История аутсорсинга в России




Зарождение предпринимательства в современной России проходило в весьма суровых условиях, когда методы конкурентной борьбы угрожали не только бизнесу, но и жизни и здоровью его собственников. Поэтому первейшей задачей российского бизнеса стала задача экономического и физического выживания.

Таким образом, пионерами аутсорсинга в России стали частные охранные предприятия (ЧОП), позволившие сотням предприятий защитить свой бизнес более качественно и более профессионально, чем несколько штатных охранников. Первые ЧОПы появились в начале 90-х годов, некоторые из них успешно существуют до сих пор, превратившись в достаточно крупные многопрофильные компании, специализирующиеся в сфере обеспечения физической охраны личности и объектов, коммерческой безопасности и технической защиты объектов.

Постепенно бизнес становился более цивилизованным, и все большее значение приобретала реклама. Специалистов по рекламе катастрофически не хватало, что создало благоприятную почву для образования специализированных рекламных агентств, способных выполнять сложные проекты. Затраты на привлечение рекламного агентства были не меньше, а во многих случаях больше, чем выполнение работ силами собственного отдела, но это был единственный путь создания качественной рекламы.

Вслед за рекламными агентствами появились PR-агентства и исследовательские компании, причем если последние привлекались, как правило, на проектной основе, то многие рекламные и PR-агентства выполняли полный спектр функций соответствующих отделов своих клиентов, фактически замещая эти отделы.

К началу третьего тысячелетия российский бизнес несколько оправился от дефолта 1998 года, в Россию вернулись многие предприниматели, и начался новый этап увлечения современными бизнес-технологиями. Одной из таких технологий являлся отказ от непрофильной для организации деятельности и концентрация усилий на том, что данная компания может делать лучше всех.

Относительно стабильная экономическая ситуация в России поспособствовала появлению новых услуг на рынке аутсорсинга. Основными из них стали ИТ-аутсорсинг, кадровый аутсорсинг и аутсорсинг бухгалтерии.

Первыми предложенными на рынке функциями ИТ-аутсорсинга стали техническое обслуживание офисной техники и системное администрирование. Впоследствии, этот список дополнили аутсорсинг ИТ-инфраструктуры, управление приложениями и аутсорсинг ИТ-специалистов.

Передача технического обслуживания и системного администрирования сторонним организациям позволяла существенно сэкономить компаниям с небольшим числом компьютеров и пользователей, но в то же время создавала существенные риски информационной безопасности. Это представляло серьезную угрозу для крупных компаний, поэтому в них предпочитали использовать штатных сотрудников.

Впрочем, даже в крупных компаниях, для которых служба ИТ является вспомогательным подразделением, иногда использовали ИТ-аутстаффинг, то есть предоставление сторонней компанией специалиста необходимой квалификации как для временной, так и для постоянной работы. Такие специалисты работали у клиента, но получали зарплату в аутсорсинговой компании, которая, в свою очередь, выставляла клиенту счета на сумму в 2-3 раза больше, но гарантировала замену специалиста в случае его болезни или увольнения.

ИТ-аутстаффинг являлся частным случаем кадрового аутсорсинга (аутстаффинга), которым в России занимались в основном западные кадровые агентства. В большинстве случаев к аутстаффингу прибегали для создания проектной команды на относительно небольшие сроки. Это позволяло сократить расходы на поиск персонала, что было особенно актуально для найма временных сотрудников. Кроме того, аутстаффинг позволял сотрудникам поработать на нескольких различных проектах без смены места работы, что было очень удобным для молодых специалистов.

Аутсорсинг бухгалтерии вызывал наибольшие опасения среди собственников и менеджеров российских предприятий, но по мере того, как все больше представительств западных компаний отдавали свою бухгалтерию сторонним организациям, некоторые российские компании также сделали свой выбор в пользу аутсорсинга.

Стоимость аутсорсинга бухгалтерии была пропорциональна количеству обрабатываемых документов, поэтому позволяла многим небольшим компаниям обойтись без штатного бухгалтера или освободить от этих обязанностей сотрудника, совмещающего должность главного бухгалтера с некоторой другой.

Большинство российских компаний работает в условиях высокой конкуренции, что требует снижения издержек при сохранении высокого качества предоставляемых услуг. Это порождает новые возможности для аутсорсинговых компаний, среди которых можно отметить:

- Предоставление услуг call-центра;

- Техническая поддержка корпоративных информационных систем;

- Предоставление информационных услуг.

Создание call-центра требует достаточно больших вложений в оборудование, которое используется полный рабочий день только в крупных компаниях. В то же время, многим небольшим компаниям желательно использовать call-центр время от времени для проведения маркетинговых акций или иметь в нем одного-двух постоянных сотрудников для оказания технической поддержки клиентам. В этом случае аутсорсинговый call-центр может предоставить на выгодных условиях как оборудование, так и операторов, выступая, таким образом, еще и в роли аутстаффера.

Техническая поддержка корпоративных информационных систем требует наличия у заказчика высокооплачиваемых специалистов, каждому из которых необходимо пройти специальное обучение. Поэтому передача обслуживания системы сторонней организации позволяет не только снизить затраты, но и избежать дополнительных расходов на обучение нового сотрудника в случае увольнения специалиста по поддержке.

Предоставления информационных услуг, в частности таких, как мониторинг СМИ или мониторинг деятельности конкурентов, все чаще отдается сторонним исполнителям. Это позволяет заказчику рационально использовать финансовые ресурсы, а исполнителю, работающему с несколькими заказчиками, иметь доступ к новейшим информационным технологиям.

Все эти возможности уже используются и будут использоваться в будущем еще чаще. Логично предположить, что список услуг, предоставляемых аутсорсинговыми компаниями, будет только расширяться, что создаст новые возможности для взаимовыгодного сотрудничества.

К сожалению в России, аутсорсинг пока не получил широкого распространения. Экономическая ситуация сложившаяся в России, тормозит процесс становления и развития, а именно - несовершенство законодательной базы и менталитет деловых отношений, который не заслуживает доверия. Эти факторы еще более увеличивают возможность потери контроля над процессом, невыполнение обязательств, утечки информации. Также важно, что в России некоторые виды деятельности носят полулегальный характер (бухгалтерия), что еще больше осложняет ситуацию.

Заключение

В последние годы одна из самых обсуждаемых тем в американском обществе - это аутсорсинг. Все больше американских компаний переводят не только свои производственные, но и инженерные, сервисные и даже иногда управленческие подразделения в такие страны, как Индия, Китай, Малайзия, Бразилия или Россия. Наша страна традиционно привлекает американцев обилием программистов и других технических сотрудников, готовых работать за смешные, по американским меркам, деньги.

Для нас, пока еще находящихся «по другую сторону» аутсорсинга, как и для других так называемых «развивающихся рынков», последствия ускоряющегося бегства рабочих мест от ставшей непомерно дорогой американской рабочей силы, на первый взгляд, могут быть только положительными. Новые рабочие места, повышение уровня зарплаты, улучшение инфраструктуры - все это необходимые следствия прихода американских компаний. Однако, как известно, если где-то что-то прибывает, где-то в другом месте что-то обязательно убывает.

Многие городки на востоке США, некогда процветающие центры американской промышленности, теперь напоминают декорации для съемок очередного голливудского фильма о глобальной катастрофе. Производство товаров, когда-то дававшее средства к существованию жителям этих мест, теперь находится под тропическим солнцем где-нибудь в Индии или Латинской Америке. Вообще, американские рабочие уже довольно давно почувствовали на себе, что такое аутсорсинг, и закончилось это знакомство печально: промышленные рабочие в США практически исчезли как класс. Однако на общей социальной или экономической ситуации это отразилось мало. 76% рабочих мест в стране относятся к «сфере обслуживания».

Но аутсорсинг неминуемо приходит и туда. Первыми из сервисных работников в положении его жертв оказались сотрудники call-центров (центров телефонной поддержки). Удешевление средств связи привело к тому, что издержки на междугородние телефонные разговоры оказались меньше разницы в оплате между американским и, например, индийским сотрудником. Поэтому теперь американец, который звонит в службу поддержки компании-производителя и стремится получить консультацию по установке программ на свой новый компьютер, попадает, скорее всего, к консультанту где-нибудь в Бангалоре. Индия прекрасно подходит для этого вида аутсорсинга прежде всего потому, что значительная часть ее жителей прекрасно говорят по-английски.

Программисты, аналитики, финансовые работники, наконец, журналисты и редакторы новостных лент - все эти специальности, как оказалось, прекрасно поддаются аутсорсингу.

Тенденция, которая сейчас набирает силу, - это тяготение к аутсорсингу все более «сложных» профессий и специализаций. Не только американские работники call-центров или индустриальные рабочие, но и аналитики финансового рынка, специалисты по страхованию или врачи не выдерживают конкуренции своих коллег из стран третьего мира. Да, да, врачи: даже эта профессия, казалось бы, обязательно требующая личного присутствия на месте оказания услуги (то есть, в нашем случае, в США), как выяснилось, поддается аутсорсингу. Помимо пока еще довольно экзотического варианта «дистанционной операции» (когда хирург при помощи специального аппарата и средств связи оперирует пациента, находясь на другом конце мира - примеры таких успешных операций уже существуют), в Америке набирает силу «косвенный аутсорсинг», медицинский туризм. Жители США, нуждающиеся в хирургическом лечении, отправляются в туристическую поездку, например в Индию. Там в условиях прекрасного частного госпиталя им сделают необходимую операцию, после чего они могут так же, как обычные туристы, полюбоваться красотами страны, и все это, вместе с перелетом, стоит в несколько раз меньше, чем аналогичные медицинские услуги в США.

 

Список литературы

 

1. Ляпоров В. Аутсорсинг бизнес процессов // www.md-management.ru

2. Переходов В.Н. Основы управления инновационной деятельностью. – М.: ИНФРА- М, 2005. – 298 с.

3. Костров А.В. Основы информационного менеджмента: учебное посо­бие. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 336с.

4. Липунцов Ю.П. Управление процессами. Методы управления пред­приятием с использованием информационных технологий. - М.: ДМК Пресс; М.: Компания АйТи, 2003. - 224с.

5. О. В. Васюхин, А. В. Варзунов ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ:
Учебное пособие. – СПб.: СПбГУ ИТМО, 2010. – 311с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: