю (3) т.N(x11)ÏwÞее корд.не удовл-т ур-ю (3) (x¢-x0)(y¢-y0)¹R2, т.к. ON¹R. На основании опред-я «ур-е линии» делаем вывод, что (3)–это ур-е окр-ти с центром в т.О(х00) и радиусом R. Вопросы на понимание. 1)Как опред-ть,Î ли точка с дан-ми корд. данной линии, заданной ур-ем? 2)Какие данные нужны, чтобы зап-ть ур-е окр-ти? 3)укажите центр и рад-с окр-ти, заданной Ур-ем. 4)прочитать график и написать ур-е окр-ти. 5)изобр-ть окр-ть на корд-й пл-ти. Пр-р(корд-й метод реш-я задач): Найти: МА2+МВ2+МС2+MD2–? М–точка Î окр-ти. Реш-е: пусть М(х,у). Запишем треб-ие задачи в корд-ах: МА2+МВ2+МС2+MD2=(-1-х)22+(-1-х)2+(2-у)2+(1-х)2+(2-у)2+(1-х)22=2(х+1)2+2(х-1)2+2(у-2)2+2у2=2х2+4х+2+2х2-4х+2+2у2-8у+8+2у2 = 4х2 + 4у2-8у+12. (1) Ур-е окр-ти с центром О1(0;1) и радиусом 1: (х-0)2+(у-1)2=1; х2=1-(у-1)2Þх2=2у-у2. (2) Подставили (2) в (1): МА2+МВ2+МС2+MD2=4(2у-у2)+4у2-8у+12=12. Ответ: 12.   №6.Методика изучения темы «Площади фигур» 1.Площадь – это понятие, с которым мы встречаемся в повседневной жизни. В древности сложилось мнение, что площадь – первичное понятие, не требующее опред-я. Однако, все вычисления, связанные с площадью, должны основываться либо на опред-ии, либо на св-вах, заменяющих это определение. Значит, мы должны ответить на 2 вопроса: - что такое площадь? - как измерять площадь фигуры? $2 подхода к опред-ю понятия площади: - конструктивный (Атанасян); - аксиоматический (Шарыгин,Погорев, Смирновы) 1)конструктивный подход Площадь фигуры F – это функция, заданная на классе всех квадрированных фигур и принимающая все числовые значения. S(F) – число, полученное в результате измерения при условии, что единица измерения фиксирована. Все основные св-ва док-ся: – S(F)³0 для " квадрир.фигуры – S(F) – инвариантна, т.е. площади равных фигур равны – S(F) – аддитивна, т.е. площадь фигуры равна сумме площадей частей, на которые она разбита – Единичный квадрат имеет площадь 1. 2)аксиоматический подход Площадь фигуры S – это фун-я, заданная на классе всех квадрир. Фигур и удовлетворяющая след.усл-ям: –S(F)³0; –F1 ­= F2 Þ S(F1)= S(F2) –F= F1 ÈF2, F1 и F2 не содержат общих внутр. точек Þ S(F)= S(F1)+ S(F2) – So=1 ед2 Св-ва 1-4 при этом подходе не док-ся, а вводятся как аксиомы. Этот подход имеет недостаток: понятие площади опирается на понятие квардрир. Фигуры, а оно, в свою очередь, на понятие площади фигуры. Полная формулировка понятие площади: 1)Площадь определяется как фун-я, обладающая св-вами 1-4 для многоугольной фигуры. 2)Определяется класс квадрир.фигур 3)Площадь – фун-я со св-вами 1-4 на классе квадрир. Ф-р. При аксиоматич. подходе нужно док-ть теорему: Ф-ция со св-ваи 1-4 сущ-ет и единственна. Все остальные св-ва площади док-ся на основе определения. ПР:Если фигура Q содержится в фигуре R, то площадь Q меньше площади R, т.е. QÌRÞS(Q)<S(R) – св-во монотонности. 2.
       
 
S=ab
 
S=a2


®

 

¯

S=a×h=a×bsin1=1/2d1×d2×sin2

¯

S=1/2(a+b)h ® S=1/2d1d2sina

¯

S=pR, p –полупериметр S=S1+S2+S3+S4

¯

Sкр=pR2; Sсек=1/2×a×R2; Sсек=1/2×R2(a-sina)

3. Мет-ка включения уч-ся в деятельность по получению знач-ий включ. d себя след-е:

1)вывод формул по готовым чертежам

 

Док-ть:

ABCD– параллелограмм

 

Дано: SADN=SABCD Док-ть: SABCD=SAMD

 

2) Главный результат проведения док-в – это развитие мыш-я. Уч-ся должны осознать, что они опираются на понятие площади и её св-ва и, как следствие, осознают, для чего делать из параллелограмма прямоуг, достраивать тр-к до параллелограмма и т.д. Можно достраивать тр-к до параллелограмма, а можно до прямоугольника.

дост-е перекраивание

3) Много задач можно и нужно переформулировать в теоремы.

 

 

l || AB;

SAC1B=SAC2B=SAC3B=…

 

 

S AOB=SCOD

ABCD – трапеция

 

 

Площ-дь круга. Чтобы выч-ть S круга, нужно допол-ть опред-е S фиг-ры. Фиг-ра Ф имеет пл-дь S, если $ сод-щие ее прост-е фигуры и сод-иеся в ней простые фигуры с площ-ми, как угодно мало отлич-ся от S.

Ф-круг; Ф1-прав.впис.многоуг.,Ф2-прав.опис.многоуг.. S1=nSAOB; S2=nSEOD;

SAOB=ACRcosa=1/2ABRcosa

 

  Если n®¥, p®C=2pR; Значит, S1®pR2; S2®pR2; По введённому определению площади получаем, что площадь круга Sкр=pR2 Площадь сектора
Площади двух секторов относятся, как их центральные углы. Площадь круга Sкр=pR2, кругу соответствует центр.угол 2p.   Сегмент- это часть круга, ограниченная хордой и соответствующей дугой.  
a - центральный угол, который соответствует сектору.

Площадь сегмента

 

Sсег=Sсек-SD=

Отсюда, в частности, ®"a верно нер-во sina

2. Метод площадей в задачах на док-во

1)Если многоугольник разрезать на неск.частей, то его площадь равна сумме площадей частей.

ПР:

Дано: DABC, AB=BC=AC;

" M-внутри DABC

MD, ME, MF - ^-ры к сторонам.

Док-ть: MD+ME+MF=const (не зависит от выбора т.М)

2)Отношение длин отрезков можно заменить на отношение площадей D-ов.

Дано ABCD-вписан в окруж: AC Ç BD=M

Док-ть:

 

3)Различ.ф-лы для вычисления площади фигур позволяют составить ур-е и найти требуемый эл-т или соотношение м\у Эл-ми в фигуре.

Дано: D ABC; Ð C=900;

a-b=a, CD=h

Найти: AB-?

 

7. ^-ть пр-х и пл-тей,пр-й и пл-ти,пл-тей.Угол м/у пр-й и пл-тью,м/у пл-ми,расст-е м/у геом.фигурами (1)^-ть пр-й и пл-ти Df2 пр-е наз.^-ми,если угол м/у ними=900.
Дано: a//b,a^с. Д-ть:b^с Д-во:1)MÏа,MÏb,MÏс 2)МС//с (МÎМС),МА//а.3)а^сÞÐAМС=     Дано:a//b,a^a Д-ть:b^a Д-во:1)"хÌa;a^aÞa^х. По лемме b^с2)хÌa,x-"пр-яÞb^a Дано:a^a,b^a Д-ть:а//b Д-во:1)Предп.против.a//bÞMÎb,MÎb1,b1//a 2)bÇb1=M, b=(b,b1) 3)a^a,то a^х(хÌa),b1//a     Дано:a,a^р,a^q,pÇq=O,pÌa, qÌa Д-ть:а^a(а^m,mÌa) Д-во:1сл:ОÎа 1)l//m,ОÎl 2)AO=ОВ 3)xÎa,xÇp=P,xÇq=Q xÇl=L 4)Т.к.p и q-сер.^-ры к АВ,     AH-^-р,АВ-наклонная,Н-осн-е ^-ра,В-осн-е накл-й,НВ-проекц. накл-й АВ на a.^ меньше"накл.
Лемма. Если одна из 2-х


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: